🗊Тема III-7. Модусы дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №1Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №2Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №3Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №4Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №5Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №6Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №7Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №8Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №9Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №10Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №11Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №12Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №13Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №14Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №15Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №16Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №17Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №18Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №19Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №20Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №21Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №22Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №23Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №24Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №25Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №26Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №27Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №28Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №29Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №30Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №31Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №32Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №33Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №34Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №35Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №36Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №37Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №38Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №39Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №40Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №41Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №42Тема III-7.   Модусы дискурса  ДИСКУРС  © А.А.Кибрик, 2008, слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Тема III-7. Модусы дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008. Презентация содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Тема III-7.


Модусы дискурса
ДИСКУРС
© А.А.Кибрик, 2008
Описание слайда:
Тема III-7. Модусы дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008

Слайд 2





Разнообразие дискурса
«Война и мир»
Ваш конспект
Электронное письмо
Анкета для отдела кадров
SMS
Сообщение на автоответчике
Новости по ТВ
Бытовой диалог на кухне
Сама данная презентация
Описание слайда:
Разнообразие дискурса «Война и мир» Ваш конспект Электронное письмо Анкета для отдела кадров SMS Сообщение на автоответчике Новости по ТВ Бытовой диалог на кухне Сама данная презентация

Слайд 3





Таксономия дискурса
С точки зрения канала передачи информации (модусы)
С точки зрения жанра
С точки зрения функционального стиля
С точки зрения свойскости vs. формальности
Описание слайда:
Таксономия дискурса С точки зрения канала передачи информации (модусы) С точки зрения жанра С точки зрения функционального стиля С точки зрения свойскости vs. формальности

Слайд 4





Модусы дискурса
Устный
(Жестовый)
Письменный
Мысленный
Описание слайда:
Модусы дискурса Устный (Жестовый) Письменный Мысленный

Слайд 5





Л.С. Выготский
Внутренняя речь – онтогенетическая «свертка» внешней речи
Внешняя эгоцентрическая речь > шепотная речь > внутренняя речь
Описание слайда:
Л.С. Выготский Внутренняя речь – онтогенетическая «свертка» внешней речи Внешняя эгоцентрическая речь > шепотная речь > внутренняя речь

Слайд 6





Различия между устным и письменным дискурсом
Обращение Правительства Москвы к москвичам в январе 2002 г.
Рассказ о содержании обращения – устный разговор москвички М. с дочерью Н.
Описание слайда:
Различия между устным и письменным дискурсом Обращение Правительства Москвы к москвичам в январе 2002 г. Рассказ о содержании обращения – устный разговор москвички М. с дочерью Н.

Слайд 7





Письмо	
Уважаемые москвичи! <…> Объем бюджетных дотаций в значительной мере зависит от площади занимаемых гражданами квартир, а значит, с каждым годом все большая часть городского бюджета перераспределяется в пользу обеспеченных граждан. <…> Пусть те, кто может обеспечить себя и свою семью, оплачивает предоставляемые жилищные услуги и услуги теплоснабжения полностью. <…> При этом Правительство Москвы не отказывается от действующей программы жилищных субсидий. <…> Уважаемые москвичи! Те из Вас, кто имеет среднедушевой доход свыше 8,5 тыс. рублей в месяц, оплатите оказанные Вам жилищно-коммунальные услуги по ставкам, отражающим их реальную стоимость. <…> Два вида извещений в январе 2002 года до Вас будут доведены жилищными организациями. Данная акция добровольная. Никто не потребует от Вас документального подтверждения Ваших доходов. Нужно только Ваше волеизъявление.
Описание слайда:
Письмо Уважаемые москвичи! <…> Объем бюджетных дотаций в значительной мере зависит от площади занимаемых гражданами квартир, а значит, с каждым годом все большая часть городского бюджета перераспределяется в пользу обеспеченных граждан. <…> Пусть те, кто может обеспечить себя и свою семью, оплачивает предоставляемые жилищные услуги и услуги теплоснабжения полностью. <…> При этом Правительство Москвы не отказывается от действующей программы жилищных субсидий. <…> Уважаемые москвичи! Те из Вас, кто имеет среднедушевой доход свыше 8,5 тыс. рублей в месяц, оплатите оказанные Вам жилищно-коммунальные услуги по ставкам, отражающим их реальную стоимость. <…> Два вида извещений в январе 2002 года до Вас будут доведены жилищными организациями. Данная акция добровольная. Никто не потребует от Вас документального подтверждения Ваших доходов. Нужно только Ваше волеизъявление.

Слайд 8





Устная речь
Нет.
Подожди я тебе расскажу про бумажку.
Значит там говорится:
что-о .. с первого января … вводится такая система:
 .. при которой … ээ те .. граждане,
которые получают==
... у котор==
в котор==
у которых доход на … душу ... в семье .. больше восьми с половиной тысяч рублей в месяц,
Описание слайда:
Устная речь Нет. Подожди я тебе расскажу про бумажку. Значит там говорится: что-о .. с первого января … вводится такая система: .. при которой … ээ те .. граждане, которые получают== ... у котор== в котор== у которых доход на … душу ... в семье .. больше восьми с половиной тысяч рублей в месяц,

Слайд 9





Соотношение двух образцов дискурса
Они в некоторым смысле эквивалентны
И из того, и из другого носитель русского языка может составить представление об инициативе правительства Москвы
Но они совершенно невзаимозаменимы
И очень различны по структуре
Описание слайда:
Соотношение двух образцов дискурса Они в некоторым смысле эквивалентны И из того, и из другого носитель русского языка может составить представление об инициативе правительства Москвы Но они совершенно невзаимозаменимы И очень различны по структуре

Слайд 10





Различие между устным и письменным дискурсом
Описание слайда:
Различие между устным и письменным дискурсом

Слайд 11





Свойства устной речи
Оценочное изложение  
	… ну и идея такая, [меня она поразила] 
Повторы
	не обязательно должны <...> это не 	обязательно
Речевые сбои 
	которые получают==
	... у котор==
	в котор==
	у которых доход на … душу ...
Описание слайда:
Свойства устной речи Оценочное изложение … ну и идея такая, [меня она поразила] Повторы не обязательно должны <...> это не обязательно Речевые сбои которые получают== ... у котор== в котор== у которых доход на … душу ...

Слайд 12





Свойства устной речи
Паузы
абсолютные
заполненные
продление концов и начал слов
Другой синтаксис
фактически ... сумма ... мм средств которые тратит город на-а … поддержание всего этого .. жилого фонда,
... получается что,
... на-а .. долю состоятельных граждан расходуется львиная часть этого бюджета.
Описание слайда:
Свойства устной речи Паузы абсолютные заполненные продление концов и начал слов Другой синтаксис фактически ... сумма ... мм средств которые тратит город на-а … поддержание всего этого .. жилого фонда, ... получается что, ... на-а .. долю состоятельных граждан расходуется львиная часть этого бюджета.

Слайд 13





Свойства устной речи
Иногда очень длинные предложения
Дискурсивные слова
	в частности все льготы сохраняются,
	[.. для тех у кого были льготы,]
	… вот,
Наложение
	М: .. Мол поэтому справедливо чтобы 	они 	{платили}.
	 Н: 	{Угу}.
Описание слайда:
Свойства устной речи Иногда очень длинные предложения Дискурсивные слова в частности все льготы сохраняются, [.. для тех у кого были льготы,] … вот, Наложение М: .. Мол поэтому справедливо чтобы они {платили}.  Н: {Угу}.

Слайд 14





Какой модус дискурса исходный?
Разумеется, устный
Существует десятки или даже сотни тысяч лет, а письмо лишь 5 тыс. лет
В эволюции каждого индивидуума
Большинство языков – бесписьменные
Даже носители «самых письменных» языков все равно больше говорят устно
Описание слайда:
Какой модус дискурса исходный? Разумеется, устный Существует десятки или даже сотни тысяч лет, а письмо лишь 5 тыс. лет В эволюции каждого индивидуума Большинство языков – бесписьменные Даже носители «самых письменных» языков все равно больше говорят устно

Слайд 15





Представление о приоритете письменного языка
Культурная роль сакральных письменных текстов
Представление о «чистоте» письменного языка и «испорченности» устного
В лингвистике: письмо = запись устной речи?
Изучать письменный язык – не то же, что изучать язык вообще
Описание слайда:
Представление о приоритете письменного языка Культурная роль сакральных письменных текстов Представление о «чистоте» письменного языка и «испорченности» устного В лингвистике: письмо = запись устной речи? Изучать письменный язык – не то же, что изучать язык вообще

Слайд 16





Фундаментальные различия между уст. речью и письмом
Описание слайда:
Фундаментальные различия между уст. речью и письмом

Слайд 17





Скорость
Письмо: формирование сложного синтаксиса – на это есть время и у пишущего, и у читающего
Фрагментация в устном дискурсе
Интеграция в письменном дискурсе:
Сложные ИГ
Сложная структура предикации
Полипредикативные конструкции
Перед разогреванием разбавь молоком
установка приборов учета расхода ресурсов
Описание слайда:
Скорость Письмо: формирование сложного синтаксиса – на это есть время и у пишущего, и у читающего Фрагментация в устном дискурсе Интеграция в письменном дискурсе: Сложные ИГ Сложная структура предикации Полипредикативные конструкции Перед разогреванием разбавь молоком установка приборов учета расхода ресурсов

Слайд 18





Сравнительная частота средств интеграции на 1000 слов (У. Чейф)
Описание слайда:
Сравнительная частота средств интеграции на 1000 слов (У. Чейф)

Слайд 19





J. Nichols – сопоставление рус. и англ. научного текста
[Объяснение [фонемных соответствий между языками] [формальной общностью их происхождения из определенной исходной языковой системы]] предполагает [необходимость реконструкции ее [с целью изучения возникновения и путей преобразования исторически засвидетельствованных родственных языковых систем]].(Гамкрелидзе  и Иванов 1984: lxxx)
Описание слайда:
J. Nichols – сопоставление рус. и англ. научного текста [Объяснение [фонемных соответствий между языками] [формальной общностью их происхождения из определенной исходной языковой системы]] предполагает [необходимость реконструкции ее [с целью изучения возникновения и путей преобразования исторически засвидетельствованных родственных языковых систем]].(Гамкрелидзе и Иванов 1984: lxxx)

Слайд 20





Буквальный перевод
(An) explanation of phoneme correspondences between languages by means of (the) commonality of their descent from an original linguistic system assumes (the) necessity of (a) reconstruction of it [the original system] with the goal of (a) study of the rise and paths of transformation of historicallty attested cognate linguistic systems.
Описание слайда:
Буквальный перевод (An) explanation of phoneme correspondences between languages by means of (the) commonality of their descent from an original linguistic system assumes (the) necessity of (a) reconstruction of it [the original system] with the goal of (a) study of the rise and paths of transformation of historicallty attested cognate linguistic systems.

Слайд 21





Приемлемый перевод
If phonemic correspondences between languages are to be explained as due to a common descent  from an original system, then that system must be reconstructed in order that the origin of the attested cognate languages and the changes undergone by them may be studied.
Описание слайда:
Приемлемый перевод If phonemic correspondences between languages are to be explained as due to a common descent from an original system, then that system must be reconstructed in order that the origin of the attested cognate languages and the changes undergone by them may be studied.

Слайд 22





Контакт
Устный дискурс: 
опора на «конситуацию»
возможность немедленной обратной связи
включение эмпирических деталей
вовлеченность
местоимения 1, 2 лица
различные лексические маркеры субъективности
прямое цитирование
Письменный дискурс
отстраненность
устранение субъекта, пассив
бюджет перераспределяется, услуги дотируются, предпринимаются шаги, обусловлено ростом, извещения будут доведены...
Описание слайда:
Контакт Устный дискурс: опора на «конситуацию» возможность немедленной обратной связи включение эмпирических деталей вовлеченность местоимения 1, 2 лица различные лексические маркеры субъективности прямое цитирование Письменный дискурс отстраненность устранение субъекта, пассив бюджет перераспределяется, услуги дотируются, предпринимаются шаги, обусловлено ростом, извещения будут доведены...

Слайд 23





Сравнительная частота средств вовлеч-сти на 1000 слов (У. Чейф)
Описание слайда:
Сравнительная частота средств вовлеч-сти на 1000 слов (У. Чейф)

Слайд 24





Другие фундаментальные различия между модусами
Описание слайда:
Другие фундаментальные различия между модусами

Слайд 25





Организация устного дискурса
Описание слайда:
Организация устного дискурса

Слайд 26





Земская и др. – другие свойства устной речи
регулярность
инновативность
клишированность
…………………………….
Описание слайда:
Земская и др. – другие свойства устной речи регулярность инновативность клишированность …………………………….

Слайд 27





Сомнение в выводах 
Chafe 1982
Два корпуса дискурсов различаются не только по модусу, но и по другим параметрам, в том числе по
функциональному стилю: бытовой vs. научный
Не могут ли различия между двумя частями корпуса, особенно с точки зрения «вовлеченности», объясняться не модусом, а функциональным стилем, а может быть и еще какими-то факторами?
На самом деле модус и функциональный стиль вызывают сходные эффекты
Описание слайда:
Сомнение в выводах Chafe 1982 Два корпуса дискурсов различаются не только по модусу, но и по другим параметрам, в том числе по функциональному стилю: бытовой vs. научный Не могут ли различия между двумя частями корпуса, особенно с точки зрения «вовлеченности», объясняться не модусом, а функциональным стилем, а может быть и еще какими-то факторами? На самом деле модус и функциональный стиль вызывают сходные эффекты

Слайд 28





Столярова 2003
Описание слайда:
Столярова 2003

Слайд 29





Богданова 2003
Коэффициенты синтаксической сложности
УРР	0.26 
УНР	0.39
ПНР	0.49
Описание слайда:
Богданова 2003 Коэффициенты синтаксической сложности УРР 0.26 УНР 0.39 ПНР 0.49

Слайд 30





Более контролируемое сопоставление
Корпус устных рассказов
Корпус письменных рассказов с теми же авторами и сюжетами
Описание слайда:
Более контролируемое сопоставление Корпус устных рассказов Корпус письменных рассказов с теми же авторами и сюжетами

Слайд 31





Устные и письменные рассказы
Описание слайда:
Устные и письменные рассказы

Слайд 32





Устные и письменные рассказы
Описание слайда:
Устные и письменные рассказы

Слайд 33





Сопоставление
Описание слайда:
Сопоставление

Слайд 34





Синтаксис (фрагментация vs. интеграция)
Описание слайда:
Синтаксис (фрагментация vs. интеграция)

Слайд 35





Субмодусы
Устный дискурс:
лицом-к-лицу
телефонный разговор
разговор с автоответчиком
радио
..........
Письменный дискурс:
знаки на глиняных табличках
письмо от руки
машинопись
SMS
...........
Описание слайда:
Субмодусы Устный дискурс: лицом-к-лицу телефонный разговор разговор с автоответчиком радио .......... Письменный дискурс: знаки на глиняных табличках письмо от руки машинопись SMS ...........

Слайд 36





Электронный дискурс
Промежуточное положение между устным и письменным
Канал – визуально-графический
Скорость – между письменным и устным
Виртуальный контакт
По языковой структуре гораздо ближе к устному дискурсу, чем традиционное письмо
Описание слайда:
Электронный дискурс Промежуточное положение между устным и письменным Канал – визуально-графический Скорость – между письменным и устным Виртуальный контакт По языковой структуре гораздо ближе к устному дискурсу, чем традиционное письмо

Слайд 37





Пример
Andrej, my snachala sami emu pozvonim, chtoby on ne udivljaljsja, a potom uzh vy sami o detaljah dogovarivatjsa budete, OK?
Ja tebe napishu.
L.
Описание слайда:
Пример Andrej, my snachala sami emu pozvonim, chtoby on ne udivljaljsja, a potom uzh vy sami o detaljah dogovarivatjsa budete, OK? Ja tebe napishu. L.

Слайд 38





Как соотносятся системы?
Земская: две разные системы
Чейф: в письменном дискурсе прорастают семена, в зародыше имеющиеся в устном
К этому стоит добавить, что в письменном дискурсе глушатся многие ростки, имеющиеся в устном
Описание слайда:
Как соотносятся системы? Земская: две разные системы Чейф: в письменном дискурсе прорастают семена, в зародыше имеющиеся в устном К этому стоит добавить, что в письменном дискурсе глушатся многие ростки, имеющиеся в устном

Слайд 39





Эволюция письменного языка
Пешковский: 
«при переводе с древних языков на современные все время приходится заменять сочинение подчинением» 
Аккадский язык (2 тыс. до н.э.): 
Завершил ли ты переговоры относительно поля, которые (ранее) не были завершены? Документ с печатью составил? Если ты завершил переговоры, которые (ранее) не были завершены, и составил документ с печатью, передай этот документ девице …
Описание слайда:
Эволюция письменного языка Пешковский: «при переводе с древних языков на современные все время приходится заменять сочинение подчинением» Аккадский язык (2 тыс. до н.э.): Завершил ли ты переговоры относительно поля, которые (ранее) не были завершены? Документ с печатью составил? Если ты завершил переговоры, которые (ранее) не были завершены, и составил документ с печатью, передай этот документ девице …

Слайд 40





Навахо – морфосинтаксис (частота на 100 клауз)
Описание слайда:
Навахо – морфосинтаксис (частота на 100 клауз)

Слайд 41





Навахо – лексика 
(частота на 100 клауз)
Описание слайда:
Навахо – лексика (частота на 100 клауз)

Слайд 42





Пример из устного рассказа
’éí	shį́į́		ch’ééh		kóńjiil’įįh
то	вероятно	понапрасну	она.толкала.его
‘Она [=орлица] толкала его [=яйцо] понапрасну’
Описание слайда:
Пример из устного рассказа ’éí shį́į́ ch’ééh kóńjiil’įįh то вероятно понапрасну она.толкала.его ‘Она [=орлица] толкала его [=яйцо] понапрасну’

Слайд 43





Пример из письменного рассказа
’áádóó	’atsáh-ą́ą		[’ayęęzhii	t’óó	
потом	орлица-эта	яйцо		просто
si’án-ę́ę]		  ch’ééh		yéédilch’i’
оно.лежит-Рел  понапрасну	она.трогала.его
‘Потом эта орлица понапрасну трогала яйцо, которое лежало без движения’
Описание слайда:
Пример из письменного рассказа ’áádóó ’atsáh-ą́ą [’ayęęzhii t’óó потом орлица-эта яйцо просто si’án-ę́ę] ch’ééh yéédilch’i’ оно.лежит-Рел понапрасну она.трогала.его ‘Потом эта орлица понапрасну трогала яйцо, которое лежало без движения’



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию