🗊Презентация Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14

Нажмите для полного просмотра!
Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №1Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №2Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №3Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №4Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №5Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №6Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №7Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №8Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №9Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №10Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №11Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №12Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №13Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №14Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №15Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №16Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №17Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №18Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 14.
Учебник в системе средств обучения экономике.
Описание слайда:
Лекция 14. Учебник в системе средств обучения экономике.

Слайд 2





Существует множество определений учебника:
учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики.
учебник — развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения
Описание слайда:
Существует множество определений учебника: учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики. учебник — развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения

Слайд 3





Признаки учебников:

учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке;
учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания ;
учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях ;
учебник должен содержать материал воспитательного характера;
учебник должен заинтересовывать ученика ;
в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал .
Описание слайда:
Признаки учебников: учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке; учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания ; учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях ; учебник должен содержать материал воспитательного характера; учебник должен заинтересовывать ученика ; в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал .

Слайд 4





Современный учебник 
Чаще всего не одна книга, а учебно-методический комплект (УМК), в состав которого могут входить помимо основной учебной книги также практикум, хрестоматия, справочные материалы и другие пособия.
Описание слайда:
Современный учебник Чаще всего не одна книга, а учебно-методический комплект (УМК), в состав которого могут входить помимо основной учебной книги также практикум, хрестоматия, справочные материалы и другие пособия.

Слайд 5





Школьный учебник выполняет целый ряд дидактических функций:
Информативная функция, связанная с сущностью учебника как носителя содержания образования.
Функция мотивации – стимулирование познавательной деятельности учащихся.
Функция достижения результатов обучения – наличие в учебнике необходимого набора заданий разного уровня сложности, направленных на закрепление знаний и формирование практических навыков.
Развивающая функция, предполагающая развитие мышления, речи, творческих способностей, навыков работы с информацией.
Воспитательная функция, ориентированная на формирование нравственных ценностей и содействие социализации.
Интегрирующая функция, предполагающая определение места изучаемой науки в  системе наук и установление межпредметных связей.
Описание слайда:
Школьный учебник выполняет целый ряд дидактических функций: Информативная функция, связанная с сущностью учебника как носителя содержания образования. Функция мотивации – стимулирование познавательной деятельности учащихся. Функция достижения результатов обучения – наличие в учебнике необходимого набора заданий разного уровня сложности, направленных на закрепление знаний и формирование практических навыков. Развивающая функция, предполагающая развитие мышления, речи, творческих способностей, навыков работы с информацией. Воспитательная функция, ориентированная на формирование нравственных ценностей и содействие социализации. Интегрирующая функция, предполагающая определение места изучаемой науки в системе наук и установление межпредметных связей.

Слайд 6





Структура учебника включает в себя:
текст (как главный компонент); 
 внетекстовые (вспомогательные) компоненты.
Описание слайда:
Структура учебника включает в себя: текст (как главный компонент); внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Слайд 7





Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты.
Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический.
 К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.
К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.
Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.
Описание слайда:
Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п. К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал. Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Слайд 8





К внетекстовым компонентам относятся: 
аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения.
 иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.
 аппарат ориентировки: включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.
Описание слайда:
К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения. иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации. аппарат ориентировки: включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.

Слайд 9





Первый школьный учебник по экономике появился 
в России в 1992 году.


Вышли  русские переводы таких популярных на Западе учебников, как С. Брю, К. Макконелл "Экономика" (М., 1992) и С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика" (М., 1993). 
В 1994 году увидели свет "Курс экономической теории", подготовленный коллективом преподавателей Московского государственного института международных отношений МИД РФ, и "Макроэкономика" В. Гальперина, П. Гребенникова, А. Леусского и Л. Тарасовича из Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 

Первый отечественный учебник по математике («Арифметика» Л. Ф. Магницкого) датируется 1703 г.
Описание слайда:
Первый школьный учебник по экономике появился в России в 1992 году. Вышли русские переводы таких популярных на Западе учебников, как С. Брю, К. Макконелл "Экономика" (М., 1992) и С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи "Экономика" (М., 1993). В 1994 году увидели свет "Курс экономической теории", подготовленный коллективом преподавателей Московского государственного института международных отношений МИД РФ, и "Макроэкономика" В. Гальперина, П. Гребенникова, А. Леусского и Л. Тарасовича из Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Первый отечественный учебник по математике («Арифметика» Л. Ф. Магницкого) датируется 1703 г.

Слайд 10





К современным учебникам предъявляются высокие требования. Особенно это актуально с развитием стандартов обучения.
Экспертиза учебника – это его исследование и оценка с точки зрения соответствия неким нормам, критериям, требованиям. 
Например: оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения (завершенной предметной линии учебников), и оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения).(Из Положения о порядке экспертизы учебников в РФ)
Описание слайда:
К современным учебникам предъявляются высокие требования. Особенно это актуально с развитием стандартов обучения. Экспертиза учебника – это его исследование и оценка с точки зрения соответствия неким нормам, критериям, требованиям. Например: оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения (завершенной предметной линии учебников), и оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения).(Из Положения о порядке экспертизы учебников в РФ)

Слайд 11





По результатам экспертизы ежегодно формируются Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
До 2005 года экспертиза учебных изданий проводилась Федеральным экспертным советом Министерства образования России (ФЭС).
С 2005 года экспертиза учебников выполнялась экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО).
Описание слайда:
По результатам экспертизы ежегодно формируются Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. До 2005 года экспертиза учебных изданий проводилась Федеральным экспертным советом Министерства образования России (ФЭС). С 2005 года экспертиза учебников выполнялась экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук (РАН) и Российской академией образования (РАО).

Слайд 12


Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Для анализа и оценки качества учебника по экономике можно использовать четырехуровневую систему критериев:
первый уровень критериев относится к оценке содержания учебного материала; 
на втором уровне расположены критерии оценки структуры; 
третий уровень содержит специальные критерии, связанные с особенностями школьного курса экономики; 
на четвертом уровне представлены два дополнительных критерия: дидактическое и методическое сопровождение учебника и полиграфическое качество учебника.
Описание слайда:
Для анализа и оценки качества учебника по экономике можно использовать четырехуровневую систему критериев: первый уровень критериев относится к оценке содержания учебного материала; на втором уровне расположены критерии оценки структуры; третий уровень содержит специальные критерии, связанные с особенностями школьного курса экономики; на четвертом уровне представлены два дополнительных критерия: дидактическое и методическое сопровождение учебника и полиграфическое качество учебника.

Слайд 14





Оценка содержания (первый уровень) осуществляется по трем критериям. 
Первый критерий — соответствие содержаний учебника требованиям Государственного образовательного стандарта, учебной программы. Соответствие данному критерию является обязательным требованием для включения учебника в Федеральный перечень.
 Второй критерий - корректность использования общепринятой научной терминологии и определений экономических понятий. 
Третий критерий - степень актуальности учебного материала по экономике России. Поскольку оценивается учебник, предназначенный для обучения российских школьников, его со­держание должно быть максимально связано с российской экономикой.
Описание слайда:
Оценка содержания (первый уровень) осуществляется по трем критериям. Первый критерий — соответствие содержаний учебника требованиям Государственного образовательного стандарта, учебной программы. Соответствие данному критерию является обязательным требованием для включения учебника в Федеральный перечень. Второй критерий - корректность использования общепринятой научной терминологии и определений экономических понятий. Третий критерий - степень актуальности учебного материала по экономике России. Поскольку оценивается учебник, предназначенный для обучения российских школьников, его со­держание должно быть максимально связано с российской экономикой.

Слайд 15





Второй уровень составляют следующие четыре критерия оценки структуры учебника: 
дифференцированность основного текста.
функциональность дополнительного текста.
содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстративного материала.
содержание аппарата ориентировки.
 Критерии этого уровня направлены главным образом на оценку методического аппарата учебника.
Описание слайда:
Второй уровень составляют следующие четыре критерия оценки структуры учебника: дифференцированность основного текста. функциональность дополнительного текста. содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстративного материала. содержание аппарата ориентировки. Критерии этого уровня направлены главным образом на оценку методического аппарата учебника.

Слайд 16





Специальные критерии: 
 формирование навыков работы с фактической и статистической экономической информацией; 
реализация межпредметных связей;
профориентационная направленность.
Описание слайда:
Специальные критерии: формирование навыков работы с фактической и статистической экономической информацией; реализация межпредметных связей; профориентационная направленность.

Слайд 17





Дополнительные критерии: 
дидактическое и методическое сопровождение учебника. Желательно, чтобы учебник входил составной частью в целостный учебно-методический комплект по предмету, который обязательно должен включать в себя методическое пособие для учителя и ряд пособий для учащихся (рабочие тетради, хрестоматии и пр.). 
полиграфическое качество учебника.  Следует помнить, что учебник предназначен для детей. Поэтому он должен соответствовать как санитарным нормам и правилам, так и эстетическим критериям. Основные требования к полиграфическому качеству учебника: а) оптимальный для данного возраста шрифт; б) использование многоцветной печати, цветных иллюстраций, схем, таблиц и т. п.; в) высокое качество бумаги и способ брошюровки, способные обеспечить долговечность учебника.  
Описание слайда:
Дополнительные критерии: дидактическое и методическое сопровождение учебника. Желательно, чтобы учебник входил составной частью в целостный учебно-методический комплект по предмету, который обязательно должен включать в себя методическое пособие для учителя и ряд пособий для учащихся (рабочие тетради, хрестоматии и пр.). полиграфическое качество учебника. Следует помнить, что учебник предназначен для детей. Поэтому он должен соответствовать как санитарным нормам и правилам, так и эстетическим критериям. Основные требования к полиграфическому качеству учебника: а) оптимальный для данного возраста шрифт; б) использование многоцветной печати, цветных иллюстраций, схем, таблиц и т. п.; в) высокое качество бумаги и способ брошюровки, способные обеспечить долговечность учебника.  

Слайд 18





Домашнее задание по теме лекции:
Провести подборку учебно-методического обеспечения преподавания экономики на профильном уровне в 10 классе. Свой выбор обосновать.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Описание слайда:
Домашнее задание по теме лекции: Провести подборку учебно-методического обеспечения преподавания экономики на профильном уровне в 10 классе. Свой выбор обосновать. Максимальная оценка – 10 баллов.

Слайд 19


Учебник в системе средств обучения экономике. Лекция 14, слайд №19
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию