🗊Презентация Односоставные предложения

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Односоставные предложения, слайд №1Односоставные предложения, слайд №2Односоставные предложения, слайд №3Односоставные предложения, слайд №4Односоставные предложения, слайд №5Односоставные предложения, слайд №6Односоставные предложения, слайд №7Односоставные предложения, слайд №8Односоставные предложения, слайд №9Односоставные предложения, слайд №10Односоставные предложения, слайд №11Односоставные предложения, слайд №12Односоставные предложения, слайд №13Односоставные предложения, слайд №14Односоставные предложения, слайд №15Односоставные предложения, слайд №16Односоставные предложения, слайд №17Односоставные предложения, слайд №18Односоставные предложения, слайд №19Односоставные предложения, слайд №20Односоставные предложения, слайд №21Односоставные предложения, слайд №22Односоставные предложения, слайд №23Односоставные предложения, слайд №24Односоставные предложения, слайд №25Односоставные предложения, слайд №26Односоставные предложения, слайд №27Односоставные предложения, слайд №28Односоставные предложения, слайд №29Односоставные предложения, слайд №30Односоставные предложения, слайд №31Односоставные предложения, слайд №32Односоставные предложения, слайд №33Односоставные предложения, слайд №34Односоставные предложения, слайд №35Односоставные предложения, слайд №36Односоставные предложения, слайд №37Односоставные предложения, слайд №38Односоставные предложения, слайд №39Односоставные предложения, слайд №40Односоставные предложения, слайд №41Односоставные предложения, слайд №42Односоставные предложения, слайд №43Односоставные предложения, слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Односоставные предложения. Доклад-сообщение содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Односоставные предложения, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Введение
Цель: подготовить презентацию теории и практики для самостоятельного освоения темы русского язык : «Односоставные предложения»
Описание слайда:
Введение Цель: подготовить презентацию теории и практики для самостоятельного освоения темы русского язык : «Односоставные предложения»

Слайд 3





Темы для обсуждения
Отличие двусоставных предложений от односоставных
Виды односоставных предложений
Определенно-личное предложение и его особенности
Неопределенно-личное предложение и его особенности
Обобщенно-личное предложение, построение и употребление
Безличное предложения
Назывное( номинативное) предложение и его роль в тексте.
Практика применения теории ( практические упражнения, тесты)
Контрольные вопросы
Контрольный тест
Описание слайда:
Темы для обсуждения Отличие двусоставных предложений от односоставных Виды односоставных предложений Определенно-личное предложение и его особенности Неопределенно-личное предложение и его особенности Обобщенно-личное предложение, построение и употребление Безличное предложения Назывное( номинативное) предложение и его роль в тексте. Практика применения теории ( практические упражнения, тесты) Контрольные вопросы Контрольный тест

Слайд 4


Односоставные предложения, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





2. Отличие двусоставных предложений от односоставных
Описание слайда:
2. Отличие двусоставных предложений от односоставных

Слайд 6





2. Отличие двусоставных предложений от односоставных
Описание слайда:
2. Отличие двусоставных предложений от односоставных

Слайд 7





Материал для наблюдения
Задания: 
Определите двусоставные и односоставные предложения.
Найдите распространенные и нераспространенные  предложения
(1)Поздняя ночь.(2)Море шумит за окном. (3)Дует норд-ост. (4)Ночной дождь висит над Севастополем непроницаемым дымом. (5)За окном ничего нет. (6)Только встревоженная вода…. и теплая осенняя ночь. (7)Я прислушиваюсь.  (8)Слышны шаги по набережной и хриплый разговор рыбаков.
                                       (К.Паустовский)
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задания: Определите двусоставные и односоставные предложения. Найдите распространенные и нераспространенные предложения (1)Поздняя ночь.(2)Море шумит за окном. (3)Дует норд-ост. (4)Ночной дождь висит над Севастополем непроницаемым дымом. (5)За окном ничего нет. (6)Только встревоженная вода…. и теплая осенняя ночь. (7)Я прислушиваюсь. (8)Слышны шаги по набережной и хриплый разговор рыбаков. (К.Паустовский)

Слайд 8





Проверьте  правильность ответов
двусоставные предложения – 2,3,4,7,8
односоставные предложения – 1,5,6
распространенные предложения-2,4,5,6,8
нераспространенные  предложения-   1,3,7
Описание слайда:
Проверьте правильность ответов двусоставные предложения – 2,3,4,7,8 односоставные предложения – 1,5,6 распространенные предложения-2,4,5,6,8 нераспространенные предложения- 1,3,7

Слайд 9





Виды односоставных предложений
Описание слайда:
Виды односоставных предложений

Слайд 10





Материал для наблюдения
Задания: 
Определите двусоставные и односоставные предложения Разделите односоставные предложения на два вида по  наличию одного из главных членов предложения: подлежащего или сказуемого

           1).Выше головы носа (не) поднимай. 2) Ра(с,сс)вело. 3)Отдыхать нам (не)когда. 4) Мне хочет…ся  научит…ся играть на г…таре.5) Зам…лчать! 6) (В) далеке  т…нулась у…кая п…лоса убегающего (в)даль пол…тна железной дороги. 7) Тебе в этой ситуац…и  можно ра(с,з)считывать только на себя. 8) На улиц… было тихо. 9) Приятно чу…ствовать себя увере(н,нн)ым. 10) Слезами горю (не) поможеш…. 11) И что тебе дома не с…дится. 12) Вечереет. 13) Соб…раемся завтра уезжать. 14) Мне надоело с…деть у окна. 15) ( От)сюда открывался д…лекий г…ризонт. 16) В м…газине (не) было подходящего мне п…льто. 17) В жарко натопле(н,нн)ой горнице ц…рила полная тиш…на. 18) Всех дел  разом (не) переделаеш…19)В селе было сумрачно. 20) Клонило  (в) дремоту. 21) Сугробы намело выше  окон. 22) Лето на исходе. 23) Тихий (без, с)молвный лес.
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задания: Определите двусоставные и односоставные предложения Разделите односоставные предложения на два вида по наличию одного из главных членов предложения: подлежащего или сказуемого 1).Выше головы носа (не) поднимай. 2) Ра(с,сс)вело. 3)Отдыхать нам (не)когда. 4) Мне хочет…ся научит…ся играть на г…таре.5) Зам…лчать! 6) (В) далеке т…нулась у…кая п…лоса убегающего (в)даль пол…тна железной дороги. 7) Тебе в этой ситуац…и можно ра(с,з)считывать только на себя. 8) На улиц… было тихо. 9) Приятно чу…ствовать себя увере(н,нн)ым. 10) Слезами горю (не) поможеш…. 11) И что тебе дома не с…дится. 12) Вечереет. 13) Соб…раемся завтра уезжать. 14) Мне надоело с…деть у окна. 15) ( От)сюда открывался д…лекий г…ризонт. 16) В м…газине (не) было подходящего мне п…льто. 17) В жарко натопле(н,нн)ой горнице ц…рила полная тиш…на. 18) Всех дел разом (не) переделаеш…19)В селе было сумрачно. 20) Клонило (в) дремоту. 21) Сугробы намело выше окон. 22) Лето на исходе. 23) Тихий (без, с)молвный лес.

Слайд 11





Алгоритм рассуждения определения вида односоставного предложения:

нахожу грамматическую основу
смотрю: односоставное или двусоставное предложение
если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
если сказуемое, то определяю, чем оно выражено(форма глагола, лицо, число, время, наклонение) и по таблицам определяю вид односоставного предложения
если подлежащее - только назывное
Описание слайда:
Алгоритм рассуждения определения вида односоставного предложения: нахожу грамматическую основу смотрю: односоставное или двусоставное предложение если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое если сказуемое, то определяю, чем оно выражено(форма глагола, лицо, число, время, наклонение) и по таблицам определяю вид односоставного предложения если подлежащее - только назывное

Слайд 12





Проверьте  правильность ответов
двусоставные предложения -6, 17, 22
односоставные предложения -1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,18,19,20,21,23,
 односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым - 
односоставные предложения с главным членом предложения – подлежащим – нет
нераспространенное предложение- 2, 5,20
Описание слайда:
Проверьте правильность ответов двусоставные предложения -6, 17, 22 односоставные предложения -1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,18,19,20,21,23, односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым - односоставные предложения с главным членом предложения – подлежащим – нет нераспространенное предложение- 2, 5,20

Слайд 13





Односоставное предложение с главным членом предложения - сказуемым
		Определенно- личными  предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается формой глагола 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени( единственного или множественного числа) изъявительного наклонения или формой повелительного наклонения.
  Такие предложения не нуждаются в подлежащем, т.к. личные окончания глаголов совершенно четко указывают на действующее лицо (я, ты, мы, вы)
Примечание.
Такие предложения являются полными, так как имеющийся
главный член заключает в себе и содержание отсутствующего.
Описание слайда:
Односоставное предложение с главным членом предложения - сказуемым Определенно- личными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается формой глагола 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени( единственного или множественного числа) изъявительного наклонения или формой повелительного наклонения. Такие предложения не нуждаются в подлежащем, т.к. личные окончания глаголов совершенно четко указывают на действующее лицо (я, ты, мы, вы) Примечание. Такие предложения являются полными, так как имеющийся главный член заключает в себе и содержание отсутствующего.

Слайд 14





 Определенно- личные предложения –
(я, ты, мы, вы )
Описание слайда:
Определенно- личные предложения – (я, ты, мы, вы )

Слайд 15





Материал для наблюдения
Задание Сделайте анализ определенно-личных предложений. Дайте общее определение. Укажите значение лица, времени и наклонения глагольного сказуемого. Распределите предложения в таблицу предыдущего сайта.
 1. Надевайте же коньки и давайте кататься вместе (Л. Т.). 2. Начинаю понемножку оправляться от безденежья, хотя все-таки денег нет (Ч). 3. Приготовь ей уток, зажарь... (М. Г.) 4. Чай пить будете? (М. Г.) 5. Не смущай меня возражениями (М. Г.). 6. А техникой не интересуетесь? (М. Г.)1. Выбирайся, говорит, из хаты в двадцать четыре часа со всеми своими потрохами (Купр). 8. Итак, приступим к протоколу. Начинаем с ваших ценных показаний о Рагозине (Фед.). 9. Давайте, знаете, поговорим попросту. Вы сядьте. Сядьте, сядьте (Пап.). 10. И не понимаю, и сержусь (Сим.). 11. А ну, повернись-ка! (Сим.)
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задание Сделайте анализ определенно-личных предложений. Дайте общее определение. Укажите значение лица, времени и наклонения глагольного сказуемого. Распределите предложения в таблицу предыдущего сайта. 1. Надевайте же коньки и давайте кататься вместе (Л. Т.). 2. Начинаю понемножку оправляться от безденежья, хотя все-таки денег нет (Ч). 3. Приготовь ей уток, зажарь... (М. Г.) 4. Чай пить будете? (М. Г.) 5. Не смущай меня возражениями (М. Г.). 6. А техникой не интересуетесь? (М. Г.)1. Выбирайся, говорит, из хаты в двадцать четыре часа со всеми своими потрохами (Купр). 8. Итак, приступим к протоколу. Начинаем с ваших ценных показаний о Рагозине (Фед.). 9. Давайте, знаете, поговорим попросту. Вы сядьте. Сядьте, сядьте (Пап.). 10. И не понимаю, и сержусь (Сим.). 11. А ну, повернись-ка! (Сим.)

Слайд 16





Заполните таблицу
Описание слайда:
Заполните таблицу

Слайд 17





Неопределенно-личные предложения- это…. 
и обозначают действие, совершаемое неопределенными лицами
Описание слайда:
Неопределенно-личные предложения- это…. и обозначают действие, совершаемое неопределенными лицами

Слайд 18





Материал для наблюдения
Задание
Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создастся неопределенность  лица в этих конструкциях.
 Распределите предложения в таблицу предыдущего слайда.

  1. Новые платья сняли, велели надеть девочкам блузки, а мальчикам старые курточки и велели закладывать линейку (Л. Т.). 2. .. .На другой день после удара к6язя повезли в Богучарово (Л. Т.). 3. -А из города приехали? -спросил Левин у Кузьмы. -Только что приехали, разбираются (Л. Т.). 4. За перегородкой пошептались и замолкли (Л. Т.). 5. Ребенка вынули на одной руке из ванны, окатили водой, окутали простыней, вытерли и после пронзительного крика подали матери. (Л.Т.). 6. Это стихотворение в прозе, со временем к нему напишут музыку М.Г.). 7. Зачислили их в танковые войска и послали в бой (А.Н. Т.). 8. Вот мы тут разговариваем, а может, за нами уже поглядывают (Фед.). 9. Ждали со дня на  день конца навигации... (Фед.) 10. Единогласно постановили оставить Бортникова на мельнице (Никол.). 1 1. Захлопнув за гостями дверь, она сказала недовольно: -В воскресенье и то с делами прибегают (Кетл.). 12. Вот школа. Ее только что поставили (Пап.).
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задание Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создастся неопределенность лица в этих конструкциях. Распределите предложения в таблицу предыдущего слайда. 1. Новые платья сняли, велели надеть девочкам блузки, а мальчикам старые курточки и велели закладывать линейку (Л. Т.). 2. .. .На другой день после удара к6язя повезли в Богучарово (Л. Т.). 3. -А из города приехали? -спросил Левин у Кузьмы. -Только что приехали, разбираются (Л. Т.). 4. За перегородкой пошептались и замолкли (Л. Т.). 5. Ребенка вынули на одной руке из ванны, окатили водой, окутали простыней, вытерли и после пронзительного крика подали матери. (Л.Т.). 6. Это стихотворение в прозе, со временем к нему напишут музыку М.Г.). 7. Зачислили их в танковые войска и послали в бой (А.Н. Т.). 8. Вот мы тут разговариваем, а может, за нами уже поглядывают (Фед.). 9. Ждали со дня на день конца навигации... (Фед.) 10. Единогласно постановили оставить Бортникова на мельнице (Никол.). 1 1. Захлопнув за гостями дверь, она сказала недовольно: -В воскресенье и то с делами прибегают (Кетл.). 12. Вот школа. Ее только что поставили (Пап.).

Слайд 19





Заполните таблицу
Описание слайда:
Заполните таблицу

Слайд 20





Обобщенно-личные
предложения- 
это……..(можно подставить слово «все»)
Описание слайда:
Обобщенно-личные предложения- это……..(можно подставить слово «все»)

Слайд 21





Материал для наблюдения
Задания: Рассмотрите примеры обобщенно-личных предложений. Укажите значение лица, времени, наклонения, распределите предложения в таблицу предыдущего слайда
1. Глупому в поле не давай воли (Даль). 2. Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься. Смотришь, уж и примчался к концу (Г.). 3. Заберешься, бывало, в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л. Т.). 4. Идешь по улице, все на тебя смотрят (Остр.). 5. Муха не волк, из ружья не убьешь, а надоест хуже волка (М. Г.). 6. Бывало, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь... (Пришв) 7. От дела работой не отделаешься, от сказанного слова не отвяжешься (Поел.). 8. Человека ценят не по годам, и не по деньгам, а по разуму (Поел.). 9. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки (Поел.). 10. Снявши голову, по волосам не плачут (Поел.). 11. Ума и морем не купишь (Поел.).
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задания: Рассмотрите примеры обобщенно-личных предложений. Укажите значение лица, времени, наклонения, распределите предложения в таблицу предыдущего слайда 1. Глупому в поле не давай воли (Даль). 2. Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься. Смотришь, уж и примчался к концу (Г.). 3. Заберешься, бывало, в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л. Т.). 4. Идешь по улице, все на тебя смотрят (Остр.). 5. Муха не волк, из ружья не убьешь, а надоест хуже волка (М. Г.). 6. Бывало, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь... (Пришв) 7. От дела работой не отделаешься, от сказанного слова не отвяжешься (Поел.). 8. Человека ценят не по годам, и не по деньгам, а по разуму (Поел.). 9. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки (Поел.). 10. Снявши голову, по волосам не плачут (Поел.). 11. Ума и морем не купишь (Поел.).

Слайд 22





Заполните таблицу
Описание слайда:
Заполните таблицу

Слайд 23





Безличные предложения- это….
Описание слайда:
Безличные предложения- это….

Слайд 24






Материал для наблюдения
Задания: 	Укажите, чем выражен главный член безличных предложений.
Выясните их значение. 
		1. Не спится, няня: здесь так душно! (П.) 2. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом (Г.). 3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов (Л.). 4. Ему уже не хотелось уезжать (Гопч.). 5. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Я.) 6.Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу (Фет). 7. Завтра уже поздно, поздно (Дош.). 8. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение .9. Светает все более (Кор.).10 Просто мне нездоровилось это время (Купр.). 11. После дождя туманно (А. Н. Т.). 12. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу (Фас).). 13. Вечерело (Павл.). 14. Медлить нельзя ни одного дня, ни одного часа: за промедление и нерешительность можно поплатиться головой (Буб.). 15. Мишку как ветром сдуло с лавки (Шол.). 16. Кругом ни души. Пустынно и мертво (Семушк.).17.А на дворе давно уж побелело (Тр.). 18. В этот час было совсем тихо,- ни шагов, ни звуков копыт (Л. Т.). 19. В начале улицы еще было ветрено... но в середине деревни стало тихо, тепло и весело (Л. Т.). 20. Страшно не страшно, а на душе как-то строго (Леек.). 21. ...Во рту сухо и противно от металлического вкуса (Ч.). 22. Здоровьем, свежестью, бессознательным счастьем веяло от нее (М. Г.). 23. Было стыдно рассказывать о том, что произошло у него с сыном (М. Г.). 24 … .Придавило их [холмы братских могил] дождями, позамело  сыпучим снегом (Шол.). 25. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью (Поел.). 26. Раз приготовлено, надо есть (Лося.).27. Вам не видать таких сражений! (Л.) 28.Синевы между ними уже не видать. (Т.)29. Чем мне было удержать его, вернуть, спасти? (Ч.)
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задания: Укажите, чем выражен главный член безличных предложений. Выясните их значение. 1. Не спится, няня: здесь так душно! (П.) 2. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом (Г.). 3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов (Л.). 4. Ему уже не хотелось уезжать (Гопч.). 5. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Я.) 6.Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу (Фет). 7. Завтра уже поздно, поздно (Дош.). 8. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение .9. Светает все более (Кор.).10 Просто мне нездоровилось это время (Купр.). 11. После дождя туманно (А. Н. Т.). 12. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу (Фас).). 13. Вечерело (Павл.). 14. Медлить нельзя ни одного дня, ни одного часа: за промедление и нерешительность можно поплатиться головой (Буб.). 15. Мишку как ветром сдуло с лавки (Шол.). 16. Кругом ни души. Пустынно и мертво (Семушк.).17.А на дворе давно уж побелело (Тр.). 18. В этот час было совсем тихо,- ни шагов, ни звуков копыт (Л. Т.). 19. В начале улицы еще было ветрено... но в середине деревни стало тихо, тепло и весело (Л. Т.). 20. Страшно не страшно, а на душе как-то строго (Леек.). 21. ...Во рту сухо и противно от металлического вкуса (Ч.). 22. Здоровьем, свежестью, бессознательным счастьем веяло от нее (М. Г.). 23. Было стыдно рассказывать о том, что произошло у него с сыном (М. Г.). 24 … .Придавило их [холмы братских могил] дождями, позамело сыпучим снегом (Шол.). 25. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью (Поел.). 26. Раз приготовлено, надо есть (Лося.).27. Вам не видать таких сражений! (Л.) 28.Синевы между ними уже не видать. (Т.)29. Чем мне было удержать его, вернуть, спасти? (Ч.)

Слайд 25





Дополните таблицу № предложений
Описание слайда:
Дополните таблицу № предложений

Слайд 26





Назывными называются предложения…….
Разряды назывных предложений
Описание слайда:
Назывными называются предложения……. Разряды назывных предложений

Слайд 27





	 Материал для наблюдения  
Задание. Определите разряды назывных предложений. Отграничьте конструкции, которые по форме совпадают с номинативными предложениями, но не являются ими.
		1.Ахти, ребята, вор! (Кр.) 2. Заклад! А где мне взять заклада... (Я.) 3. Остроносая девица с пышной, трагически растрепанной прической назвала себя: - Варвар Антиповна (М. Г.). 4. - Вот он, журнал, - сказал Колтунов, победоносно взмахнув пакетом (М. Г.). 5. Русский характер! Поди-ка опиши его (Л. Н. Г.) 6. Жара. Безветрие. Черепичные крыши Константинополя  выцвели (А. И. Ц) 7. Летнее утро. В воздухе тишина (V.). 8. Ни тени, ни ветерка!.. Открытое беспощадному солнцу шоссе. Податливый, плавящийся асфальт под ногами. Знакомый подъезд. Вестибюль в два света, похожий на шумный большой вики
(Сур к.}. 9. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшие ольхой. Впереди проволочные заграждения  (Шол.). 10. Ночью Коростелев проснулся - по крыше постукивает реденько: тук... тук... тук... Дождик?! Прыжком с постели - к окну, высунул руку: дождик? (Пан.) 11. Вот, как говорят, не чаяли, не гадали, в тылу немецком оказались. Ну что ж, война (Сим.). 12. Десять часов. Ласковый весенний день.
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задание. Определите разряды назывных предложений. Отграничьте конструкции, которые по форме совпадают с номинативными предложениями, но не являются ими. 1.Ахти, ребята, вор! (Кр.) 2. Заклад! А где мне взять заклада... (Я.) 3. Остроносая девица с пышной, трагически растрепанной прической назвала себя: - Варвар Антиповна (М. Г.). 4. - Вот он, журнал, - сказал Колтунов, победоносно взмахнув пакетом (М. Г.). 5. Русский характер! Поди-ка опиши его (Л. Н. Г.) 6. Жара. Безветрие. Черепичные крыши Константинополя выцвели (А. И. Ц) 7. Летнее утро. В воздухе тишина (V.). 8. Ни тени, ни ветерка!.. Открытое беспощадному солнцу шоссе. Податливый, плавящийся асфальт под ногами. Знакомый подъезд. Вестибюль в два света, похожий на шумный большой вики (Сур к.}. 9. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшие ольхой. Впереди проволочные заграждения (Шол.). 10. Ночью Коростелев проснулся - по крыше постукивает реденько: тук... тук... тук... Дождик?! Прыжком с постели - к окну, высунул руку: дождик? (Пан.) 11. Вот, как говорят, не чаяли, не гадали, в тылу немецком оказались. Ну что ж, война (Сим.). 12. Десять часов. Ласковый весенний день.

Слайд 28





Давайте обобщим!
                                ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Какое предложение называется односоставным?
Каковы виды односоставных предложений?
Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных?
Какое предложение называется безличным?
Каковы основные группы безличных предложений по выражению в них главного члена?
Каковы особенности, разграничивающие неполные предложения от односоставных?
Какие односоставные предложения называются назывными?
Каковы разряды назывных предложений?
Какова роль односоставных предложений в тексте?
Описание слайда:
Давайте обобщим! ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Какое предложение называется односоставным? Каковы виды односоставных предложений? Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных? Какое предложение называется безличным? Каковы основные группы безличных предложений по выражению в них главного члена? Каковы особенности, разграничивающие неполные предложения от односоставных? Какие односоставные предложения называются назывными? Каковы разряды назывных предложений? Какова роль односоставных предложений в тексте?

Слайд 29





Давайте обобщим!
Описание слайда:
Давайте обобщим!

Слайд 30





Материал для наблюдения
Задания 
Определите типы односоставных предложений.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки
(1)Об…яснить это явление (не) трудно. (2)Вечереет.(3)В селе было сумрачно. (4)Кл..нило в дремоту. (5)Дым из труб  прижимало к земле. (6)Разбуди  меня завтра рано, засвети в нашей горн…це свет. (7)Проселочным путем люблю скакать в телег….(8)Мне надо ехать к к…менданту.(9) Вам (не)видать таких сражений. (10)Ч…стоколы,к…лючки, тр…ншеи и рвы.(11)В глазах у меня пот…мнело.(12)Ему зах…телось ехать к Плюшкину.(13) Калинин Сергей Федорович- инж…нер, хороший радист, к…ндидат географических наук.(14)Бе..пощадней огня нет врага.(15)Сугробы намело выше окон. (16) Уже совсем ра(с,сс)вело. (17)В жаркий день в поле тихо. (18)Зима. (19)Уж заб…лелось на восток.(20)Вот  и она сама. (21)Не расти траве после осени, не цв..сти цветам зимой по снегу. (22)Морозный день, конец декабря. (23)Ул…теть бы вольной птицей от всех вас.(24)Мосту этому не быть живу.
Описание слайда:
Материал для наблюдения Задания Определите типы односоставных предложений. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (1)Об…яснить это явление (не) трудно. (2)Вечереет.(3)В селе было сумрачно. (4)Кл..нило в дремоту. (5)Дым из труб прижимало к земле. (6)Разбуди меня завтра рано, засвети в нашей горн…це свет. (7)Проселочным путем люблю скакать в телег….(8)Мне надо ехать к к…менданту.(9) Вам (не)видать таких сражений. (10)Ч…стоколы,к…лючки, тр…ншеи и рвы.(11)В глазах у меня пот…мнело.(12)Ему зах…телось ехать к Плюшкину.(13) Калинин Сергей Федорович- инж…нер, хороший радист, к…ндидат географических наук.(14)Бе..пощадней огня нет врага.(15)Сугробы намело выше окон. (16) Уже совсем ра(с,сс)вело. (17)В жаркий день в поле тихо. (18)Зима. (19)Уж заб…лелось на восток.(20)Вот и она сама. (21)Не расти траве после осени, не цв..сти цветам зимой по снегу. (22)Морозный день, конец декабря. (23)Ул…теть бы вольной птицей от всех вас.(24)Мосту этому не быть живу.

Слайд 31





Дополните таблицу № предложений
Определенно-личные-
Неопределенно-личные
Безличные-
Обобщенно-личные
Назывные
Описание слайда:
Дополните таблицу № предложений Определенно-личные- Неопределенно-личные Безличные- Обобщенно-личные Назывные

Слайд 32





Контрольная работа
Задание. Укажите и докажите  типы односоставных предложений: 1) определенно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) обобщенно-личные; 4) безличные; 5) назывные.
1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (П.). 2 Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... (П.) 3. В глазах у меня потемнело (Л.). 4. Не гляди же с тоской на дорогу... (Я.) 5. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом (Л. Т.). 6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница (Ч.}. 1. Очень уж шумят у нас в классах (Ч.). 8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто! (М. Г.)9. Уж сильно завечерело (М. Г.). 10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Последние дома, обрываясь внезапно, открывают широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку (Ее.). 11. На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Куир.). 12. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны (Пауст.). 13. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, полынью (Фас).). 14. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля (Гайд.). 15. - Почему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем (Сим.). 16. Слушайте боевой приказ (Каз.). 17. Век живи, век учись (Поел.). 18. Напишешь - не сотрешь, выпустишь - не поймаешь (Доел.). 19. Цыплят по осени считают (Поел.).(20) Белые , с прожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море. (И. С.-М.)(21) Притаился зверек и не бежит никуда. Руку протяни- достанешь. (Степ.)
Описание слайда:
Контрольная работа Задание. Укажите и докажите типы односоставных предложений: 1) определенно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) обобщенно-личные; 4) безличные; 5) назывные. 1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (П.). 2 Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... (П.) 3. В глазах у меня потемнело (Л.). 4. Не гляди же с тоской на дорогу... (Я.) 5. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом (Л. Т.). 6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница (Ч.}. 1. Очень уж шумят у нас в классах (Ч.). 8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто! (М. Г.)9. Уж сильно завечерело (М. Г.). 10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Последние дома, обрываясь внезапно, открывают широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку (Ее.). 11. На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Куир.). 12. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны (Пауст.). 13. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, полынью (Фас).). 14. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля (Гайд.). 15. - Почему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем (Сим.). 16. Слушайте боевой приказ (Каз.). 17. Век живи, век учись (Поел.). 18. Напишешь - не сотрешь, выпустишь - не поймаешь (Доел.). 19. Цыплят по осени считают (Поел.).(20) Белые , с прожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море. (И. С.-М.)(21) Притаился зверек и не бежит никуда. Руку протяни- достанешь. (Степ.)

Слайд 33





Дополните таблицу № предложений
определенно-личные –
 неопределенно-личные-
обобщенно-личные- 
 безличные- 
назывные  -
Описание слайда:
Дополните таблицу № предложений определенно-личные – неопределенно-личные- обобщенно-личные- безличные- назывные -

Слайд 34





Контрольный тест № 1 по теме : «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений»
Примечание: обратите  внимание на формулировку заданий
1. Укажите односоставное предложение
а)	Вечерний час. б)	В долину тень сползла. в)Стены серы.
2. Найдите односоставное предложение
а)	Ночь, улица, фонарь, аптека. б)	Кругом все колышется.
в)	Рано наступает темнота.
3 Укажите назывное предложение
 а)	Звенят куранты. б)	Полночь. Снегопад.  в)	Наступила зима
4.Укажите назывное предложение
а)	Поздно вечером в школе пусто. б)	Звезды в снежной вышине.
в)	Все сделано из чистого серебра.
5.	Укажите верную характеристику предложения Из
песни слова не выкинешь.
а)	назывное б)	неопределенно-личное  в)	определенно-личное
г)	безличное.
Описание слайда:
Контрольный тест № 1 по теме : «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений» Примечание: обратите внимание на формулировку заданий 1. Укажите односоставное предложение а) Вечерний час. б) В долину тень сползла. в)Стены серы. 2. Найдите односоставное предложение а) Ночь, улица, фонарь, аптека. б) Кругом все колышется. в) Рано наступает темнота. 3 Укажите назывное предложение а) Звенят куранты. б) Полночь. Снегопад. в) Наступила зима 4.Укажите назывное предложение а) Поздно вечером в школе пусто. б) Звезды в снежной вышине. в) Все сделано из чистого серебра. 5. Укажите верную характеристику предложения Из песни слова не выкинешь. а) назывное б) неопределенно-личное в) определенно-личное г) безличное.

Слайд 35





продолжение
6.	Укажите определенно-личное предложение
а)	Стою под солнцем. б)	Весенняя ночь стояла над горами в)	Весенняя ночь.
7.	Укажите определенно-личное предложение
а)	Чувствуешь, как сам оживаешь. б)	Она хотела бы поскорей уехать в деревню.
в)	Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
8.	Укажите неопределенно-личное предложение.
а)	Дни поздней осени бранят обыкновенно. б)	Иду засохшим ельником, бугром. в)	Идешь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия
9.	Укажите неопределенно-личное предложение
а)	Идем вдоль аллеи. б)	Идешь по дороге и думаешь.
в)	Идут по дороге и думают.
10.	Укажите безличное предложение.
а)	Вот смеркалось.б)	Три дня все поиски по нем напрасны были.  в)	Искру туши до пожара.
Описание слайда:
продолжение 6. Укажите определенно-личное предложение а) Стою под солнцем. б) Весенняя ночь стояла над горами в) Весенняя ночь. 7. Укажите определенно-личное предложение а) Чувствуешь, как сам оживаешь. б) Она хотела бы поскорей уехать в деревню. в) Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. 8. Укажите неопределенно-личное предложение. а) Дни поздней осени бранят обыкновенно. б) Иду засохшим ельником, бугром. в) Идешь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия 9. Укажите неопределенно-личное предложение а) Идем вдоль аллеи. б) Идешь по дороге и думаешь. в) Идут по дороге и думают. 10. Укажите безличное предложение. а) Вот смеркалось.б) Три дня все поиски по нем напрасны были. в) Искру туши до пожара.

Слайд 36





продолжение
11.	Укажите безличное предложение
а)	К обедне ходят по звону. б)	Ночь светла.
в)	Сегодня работается хорошо.
12. Найдите в тексте односоставное безличное предложение и напишите его номер.
В ночные часы я открывала свой дневник.(2) Сколько здесь накопилось! (3) По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания...
13 Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер.
(1)Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (2) Парк окружает нас со всех сторон. (3) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые виды - поляны, аллеи, перспективы. (4) И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя.
Описание слайда:
продолжение 11. Укажите безличное предложение а) К обедне ходят по звону. б) Ночь светла. в) Сегодня работается хорошо. 12. Найдите в тексте односоставное безличное предложение и напишите его номер. В ночные часы я открывала свой дневник.(2) Сколько здесь накопилось! (3) По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания... 13 Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер. (1)Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (2) Парк окружает нас со всех сторон. (3) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые виды - поляны, аллеи, перспективы. (4) И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя.

Слайд 37





продолжение
(5) Вас окружает тишина. (6) И в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали, или шуршание опавших листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора
14. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер.
(1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались...(2) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.
15. Найдите простое односоставное назывное предложение. Напишите его номер.
(1) Термин «милосердие» для большинства старомодный, непопулярный сегодня, даже как будто отвергнутый нашей жизнью. (2) Нечто свойственное лишь прежним временам. (3) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь их дает как «устар.» , то есть устаревшие понятия.
(4) Слова стареют не случайно. (5) Милосердие. 
(6) Что оно - не модно. (7) Не нужно? 
8) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Описание слайда:
продолжение (5) Вас окружает тишина. (6) И в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали, или шуршание опавших листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора 14. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер. (1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались...(2) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах. 15. Найдите простое односоставное назывное предложение. Напишите его номер. (1) Термин «милосердие» для большинства старомодный, непопулярный сегодня, даже как будто отвергнутый нашей жизнью. (2) Нечто свойственное лишь прежним временам. (3) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь их дает как «устар.» , то есть устаревшие понятия. (4) Слова стареют не случайно. (5) Милосердие. (6) Что оно - не модно. (7) Не нужно? 8) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Слайд 38





Проверьте результат теста № 1
Описание слайда:
Проверьте результат теста № 1

Слайд 39





Контрольный тест № 2 по теме : «Односоставные предложения»
Примечание: обратите  внимание на формулировку заданий
1. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть назывные предложения?    1) 1;  2;  2) 2,3; 3) 1,2, 4;  4) 1,2,3,4.
        1 двадцать дней по свету и тридцать арктических дней.2.Сахарный снег Гималаев, пальмы, экватор, острова потухших вулканов.3.Рукопожатия с американцами, а потом месяц жизни на льду.4.Обед в самолете на старой арктической карте.
 2.  В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  обобщенно-личные предложения?       1) 1;    2) 2,3 3) 1,3,4;  4) 2,3,4
        1.  На реке тушат огни. 2.  Петь лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.3. Над хвастунами хоть смеются, но часто в дележе им доли достаются..4. Ночуем у костра в палатке, мокнем под дождем и обсыхаем на солнце.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  безличные предложения со значением психического и физического состояния человека?      1) 1;    2) 2,4; 3) 2,3,4;  4) 1,2,3.
        1. По радио объявили о приближении циклона. 2.Мне живется отлично в городе Ноябрьске. 3.В зимнем лесу легко дышится. 4. На душе радостно и светло.
Описание слайда:
Контрольный тест № 2 по теме : «Односоставные предложения» Примечание: обратите внимание на формулировку заданий 1. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть назывные предложения? 1) 1; 2; 2) 2,3; 3) 1,2, 4; 4) 1,2,3,4. 1 двадцать дней по свету и тридцать арктических дней.2.Сахарный снег Гималаев, пальмы, экватор, острова потухших вулканов.3.Рукопожатия с американцами, а потом месяц жизни на льду.4.Обед в самолете на старой арктической карте. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть обобщенно-личные предложения? 1) 1; 2) 2,3 3) 1,3,4; 4) 2,3,4 1. На реке тушат огни. 2. Петь лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.3. Над хвастунами хоть смеются, но часто в дележе им доли достаются..4. Ночуем у костра в палатке, мокнем под дождем и обсыхаем на солнце. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть безличные предложения со значением психического и физического состояния человека? 1) 1; 2) 2,4; 3) 2,3,4; 4) 1,2,3. 1. По радио объявили о приближении циклона. 2.Мне живется отлично в городе Ноябрьске. 3.В зимнем лесу легко дышится. 4. На душе радостно и светло.

Слайд 40





продолжение
4. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  неопределенно-личные предложения?    1) 1;    2) 2, ; 3) 1,4;  4) 1,3.
1.    И в людях так же говорят: кто посмирней, так тот и виноват  2.Пробираюсь вдоль забора и слышу голоса. 3.Сам погибай, а товарища выручай.4.    В студенческой столовой готовят вкусные обеды
5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  определенно-личные предложения?  1) 4;    2) 2;  3) 1,4;  4) 3,4.
    1. Ночь. 2     Иду домой.  3.      Кричат   4.       Лодку перевернуло.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  неполные  предложения?   1) 1,4;  
        2) 1, 2,4;   3) 2,3,4;  4) 3,4.
        1.  Первый взгляд – в окно. 2. Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом, март с водой, апрель с травой. 3. Травы скашивают утром. 4. Снайпера знают по выстрелу, разведчика – по языку.
Описание слайда:
продолжение 4. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть неопределенно-личные предложения? 1) 1; 2) 2, ; 3) 1,4; 4) 1,3. 1. И в людях так же говорят: кто посмирней, так тот и виноват 2.Пробираюсь вдоль забора и слышу голоса. 3.Сам погибай, а товарища выручай.4. В студенческой столовой готовят вкусные обеды 5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть определенно-личные предложения? 1) 4; 2) 2; 3) 1,4; 4) 3,4. 1. Ночь. 2 Иду домой. 3. Кричат 4. Лодку перевернуло. 6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть неполные предложения? 1) 1,4; 2) 1, 2,4; 3) 2,3,4; 4) 3,4. 1. Первый взгляд – в окно. 2. Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом, март с водой, апрель с травой. 3. Травы скашивают утром. 4. Снайпера знают по выстрелу, разведчика – по языку.

Слайд 41





Проверьте результат теста № 2
Описание слайда:
Проверьте результат теста № 2

Слайд 42





Использованная литература
Розенталь Д.З., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов.-М.: Рольф; Айрис-пресс,1997.- 448с.
Русский язык. Основной курс: Учебное пособие для учащихся нац. групп пед. уч-щ/С.С. Вартапетова, Д.Ф.Кузина, Г.В. Кузьмина и др; Под ред. Г.Г. Городиловой. – 2-е изд., дораб.- СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение»,1991.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск.Юж.-Урал кн. Изд-во; М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.
Грамматика рус. языка, т.2,ч.2,М.,1954;
Русский язык, учебник  для 8-9 классов, изд. «Деком», Нижний Новгород, 1994.
Описание слайда:
Использованная литература Розенталь Д.З., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов.-М.: Рольф; Айрис-пресс,1997.- 448с. Русский язык. Основной курс: Учебное пособие для учащихся нац. групп пед. уч-щ/С.С. Вартапетова, Д.Ф.Кузина, Г.В. Кузьмина и др; Под ред. Г.Г. Городиловой. – 2-е изд., дораб.- СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение»,1991. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск.Юж.-Урал кн. Изд-во; М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996. Грамматика рус. языка, т.2,ч.2,М.,1954; Русский язык, учебник для 8-9 классов, изд. «Деком», Нижний Новгород, 1994.

Слайд 43


Односоставные предложения, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44


Односоставные предложения, слайд №44
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию