🗊Презентация Имя существительное

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Имя существительное, слайд №1Имя существительное, слайд №2Имя существительное, слайд №3Имя существительное, слайд №4Имя существительное, слайд №5Имя существительное, слайд №6Имя существительное, слайд №7Имя существительное, слайд №8Имя существительное, слайд №9Имя существительное, слайд №10Имя существительное, слайд №11Имя существительное, слайд №12Имя существительное, слайд №13Имя существительное, слайд №14Имя существительное, слайд №15Имя существительное, слайд №16Имя существительное, слайд №17Имя существительное, слайд №18Имя существительное, слайд №19Имя существительное, слайд №20Имя существительное, слайд №21Имя существительное, слайд №22Имя существительное, слайд №23Имя существительное, слайд №24Имя существительное, слайд №25Имя существительное, слайд №26Имя существительное, слайд №27Имя существительное, слайд №28Имя существительное, слайд №29Имя существительное, слайд №30Имя существительное, слайд №31Имя существительное, слайд №32Имя существительное, слайд №33Имя существительное, слайд №34Имя существительное, слайд №35Имя существительное, слайд №36Имя существительное, слайд №37Имя существительное, слайд №38Имя существительное, слайд №39Имя существительное, слайд №40Имя существительное, слайд №41Имя существительное, слайд №42Имя существительное, слайд №43Имя существительное, слайд №44Имя существительное, слайд №45Имя существительное, слайд №46Имя существительное, слайд №47Имя существительное, слайд №48Имя существительное, слайд №49Имя существительное, слайд №50Имя существительное, слайд №51Имя существительное, слайд №52Имя существительное, слайд №53Имя существительное, слайд №54Имя существительное, слайд №55Имя существительное, слайд №56Имя существительное, слайд №57Имя существительное, слайд №58Имя существительное, слайд №59Имя существительное, слайд №60Имя существительное, слайд №61Имя существительное, слайд №62Имя существительное, слайд №63Имя существительное, слайд №64Имя существительное, слайд №65Имя существительное, слайд №66Имя существительное, слайд №67Имя существительное, слайд №68Имя существительное, слайд №69Имя существительное, слайд №70

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Имя существительное. Доклад-сообщение содержит 70 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Описание слайда:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 2





ПЛАН
(1)Общая характеристика
(2)Лексико-грамматические разряды существительных
(3)Категория рода
(4)Категория числа
(5) Категория падежа
(6)Типы склонения существительных
Описание слайда:
ПЛАН (1)Общая характеристика (2)Лексико-грамматические разряды существительных (3)Категория рода (4)Категория числа (5) Категория падежа (6)Типы склонения существительных

Слайд 3





Общая характеристика имени существительного
Термином «имя существительное» обозначается класс слов, которые ПРЕЖДЕ всего:
(I)ИМЕЮТ грамматическое значение рода (НО НЕ изменяются по родам):
воин, лес, часовой, сирокко – муж. род;
сестра, луна, столовая, фрау – жен.род;
чудовище, поле, мороженое, какао – ср. род.
Описание слайда:
Общая характеристика имени существительного Термином «имя существительное» обозначается класс слов, которые ПРЕЖДЕ всего: (I)ИМЕЮТ грамматическое значение рода (НО НЕ изменяются по родам): воин, лес, часовой, сирокко – муж. род; сестра, луна, столовая, фрау – жен.род; чудовище, поле, мороженое, какао – ср. род.

Слайд 4





             
Сравним:
Часовой (механизм) – часовая (стрелка) – часовое (ожидание);
Столовый (прибор) – столовая (ложка) – столовое (серебро);
Мороженый (сок) – мороженая (говядина) – мороженое (мясо).
Эти слова ИЗМЕНЯЮТСЯ по родам, значит, они НЕ существительные (а прилагательные).
Описание слайда:
Сравним: Часовой (механизм) – часовая (стрелка) – часовое (ожидание); Столовый (прибор) – столовая (ложка) – столовое (серебро); Мороженый (сок) – мороженая (говядина) – мороженое (мясо). Эти слова ИЗМЕНЯЮТСЯ по родам, значит, они НЕ существительные (а прилагательные).

Слайд 5





                
(II)Имеют грамматическое значение числа (ИЗМЕНЯЮТСЯ по числам, то есть имеют ФОРМЫ единственного и множественного числа):
Лес – леса, сестра – сестры, чудовище – чудовища, столовая – столовые.
(III) Имеют грамматическое значение падежа (ИЗМЕНЯЮТСЯ по падежам, то есть имеют ФОРМЫ им., род., дат., вин., твор., предл. падежей):
Описание слайда:
(II)Имеют грамматическое значение числа (ИЗМЕНЯЮТСЯ по числам, то есть имеют ФОРМЫ единственного и множественного числа): Лес – леса, сестра – сестры, чудовище – чудовища, столовая – столовые. (III) Имеют грамматическое значение падежа (ИЗМЕНЯЮТСЯ по падежам, то есть имеют ФОРМЫ им., род., дат., вин., твор., предл. падежей):

Слайд 6





               
И.п. лес, лесá
Р.п. ле́са, лесов
Д.п. лесу, лесам
В.п. лес, лесá
Т.п. лесом, лесами
П.п. о лесе, о лесах
Описание слайда:
И.п. лес, лесá Р.п. ле́са, лесов Д.п. лесу, лесам В.п. лес, лесá Т.п. лесом, лесами П.п. о лесе, о лесах

Слайд 7





ТАКИМ ОБРАЗОМ,            
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
ИМЕЮТ РОД
(НО НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ по РОДАМ)
ИЗМЕНЯЮТСЯ
по ЧИСЛАМ
по ПАДЕЖАМ
Описание слайда:
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ИМЕЮТ РОД (НО НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ по РОДАМ) ИЗМЕНЯЮТСЯ по ЧИСЛАМ по ПАДЕЖАМ

Слайд 8





ЭТО ЗНАЧИТ:
имена существительные имеют:
НЕСЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНУЮ
категорию РОДА;
СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ
категории ЧИСЛА и ПАДЕЖА.
Описание слайда:
ЭТО ЗНАЧИТ: имена существительные имеют: НЕСЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНУЮ категорию РОДА; СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ категории ЧИСЛА и ПАДЕЖА.

Слайд 9





Синтаксические функции существительных
многообразны.
Но прежде всего существительные приспособлены для выполнения функций подлежащего и дополнения:
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…
Описание слайда:
Синтаксические функции существительных многообразны. Но прежде всего существительные приспособлены для выполнения функций подлежащего и дополнения: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…

Слайд 10





Грамматическую семантику
имен существительных определяют обычно так:
Имя существительное обозначает предмет.
Школьники (и не только младшие) понимают это так: предмет – это то, что можно подержать в руках или увидеть (то есть как нечто материальное).
Описание слайда:
Грамматическую семантику имен существительных определяют обычно так: Имя существительное обозначает предмет. Школьники (и не только младшие) понимают это так: предмет – это то, что можно подержать в руках или увидеть (то есть как нечто материальное).

Слайд 11





                
Такое понимание абсолютно не соответствует истине.
Термин «существительное» употребляется не по отношению в «ПРЕДМЕТАМ» в житейском смысле (материальным), а по отношению к ТИПУ СЛОВ, которые в предложении могут выполнять функцию подлежащего и в то же время иметь способность ИЗМЕНЯТЬСЯ по падежам и числам и ИМЕТЬ род.
Описание слайда:
Такое понимание абсолютно не соответствует истине. Термин «существительное» употребляется не по отношению в «ПРЕДМЕТАМ» в житейском смысле (материальным), а по отношению к ТИПУ СЛОВ, которые в предложении могут выполнять функцию подлежащего и в то же время иметь способность ИЗМЕНЯТЬСЯ по падежам и числам и ИМЕТЬ род.

Слайд 12





              
Таким образом, именование «ПРЕДМЕТ» весьма условно, и любое слово, изменяющееся по падежам и числам и в то же время имеющее род, будет нами понято как «ПРЕДМЕТ», но в смысле не житейском, а логическом (как ПРЕДМЕТ, то есть ОБЪЕКТ внимания).
Описание слайда:
Таким образом, именование «ПРЕДМЕТ» весьма условно, и любое слово, изменяющееся по падежам и числам и в то же время имеющее род, будет нами понято как «ПРЕДМЕТ», но в смысле не житейском, а логическом (как ПРЕДМЕТ, то есть ОБЪЕКТ внимания).

Слайд 13





ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – 
это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Слайд 14





СРАВНИМ
ЗНА (корень) – какая часть речи?
Надо хорошо ЗНА-ТЬ русский язык.
В этом предложении ЗНАТЬ не является существительным, поскольку входит в ряд форм:
Знать, знал, знала, знало, знает, знай…
Это слово ИЗМЕНЯЕТСЯ по родам (что не характерно для сущ.), а также по временам, лицам и т.п. (что не имеет никакого отношения к сущ.), но НЕ изменяется по падежам.
Обозначает состояние (НЕ предмет).
Является частью сказуемого.
Описание слайда:
СРАВНИМ ЗНА (корень) – какая часть речи? Надо хорошо ЗНА-ТЬ русский язык. В этом предложении ЗНАТЬ не является существительным, поскольку входит в ряд форм: Знать, знал, знала, знало, знает, знай… Это слово ИЗМЕНЯЕТСЯ по родам (что не характерно для сущ.), а также по временам, лицам и т.п. (что не имеет никакого отношения к сущ.), но НЕ изменяется по падежам. Обозначает состояние (НЕ предмет). Является частью сказуемого.

Слайд 15





            
Вся боярская ЗНАТЬ собралась у Кремля.
Здесь ЗНАТЬ (жен. род) входит в ряд форм:
Знать, знати, знатью…- это изменение по падежам сущ. ЖЕН. РОДА
Обозначает НЕЧТО (ПРЕДМЕТ нашего внимания), то есть предмет.
По числам не изменяется (по особым причинам).
Является подлежащим.
Описание слайда:
Вся боярская ЗНАТЬ собралась у Кремля. Здесь ЗНАТЬ (жен. род) входит в ряд форм: Знать, знати, знатью…- это изменение по падежам сущ. ЖЕН. РОДА Обозначает НЕЧТО (ПРЕДМЕТ нашего внимания), то есть предмет. По числам не изменяется (по особым причинам). Является подлежащим.

Слайд 16





           
Таким образом, решающим признаком для отнесения слова к классу существительных является его МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ природа, то есть наличие ОПРЕДЕЛЕННОГО НАБОРА морфологических категорий.
Описание слайда:
Таким образом, решающим признаком для отнесения слова к классу существительных является его МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ природа, то есть наличие ОПРЕДЕЛЕННОГО НАБОРА морфологических категорий.

Слайд 17





Лексико-грамматические разряды существительных
ПРЕДМЕТЫ (то есть ОБЪЕКТЫ внимания), которые могут обозначать существительные, весьма разнообразны: материальные и нематериальные, конкретные и неконкретные, отдельные (единичные) и множественные и т.п.
Описание слайда:
Лексико-грамматические разряды существительных ПРЕДМЕТЫ (то есть ОБЪЕКТЫ внимания), которые могут обозначать существительные, весьма разнообразны: материальные и нематериальные, конкретные и неконкретные, отдельные (единичные) и множественные и т.п.

Слайд 18





           
Это разнообразие отражается в ГРАММАТИЧЕСКИХ свойствах самих существительных. Они могут иметь одни грамматические категории, но не иметь других, то есть их ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ определяет их НАБОР ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.
Именно поэтому эти группировки названы ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМИ.
Описание слайда:
Это разнообразие отражается в ГРАММАТИЧЕСКИХ свойствах самих существительных. Они могут иметь одни грамматические категории, но не иметь других, то есть их ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ определяет их НАБОР ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ. Именно поэтому эти группировки названы ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМИ.

Слайд 19





Список лексико-грамматических разрядов
Существительные:
(1)Собственные // нарицательные;
(2)Конкретные // отвлеченные;
(3)Одушевленные // неодушевленные;
(4)Собирательные;
(5)Вещественные.
Описание слайда:
Список лексико-грамматических разрядов Существительные: (1)Собственные // нарицательные; (2)Конкретные // отвлеченные; (3)Одушевленные // неодушевленные; (4)Собирательные; (5)Вещественные.

Слайд 20





СОБСТВЕННЫЕ и НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Имя может означать, что предмет или ИНДИВИДУАЛЕН,
или является
ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КЛАССА себе подобных.
Описание слайда:
СОБСТВЕННЫЕ и НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Имя может означать, что предмет или ИНДИВИДУАЛЕН, или является ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КЛАССА себе подобных.

Слайд 21





Имена существительные СОБСТВЕННЫЕ
называют
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Описание слайда:
Имена существительные СОБСТВЕННЫЕ называют ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Слайд 22





         
Имена сущ. НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ называют предмет по его принадлежности к тому или иному КЛАССУ;
они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам ДАННОГО КЛАССА.
Из этого следует, что имена нарицательные ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ
(то есть набор признаков, отражаемый в толковании), а имена собственные НЕ имеют лексического значения.
Описание слайда:
Имена сущ. НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ называют предмет по его принадлежности к тому или иному КЛАССУ; они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам ДАННОГО КЛАССА. Из этого следует, что имена нарицательные ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ (то есть набор признаков, отражаемый в толковании), а имена собственные НЕ имеют лексического значения.

Слайд 23





             
Сравним:
Для замены труб он нанял слесаря.
Для замены труб он нанял Петра.
Слесарь – это (любой) человек, который по роду профессии может менять трубы (и не важно, как его зовут).
О Петре мы ничего такого не знаем: имя Петр НЕ ДАЕТ нам никакой ИНФОРМА-ЦИИ о человеке (то есть о его умениях, характере, возрасте и т.п.).
Описание слайда:
Сравним: Для замены труб он нанял слесаря. Для замены труб он нанял Петра. Слесарь – это (любой) человек, который по роду профессии может менять трубы (и не важно, как его зовут). О Петре мы ничего такого не знаем: имя Петр НЕ ДАЕТ нам никакой ИНФОРМА-ЦИИ о человеке (то есть о его умениях, характере, возрасте и т.п.).

Слайд 24





              
Имена собственные в истории языков постоянно переходят в имена нарицательные, поскольку обрастают смысловыми ассоциациями и приобретают значение, например:
Мы все глядим в Наполеоны… (Пушкин).
И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов).
Все имена собственные можно разделить на два вида:
(1)ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА;
(2)НАИМЕНОВАНИЯ.
Описание слайда:
Имена собственные в истории языков постоянно переходят в имена нарицательные, поскольку обрастают смысловыми ассоциациями и приобретают значение, например: Мы все глядим в Наполеоны… (Пушкин). И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов). Все имена собственные можно разделить на два вида: (1)ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА; (2)НАИМЕНОВАНИЯ.

Слайд 25





Имена собственные  в узком смысле слова
– географические названия, имена людей и клички животных.
Это лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присвоенных одному (уникальному) предмету.
Описание слайда:
Имена собственные в узком смысле слова – географические названия, имена людей и клички животных. Это лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присвоенных одному (уникальному) предмету.

Слайд 26





МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Не употребляются в формах мн. числа.
Встречающиеся формы мн. числа в таких случаях обозначают:
Описание слайда:
МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ Не употребляются в формах мн. числа. Встречающиеся формы мн. числа в таких случаях обозначают:

Слайд 27





                  
(1) РАЗНЫХ ЛИЦ, имеющих одно и то же имя:
В Англии Смитов не меньше, чем в России Ивановых.
(2) РОДСТВЕННИКОВ: братья Карамазовы.
Описание слайда:
(1) РАЗНЫХ ЛИЦ, имеющих одно и то же имя: В Англии Смитов не меньше, чем в России Ивановых. (2) РОДСТВЕННИКОВ: братья Карамазовы.

Слайд 28





НАИМЕНОВАНИЯ           
Для имен собственных-наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательные сущ. не утрачивают своего лексического значения, а лишь изменяют свою функцию:
завод «Авангард», журнал «Столичное образование», отель «У погибшего альпиниста», роман «В поисках утраченного времени»…
Описание слайда:
НАИМЕНОВАНИЯ Для имен собственных-наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательные сущ. не утрачивают своего лексического значения, а лишь изменяют свою функцию: завод «Авангард», журнал «Столичное образование», отель «У погибшего альпиниста», роман «В поисках утраченного времени»…

Слайд 29





КОНКРЕТНЫЕ и ОТВЛЕЧЕННЫЕ
Имена сущ. КОНКРЕТНЫЕ обозначают такие предметы, которые мы МОЖЕМ ИСЧИСЛИТЬ (посчитать).
Это могут быть как материальные предметы, так и нематериальные (идеальные) сущности.
Большинство конкретных сущ. имеют ФОРМЫ ЕД. и МН. ЧИСЛА
(исключение: pluralia tantum).
Описание слайда:
КОНКРЕТНЫЕ и ОТВЛЕЧЕННЫЕ Имена сущ. КОНКРЕТНЫЕ обозначают такие предметы, которые мы МОЖЕМ ИСЧИСЛИТЬ (посчитать). Это могут быть как материальные предметы, так и нематериальные (идеальные) сущности. Большинство конкретных сущ. имеют ФОРМЫ ЕД. и МН. ЧИСЛА (исключение: pluralia tantum).

Слайд 30





Примеры конкретных сущ.
Стол – столы
Урок - уроки
День – дни
Мгновение – мгновения
Идея – идеи
Понятие – понятия
Сани (одни сани, двое саней)
Описание слайда:
Примеры конкретных сущ. Стол – столы Урок - уроки День – дни Мгновение – мгновения Идея – идеи Понятие – понятия Сани (одни сани, двое саней)

Слайд 31





             
ОТВЛЕЧЕННЫЕ
(абстрактные) сущ. называют
отвлеченные понятия (жизнь, смерть),
свойства, качества (голубизна, серьезность),
действия (полоскание, глажка)
и состояния (наслаждение, переживание).
(Всё это – их ЛЕКСИЧЕСКИЕ значения, а не грамматические; они все равно обозначают ПРЕДМЕТЫ нашего внимания).
Описание слайда:
ОТВЛЕЧЕННЫЕ (абстрактные) сущ. называют отвлеченные понятия (жизнь, смерть), свойства, качества (голубизна, серьезность), действия (полоскание, глажка) и состояния (наслаждение, переживание). (Всё это – их ЛЕКСИЧЕСКИЕ значения, а не грамматические; они все равно обозначают ПРЕДМЕТЫ нашего внимания).

Слайд 32





            
Отвлеченные сущ. в своем прямом значении имеют ТОЛЬКО ФОРМЫ ЕД. ЧИСЛА.
Если такие сущ. приобретают формы мн.ч., то они МЕНЯЮТ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Наличие формы мн.ч. говорит о том, что отвлеченное сущ. употреблено не в прямом значении:
Описание слайда:
Отвлеченные сущ. в своем прямом значении имеют ТОЛЬКО ФОРМЫ ЕД. ЧИСЛА. Если такие сущ. приобретают формы мн.ч., то они МЕНЯЮТ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Наличие формы мн.ч. говорит о том, что отвлеченное сущ. употреблено не в прямом значении:

Слайд 33





                
Музыка доставляла ему наслаждение (1)
(= Он наслаждался музыкой).
В погоне за наслаждениями (2) (то есть в поиске МНОЖЕСТВА вещей, которыми можно наслаждаться) человек становит-ся животным.
Наслаждение (1) – это состояние.
Наслаждения (2) – это конкретные множественные проявления такого состояния.
Описание слайда:
Музыка доставляла ему наслаждение (1) (= Он наслаждался музыкой). В погоне за наслаждениями (2) (то есть в поиске МНОЖЕСТВА вещей, которыми можно наслаждаться) человек становит-ся животным. Наслаждение (1) – это состояние. Наслаждения (2) – это конкретные множественные проявления такого состояния.

Слайд 34





ОДУШЕВЛЕННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
	Чтобы понять, что это непростая для младшего школьника (и даже для студента!) «штука», прочитаем рассказ С.Спасского.
Описание слайда:
ОДУШЕВЛЕННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ Чтобы понять, что это непростая для младшего школьника (и даже для студента!) «штука», прочитаем рассказ С.Спасского.

Слайд 35





Гранит науки
– Папа, а мы сегодня учили одушевленные и неодушевленные предметы, – сказала мне дочка вечером.
– Интересно, – сказал я. – Ну-ка, расскажи, что это такое?
– Вот ты – одушевленный предмет.
Описание слайда:
Гранит науки – Папа, а мы сегодня учили одушевленные и неодушевленные предметы, – сказала мне дочка вечером. – Интересно, – сказал я. – Ну-ка, расскажи, что это такое? – Вот ты – одушевленный предмет.

Слайд 36





           
– Я – предмет? Вот это новости! Значит, если тебя спросят, какие в комнате предметы, ты скажешь: шкаф, шесть стульев, папа и стол?
– Да нет, – сказала дочка, – это ведь только так, для науки. Вообще-то я знаю, что ты не предмет, а человек.
– Хорошо, – сказал я. – Тогда давай рассказывай про неодушевленные предметы.
Описание слайда:
– Я – предмет? Вот это новости! Значит, если тебя спросят, какие в комнате предметы, ты скажешь: шкаф, шесть стульев, папа и стол? – Да нет, – сказала дочка, – это ведь только так, для науки. Вообще-то я знаю, что ты не предмет, а человек. – Хорошо, – сказал я. – Тогда давай рассказывай про неодушевленные предметы.

Слайд 37





            
– Ну, это просто, – сказала она, – неодушевленные предметы отвечают на вопрос «что?»… Вот, например, стол.
– За всю мою жизнь, – задумчиво сказал я, – стол не ответил мне ни на один вопрос. Правда, я никогда не спрашивал его «что?». Ну-ка, попробуй спроси его.
– Ты какой-то, папа… – засмеялась дочка, – конечно, он не ответит.
Описание слайда:
– Ну, это просто, – сказала она, – неодушевленные предметы отвечают на вопрос «что?»… Вот, например, стол. – За всю мою жизнь, – задумчиво сказал я, – стол не ответил мне ни на один вопрос. Правда, я никогда не спрашивал его «что?». Ну-ка, попробуй спроси его. – Ты какой-то, папа… – засмеялась дочка, – конечно, он не ответит.

Слайд 38





             
– Видишь, значит, он не относится к неодушевленным предметам!
– Как раз все предметы, которые не разговаривают, и есть неодушевленные.
– Рыба, например?
– Рыба – одушевленная. Она же живет, растет…
– Ага, – сказал я, – теперь понятно. Значит, дерево, которое живет и растет, – одушевленное?
– Нет же. Дерево не может двигаться.
Описание слайда:
– Видишь, значит, он не относится к неодушевленным предметам! – Как раз все предметы, которые не разговаривают, и есть неодушевленные. – Рыба, например? – Рыба – одушевленная. Она же живет, растет… – Ага, – сказал я, – теперь понятно. Значит, дерево, которое живет и растет, – одушевленное? – Нет же. Дерево не может двигаться.

Слайд 39





               
– Автомобиль может.
– Автомобиль неодушевленный. Потому что его человек двигает.
– Ты бы сразу так и сказала. Если я тащу на веревке упрямого осла, он неодушевлен-ный. А если он тащит меня, неодушевлен-ный я.
– Нет, нет, ты не понимаешь… Человек сделал автомобиль. Без человека он не двигался бы.
Описание слайда:
– Автомобиль может. – Автомобиль неодушевленный. Потому что его человек двигает. – Ты бы сразу так и сказала. Если я тащу на веревке упрямого осла, он неодушевлен-ный. А если он тащит меня, неодушевлен-ный я. – Нет, нет, ты не понимаешь… Человек сделал автомобиль. Без человека он не двигался бы.

Слайд 40





                
– Ясно, – сказал я. – Без человека автомобиль двигаться не может, и поэтому автомобиль неодушевленный. Другое дело – облако. Оно само движется, без нашей помощи.
Дочка задумалась.
– Знаешь, папа, – пожалуй, я не пойду больше в школу. Там, по-моему, неправильно учат.
Описание слайда:
– Ясно, – сказал я. – Без человека автомобиль двигаться не может, и поэтому автомобиль неодушевленный. Другое дело – облако. Оно само движется, без нашей помощи. Дочка задумалась. – Знаешь, папа, – пожалуй, я не пойду больше в школу. Там, по-моему, неправильно учат.

Слайд 41





Вопросы
Прав ли папа (вообще)?
Права ли дочка в своем последнем выводе?
Неужели это все-таки такая трудная «штука»?
Какой вы можете предложить выход из тупика, в который попала дочка?
Описание слайда:
Вопросы Прав ли папа (вообще)? Права ли дочка в своем последнем выводе? Неужели это все-таки такая трудная «штука»? Какой вы можете предложить выход из тупика, в который попала дочка?

Слайд 42





ПУТАНИЦА!
1) Дочка (вслед за учителем?) говорит об одушевленных и неодушевленных ПРЕДМЕТАХ. Но лингвистика («Русский язык») НЕ ИЗУЧАЕТ ПРЕДМЕТЫ.
Описание слайда:
ПУТАНИЦА! 1) Дочка (вслед за учителем?) говорит об одушевленных и неодушевленных ПРЕДМЕТАХ. Но лингвистика («Русский язык») НЕ ИЗУЧАЕТ ПРЕДМЕТЫ.

Слайд 43





                  
2) Дочка (а также учителя, авторы учебников и др.) понимает дело просто:
одушевленный = живой
неодушевленный = неживой.
3) Кроме того, житейские, обыденные значения слов над нами довлеют:
не бывает одушевленных ПРЕДМЕТОВ (у предметов нет ДУШИ).
4) Речь должна идти НЕ о ПРЕДМЕТАХ, а о СЛОВАХ (ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ).
Описание слайда:
2) Дочка (а также учителя, авторы учебников и др.) понимает дело просто: одушевленный = живой неодушевленный = неживой. 3) Кроме того, житейские, обыденные значения слов над нами довлеют: не бывает одушевленных ПРЕДМЕТОВ (у предметов нет ДУШИ). 4) Речь должна идти НЕ о ПРЕДМЕТАХ, а о СЛОВАХ (ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ).

Слайд 44





            
Надо четко усвоить:
Одушевленность – ГРАММАТИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ), т.е. в значительной мере ФОРМАЛЬНАЯ категория. Она предназначена для различения ФОРМ.
И хотя исторически она возникла на базе БИОЛОГИЧЕСКОЙ категории (различение ЖИВОГО/НЕЖИВОГО), в современном русском языке она самостоятельна и отнюдь не совпадает с представлениями о живом.
Описание слайда:
Надо четко усвоить: Одушевленность – ГРАММАТИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ), т.е. в значительной мере ФОРМАЛЬНАЯ категория. Она предназначена для различения ФОРМ. И хотя исторически она возникла на базе БИОЛОГИЧЕСКОЙ категории (различение ЖИВОГО/НЕЖИВОГО), в современном русском языке она самостоятельна и отнюдь не совпадает с представлениями о живом.

Слайд 45





          
Историческая обусловленность сказывается в том, что большинство одушевленных существительных относятся к женскому и мужскому роду, что определяется ПОЛОМ соответствующего лица, однако несколько одуш. существительных относятся к среднему роду, никак не соотносясь с полом:
Описание слайда:
Историческая обусловленность сказывается в том, что большинство одушевленных существительных относятся к женскому и мужскому роду, что определяется ПОЛОМ соответствующего лица, однако несколько одуш. существительных относятся к среднему роду, никак не соотносясь с полом:

Слайд 46






дитя
чудовище
лицо
существо
Описание слайда:
дитя чудовище лицо существо

Слайд 47





              


Сущность одушевленных/ неодушевленных
существительных
Описание слайда:
Сущность одушевленных/ неодушевленных существительных

Слайд 48





ОДУШ. СУЩ. МУЖ. РОДА
РОД. ПАД.: у меня НЕТ брат-А, брать-ЕВ;
ВИН.ПАД.: я ЛЮБЛЮ брат-А, брать-ЕВ.
Описание слайда:
ОДУШ. СУЩ. МУЖ. РОДА РОД. ПАД.: у меня НЕТ брат-А, брать-ЕВ; ВИН.ПАД.: я ЛЮБЛЮ брат-А, брать-ЕВ.

Слайд 49





ОДУШ. СУЩ. ЖЕН. РОДА
РОД. ПАД.: у меня НЕТ сестр-Ы, сестер;
ВИН.ПАД.: я ЛЮБЛЮ сестр-У, сестер.
Описание слайда:
ОДУШ. СУЩ. ЖЕН. РОДА РОД. ПАД.: у меня НЕТ сестр-Ы, сестер; ВИН.ПАД.: я ЛЮБЛЮ сестр-У, сестер.

Слайд 50





ОДУШ. СУЩ. СРЕДН. РОДА
Так же, как сущ. жен. рода.
РОД. ПАД.: Здесь НЕТ чудовищ-А, чудовищ;
ВИН.ПАД.: Я ВИДЕЛ чудовищ-Е, чудовищ.
Описание слайда:
ОДУШ. СУЩ. СРЕДН. РОДА Так же, как сущ. жен. рода. РОД. ПАД.: Здесь НЕТ чудовищ-А, чудовищ; ВИН.ПАД.: Я ВИДЕЛ чудовищ-Е, чудовищ.

Слайд 51





НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
Можно рассуждать двояко:
(1)если сущ. не входит в разряд одуш., то оно неодуш.;
(2)ФОРМУЛА для НЕОДУШ. СУЩ.:
Муж. род, ср. род – ед. и мн. ч.
Жен. род (1скл.) – ТОЛЬКО мн. ч.
Описание слайда:
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ Можно рассуждать двояко: (1)если сущ. не входит в разряд одуш., то оно неодуш.; (2)ФОРМУЛА для НЕОДУШ. СУЩ.: Муж. род, ср. род – ед. и мн. ч. Жен. род (1скл.) – ТОЛЬКО мн. ч.

Слайд 52





           
Муж. род:
ИМ. ПАД.: В комнате есть стол (стол-Ы)
ВИН. ПАД.: Я вижу стол (стол-Ы)
Ср. род:
ИМ. ПАД.: В сарае есть окн-О (окн-А)
ВИН. ПАД.: Я вижу окн-О (окн-А)
Жен.род:
ИМ. ПАД.: У меня есть гитар-А, гитар-Ы (1 скл.); тетрадь, тетрад-И (3 скл).
ВИН. ПАД.: Я вижу гитар-У, гитар-Ы (1 скл.); тетрадь, тетрад-И (3 скл).
Описание слайда:
Муж. род: ИМ. ПАД.: В комнате есть стол (стол-Ы) ВИН. ПАД.: Я вижу стол (стол-Ы) Ср. род: ИМ. ПАД.: В сарае есть окн-О (окн-А) ВИН. ПАД.: Я вижу окн-О (окн-А) Жен.род: ИМ. ПАД.: У меня есть гитар-А, гитар-Ы (1 скл.); тетрадь, тетрад-И (3 скл). ВИН. ПАД.: Я вижу гитар-У, гитар-Ы (1 скл.); тетрадь, тетрад-И (3 скл).

Слайд 53





Интересные явления в сфере одушевленности
(1)В выражениях идти в солдаты, взять (кого-н.) в курьеры, пойти в няньки, кандидат в депутаты, подчеркнутые слова являются «словарно» одушевленными, но ЗДЕСЬ, будучи употребленными в ВИН.ПАД, они совпадают с ИМ.ПАД., т.е. выступают как НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.
Описание слайда:
Интересные явления в сфере одушевленности (1)В выражениях идти в солдаты, взять (кого-н.) в курьеры, пойти в няньки, кандидат в депутаты, подчеркнутые слова являются «словарно» одушевленными, но ЗДЕСЬ, будучи употребленными в ВИН.ПАД, они совпадают с ИМ.ПАД., т.е. выступают как НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.

Слайд 54





            
(2)Как правильно:
Изучать
– вирусы, микробы, бактерии (ВИН. = ИМ.) – НЕОДУШ.?
– вирус-ОВ, микроб-ОВ, бактерий (ВИН. = РОД.) – ОДУШ.?
Предпочтительно – по образцу НЕОДУШ.
Описание слайда:
(2)Как правильно: Изучать – вирусы, микробы, бактерии (ВИН. = ИМ.) – НЕОДУШ.? – вирус-ОВ, микроб-ОВ, бактерий (ВИН. = РОД.) – ОДУШ.? Предпочтительно – по образцу НЕОДУШ.

Слайд 55





          
(3)Мертвец, покойник, труп, кукла –
ОДУШ. или НЕОДУШ.?
Необходимо ПРОВЕРИТЬ!
ВИЖУ:
мертвец или мертвеца?
покойник или покойника?
труп или трупа?
куклы или кукол?
Описание слайда:
(3)Мертвец, покойник, труп, кукла – ОДУШ. или НЕОДУШ.? Необходимо ПРОВЕРИТЬ! ВИЖУ: мертвец или мертвеца? покойник или покойника? труп или трупа? куклы или кукол?

Слайд 56





           
(4)В зависимости от значения.
(А)НЕОДУШ. СУЩ. (переносное значение) → ОДУШ. СУЩ.
Мешок, дуб, пень, колпак, тюфяк… (слова с синтаксически обусловленным значением).
Такого дуба я никогда раньше не встречал! – род.п.
Такого дуба я вижу впервые! – вин.п.
(Б)В одном значении – ОДУШ., в другом (других) – НЕОДУШ.
Субъект, тип, гигант, скот…
Писатель показал интересный тип интеллигента… - Вчера я встретил странного типа.
Описание слайда:
(4)В зависимости от значения. (А)НЕОДУШ. СУЩ. (переносное значение) → ОДУШ. СУЩ. Мешок, дуб, пень, колпак, тюфяк… (слова с синтаксически обусловленным значением). Такого дуба я никогда раньше не встречал! – род.п. Такого дуба я вижу впервые! – вин.п. (Б)В одном значении – ОДУШ., в другом (других) – НЕОДУШ. Субъект, тип, гигант, скот… Писатель показал интересный тип интеллигента… - Вчера я встретил странного типа.

Слайд 57





            
(5)ОДУШ. (в перен.знач.) → ОДУШ./НЕОДУШ.
Поставь дворники, сбить вражеского разведчика (= самолет), плясать казачка, врезался в запорожец/в запорожца.
(6) Названия игральных карт и шахматных фигур – ОДУШ.
Открыть короля, сбросить туза, беречь козыря, взять ферзя, выиграть коня, передвинуть слона.
Описание слайда:
(5)ОДУШ. (в перен.знач.) → ОДУШ./НЕОДУШ. Поставь дворники, сбить вражеского разведчика (= самолет), плясать казачка, врезался в запорожец/в запорожца. (6) Названия игральных карт и шахматных фигур – ОДУШ. Открыть короля, сбросить туза, беречь козыря, взять ферзя, выиграть коня, передвинуть слона.

Слайд 58





СОБИРАТЕЛЬНЫЕ СУЩ.
Называют СОВОКУПНОСТЬ однородных предметов.
Могут иметь формальные показатели – суффиксы:
Студенч-ЕСТВ-о, зверь-J-о, ребят-Н-я, аристократ-ИJ-а, бедн-ОТ-а.
Могут не иметь формальных показателей: ботва, мелюзга, хлам, мебель, посуда.
Описание слайда:
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ СУЩ. Называют СОВОКУПНОСТЬ однородных предметов. Могут иметь формальные показатели – суффиксы: Студенч-ЕСТВ-о, зверь-J-о, ребят-Н-я, аристократ-ИJ-а, бедн-ОТ-а. Могут не иметь формальных показателей: ботва, мелюзга, хлам, мебель, посуда.

Слайд 59





               

Грамматическая особенность собирательных сущ. – 


НЕ ИМЕЮТ ФОРМ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Описание слайда:
Грамматическая особенность собирательных сущ. – НЕ ИМЕЮТ ФОРМ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.

Слайд 60





ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СУЩ.
Называют вещества как однородные делимые массы:
Сахар, цемент, бархат, уголь, гниль, помои, останки, объедки.
НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУФФИКСОВ.
Грамматическая особенность – не изменяются по числам, то есть имеют форму ИЛИ единственного, ИЛИ множественного числа.
Описание слайда:
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СУЩ. Называют вещества как однородные делимые массы: Сахар, цемент, бархат, уголь, гниль, помои, останки, объедки. НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУФФИКСОВ. Грамматическая особенность – не изменяются по числам, то есть имеют форму ИЛИ единственного, ИЛИ множественного числа.

Слайд 61





              
Если такое сущ. изменяет форму числа, оно меняет лексическое значение:
Крупа – ‘цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемых в пищу’; 
Крупы – ‘РАЗЛИЧНЫЕ СОРТА крупы’.
Описание слайда:
Если такое сущ. изменяет форму числа, оно меняет лексическое значение: Крупа – ‘цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемых в пищу’; Крупы – ‘РАЗЛИЧНЫЕ СОРТА крупы’.

Слайд 62





СООТНОШЕНИЕ
лексико-грамматических разрядов
Собственные, одушевленные – всегда конкретные.
Нарицательные, неодушевленные – конкретные и отвлеченные.
Собирательные и вещественные – неодушевленные.
Описание слайда:
СООТНОШЕНИЕ лексико-грамматических разрядов Собственные, одушевленные – всегда конкретные. Нарицательные, неодушевленные – конкретные и отвлеченные. Собирательные и вещественные – неодушевленные.

Слайд 63





                
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
не могут быть одушевленными по грамматическим причинам, поскольку большинство из них среднего и женского рода:
Описание слайда:
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ не могут быть одушевленными по грамматическим причинам, поскольку большинство из них среднего и женского рода:

Слайд 64





РАЗБОР
Для КАЖДОГО сущ. порядок разбора:
(1)Собственное ИЛИ нарицательное;
(2)Одушевленное ИЛИ неодушевленное;
(3)Конкретное, ИЛИ отвлеченное, ИЛИ собирательное, ИЛИ вещественное.
Описание слайда:
РАЗБОР Для КАЖДОГО сущ. порядок разбора: (1)Собственное ИЛИ нарицательное; (2)Одушевленное ИЛИ неодушевленное; (3)Конкретное, ИЛИ отвлеченное, ИЛИ собирательное, ИЛИ вещественное.

Слайд 65





ПРИМЕРЫ
Дочка поставила всех своих кукол на полку.
(1)нарицат.
(2)одуш. (ВИН.=РОД.)
(3)конкр. (изменяется по числам).
Описание слайда:
ПРИМЕРЫ Дочка поставила всех своих кукол на полку. (1)нарицат. (2)одуш. (ВИН.=РОД.) (3)конкр. (изменяется по числам).

Слайд 66





                
Народ валил толпами 
(1)нарицат.
(2)неодуш. (ВИН.=ИМ.)
(3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам: *Из окна я вижу народы).
Описание слайда:
Народ валил толпами (1)нарицат. (2)неодуш. (ВИН.=ИМ.) (3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам: *Из окна я вижу народы).

Слайд 67





               
Русский народ создал много сказок и пословиц.
(1)нарицат.
(2)неодуш. (ВИН.=ИМ.)
(3)конкр. (изм. по числам – народы мира).
Описание слайда:
Русский народ создал много сказок и пословиц. (1)нарицат. (2)неодуш. (ВИН.=ИМ.) (3)конкр. (изм. по числам – народы мира).

Слайд 68





                 
Беспорядочные мысли толпятся в голове.
(1)нарицат.
(2)неодуш. (ВИН.=ИМ.)
(3)конкр. (изменяется по числам).
Описание слайда:
Беспорядочные мысли толпятся в голове. (1)нарицат. (2)неодуш. (ВИН.=ИМ.) (3)конкр. (изменяется по числам).

Слайд 69





                  
В золотое время хмелем кудри вьются.
(1)нарицат.
(2)неодуш. (ВИН.=ИМ.)
(3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам).
Описание слайда:
В золотое время хмелем кудри вьются. (1)нарицат. (2)неодуш. (ВИН.=ИМ.) (3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам).

Слайд 70






Три года будет врать, божиться, плакать — подсовывать гнилье.
(1)нарицат.
(2)неодуш. (ср. род – нужно мн. ч., которого нет)
(3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам).
Описание слайда:
Три года будет врать, божиться, плакать — подсовывать гнилье. (1)нарицат. (2)неодуш. (ср. род – нужно мн. ч., которого нет) (3)собират. (обознач. совокупность, не изм. по числам).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию