🗊Теория и методика школьного исторического образования в России

Категория: История
Нажмите для полного просмотра!
Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №1Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №2Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №3Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №4Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №5Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №6Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №7Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №8Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №9Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №10Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №11Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №12Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №13Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №14Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №15Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №16Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №17Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №18Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №19Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №20Теория и методика школьного исторического образования в России, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Теория и методика школьного исторического образования в России. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Теория и методика школьного исторического образования в России
Описание слайда:
Теория и методика школьного исторического образования в России

Слайд 2





Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования
1988 – 1992 гг. – распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к построению новой системы.
1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему.
1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования.
C 2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.
Описание слайда:
Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования 1988 – 1992 гг. – распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к построению новой системы. 1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему. 1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования. C 2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.

Слайд 3





Проблемы построения современной системы исторического образования
Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациями
Поиск соотношения российского и международного опыта
Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной)
Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом
Описание слайда:
Проблемы построения современной системы исторического образования Поиск соотношения между традициями, преемственностью и новациями Поиск соотношения российского и международного опыта Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной) Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом

Слайд 4





Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе
Описание слайда:
Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе

Слайд 5





Топические уровни
В.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой
Описание слайда:
Топические уровни В.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой

Слайд 6





Линейная структура 
(1934 -1959, 1965-1993 гг.)
Достоинства
последовательно раскрываются этапы развития общества;
предстает широкая панорама прошлого;
имеется возможность свободного обзора основных событий;
помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности;
сведена к минимуму опасность дублирования тем;
общее содержание легко поддается корректировке.
Описание слайда:
Линейная структура (1934 -1959, 1965-1993 гг.) Достоинства последовательно раскрываются этапы развития общества; предстает широкая панорама прошлого; имеется возможность свободного обзора основных событий; помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности; сведена к минимуму опасность дублирования тем; общее содержание легко поддается корректировке.

Слайд 7





Концентрическая структура 
(1959 -1965 гг. и с 1993 г.)
Недоработки 1959-65 гг.
не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов;
сократился запас фактических знаний;
ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;
упрощенное толкование событий, описательность;
неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории
Описание слайда:
Концентрическая структура (1959 -1965 гг. и с 1993 г.) Недоработки 1959-65 гг. не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов; сократился запас фактических знаний; ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности; упрощенное толкование событий, описательность; неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории

Слайд 8





Пропедевтический курс
Традиционный вариант
Курс «Рассказы по истории Отечества»
Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого России
Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п.
Описание слайда:
Пропедевтический курс Традиционный вариант Курс «Рассказы по истории Отечества» Изучаются наиболее яркие и значительные факты из прошлого России Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации, чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п.

Слайд 9





Первый концентр
Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи.
Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1).
Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.
Описание слайда:
Первый концентр Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1). Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.

Слайд 10





Второй концентр
К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества.
Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов.
Ориентация на развивающее обучение.
Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем.
Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.
Описание слайда:
Второй концентр К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества. Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов. Ориентация на развивающее обучение. Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем. Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.

Слайд 11





УМК по истории
Описание слайда:
УМК по истории

Слайд 12





«Старые» учебники

Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры.
Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы.
Стереотипы мышления, присущие советской историографии.
Традиционная структура методического аппарата.
Описание слайда:
«Старые» учебники Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической конъюнктуры. Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы. Стереотипы мышления, присущие советской историографии. Традиционная структура методического аппарата.

Слайд 13





Учебники «нового поколения»
Отказ от моноидеологии.
В центре внимания люди.
Понятийная система сменилась образной.
Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции.
Усиление доли фактологического материала.
Информационная избыточность текста.
Новые выразительные способы изложения.
Многоуровневая система образов.
Новый способ формулирования названий параграфов.
Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний.
Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари).
Новая иллюстративная метасистема.
Сквозная сеть вопросов и заданий.
Описание слайда:
Учебники «нового поколения» Отказ от моноидеологии. В центре внимания люди. Понятийная система сменилась образной. Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции. Усиление доли фактологического материала. Информационная избыточность текста. Новые выразительные способы изложения. Многоуровневая система образов. Новый способ формулирования названий параграфов. Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний. Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари). Новая иллюстративная метасистема. Сквозная сеть вопросов и заданий.

Слайд 14





Общие подходы к анализу урока
Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников исторических представлений.
Направленность всех педагогических действий на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости.
Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира.
Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся.
Конструирование учебного занятия по «нарастающей».
Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму.
Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока.
Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем
Описание слайда:
Общие подходы к анализу урока Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников исторических представлений. Направленность всех педагогических действий на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости. Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира. Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся. Конструирование учебного занятия по «нарастающей». Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму. Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока. Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем

Слайд 15





Типология названий уроков истории
Время и место действия.
Вопросительная форма.
Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»).
Заимствованное из художественных и исторических текстов.
Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения.
Проблемные ситуации (принцип «или-или»).
Недописанные ключевые слова.
Скрытый план.
Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов.
Вычленение учащимися ведущей проблемы.
Графическое оформление.
Расстановка учащимися знаков препинания.
Описание слайда:
Типология названий уроков истории Время и место действия. Вопросительная форма. Сквозная линия (принцип «от… до (к)…»). Заимствованное из художественных и исторических текстов. Прием «отстранения», т.е. освещения знакомого факта под новым углом зрения. Проблемные ситуации (принцип «или-или»). Недописанные ключевые слова. Скрытый план. Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов. Вычленение учащимися ведущей проблемы. Графическое оформление. Расстановка учащимися знаков препинания.

Слайд 16





Типология хронологических заданий
Тесты на соотнесение года с веком.
Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?»)
Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. 
Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры.
Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности (), следствия ()).
Рисунки по датам.
Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы.
Знакомство с календарями изучаемых стран.
Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)
Описание слайда:
Типология хронологических заданий Тесты на соотнесение года с веком. Стандартные задачи («сколько лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?», «сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?») Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления. Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры. Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности (), следствия ()). Рисунки по датам. Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы. Знакомство с календарями изучаемых стран. Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)

Слайд 17





Типология картографических заданий
Универсальные: 
- локализация исторических фактов по карте; 
- анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников;
- локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач;
- творческие образные задания.
Тесты:
- с несколькими вариантами выбора;
- восстановление соответствия;
- группировка по разнообразным критериям;
- соотношения по аналогии;
- «исключение лишнего»;
- определение последовательности;
- с ограничениями на ответы.
Картографический диктант.
Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения).
Задания, рассчитанные на образное воображение.
Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов.
Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п.
Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.
Описание слайда:
Типология картографических заданий Универсальные: - локализация исторических фактов по карте; - анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников; - локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач; - творческие образные задания. Тесты: - с несколькими вариантами выбора; - восстановление соответствия; - группировка по разнообразным критериям; - соотношения по аналогии; - «исключение лишнего»; - определение последовательности; - с ограничениями на ответы. Картографический диктант. Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения). Задания, рассчитанные на образное воображение. Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов. Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п. Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.

Слайд 18





Тестовые задания для проверки формализованных знаний
Описание слайда:
Тестовые задания для проверки формализованных знаний

Слайд 19





Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений
Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся.
Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи.
Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
Описание слайда:
Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений Логические задания – мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся. Проблемные задания – особый вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи. Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.

Слайд 20





Формы итоговой аттестации учащихся
Экзаменационные билеты
Собеседование
Рефераты
ЕГЭ
Описание слайда:
Формы итоговой аттестации учащихся Экзаменационные билеты Собеседование Рефераты ЕГЭ

Слайд 21





Дополнительная литература
Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002.
Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., 2003.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., 1999.
Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1998.
Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., 2006.
Историческое образование в современной школе: Альманах. М., 2004. Вып.1-4.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., 2000.
Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., 2001.
Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2001.
Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.).
Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.
Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., 2006.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.
Описание слайда:
Дополнительная литература Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1999. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., 2002. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., 2003. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., 1999. Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995 Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1998. Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., 2006. Историческое образование в современной школе: Альманах. М., 2004. Вып.1-4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., 2000. Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., 2001. Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2001. Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.). Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., 2006. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию