🗊Презентация Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №1Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №2Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №3Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №4Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №5Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №6Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №7Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №8Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №9Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №10Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №11Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №12Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №13Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №14Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №15Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №16Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №17Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №18Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №19Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №20Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №21Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Задание 24
Изобразительно-выразительные средства языка
Описание слайда:
Задание 24 Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 2





Что требуется от учащихся:
Знание, какими бывают изобразительно-выразительные средства языка;
Умение восстановить в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Рецензия –критический жанр публицистического стиля,  дающий информацию об худ. произведении и оценку его . отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку.
Описание слайда:
Что требуется от учащихся: Знание, какими бывают изобразительно-выразительные средства языка; Умение восстановить в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста. Рецензия –критический жанр публицистического стиля,  дающий информацию об худ. произведении и оценку его . отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку.

Слайд 3





Что следует знать
Описание слайда:
Что следует знать

Слайд 4


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





Tpопы –слова и выражения, которые автор использует в переносном значении в тексте.
Эпитет- образное определение. Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?. Обычно выражено им. прил.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А.С. Пушкин)
Олицетворение- приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
Например: Спит земля в сияние голубом… (М.Ю. Лермонтов)
Описание слайда:
Tpопы –слова и выражения, которые автор использует в переносном значении в тексте. Эпитет- образное определение. Отвечает на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?. Обычно выражено им. прил. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А.С. Пушкин) Олицетворение- приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям. Например: Спит земля в сияние голубом… (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 6





Тропы (лексические)
Сравнение- сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Для пояснения одного из них при помощи другого. Вводятся в предложение при помощи союзов КАК, ТОЧНО, БУДТО, СЛОВНО.
Например: Лед неокрепший на речки студёной, словно как тающий сахар лежит. ( Н.А. Некрасов)
Метафора- перенос средств одного предмета на другой по сходству, т.е. скрытое сравнение 
Например: Пустых небес прозрачное  стекло (Небеса прозрачны КАК стекло)
Описание слайда:
Тропы (лексические) Сравнение- сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Для пояснения одного из них при помощи другого. Вводятся в предложение при помощи союзов КАК, ТОЧНО, БУДТО, СЛОВНО. Например: Лед неокрепший на речки студёной, словно как тающий сахар лежит. ( Н.А. Некрасов) Метафора- перенос средств одного предмета на другой по сходству, т.е. скрытое сравнение Например: Пустых небес прозрачное стекло (Небеса прозрачны КАК стекло)

Слайд 7





Тропы (лексические) 
Метонимия- иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющее с ним причинную связь.
Например: Все флаги будут в гости к нам. ( Город-порт, принимающий корабли с флагами всех стран мира)
Метонимия имеет разновидности.
Описание слайда:
Тропы (лексические) Метонимия- иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющее с ним причинную связь. Например: Все флаги будут в гости к нам. ( Город-порт, принимающий корабли с флагами всех стран мира) Метонимия имеет разновидности.

Слайд 8


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Тропы (лексические) 
Синекдоха- разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. 
А) единственное число вместо множественного.
Например:  И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов).
Б) родовое понятие вместо видового.
Например: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце).
В) множественное число употребляется вместо единственного.
Например: Мы все глядим в Наполеоны.
Г) видовое понятие вместо родового.
Например:  Пуще всего береги копейку (т.е. деньги)
Описание слайда:
Тропы (лексические) Синекдоха- разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. А) единственное число вместо множественного. Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов). Б) родовое понятие вместо видового. Например: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). В) множественное число употребляется вместо единственного. Например: Мы все глядим в Наполеоны. Г) видовое понятие вместо родового. Например: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги)

Слайд 10





Тропы (лексические)
Гипербола- излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский);В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Литота- чрезмерное преуменьшение иных свойств изображаемого предмета.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Описание слайда:
Тропы (лексические) Гипербола- излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский);В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский) Литота- чрезмерное преуменьшение иных свойств изображаемого предмета. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)

Слайд 11





Тропы (лексические)
Ирония- скрытая насмешка; употребления слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
Например: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне Крылова).
Перифраза- замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевых повторов.
Например:  Царь зверей (лев) . Братья наши меньшие (животные).
Описание слайда:
Тропы (лексические) Ирония- скрытая насмешка; употребления слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Например: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне Крылова). Перифраза- замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевых повторов. Например: Царь зверей (лев) . Братья наши меньшие (животные).

Слайд 12





Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
Антитеза- резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто создается с помощью антонимов.
Например: Ты и убога! Ты и обильная! Ты и могучая! Ты и бессильная!
Инверсия- обратный порядок слов.
Например: Досадно было, боя ждали.
Градация- расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения ( смыслового или эмоционального)
Например: Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Описание слайда:
Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность Антитеза- резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Часто создается с помощью антонимов. Например: Ты и убога! Ты и обильная! Ты и могучая! Ты и бессильная! Инверсия- обратный порядок слов. Например: Досадно было, боя ждали. Градация- расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения ( смыслового или эмоционального) Например: Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

Слайд 13





Фигуры речи ( синтаксические) 
Оксюморон- контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Например: Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.
Парцелляция- намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более.
Например:  От шляпок их! Чепцов ! И шпилек!
Описание слайда:
Фигуры речи ( синтаксические) Оксюморон- контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Например: Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. Парцелляция- намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более. Например: От шляпок их! Чепцов ! И шпилек!

Слайд 14





Фигуры речи (синтаксические)
Анафора- единоначатие, повторение схожих слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Например: Жди меня и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.
Эпифора-  повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.
Например: Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Яне знаю, где граница
Меж товарищем и другом!
Описание слайда:
Фигуры речи (синтаксические) Анафора- единоначатие, повторение схожих слов в начале строф или близко расположенных фраз. Например: Жди меня и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди. Эпифора- повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. Например: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Яне знаю, где граница Меж товарищем и другом!

Слайд 15





Фигуры речи ( синтаксические)
Риторический вопрос- вопрос, цель которого не получить ответ, а привлечь внимание.
Например: Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение- эмоциональное обращение к людям ,не участвующим в данном общение.
Например:  Люди мира, бережно относитесь к природе!
Эллипсис- пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
Например: Мы сёла- в пепел, грады- в прах.
Описание слайда:
Фигуры речи ( синтаксические) Риторический вопрос- вопрос, цель которого не получить ответ, а привлечь внимание. Например: Что день грядущий нам готовит? Риторическое обращение- эмоциональное обращение к людям ,не участвующим в данном общение. Например: Люди мира, бережно относитесь к природе! Эллипсис- пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. Например: Мы сёла- в пепел, грады- в прах.

Слайд 16





Фигуры речи (синтаксические)
Лексический повтор- намеренное повторение одно и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Например: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья,  спали облака!
Вопросно-ответная форма изложения- чередование вопроса и ответа. 
Например:  Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
Описание слайда:
Фигуры речи (синтаксические) Лексический повтор- намеренное повторение одно и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Например: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! Вопросно-ответная форма изложения- чередование вопроса и ответа. Например: Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

Слайд 17





Фигуры речи ( синтаксические) 
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Например:  В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут.
Однородные члены предложения- перечисляемы действия, предметы, признаки. 
Например:  Были это веселые, сильные и смелые люди!
Описание слайда:
Фигуры речи ( синтаксические) Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Например: В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут. Однородные члены предложения- перечисляемы действия, предметы, признаки. Например: Были это веселые, сильные и смелые люди!

Слайд 18





Звукопись (фонетические)-игра звуками для усиления выразительности 
Ассонанс- повторение одинаковых гласных звуков. 
Например: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
Аллитерация- повторение одинаковых согласных звуков.
Например:  Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки , как хрусталь. (И.Северянин)
Описание слайда:
Звукопись (фонетические)-игра звуками для усиления выразительности Ассонанс- повторение одинаковых гласных звуков. Например: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. Аллитерация- повторение одинаковых согласных звуков. Например: Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки , как хрусталь. (И.Северянин)

Слайд 19





В широком смысле к средствам выразительности относятся:
Синонимы- близкие по значению слова одной и той же части речи.  (Мой ласковый и нежный зверь).
Контекстные синонимы – индивидуально-авторские синонимы. (Грузное его тело исполнено  гибкой, звериной грацией) 
Антонимы- слова одной и той же части речи противоположные по значению. ( Ты и могучая, ты и бессильная)
Контекстные антонимы (Для вас-века. Для нас-единый час)
Описание слайда:
В широком смысле к средствам выразительности относятся: Синонимы- близкие по значению слова одной и той же части речи. (Мой ласковый и нежный зверь). Контекстные синонимы – индивидуально-авторские синонимы. (Грузное его тело исполнено гибкой, звериной грацией) Антонимы- слова одной и той же части речи противоположные по значению. ( Ты и могучая, ты и бессильная) Контекстные антонимы (Для вас-века. Для нас-единый час)

Слайд 20






Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы- слова, употребляемые только жителями определенной территории: белка-векша, вол-бирюк.
 Помни: жаргоны, просторечные слова, профессионализмы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы) , неологизмы
Описание слайда:
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава. Диалектизмы- слова, употребляемые только жителями определенной территории: белка-векша, вол-бирюк. Помни: жаргоны, просторечные слова, профессионализмы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы) , неологизмы

Слайд 21


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №22
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию