🗊Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В. Я. Коровино

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №1Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №2Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №3Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №4Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №5Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №6Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №7Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №8Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №9Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №10Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №11Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №12Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №13Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №14Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №15Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №16Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №17Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №18Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №19Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №20Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №21Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №22Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №23Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №24Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №25Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В. Я. Коровино. Презентация содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок литературы в 5 классе
по сказке Антония Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
(УМК под редакцией В. Я. Коровиной)
(работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «Лесогорская СОШ» Голубевой Натальей Леонидовной)
Описание слайда:
Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В. Я. Коровиной) (работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «Лесогорская СОШ» Голубевой Натальей Леонидовной)

Слайд 2


Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Цели урока:
Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения.
Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.
Развитие умений обобщать проанализированный материал.
Духовно-нравственное воспитание( развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Описание слайда:
Цели урока: Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения. Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения. Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта. Развитие умений обобщать проанализированный материал. Духовно-нравственное воспитание( развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Слайд 4





Задачи урока :
При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.
Описание слайда:
Задачи урока : При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения. Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей). Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.

Слайд 5





Ход урока:
Организационный момент.                           
Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.)
Содержание:
1.Игра «Цепочка».                                       (2 мин.)
2.Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки». (9 мин.)
3.Проверка знания текста учащимися. (2 мин.)
4.Аналитическая беседа . Характер главного героя . Составление таблицы «Добродетели и пороки». (20 мин.)
5.Жизнь души героя . Беседа о совести. (7 мин.)
6.Нравственные уроки сказки . Выводы. (3 мин.)
7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей. (1 мин.)
Описание слайда:
Ход урока: Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.) Содержание: 1.Игра «Цепочка». (2 мин.) 2.Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки». (9 мин.) 3.Проверка знания текста учащимися. (2 мин.) 4.Аналитическая беседа . Характер главного героя . Составление таблицы «Добродетели и пороки». (20 мин.) 5.Жизнь души героя . Беседа о совести. (7 мин.) 6.Нравственные уроки сказки . Выводы. (3 мин.) 7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей. (1 мин.)

Слайд 6





Игра «Цепочка»
Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные.
Первый ученик называет сказку , второй повторяет название первого и добавляет свое и т.д.
Например:
«Царевна – Лягушка»
2. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна »
3. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » , «Финист ясный сокол»( и далее)
Описание слайда:
Игра «Цепочка» Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. Первый ученик называет сказку , второй повторяет название первого и добавляет свое и т.д. Например: «Царевна – Лягушка» 2. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » 3. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » , «Финист ясный сокол»( и далее)

Слайд 7





Повторительно – обобщающая беседа.
Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна – Лягушка» и «Спящая царевна».
Перелистайте знакомые вам тексты.
Чем отличаются произведения?
Попробуйте сопоставить их по
- наличию авторства
- присутствию в тексте описания местности, облика героев , их характеров
способу выражения основной мысли
    (в результате беседы заполняется таблица)
Описание слайда:
Повторительно – обобщающая беседа. Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна – Лягушка» и «Спящая царевна». Перелистайте знакомые вам тексты. Чем отличаются произведения? Попробуйте сопоставить их по - наличию авторства - присутствию в тексте описания местности, облика героев , их характеров способу выражения основной мысли (в результате беседы заполняется таблица)

Слайд 8





Основные признаки фольклорной и литературной сказки
Описание слайда:
Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Слайд 9





Проверка знания текста учащимися.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.
1.Алеша проявляет необыкновенные способности.
2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
3.Алеша в подземном королевстве.
4.Спасение Чернушки.
5.Прщание с министром.
6.Предательство.
7.Жизнь Алеши в пансионе.
8.Болезнь и выздоровление.
( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий )
Описание слайда:
Проверка знания текста учащимися. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте. 1.Алеша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание. 3.Алеша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прщание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алеши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление. ( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий )

Слайд 10





Аналитическая беседа . Работа с текстом.
Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.
1.Каким мы видим его в начале произведения?
2.Какой поступок Алеши поразил вас?
(чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки»)
3.Как и  почему изменился Алеша?
Итоги наблюдения за характером героя.
Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка)
Описание слайда:
Аналитическая беседа . Работа с текстом. Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша. 1.Каким мы видим его в начале произведения? 2.Какой поступок Алеши поразил вас? (чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки») 3.Как и почему изменился Алеша? Итоги наблюдения за характером героя. Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка)

Слайд 11





Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта
Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?(ПОРОКИ)
Назовите слово , противоположное по значению.(ДОБРОДЕТЕЛИ)
Познакомьтесь с определением значения этого слова:
Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля)
Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки.
(В результате коллективной работы появляется таблица)
Описание слайда:
Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?(ПОРОКИ) Назовите слово , противоположное по значению.(ДОБРОДЕТЕЛИ) Познакомьтесь с определением значения этого слова: Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля) Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки. (В результате коллективной работы появляется таблица)

Слайд 12





ДОБРОДЕТЕЛЬ                ПОРОК
                     
Скромность                                                              Непослушание
Послушание                                                             Нескромность
Сострадание                                                            Гордость
Раскаяние                                                                 Самолюбие
Стыд                                                                           Самонадеянность
Совесть                                                                      Праздность
Доброта                                                                     Самопревозношение
Прилежание                                                             Неблагодарность
(Вся лексика взята из текста сказки .Конечно , учитель включен в работу , подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы . Это начало кропотливой работы с текстом . Обязательно учим работать с карандашом в руках).
Описание слайда:
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК Скромность Непослушание Послушание Нескромность Сострадание Гордость Раскаяние Самолюбие Стыд Самонадеянность Совесть Праздность Доброта Самопревозношение Прилежание Неблагодарность (Вся лексика взята из текста сказки .Конечно , учитель включен в работу , подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы . Это начало кропотливой работы с текстом . Обязательно учим работать с карандашом в руках).

Слайд 13





Право нравственного выбора
А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.
Описание слайда:
Право нравственного выбора А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.

Слайд 14





Жизнь души героя . Беседа о совести.
Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек  поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный.
Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.
Поразмышляйте над вопросами:
1.В своем духовном развитии герой движется  вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы.
2.Как относится автор к своему герою?
(Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).
Описание слайда:
Жизнь души героя . Беседа о совести. Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный. Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте над вопросами: 1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. 2.Как относится автор к своему герою? (Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).

Слайд 15





Жизнь души героя
Описание слайда:
Жизнь души героя

Слайд 16





Выводы
Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь).
1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2.Слушать внутренний голос совести.
3.Быть требовательным к себе.
4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,
Описание слайда:
Выводы Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь). 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,

Слайд 17





Домашнее задание
Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой?
Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить.
 Возможный вариант:
«Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.»
«…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
«…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
«Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
«Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
«Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».
Согласны ли вы с утверждениями:
- у всех людей есть совесть
- голос совести можно услышать только после плохого поступка
плохих людей совесть не мучает
бессовестному  человеку жить легче
Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами.
Описание слайда:
Домашнее задание Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой? Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить. Возможный вариант: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.» «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность». «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли». «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть». «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их». Согласны ли вы с утверждениями: - у всех людей есть совесть - голос совести можно услышать только после плохого поступка плохих людей совесть не мучает бессовестному человеку жить легче Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами.

Слайд 18





Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока
Описание слайда:
Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока

Слайд 19


Урок литературы в 5 классе  по сказке Антония Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители»  (УМК под редакцией В. Я. Коровино, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





Рабочий лист учащегося
Описание слайда:
Рабочий лист учащегося

Слайд 21





Рабочий лист учащегося
Описание слайда:
Рабочий лист учащегося

Слайд 22





Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир
Описание слайда:
Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир

Слайд 23





Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой
Описание слайда:
Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой

Слайд 24





Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т
Описание слайда:
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т

Слайд 25





Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А
Описание слайда:
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А

Слайд 26





Литература
Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы:
1.Библиотека Михаила Телегина
www.mtelegin.ru
2.Википедия
www.wikipedia.org
Описание слайда:
Литература Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007. Интернет-ресурсы: 1.Библиотека Михаила Телегина www.mtelegin.ru 2.Википедия www.wikipedia.org



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию