🗊Презентация Политическая культура

Категория: Политика
Нажмите для полного просмотра!
Политическая культура, слайд №1Политическая культура, слайд №2Политическая культура, слайд №3Политическая культура, слайд №4Политическая культура, слайд №5Политическая культура, слайд №6Политическая культура, слайд №7Политическая культура, слайд №8Политическая культура, слайд №9Политическая культура, слайд №10Политическая культура, слайд №11Политическая культура, слайд №12Политическая культура, слайд №13Политическая культура, слайд №14Политическая культура, слайд №15Политическая культура, слайд №16Политическая культура, слайд №17Политическая культура, слайд №18Политическая культура, слайд №19Политическая культура, слайд №20Политическая культура, слайд №21Политическая культура, слайд №22Политическая культура, слайд №23Политическая культура, слайд №24Политическая культура, слайд №25Политическая культура, слайд №26Политическая культура, слайд №27Политическая культура, слайд №28Политическая культура, слайд №29Политическая культура, слайд №30Политическая культура, слайд №31Политическая культура, слайд №32Политическая культура, слайд №33Политическая культура, слайд №34Политическая культура, слайд №35Политическая культура, слайд №36Политическая культура, слайд №37Политическая культура, слайд №38Политическая культура, слайд №39Политическая культура, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Политическая культура. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Политическая культура
Сущность и содержание политической культуры
Типология политических культур
Политическая культура современной России
Описание слайда:
Политическая культура Сущность и содержание политической культуры Типология политических культур Политическая культура современной России

Слайд 2





1. Сущность и содержание политической культуры
Впервые исследование политической культуры предприняли Г. Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Almond and Verba, The Civil Culture, 1963) 
Определение политической культуры, данное Г. Алмондом и С.Вербой: 
«Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора» 
Г. Алмонд и С. Верба рассматривают политическую культуру как отношение отдельных граждан, социальных групп к политике и как степень влияния населения на политику
Ценности и убеждения людей имеют громадное значение для стабильности и жизнеспособности общественного строя
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Впервые исследование политической культуры предприняли Г. Алмонд и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Almond and Verba, The Civil Culture, 1963) Определение политической культуры, данное Г. Алмондом и С.Вербой: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора» Г. Алмонд и С. Верба рассматривают политическую культуру как отношение отдельных граждан, социальных групп к политике и как степень влияния населения на политику Ценности и убеждения людей имеют громадное значение для стабильности и жизнеспособности общественного строя

Слайд 3





1. Сущность и содержание политической культуры
«Простой человек» не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ценностные ориентации являются подлинной основой политического режима
Существуют и другие определения политической культуры
Л. Пай: «Политическая культура – совокупность политических идеологий, национального характера и духа, национальной политической психологии, фундаментальных ценностей народа»
Л. Дитмер: «Политическая культура – система символов, включенная в более широкую систему политической коммуникации»
Р. Патнэм: «Политическая культура – комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? Что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт?»
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры «Простой человек» не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ценностные ориентации являются подлинной основой политического режима Существуют и другие определения политической культуры Л. Пай: «Политическая культура – совокупность политических идеологий, национального характера и духа, национальной политической психологии, фундаментальных ценностей народа» Л. Дитмер: «Политическая культура – система символов, включенная в более широкую систему политической коммуникации» Р. Патнэм: «Политическая культура – комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? Что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт?»

Слайд 4





1. Сущность и содержание политической культуры
Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями 
Политическая культура выражает суть политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели
Политическая культура отражает многообразие политической жизни: 
многообразие интересов и предпочтений граждан и социальных групп, 
степень осознания людьми их общественных задач, 
многообразие политических ролей и статусов
Политическая культура населения - это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика
Если политика не учитывает имеющуюся в обществе культуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями Политическая культура выражает суть политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели Политическая культура отражает многообразие политической жизни: многообразие интересов и предпочтений граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач, многообразие политических ролей и статусов Политическая культура населения - это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика Если политика не учитывает имеющуюся в обществе культуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости

Слайд 5





1. Сущность и содержание политической культуры
Политика формируется в том числе и нашими идеями, ценностями, представлениями о том, как должно быть организовано общество, нашими ожиданиями, надеждами и опасениями в отношении государства
Все это, вместе взятое, может быть даже более важным, чем то, как в обществе распределены власть, ресурсы и возможности
Убеждения и ценности людей формируют их отношение как к политике вообще, так и к тому государственному строю, при котором они живут, так как важнейшими остаются вопросы: 
справедлив ли этот строй?
есть ли у него право на существование?
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Политика формируется в том числе и нашими идеями, ценностями, представлениями о том, как должно быть организовано общество, нашими ожиданиями, надеждами и опасениями в отношении государства Все это, вместе взятое, может быть даже более важным, чем то, как в обществе распределены власть, ресурсы и возможности Убеждения и ценности людей формируют их отношение как к политике вообще, так и к тому государственному строю, при котором они живут, так как важнейшими остаются вопросы: справедлив ли этот строй? есть ли у него право на существование?

Слайд 6





1. Сущность и содержание политической культуры
Политическая культура:
Совокупность политико-правовых ценностей и норм, выработанных человечеством за период его существования («политическая культура человечества»)
Степень освоения этих политико-правовых ценностей и норм отдельными людьми и сообществами людей (национальные, групповые и индивидуальные политические субкультуры)
Избирательное отношение к политико-правовым ценностям и нормам, «психологическая матрица», выражающаяся в убеждениях, ценностных ориентациях и символах
Политическая культура общества, политическая субкультура устойчивой социальной группы дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Политическая культура: Совокупность политико-правовых ценностей и норм, выработанных человечеством за период его существования («политическая культура человечества») Степень освоения этих политико-правовых ценностей и норм отдельными людьми и сообществами людей (национальные, групповые и индивидуальные политические субкультуры) Избирательное отношение к политико-правовым ценностям и нормам, «психологическая матрица», выражающаяся в убеждениях, ценностных ориентациях и символах Политическая культура общества, политическая субкультура устойчивой социальной группы дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения

Слайд 7





1. Сущность и содержание политической культуры
Политическая культура общества обеспечивает единство и взаимодействие политических институтов и организаций, придает целостность политической сфере

Структура политической культуры
Познавательные (когнитивные) элементы
Эмоционально-оценочные элементы
3. Поведенческие элементы
Познавательные (когнитивные) элементы – знания о политике, уровень политической образованности граждан и социальных групп, способность к политическому мышлению
Политическое сознание (знания о политике) необходимо, прежде всего, профессиональным политикам
Но в обществе также формируется и массовое политическое сознание, складывающееся под воздействием СМИ
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Политическая культура общества обеспечивает единство и взаимодействие политических институтов и организаций, придает целостность политической сфере Структура политической культуры Познавательные (когнитивные) элементы Эмоционально-оценочные элементы 3. Поведенческие элементы Познавательные (когнитивные) элементы – знания о политике, уровень политической образованности граждан и социальных групп, способность к политическому мышлению Политическое сознание (знания о политике) необходимо, прежде всего, профессиональным политикам Но в обществе также формируется и массовое политическое сознание, складывающееся под воздействием СМИ

Слайд 8





1. Сущность и содержание политической культуры
Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе и политическому режиму, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, политические позиции граждан
Отношение может быть как позитивным, так и негативным
Например, население Великобритании проявляет устойчиво позитивное отношение к своей государственной власти и политическому режиму
Важными эмоционально-оценочными элементами являются политические символы (герб, флаг, гимн)
Они способны играть мобилизующую роль
Одним из традиционных политических символов России является монархия
В массовом политическом сознании с ней связывалось единство государства и общества, она возбуждала у россиян до 1917 г. патриотические чувства
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе и политическому режиму, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, политические позиции граждан Отношение может быть как позитивным, так и негативным Например, население Великобритании проявляет устойчиво позитивное отношение к своей государственной власти и политическому режиму Важными эмоционально-оценочными элементами являются политические символы (герб, флаг, гимн) Они способны играть мобилизующую роль Одним из традиционных политических символов России является монархия В массовом политическом сознании с ней связывалось единство государства и общества, она возбуждала у россиян до 1917 г. патриотические чувства

Слайд 9





1. Сущность и содержание политической культуры
Монархии уже почти сто лет нет, а традиция наделения первого лица государства практически неограниченной самодержавной властью осталась
Политические символы есть и у групп интересов: 
партийные цвета, 
символизирующие образы (слон, осел, свастика и т.п.), 
музыкальные произведения и пр.
Политический смысл могут иметь даже неполитические в своей основе произведения искусства (например, М.Горький – роман «Мать», «Песня о соколе», «Песня о буревестнике»)
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Монархии уже почти сто лет нет, а традиция наделения первого лица государства практически неограниченной самодержавной властью осталась Политические символы есть и у групп интересов: партийные цвета, символизирующие образы (слон, осел, свастика и т.п.), музыкальные произведения и пр. Политический смысл могут иметь даже неполитические в своей основе произведения искусства (например, М.Горький – роман «Мать», «Песня о соколе», «Песня о буревестнике»)

Слайд 10





1. Сущность и содержание политической культуры
Поведенческие элементы – различные формы участия граждан в политической деятельности
Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические партии, движения, политические ценности и индивидуальное поведение гражданина
Э. Фромм: «Активность является высшим критерием демократичности общества»
Г. Алмонд и С. Верба, напротив, всеобщее участие в политике считали утопией
Образцы, стереотипы политического поведения опираются на политические традиции
В политических традициях заключен предшествующий политический опыт
Описание слайда:
1. Сущность и содержание политической культуры Поведенческие элементы – различные формы участия граждан в политической деятельности Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические партии, движения, политические ценности и индивидуальное поведение гражданина Э. Фромм: «Активность является высшим критерием демократичности общества» Г. Алмонд и С. Верба, напротив, всеобщее участие в политике считали утопией Образцы, стереотипы политического поведения опираются на политические традиции В политических традициях заключен предшествующий политический опыт

Слайд 11







2. Типология политических культур

Не существует общемировой политической культуры
Политическая субкультура каждого гражданина, устойчивой социальной группы, нации и народности обладает спецификой, что позволяет политологам создавать различные типологии
Г. Алмонд и С. Верба разделяли политическую культуру отдельных граждан на 
«активную культуру» (культуру политического участия, активистов);
«пассивную культуру» (культуру законопослушания, подданных);
«локальную культуру» (патриархальную, «культуру прихода»)
Описание слайда:
2. Типология политических культур Не существует общемировой политической культуры Политическая субкультура каждого гражданина, устойчивой социальной группы, нации и народности обладает спецификой, что позволяет политологам создавать различные типологии Г. Алмонд и С. Верба разделяли политическую культуру отдельных граждан на «активную культуру» (культуру политического участия, активистов); «пассивную культуру» (культуру законопослушания, подданных); «локальную культуру» (патриархальную, «культуру прихода»)

Слайд 12





2. Типология политических культур
Для «активистов» характерен самый живой интерес к политике: 
участие в ней они считают важным и необходимым; 
они хорошо знают политику своей страны и разбираются в политической ситуации в мире; 
они гордятся политической системой и политическим режимом своей страны, готовы поддерживать его
«Подданные» выступают скорее объектом, чем субъектом политики:
практически не участвуют в политических действиях, за исключением участия в выборах в качестве избирателей (электората);
не разбираются в политике, заняты в других сферах общественной жизни;
имеют ограниченные возможности политического влияния;
готовы подчиняться авторитету существующей государственной власти;
законопослушны
Описание слайда:
2. Типология политических культур Для «активистов» характерен самый живой интерес к политике: участие в ней они считают важным и необходимым; они хорошо знают политику своей страны и разбираются в политической ситуации в мире; они гордятся политической системой и политическим режимом своей страны, готовы поддерживать его «Подданные» выступают скорее объектом, чем субъектом политики: практически не участвуют в политических действиях, за исключением участия в выборах в качестве избирателей (электората); не разбираются в политике, заняты в других сферах общественной жизни; имеют ограниченные возможности политического влияния; готовы подчиняться авторитету существующей государственной власти; законопослушны

Слайд 13





2. Типология политических культур
«Прихожане» отличаются полным отсутствием гражданского чувства;
не отождествляют себя с гражданами своей страны, а отождествляют себя с группами, членами которых являются
(«богема», домохозяйки, «растворившиеся» в семье и детях, опустившиеся «на дно» алкоголики, наркоманы, члены тоталитарных религиозных сект, члены экстремистских политических организаций, выступающих за насильственное свержение существующего политического режима и пр.) 
Политической культуре демократического режима полнее всего соответствует активная культура
Но в реальной жизни в каждом обществе переплетаются все три типа политической культуры
Описание слайда:
2. Типология политических культур «Прихожане» отличаются полным отсутствием гражданского чувства; не отождествляют себя с гражданами своей страны, а отождествляют себя с группами, членами которых являются («богема», домохозяйки, «растворившиеся» в семье и детях, опустившиеся «на дно» алкоголики, наркоманы, члены тоталитарных религиозных сект, члены экстремистских политических организаций, выступающих за насильственное свержение существующего политического режима и пр.) Политической культуре демократического режима полнее всего соответствует активная культура Но в реальной жизни в каждом обществе переплетаются все три типа политической культуры

Слайд 14





2. Типология политических культур
Г. Алмонд и С. Верба:
устойчивость демократии гарантирует такая политическая культура, в которой найдена золотая середина между «активистами» и «подданными» 
Политические субкультуры различных стран политологи сравнивают с помощью выделения наиболее существенных их характеристик 
Ближе всех к демократическому идеалу политическая культура Великобритании: оптимальное сочетание активистов и подданных; британцы убеждены, что могут и должны влиять на правительство, но готовы и подчиняться властям
Слабое место в политической культуре США – элементы активной культуры явно преобладают над культурой подданных, в результате чего американцы менее законопослушны, чем англичане
Описание слайда:
2. Типология политических культур Г. Алмонд и С. Верба: устойчивость демократии гарантирует такая политическая культура, в которой найдена золотая середина между «активистами» и «подданными» Политические субкультуры различных стран политологи сравнивают с помощью выделения наиболее существенных их характеристик Ближе всех к демократическому идеалу политическая культура Великобритании: оптимальное сочетание активистов и подданных; британцы убеждены, что могут и должны влиять на правительство, но готовы и подчиняться властям Слабое место в политической культуре США – элементы активной культуры явно преобладают над культурой подданных, в результате чего американцы менее законопослушны, чем англичане

Слайд 15





2. Типология политических культур
Выстроить и перестроить политическую культуру народа крайне непросто
В Германии и Италии потребовалось почти полвека для преодоления элементов политической культуры фашизма
В начале XXI в. политологи отмечают в Великобритании и США снижение уверенности в завтрашнем дне, гордости за страну
В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская
Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская
Описание слайда:
2. Типология политических культур Выстроить и перестроить политическую культуру народа крайне непросто В Германии и Италии потребовалось почти полвека для преодоления элементов политической культуры фашизма В начале XXI в. политологи отмечают в Великобритании и США снижение уверенности в завтрашнем дне, гордости за страну В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская

Слайд 16





2. Типология политических культур
Основные ценности англо-американской политической культуры:
индивидуализм; 
слабая идеологизированность гражданских позиций; 
склонность к состязательности;
 толерантность к людям, придерживающимся других взглядов; 
приверженность легитимным формам политического поведения; 
ярко выраженный символизм; 
критичность и взыскательность по отношению к существующей государственной власти
Описание слайда:
2. Типология политических культур Основные ценности англо-американской политической культуры: индивидуализм; слабая идеологизированность гражданских позиций; склонность к состязательности; толерантность к людям, придерживающимся других взглядов; приверженность легитимным формам политического поведения; ярко выраженный символизм; критичность и взыскательность по отношению к существующей государственной власти

Слайд 17





2. Типология политических культур
Основные ценности российской политической культуры: 
коллективизм, слабо развитая индивидуальность; 
низкий статус личных притязаний на власть; 
предрасположенность к конформизму; 
легковерность; 
подвижность политических принципов; 
подданническое отношение к любому центру реальной власти; 
заидеологизированность мышления; 
низкая компетентность в управлении государством; 
правовой нигилизм
Описание слайда:
2. Типология политических культур Основные ценности российской политической культуры: коллективизм, слабо развитая индивидуальность; низкий статус личных притязаний на власть; предрасположенность к конформизму; легковерность; подвижность политических принципов; подданническое отношение к любому центру реальной власти; заидеологизированность мышления; низкая компетентность в управлении государством; правовой нигилизм

Слайд 18





3. Политическая культура в современной России
Генотип российской политической культуры
В Древней Руси политическая культура приобрела вечевую форму
Ее специфика заключалась 
в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, 
в нацеленности на воспроизводство локальных миров, что вступало в противоречие со стремлением формировать государство
Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество
Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: 
европейского (личностно-центрического), ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и 
азиатского (социоцентрического), ориентирующегося на общество, коллектив, государство
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Генотип российской политической культуры В Древней Руси политическая культура приобрела вечевую форму Ее специфика заключалась в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров, что вступало в противоречие со стремлением формировать государство Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского (личностно-центрического), ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского (социоцентрического), ориентирующегося на общество, коллектив, государство

Слайд 19





3. Политическая культура в современной России
Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает непрерывную борьбу между ними
Т.И.Заславская: 
«В культурном плане Россия – маргинальный член европейской семьи, занимающий в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе» 
Православная церковь выступала духовной опорой русских, противостояла мусульманскому Востоку и католическому Западу 
Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству, особом пути России
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает непрерывную борьбу между ними Т.И.Заславская: «В культурном плане Россия – маргинальный член европейской семьи, занимающий в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе» Православная церковь выступала духовной опорой русских, противостояла мусульманскому Востоку и католическому Западу Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству, особом пути России

Слайд 20





3. Политическая культура в современной России
Церковь возвела в ранг святых выдающихся политических деятелей (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие) 
Являясь последовательницей византийской цивилизации, Россия восприняла от нее имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю
Удержать целостность такой огромной империи можно было только с помощью деспотической власти, сильного централизованного государства
Понимание этого подводило к осознанию необходимости подчинения власти и государству
Власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам
Мощное централизованное государство в сознании многих людей воспринималось и воспринимается как основное историческое достижение русского народа и его союзников
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Церковь возвела в ранг святых выдающихся политических деятелей (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие) Являясь последовательницей византийской цивилизации, Россия восприняла от нее имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю Удержать целостность такой огромной империи можно было только с помощью деспотической власти, сильного централизованного государства Понимание этого подводило к осознанию необходимости подчинения власти и государству Власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам Мощное централизованное государство в сознании многих людей воспринималось и воспринимается как основное историческое достижение русского народа и его союзников

Слайд 21





3. Политическая культура в современной России
Из Византийской империи массовым сознанием был воспринят и космополитизм – надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности, что проявилось в интернациональной политике советского государства и в отсутствии потребности в формировании русского национального государства
Мессианская направленность российской политической культуры проявилась на рубеже XV-XVI вв. в провозглашении Москвы Третьим Римом, а также с приходом к власти в 1917 г. большевиков с мессианской целью – распространить на весь мир идеи коммунизма
Раскол в политической культуре часто приводил к взаимному насилию, к столкновению противоположных идеалов вплоть до гражданской войны, стимулировал стремление подавить противоположный культурный потенциал силой оружия
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Из Византийской империи массовым сознанием был воспринят и космополитизм – надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности, что проявилось в интернациональной политике советского государства и в отсутствии потребности в формировании русского национального государства Мессианская направленность российской политической культуры проявилась на рубеже XV-XVI вв. в провозглашении Москвы Третьим Римом, а также с приходом к власти в 1917 г. большевиков с мессианской целью – распространить на весь мир идеи коммунизма Раскол в политической культуре часто приводил к взаимному насилию, к столкновению противоположных идеалов вплоть до гражданской войны, стимулировал стремление подавить противоположный культурный потенциал силой оружия

Слайд 22





3. Политическая культура в современной России
При Петре I сформировалось как общегосударственная ценность представление об «общем благе», что нашло воплощение в форме утилитаризма, признающим пользу или выгоду критерием нравственности
Человек начинает отходить от ценностей традиционализма и искать принципиальные решения за его рамками, осознавать себя субъектом, способным влиять на реализацию целей
Появился реформаторский импульс, направленный на преодоление отсталости страны, реализуемый через повышение уровня образования и культуры, использовании элементов западного потенциала
Оказалось, что новым средством саморазвития обществу необходимо научиться пользоваться, иначе оно становится средством разрушения, о чем свидетельствовало как правление после Петра I, так и царствование некоторых государей в XIX веке
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России При Петре I сформировалось как общегосударственная ценность представление об «общем благе», что нашло воплощение в форме утилитаризма, признающим пользу или выгоду критерием нравственности Человек начинает отходить от ценностей традиционализма и искать принципиальные решения за его рамками, осознавать себя субъектом, способным влиять на реализацию целей Появился реформаторский импульс, направленный на преодоление отсталости страны, реализуемый через повышение уровня образования и культуры, использовании элементов западного потенциала Оказалось, что новым средством саморазвития обществу необходимо научиться пользоваться, иначе оно становится средством разрушения, о чем свидетельствовало как правление после Петра I, так и царствование некоторых государей в XIX веке

Слайд 23





3. Политическая культура в современной России
Победа России в войне с Наполеоном укрепила национальную гордость, консолидировала общество и выступила стимулом в поисках своего пути развития
Создавая индустриальное общество, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности
Патернализм как поведенческий стереотип пронизывал политическую культуру
Сложившаяся в постсоветский период ситуация продемонстрировала потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти
Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Победа России в войне с Наполеоном укрепила национальную гордость, консолидировала общество и выступила стимулом в поисках своего пути развития Создавая индустриальное общество, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности Патернализм как поведенческий стереотип пронизывал политическую культуру Сложившаяся в постсоветский период ситуация продемонстрировала потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм

Слайд 24





3. Политическая культура в современной России
Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выживание семьи как целостности
Патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре
Православие освятило эти отношения авторитетом церкви
Патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закрепленным в российской ментальности и политической культуре
Н. Карамзин: в России самодержавное правление есть отеческое правление 
На российскую политическую культуру ХХ века решающее влияние оказал В.И. Ленин
Ленин разработал коммунистическую теорию, создал партию нового типа, привел ее к власти, заложил основы советской системы – «однопартийную демократию» и полностью управляемую государством экономику
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выживание семьи как целостности Патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре Православие освятило эти отношения авторитетом церкви Патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закрепленным в российской ментальности и политической культуре Н. Карамзин: в России самодержавное правление есть отеческое правление На российскую политическую культуру ХХ века решающее влияние оказал В.И. Ленин Ленин разработал коммунистическую теорию, создал партию нового типа, привел ее к власти, заложил основы советской системы – «однопартийную демократию» и полностью управляемую государством экономику

Слайд 25





3. Политическая культура в современной России
Тоталитаризм оказал большое влияние на политическую культуру россиян 
Для тоталитарного типа советского периода характерны 
унифицированность политического сознания и поведения, 
жесткость предписаний со стороны государства, 
расхождение слова и дела политической элиты, а следовательно и рядовых граждан 
Экстремальные условия России, ставящие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей 
Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Тоталитаризм оказал большое влияние на политическую культуру россиян Для тоталитарного типа советского периода характерны унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела политической элиты, а следовательно и рядовых граждан Экстремальные условия России, ставящие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров

Слайд 26





3. Политическая культура в современной России
Русский человек, будучи человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям
Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью
Это свидетельствовало об антиномичности политической культуры
Н.А.Бердяев: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности»
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Русский человек, будучи человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью Это свидетельствовало об антиномичности политической культуры Н.А.Бердяев: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности»

Слайд 27





3. Политическая культура в современной России
Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и патриархально-традиционных ценностей: 
с одной стороны – 
частная инициатива, 
жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, 
свобода собственности и трудолюбие, 
максимальное ограничение роли государства в обществе; 
с другой – 
соборность, 
общинность, 
коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, 
сильное государство
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и патриархально-традиционных ценностей: с одной стороны – частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой – соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство

Слайд 28





3. Политическая культура в современной России
Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами
Это сказывается на образе мышления россиян, их снисходительном, не восторженном отношении к другим, даже самым передовым и технически вооруженным народам, их политической культуре, в том числе таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, демократия, политическое участие
Огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам иметь контакты не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей
Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; 
она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным,
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади страной мира; она обладает огромными энергетическими и другими ресурсами Это сказывается на образе мышления россиян, их снисходительном, не восторженном отношении к другим, даже самым передовым и технически вооруженным народам, их политической культуре, в том числе таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, демократия, политическое участие Огромные размеры России и гигантская протяженность ее границ позволяют россиянам иметь контакты не только с европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что также не способствует принятию европейских политических ценностей Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой политики; она обладает всеми видами оружия массового поражения, в том числе ядерным,

Слайд 29





3. Политическая культура в современной России
она постоянный член Совета Безопасности ООН, 
она стала членом «Большой восьмерки»; 
Россия сохраняет высокий геополитический статус и довольно высокий международный авторитет
Всем этим гордятся многие россияне
Они не торопятся перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры
Военные союзы и военные противостояния оказывают огромное воздействие на формирование политической культуры 
Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий на Россию два (Наполеон и Гитлер) пришли из Европы
Последнее противостояние в холодной войне также не забыто россиянами
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России она постоянный член Совета Безопасности ООН, она стала членом «Большой восьмерки»; Россия сохраняет высокий геополитический статус и довольно высокий международный авторитет Всем этим гордятся многие россияне Они не торопятся перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры Военные союзы и военные противостояния оказывают огромное воздействие на формирование политической культуры Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий на Россию два (Наполеон и Гитлер) пришли из Европы Последнее противостояние в холодной войне также не забыто россиянами

Слайд 30





3. Политическая культура в современной России
С XVIII в. большинство научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию именно из Европы
Но так уж сложилось по многим причинам, что именно политические новации принимались в России в последнюю очередь
Россия – многоконфессиональная, многонациональная страна, что существенно замедляет рост политической активности и общей политической культуры
Либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям
Жители нашей страны веками ориентировались главным образом на нормы общинного коллективизма
Для российского политического сознания характерно выдвижение на первый план идеала не свободы, а равенства
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России С XVIII в. большинство научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию именно из Европы Но так уж сложилось по многим причинам, что именно политические новации принимались в России в последнюю очередь Россия – многоконфессиональная, многонациональная страна, что существенно замедляет рост политической активности и общей политической культуры Либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям Жители нашей страны веками ориентировались главным образом на нормы общинного коллективизма Для российского политического сознания характерно выдвижение на первый план идеала не свободы, а равенства

Слайд 31





3. Политическая культура в современной России
В России каждая очередная попытка модернизации воплощалась в политическом радикализме, игнорирующем основополагающий принцип преемственности нарабатываемого опыта предшествующих поколений
Важнейшей чертой российской политической культуры остается патернализм – доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях
Существование большой патриархальной семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы, и это закрепилось в массовом сознании
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России В России каждая очередная попытка модернизации воплощалась в политическом радикализме, игнорирующем основополагающий принцип преемственности нарабатываемого опыта предшествующих поколений Важнейшей чертой российской политической культуры остается патернализм – доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях Существование большой патриархальной семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы, и это закрепилось в массовом сознании

Слайд 32





3. Политическая культура в современной России
Крайне опасной политической традицией российской политической культуры является этатизм
Государство неизменно занимает в российском обществе доминирующее положение
Исторически не государство естественным путем вырастало из общества, а общество развивалось под жестким контролем государства
Государство всегда было инициатором всех существенных общественных преобразований
Права и свободы не завоевывались российским народом, а даровались монархом
Вот и демократия в середине 80-х гг. была вновь дарована политической элитой
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Крайне опасной политической традицией российской политической культуры является этатизм Государство неизменно занимает в российском обществе доминирующее положение Исторически не государство естественным путем вырастало из общества, а общество развивалось под жестким контролем государства Государство всегда было инициатором всех существенных общественных преобразований Права и свободы не завоевывались российским народом, а даровались монархом Вот и демократия в середине 80-х гг. была вновь дарована политической элитой

Слайд 33





3. Политическая культура в современной России
Большевистская власть сделала все возможное для этатистской направленности советской политической культуры
В постсоветское время этатистская традиция была ослаблена, однако она вскоре возобновилась вместе с усилением роли федерального центра, что явилось причиной усиления вертикали власти
Государствоцентричность (этатизм) оборачивается сакрализацией верховной власти, т.е. стойким ее восприятием как санкционированной нечеловеческими силами
Неизменным атрибутом образа лидера в массовом сознании выступает не способность согласовывать позиции и достигать компромисса, а умение навязывать свою волю
Сложилось убеждение, что только от государя, его ума и просвещенности зависит благосостояние страны
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Большевистская власть сделала все возможное для этатистской направленности советской политической культуры В постсоветское время этатистская традиция была ослаблена, однако она вскоре возобновилась вместе с усилением роли федерального центра, что явилось причиной усиления вертикали власти Государствоцентричность (этатизм) оборачивается сакрализацией верховной власти, т.е. стойким ее восприятием как санкционированной нечеловеческими силами Неизменным атрибутом образа лидера в массовом сознании выступает не способность согласовывать позиции и достигать компромисса, а умение навязывать свою волю Сложилось убеждение, что только от государя, его ума и просвещенности зависит благосостояние страны

Слайд 34





3. Политическая культура в современной России
Сформировалась ярко выраженная этатистская ориентация политической культуры
В России государство воспринимается как становой хребет цивилизации, гарант целостности и существования общества, устроитель всей жизни
Очень развит в российской политической культуре клиентеллизм – выстраивание вертикали неформальных отношений «господин-слуга» сверху донизу во всем государственном аппарате
Гражданский чиновник, офицер армии, спецслужб, если он нацелен на продвижение по службе, служит в России не закону, и даже не государственному институту, а вполне конкретному руководящему лицу
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Сформировалась ярко выраженная этатистская ориентация политической культуры В России государство воспринимается как становой хребет цивилизации, гарант целостности и существования общества, устроитель всей жизни Очень развит в российской политической культуре клиентеллизм – выстраивание вертикали неформальных отношений «господин-слуга» сверху донизу во всем государственном аппарате Гражданский чиновник, офицер армии, спецслужб, если он нацелен на продвижение по службе, служит в России не закону, и даже не государственному институту, а вполне конкретному руководящему лицу

Слайд 35





3. Политическая культура в современной России
Неспособность власти решать задачи, основываясь на принципах справедливости, стала причиной деполитизации масс
Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной
Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения независимо от уровня образования напоминает доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием политической эйфории и, как теперь уже стало очевидным, несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х гг. 
Радикальный выбор становится преобладающим для всех субъектов политического процесса на фоне усиления национальной исторической традиции - недоверия к политике и политикам
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Неспособность власти решать задачи, основываясь на принципах справедливости, стала причиной деполитизации масс Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности становится все более угрожающе стабильной Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения независимо от уровня образования напоминает доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием политической эйфории и, как теперь уже стало очевидным, несбывшимися надеждами на быстрое формирование демократических институтов, господствовавшими в обществе в начале 1990-х гг. Радикальный выбор становится преобладающим для всех субъектов политического процесса на фоне усиления национальной исторической традиции - недоверия к политике и политикам

Слайд 36





3. Политическая культура в современной России
Общество в результате проведенного над ним эксперимента по “мгновенному” внедрению западных ценностей стало еще более разорванным и пронизанным фронтальным отчуждением
В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты
Власть олицетворяется одним человеком
В этом одна из основ стабильности русской политической культуры
В такой системе нет места для права, для формализованных отношений
Подобный тип власти блокирует возможности эволюционного изменения системы
Поэтому в России нередки случаи краха всего социально-политического порядка
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Общество в результате проведенного над ним эксперимента по “мгновенному” внедрению западных ценностей стало еще более разорванным и пронизанным фронтальным отчуждением В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты Власть олицетворяется одним человеком В этом одна из основ стабильности русской политической культуры В такой системе нет места для права, для формализованных отношений Подобный тип власти блокирует возможности эволюционного изменения системы Поэтому в России нередки случаи краха всего социально-политического порядка

Слайд 37





3. Политическая культура в современной России
Политической культуре личности среднего россиянина свойственна политическая незрелость (инфантильность)
Политически зрелую личность отличает мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющаяся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности постоянного обновления политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбы своей страны
И если общество со стабильной политической системой может позволить себе освободить часть своих граждан от прямого и непосредственного участия в политическом процессе, то для современного российского общества, еще не вышедшего из кризиса, политическая пассивность граждан может привести к его полному развалу
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Политической культуре личности среднего россиянина свойственна политическая незрелость (инфантильность) Политически зрелую личность отличает мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющаяся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности постоянного обновления политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбы своей страны И если общество со стабильной политической системой может позволить себе освободить часть своих граждан от прямого и непосредственного участия в политическом процессе, то для современного российского общества, еще не вышедшего из кризиса, политическая пассивность граждан может привести к его полному развалу

Слайд 38





3. Политическая культура в современной России
Большинство россиян уверены, что политическая культура России самобытна и сильно отличается от политической культуры других развитых стран
Об этом свидетельствует новый опрос, проведенный социологической службой ВЦИОМ
Политическая культура России отличается от политической культуры других стран:
согласились 67 % респондентов,
24 % не видят разницы
Для российской политической культуры характерны: пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать в политической жизни – 68 %, 
неверие в идеалы и принципы - 52 %, 
коллективизм, стремление решать вопросы сообща – 51 %, 
неумение и нежелание соблюдать законы – 56 %
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Большинство россиян уверены, что политическая культура России самобытна и сильно отличается от политической культуры других развитых стран Об этом свидетельствует новый опрос, проведенный социологической службой ВЦИОМ Политическая культура России отличается от политической культуры других стран: согласились 67 % респондентов, 24 % не видят разницы Для российской политической культуры характерны: пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать в политической жизни – 68 %, неверие в идеалы и принципы - 52 %, коллективизм, стремление решать вопросы сообща – 51 %, неумение и нежелание соблюдать законы – 56 %

Слайд 39





3. Политическая культура в современной России
Отечественная политика следует традициям авторитаризма и привержена антидемократическим началам – согласны 44 %
В современной политике очевидны демократические принципы – согласны 37% респондентов
54% россиян считают, что им свойственно уважение к государственным символам
53 % отмечают открытость и восприимчивость к опыту других народов
Из различных политических институтов и организаций в России лучше всего прижились 
развитая многопартийная система – 45% респондентов,
свободные и независимые СМИ – согласны 42%, и 
свободные выборы в органы власти – 40%
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Отечественная политика следует традициям авторитаризма и привержена антидемократическим началам – согласны 44 % В современной политике очевидны демократические принципы – согласны 37% респондентов 54% россиян считают, что им свойственно уважение к государственным символам 53 % отмечают открытость и восприимчивость к опыту других народов Из различных политических институтов и организаций в России лучше всего прижились развитая многопартийная система – 45% респондентов, свободные и независимые СМИ – согласны 42%, и свободные выборы в органы власти – 40%

Слайд 40





3. Политическая культура в современной России
Хуже всего, по мнению участников опроса, в России обстоят дела с равенством перед законом - 52 % считают, что в нашей стране это недостижимо
В то, что это возможно в будущем ("приживаются с трудом, но рано или поздно приживутся"), уверен 31 %, и только 12 % респондентов считают, что в России перед законом все равны уже сейчас
Описание слайда:
3. Политическая культура в современной России Хуже всего, по мнению участников опроса, в России обстоят дела с равенством перед законом - 52 % считают, что в нашей стране это недостижимо В то, что это возможно в будущем ("приживаются с трудом, но рано или поздно приживутся"), уверен 31 %, и только 12 % респондентов считают, что в России перед законом все равны уже сейчас



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию