🗊Презентация Ведущие теоретические концепции культуры

Нажмите для полного просмотра!
Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №1Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №2Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №3Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №4Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №5Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №6Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №7Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №8Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №9Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №10Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №11Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №12Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №13Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №14Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №15Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №16Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №17Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №18Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №19Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №20Ведущие теоретические концепции культуры, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ведущие теоретические концепции культуры. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Ведущие теоретические концепции культуры


План лекции.

1. Понятие культуры.
2. Концепции культуры от Античности до XVIII в.
Описание слайда:
Ведущие теоретические концепции культуры План лекции. 1. Понятие культуры. 2. Концепции культуры от Античности до XVIII в.

Слайд 2





Понятие «культура»
Подходы в определении культуры: антропологический, социологический, философский. Другие определения: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические, социологические, функциональные.
Каждое определение указывает на какие-либо существенные черты. Общее в них: культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животного.
Описание слайда:
Понятие «культура» Подходы в определении культуры: антропологический, социологический, философский. Другие определения: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические, социологические, функциональные. Каждое определение указывает на какие-либо существенные черты. Общее в них: культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животного.

Слайд 3





Культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.


Понятие К. восходит к римской Античности, 
лат. сultura (от colere – возделывание, обработка, уход, улучшение; agri-cultura – обработка почвы, земледельческий труд).
Описание слайда:
Культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Понятие К. восходит к римской Античности, лат. сultura (от colere – возделывание, обработка, уход, улучшение; agri-cultura – обработка почвы, земледельческий труд).

Слайд 4





Марк Цицерон (рим. полит. деятель, оратор, философ, 
106-43 гг. до н.э.)
Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая – так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай (Тускуланские беседы)
Людьми являются только те, кто обработан науками, отличающими образованного человека (О государстве)
Описание слайда:
Марк Цицерон (рим. полит. деятель, оратор, философ, 106-43 гг. до н.э.) Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая – так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай (Тускуланские беседы) Людьми являются только те, кто обработан науками, отличающими образованного человека (О государстве)

Слайд 5





Пайдейя (от лат. peis – ребенок)

Обращенность к человеку – в этом ценность, гуманистичное значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека.
«Человек воспитанный»
Описание слайда:
Пайдейя (от лат. peis – ребенок) Обращенность к человеку – в этом ценность, гуманистичное значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека. «Человек воспитанный»

Слайд 6





Понимание культуры в эпоху средневековья
Политеизм – монотеизм
Натурализм – духовность
Гедонизм – аскетический идеал
Абсолютная ценность природы – основание мира и человека в Боге. Фатализм. Вера. Высший Разум и Высшая Справедливость. Книга. Счастье в познании Бога.
Культура – это вновь «возделывание» собственных способностей разума, но разума неиспорченного природой и дополненного верой.
Описание слайда:
Понимание культуры в эпоху средневековья Политеизм – монотеизм Натурализм – духовность Гедонизм – аскетический идеал Абсолютная ценность природы – основание мира и человека в Боге. Фатализм. Вера. Высший Разум и Высшая Справедливость. Книга. Счастье в познании Бога. Культура – это вновь «возделывание» собственных способностей разума, но разума неиспорченного природой и дополненного верой.

Слайд 7





Понимание культуры в Новое время. Эпоха Просвещения
Культура – продукт деятельности человеческого разума. 
Цивилизация.
Происхождение термина в русском языке.
1846-1848 «Карманный словарь иностранных слов» Н.Кириллова.
1865 – В.Даль: через понятия умственного и нравственного образования.
Описание слайда:
Понимание культуры в Новое время. Эпоха Просвещения Культура – продукт деятельности человеческого разума. Цивилизация. Происхождение термина в русском языке. 1846-1848 «Карманный словарь иностранных слов» Н.Кириллова. 1865 – В.Даль: через понятия умственного и нравственного образования.

Слайд 8





Выводы

Историческая эволюция представлений о культуре.
Культура связана с воспитанием, культом, 
цивилизацией.
Культура – способ человеческой деятельности (творчество) «Будучи оторвана от живой деятельности, как бы гаснет и засыпает» (К.Маркс).
Мир культуры как ценность.
Культура- все то, что создано человеком. Совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей. Это своеобразный духовный феномен.
Описание слайда:
Выводы Историческая эволюция представлений о культуре. Культура связана с воспитанием, культом, цивилизацией. Культура – способ человеческой деятельности (творчество) «Будучи оторвана от живой деятельности, как бы гаснет и засыпает» (К.Маркс). Мир культуры как ценность. Культура- все то, что создано человеком. Совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей. Это своеобразный духовный феномен.

Слайд 9





Лесли Уайт (1900-1975)
«Наука о культуре» (1949)
«Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а исследующую их науку – культурологией»
Три рода символов: 1.идеи и отношения, 2. внешние действия, 3.материальные объекты. 
Три сферы культуры: технологическая, социальная, идеологическая.
Описание слайда:
Лесли Уайт (1900-1975) «Наука о культуре» (1949) «Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а исследующую их науку – культурологией» Три рода символов: 1.идеи и отношения, 2. внешние действия, 3.материальные объекты. Три сферы культуры: технологическая, социальная, идеологическая.

Слайд 10





Эпоха Просвещения. Конец XVII-начало XVIII в.
Эволюция человека, взаимосвязь между эпохами, проблемы единства природы, общества и культуры, возможности совершенствования человека, развития в нем благородства, милосердия, гуманности.
Франция – Монтескье, Вольтер, Руссо
Германия – Лессинг, Кант, Гердер, 
Италия – Вико
Сев.Америка – Франклин
Россия – Ломоносов, Радищев, Татищев.
Описание слайда:
Эпоха Просвещения. Конец XVII-начало XVIII в. Эволюция человека, взаимосвязь между эпохами, проблемы единства природы, общества и культуры, возможности совершенствования человека, развития в нем благородства, милосердия, гуманности. Франция – Монтескье, Вольтер, Руссо Германия – Лессинг, Кант, Гердер, Италия – Вико Сев.Америка – Франклин Россия – Ломоносов, Радищев, Татищев.

Слайд 11





Жан Жак Руссо (1712-1778)
Теперь, когда изысканность и утонченный вкус свели искусство нравиться к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие, и кажется, что все умы отлиты по одному образцу. Вежливость предъявляет бесконечные требования, приличия повелевают; люди постоянно следуют обычаю, а не собственному разуму и не смеют казаться тем, что они есть на самом деле. Покоряясь этому вечному принуждению, люди, образующие то стадо, которое называется обществом, будучи поставленные в одинаковые условия, совершают одинаковые поступки, если их не удерживают от этого более сильные побуждения. Поэтому никогда не узнаешь наверное, с кем имеешь дело, и, чтобы узнать друг друга, нужно дождаться крупных событий... Какая вереница пороков сопровождает эту неуверенность! Нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которой мы обязаны просвещению нашего времени, скрываются подозрения, опасения, недоверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство (Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// Руссо Ж.-Ж. Избр. соч: в 3 т. -.I. М., 1961. С.46)
Описание слайда:
Жан Жак Руссо (1712-1778) Теперь, когда изысканность и утонченный вкус свели искусство нравиться к определенным правилам, в наших нравах воцарилось пошлое и обманчивое однообразие, и кажется, что все умы отлиты по одному образцу. Вежливость предъявляет бесконечные требования, приличия повелевают; люди постоянно следуют обычаю, а не собственному разуму и не смеют казаться тем, что они есть на самом деле. Покоряясь этому вечному принуждению, люди, образующие то стадо, которое называется обществом, будучи поставленные в одинаковые условия, совершают одинаковые поступки, если их не удерживают от этого более сильные побуждения. Поэтому никогда не узнаешь наверное, с кем имеешь дело, и, чтобы узнать друг друга, нужно дождаться крупных событий... Какая вереница пороков сопровождает эту неуверенность! Нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которой мы обязаны просвещению нашего времени, скрываются подозрения, опасения, недоверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство (Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// Руссо Ж.-Ж. Избр. соч: в 3 т. -.I. М., 1961. С.46)

Слайд 12





Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук ребенка своего опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых ее благодеяний. Люди испорчены, но они стали бы еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными...(Там же. С.52).
Описание слайда:
Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук ребенка своего опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых ее благодеяний. Люди испорчены, но они стали бы еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными...(Там же. С.52).

Слайд 13






Возьмем французскую комедию в ее наиболее совершенных образцах... Но кто будет спорить против того, что театр самого Мольера, чьими талантами я восхищаюсь больше всех, представляет собой целую школу пороков и дурных нравов, более опасную, чем книги, которые специально ставят задачу им научить. Величайшая его забота состоит в том, чтобы высмеивать доброту и простодушие и вызывать сочувствие к тем, на чьей стороне хитрость и ложь: у него честные люди только болтают, а порочные действуют, и чаще всего — с блестящим успехом.... Всмотритесь в комическое начало у этого автора: вы всегда обнаружите, что двигателем комического у него является порочная натура, а предметом — врожденные недостатки, что хитрость одного казнит простоту другого и что дураки становятся жертвою злых. И хотя это слишком верно, если говорить о свете, отсюда не следует, что нужно было выводить это на театре с видом одобрения, как бы подталкивая вероломных людей посмеяться над чистосердечием честных, объявив его глупостью (Руссо Ж.-Ж. Письмо к д'Аламберу о зрелищах// Там же. С.91.)
Описание слайда:
Возьмем французскую комедию в ее наиболее совершенных образцах... Но кто будет спорить против того, что театр самого Мольера, чьими талантами я восхищаюсь больше всех, представляет собой целую школу пороков и дурных нравов, более опасную, чем книги, которые специально ставят задачу им научить. Величайшая его забота состоит в том, чтобы высмеивать доброту и простодушие и вызывать сочувствие к тем, на чьей стороне хитрость и ложь: у него честные люди только болтают, а порочные действуют, и чаще всего — с блестящим успехом.... Всмотритесь в комическое начало у этого автора: вы всегда обнаружите, что двигателем комического у него является порочная натура, а предметом — врожденные недостатки, что хитрость одного казнит простоту другого и что дураки становятся жертвою злых. И хотя это слишком верно, если говорить о свете, отсюда не следует, что нужно было выводить это на театре с видом одобрения, как бы подталкивая вероломных людей посмеяться над чистосердечием честных, объявив его глупостью (Руссо Ж.-Ж. Письмо к д'Аламберу о зрелищах// Там же. С.91.)

Слайд 14





Я знаю, — пишет он, что наша философия, щедрая на странные максимы, утверждает вопреки вековому опыту, — что роскошь придает государству блеск; но забыв о необходимости законов против роскоши, осмелится ли она отрицать ту истину, что добрые нравы содействуют прочности государства и что роскошь с добрыми нравами несовместима. Если признать, что роскошь является верным признаком богатства, что она даже в некотором смысле содействует умножению его, то какой вывод можно сделать из этого парадокса, столь достойного нашего времени? И во что обратится добродетель, если люди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во что бы то ни стало? (Руссо Ж-Ж. Рассуждение способствовали ли возрождение науки и искусства улучшению нравов?// Там же. С. 55.)
Описание слайда:
Я знаю, — пишет он, что наша философия, щедрая на странные максимы, утверждает вопреки вековому опыту, — что роскошь придает государству блеск; но забыв о необходимости законов против роскоши, осмелится ли она отрицать ту истину, что добрые нравы содействуют прочности государства и что роскошь с добрыми нравами несовместима. Если признать, что роскошь является верным признаком богатства, что она даже в некотором смысле содействует умножению его, то какой вывод можно сделать из этого парадокса, столь достойного нашего времени? И во что обратится добродетель, если люди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во что бы то ни стало? (Руссо Ж-Ж. Рассуждение способствовали ли возрождение науки и искусства улучшению нравов?// Там же. С. 55.)

Слайд 15





Джамбатисто Вико (1664 – 1744)
«Основание новой науки об общей природе наций» (1725, 1730, 1745)
Принцип периодизации культурно-исторического процесса.
Идея о «круговороте» культур
Высказал мысль о целостности культуры
Миф как явление культуры
Идея о единствен человека, истории, культуры
Идея о связи форм человеческого духа со временем
Описание слайда:
Джамбатисто Вико (1664 – 1744) «Основание новой науки об общей природе наций» (1725, 1730, 1745) Принцип периодизации культурно-исторического процесса. Идея о «круговороте» культур Высказал мысль о целостности культуры Миф как явление культуры Идея о единствен человека, истории, культуры Идея о связи форм человеческого духа со временем

Слайд 16





Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
«Идеи к философии истории человечества» (1784)
- Космологический подход к определению культуры. 
- Смысл и цель существования человека.
- Понятие гуманности
«Исследовать дух гуманности – вот подлинная задача человеческой философии, она являет себя и в общении людей и в государственных делах»
«И человек – пока только  человекоподобный – станет человеком, и расцветет бутон гуманности, застывающий от холода и засыхающий от зноя, он расцветет и явит подлинный облик человека, его настоящую, его полную красоту»
«Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он»
Описание слайда:
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества» (1784) - Космологический подход к определению культуры. - Смысл и цель существования человека. - Понятие гуманности «Исследовать дух гуманности – вот подлинная задача человеческой философии, она являет себя и в общении людей и в государственных делах» «И человек – пока только человекоподобный – станет человеком, и расцветет бутон гуманности, застывающий от холода и засыхающий от зноя, он расцветет и явит подлинный облик человека, его настоящую, его полную красоту» «Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он»

Слайд 17





«Весь человеческий народ на Земле – это только одна и та же порода людей»


Вскоре славянские народы «пробудятся от долгого тяжелого сна, сбросят с себя цепи рабства и станут возделывать принадлежащие им прекрасные области земли – от Адриатического моря до Карпат и от Дона до Мульды и отпразднуют на них свои древние торжества спокойного трудолюбия и торговли»
Описание слайда:
«Весь человеческий народ на Земле – это только одна и та же порода людей» Вскоре славянские народы «пробудятся от долгого тяжелого сна, сбросят с себя цепи рабства и станут возделывать принадлежащие им прекрасные области земли – от Адриатического моря до Карпат и от Дона до Мульды и отпразднуют на них свои древние торжества спокойного трудолюбия и торговли»

Слайд 18





- Понятие языка. Тот - он «был словно богом среди людей»

Пример (не из Гердера)
Описание слайда:
- Понятие языка. Тот - он «был словно богом среди людей» Пример (не из Гердера)

Слайд 19





Понятие религии
«Религия – наставница человечества, подающая людям свет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки и все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и венок бессмертия свила для человечности»
Описание слайда:
Понятие религии «Религия – наставница человечества, подающая людям свет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки и все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и венок бессмертия свила для человечности»

Слайд 20





«Век русского Просвещения»
Секуляризация культуры
Сакрализация светских институтов, явление светской святости
Историзм русской культуры
«птенцы гнезда Петрова»
Демократизация общественной жизни, абсолютизация демократической вертикали
Культурная инверсия и демократия несвободы
Культура в понимании М.Ломоносова
Описание слайда:
«Век русского Просвещения» Секуляризация культуры Сакрализация светских институтов, явление светской святости Историзм русской культуры «птенцы гнезда Петрова» Демократизация общественной жизни, абсолютизация демократической вертикали Культурная инверсия и демократия несвободы Культура в понимании М.Ломоносова

Слайд 21





Вопросы по теме для подготовки к КМ
В чем смысл множественности определений культуры? Их отличия и общее.
Понимание культуры в эпоху Античности: происхождение термина и связь с системой воспитания.
Понимания культуры в эпоху Средневековья.
Понимание культуры в эпоху Просвещения. 
Приведите основания, которые позволили рассматривать теорию Вико в качестве фундамента теории культуры.
Какие периоды в формировании и развитии культуры выделяет Вико? В чем их отличие?
Как Вико решает вопрос о генезисе культур? В чем состоит критика его теории циклического развития культуры?
Роль мифа в культуре (по Вико)
В чем цель истории (по Вико)?
Объясните космологический подход к определению культуры Гердера.
Понятия  гуманности, религии, языка в теории культуры Гердера. 
Концепция культуры «века русского Просвещения».
Описание слайда:
Вопросы по теме для подготовки к КМ В чем смысл множественности определений культуры? Их отличия и общее. Понимание культуры в эпоху Античности: происхождение термина и связь с системой воспитания. Понимания культуры в эпоху Средневековья. Понимание культуры в эпоху Просвещения. Приведите основания, которые позволили рассматривать теорию Вико в качестве фундамента теории культуры. Какие периоды в формировании и развитии культуры выделяет Вико? В чем их отличие? Как Вико решает вопрос о генезисе культур? В чем состоит критика его теории циклического развития культуры? Роль мифа в культуре (по Вико) В чем цель истории (по Вико)? Объясните космологический подход к определению культуры Гердера. Понятия гуманности, религии, языка в теории культуры Гердера. Концепция культуры «века русского Просвещения».



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию