🗊Презентация Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №1Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №2Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №3Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №4Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №5Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №6Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №7Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №8Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №9Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №10Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №11Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №12Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №13Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №14Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №15Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №16Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №17Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №18Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №19Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №20Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №21Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №22Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №23Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Изобразительно-выразительные средства
 языка
Презентацию подготовила
Новикова Мария
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства языка Презентацию подготовила Новикова Мария

Слайд 2


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Тропы-слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле.
Тропы-слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле.
Слова могут употребляться как в собственном, так и в переносном значении. Например, в выражениях: острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.
Описание слайда:
Тропы-слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле. Тропы-слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном смысле. Слова могут употребляться как в собственном, так и в переносном значении. Например, в выражениях: острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.

Слайд 5





Эпитет(от греч. «приложение»)- образная характеристика лица, предмета или явления посредством яркого, выразительного определения, позволяющего представить предмет(явление) более глубоко и живо.
Эпитет(от греч. «приложение»)- образная характеристика лица, предмета или явления посредством яркого, выразительного определения, позволяющего представить предмет(явление) более глубоко и живо.
Отговорила роща золотая            Березовым весёлым языком… 
С. Есенин
Описание слайда:
Эпитет(от греч. «приложение»)- образная характеристика лица, предмета или явления посредством яркого, выразительного определения, позволяющего представить предмет(явление) более глубоко и живо. Эпитет(от греч. «приложение»)- образная характеристика лица, предмета или явления посредством яркого, выразительного определения, позволяющего представить предмет(явление) более глубоко и живо. Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком… С. Есенин

Слайд 6





Сравнения- слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова: как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д.
Сравнения- слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова: как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана;
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
(А.С. Пушкин)
Описание слайда:
Сравнения- слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова: как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д. Сравнения- слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова: как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана; И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана. (А.С. Пушкин)

Слайд 7





Метафора(от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Метафора(от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми глазами,
Златые омочив края 
Своими же слезами…
(М.Ю.Лермонтов)
Описание слайда:
Метафора(от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Метафора(от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Мы пьём из чаши бытия С закрытыми глазами, Златые омочив края Своими же слезами… (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 8





Олицетворение- стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями речью.
Олицетворение- стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями речью.
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин 
Выводит с солнцем за собою 
Весёлый праздник именин.
(А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Олицетворение- стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями речью. Олицетворение- стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями речью. Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Весёлый праздник именин. (А.С.Пушкин)

Слайд 9





Метонимия(от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым.
Метонимия(от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым.
С них отражал герой безумный,
Один в толпе домашних слуг, 
Турецкой рати приступ шумный,
И бросил шпагу под бунчук.
(А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Метонимия(от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым. Метонимия(от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с первым. С них отражал герой безумный, Один в толпе домашних слуг, Турецкой рати приступ шумный, И бросил шпагу под бунчук. (А.С.Пушкин)

Слайд 10





Синекдоха(от греч. «соотнесение»)- один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии:перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот.
Синекдоха(от греч. «соотнесение»)- один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии:перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром 
Москва спаленная пожаром 
Французу отдана?
(М.Ю.Лермонтов)
Описание слайда:
Синекдоха(от греч. «соотнесение»)- один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии:перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот. Синекдоха(от греч. «соотнесение»)- один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии:перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва спаленная пожаром Французу отдана? (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 11





Гипербола( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п.
Гипербола( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п.
                                У того-
                  револьверы
                                                      в четыре курка,
сабля 
                                                   в семьдесят лезвий
А у этого
                             - рука  
                                                          и ещё рука    
Да и та 
                                     за пояс ткнута
(В. Маяковский)
Описание слайда:
Гипербола( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п. Гипербола( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п. У того- револьверы в четыре курка, сабля в семьдесят лезвий А у этого - рука и ещё рука Да и та за пояс ткнута (В. Маяковский)

Слайд 12





Литота(от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи.
Литота(от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи.
Тучи в клочики,
В клочочки - клочишки
(В.Маяковский)
Описание слайда:
Литота(от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи. Литота(от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для изобразительно-выразительных свойств речи. Тучи в клочики, В клочочки - клочишки (В.Маяковский)

Слайд 13





Перифраз(от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Перифраз(от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок .
(М.Ю.Лермонтов)
Описание слайда:
Перифраз(от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Перифраз(от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок . (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 14





Ирония(от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. 
Ирония(от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. 
Ай, Моська, знать, она сильна,
Что лает на слона.
(И.А.Крылов)
Описание слайда:
Ирония(от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Ирония(от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Ай, Моська, знать, она сильна, Что лает на слона. (И.А.Крылов)

Слайд 15


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Изобразительно-выразительные средства языка, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Фигура- изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.
Фигура- изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.
Описание слайда:
Фигура- изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности. Фигура- изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.

Слайд 18





Антитеза(от греч. «противопоставление»)- стилистическая фигура, достигается путём сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. 
Антитеза(от греч. «противопоставление»)- стилистическая фигура, достигается путём сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. 
На антитезе построены названия некоторых произведений литературы- «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» 
Ф. Достоевского.
Описание слайда:
Антитеза(от греч. «противопоставление»)- стилистическая фигура, достигается путём сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. Антитеза(от греч. «противопоставление»)- стилистическая фигура, достигается путём сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. На антитезе построены названия некоторых произведений литературы- «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Слайд 19





Оксюморон(от греч. слова «остроумно-глупое»)-стилистическая фигура, сочетающая контрастные по значению слова.
Оксюморон(от греч. слова «остроумно-глупое»)-стилистическая фигура, сочетающая контрастные по значению слова.
Свободные рабы, 
живой труп, 
оптимистическая трагедия.
Описание слайда:
Оксюморон(от греч. слова «остроумно-глупое»)-стилистическая фигура, сочетающая контрастные по значению слова. Оксюморон(от греч. слова «остроумно-глупое»)-стилистическая фигура, сочетающая контрастные по значению слова. Свободные рабы, живой труп, оптимистическая трагедия.

Слайд 20





Повтор- фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания.
Повтор- фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания.
-звуковые повторы гласных звуков- ассонанс (красивая- неугасимая); неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс (розовый – разовый).
-лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
(Некрасов)
Описание слайда:
Повтор- фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания. Повтор- фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов, синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания. -звуковые повторы гласных звуков- ассонанс (красивая- неугасимая); неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс (розовый – разовый). -лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен. Тороватому боярину слава! И красавице боярыне слава! (Некрасов)

Слайд 21





Градация(от лат. «постепенность»)- такое расположение слов(словосочетаний, частей сложного предложения ,при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому(восходящая градация)или от большого к малому (нисходящая градация).
Градация(от лат. «постепенность»)- такое расположение слов(словосочетаний, частей сложного предложения ,при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому(восходящая градация)или от большого к малому (нисходящая градация).
Пример:А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: разбитое корыто-новое корыто, землянка- светёлка- высокий терем- царские палаты.
Описание слайда:
Градация(от лат. «постепенность»)- такое расположение слов(словосочетаний, частей сложного предложения ,при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому(восходящая градация)или от большого к малому (нисходящая градация). Градация(от лат. «постепенность»)- такое расположение слов(словосочетаний, частей сложного предложения ,при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому(восходящая градация)или от большого к малому (нисходящая градация). Пример:А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: разбитое корыто-новое корыто, землянка- светёлка- высокий терем- царские палаты.

Слайд 22





Риторический вопрос- стилистическая фигура, состоящая в том, что спрашивающий не ожидает ответа, а лишь обращает внимание на проблему, заявленную в вопросе, например:
Риторический вопрос- стилистическая фигура, состоящая в том, что спрашивающий не ожидает ответа, а лишь обращает внимание на проблему, заявленную в вопросе, например:
Зачем семьи родной безвестный круг
Я покидал? Всё сердце грело там…
(М. Лермонов)
Описание слайда:
Риторический вопрос- стилистическая фигура, состоящая в том, что спрашивающий не ожидает ответа, а лишь обращает внимание на проблему, заявленную в вопросе, например: Риторический вопрос- стилистическая фигура, состоящая в том, что спрашивающий не ожидает ответа, а лишь обращает внимание на проблему, заявленную в вопросе, например: Зачем семьи родной безвестный круг Я покидал? Всё сердце грело там… (М. Лермонов)

Слайд 23





Риторическое восклицание(от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия.
Риторическое восклицание(от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия.
Звенит и буйствует природа.
Я соучастник ей во всём!
(А. Блок)
Описание слайда:
Риторическое восклицание(от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия. Риторическое восклицание(от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия. Звенит и буйствует природа. Я соучастник ей во всём! (А. Блок)

Слайд 24





Риторическое обращение- стилистическая фигура. Состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе.
Риторическое обращение- стилистическая фигура. Состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе.
В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
(М. Лермонтов).
Описание слайда:
Риторическое обращение- стилистическая фигура. Состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе. Риторическое обращение- стилистическая фигура. Состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе. В небесах торжественно и чудно Спит земля в сиянье голубом Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию