🗊Презентация Культура речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Культура речи, слайд №1Культура речи, слайд №2Культура речи, слайд №3Культура речи, слайд №4Культура речи, слайд №5Культура речи, слайд №6Культура речи, слайд №7Культура речи, слайд №8Культура речи, слайд №9Культура речи, слайд №10Культура речи, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура речи. Доклад-сообщение содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Культура           речи
Описание слайда:
Культура речи

Слайд 2





О нормах
Нормы существуют как для устной, так и для письменнойречи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы ор­фографические {правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексиче­ские, морфологические, синтаксические должны соблюдаться в устной и письменной речи.
Описание слайда:
О нормах Нормы существуют как для устной, так и для письменнойречи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи; нормы ор­фографические {правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексиче­ские, морфологические, синтаксические должны соблюдаться в устной и письменной речи.

Слайд 3





Орфоэпические              нормы
Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положе­нии они утрачивает ясность и четкость звучания, их произно­сят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, сред­ний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается знаком [ие]:пятак — п[ие]так,перо — п[йв]Ра. Произношение согласных. Основные законы произношения согласных —оглушение и уВ сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого, и звонкого) первый из них уподобляется второму.подобление.
Описание слайда:
Орфоэпические нормы Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положе­нии они утрачивает ясность и четкость звучания, их произно­сят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, сред­ний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается знаком [ие]:пятак — п[ие]так,перо — п[йв]Ра. Произношение согласных. Основные законы произношения согласных —оглушение и уВ сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого, и звонкого) первый из них уподобляется второму.подобление.

Слайд 4





Произношение                 слов с чн
Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произно­шения.
По нормам современного русского литературного языка со­четание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжною происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлой(маскировочный, посадочный).
Описание слайда:
Произношение слов с чн Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произно­шения. По нормам современного русского литературного языка со­четание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжною происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлой(маскировочный, посадочный).

Слайд 5





Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на-ична. Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.
Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на-ична. Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.
Описание слайда:
Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на-ична. Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др. Произношение [шн] вместо орфографического чн в на­стоящее время требуется в женских отчествах на-ична. Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица и др.

Слайд 6





Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произноше­нии. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель) и твёрдых со­гласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ]нд,;.ко(дэ]кс, каш[нэ]).
Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произноше­нии. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель) и твёрдых со­гласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ]нд,;.ко(дэ]кс, каш[нэ]).
Описание слайда:
Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произноше­нии. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель) и твёрдых со­гласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ]нд,;.ко(дэ]кс, каш[нэ]). Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произноше­нии. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис, [о]тель) и твёрдых со­гласных перед гласным переднего ряда [е] (с[тэ]нд,;.ко(дэ]кс, каш[нэ]).

Слайд 7





Лексические                         нормы
Особого внимания требуют лексические нормы, то есть правила применения слов в речи. М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или пере­носном), которое оно имеет и которое зафиксировано в сло­варях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.
Описание слайда:
Лексические нормы Особого внимания требуют лексические нормы, то есть правила применения слов в речи. М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или пере­носном), которое оно имеет и которое зафиксировано в сло­варях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.

Слайд 8





Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить в место класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть — общеупотребительное литера­турное слово, а  ложить —просторечное. Нарушение лексических норм порой связано с тем, что го­ворящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению
Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить в место класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть — общеупотребительное литера­турное слово, а  ложить —просторечное. Нарушение лексических норм порой связано с тем, что го­ворящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению
Описание слайда:
Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить в место класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть — общеупотребительное литера­турное слово, а ложить —просторечное. Нарушение лексических норм порой связано с тем, что го­ворящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить в место класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть — общеупотребительное литера­турное слово, а ложить —просторечное. Нарушение лексических норм порой связано с тем, что го­ворящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению

Слайд 9





В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсме­нов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения. 
В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсме­нов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения.
Описание слайда:
В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсме­нов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения. В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсме­нов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех; Он обречен быть гениальным; Задуманные мероприятия обречены на процветание. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения.

Слайд 10





Употребление               надевать и 
    глаголов                        одевать
Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Например:Одеть сына, одеть больного, одеть куклу.
Описание слайда:
Употребление надевать и глаголов одевать Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Например:Одеть сына, одеть больного, одеть куклу.

Слайд 11





Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени 
Ударение на основе во всех формах
Ударение на основе, кроме формы женского рода
Ударение на приставке, кроме формы ж.р.
бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии:брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять
брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать (однако:дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взя¢ло ивзялó), жить, лить, пить и др.
донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии:замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть
Описание слайда:
Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени  Ударение на основе во всех формах Ударение на основе, кроме формы женского рода Ударение на приставке, кроме формы ж.р. бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии:брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать (однако:дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взя¢ло ивзялó), жить, лить, пить и др. донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии:замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию