🗊Презентация Языковые средства выразительности

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Языковые средства выразительности, слайд №1Языковые средства выразительности, слайд №2Языковые средства выразительности, слайд №3Языковые средства выразительности, слайд №4Языковые средства выразительности, слайд №5Языковые средства выразительности, слайд №6Языковые средства выразительности, слайд №7Языковые средства выразительности, слайд №8Языковые средства выразительности, слайд №9Языковые средства выразительности, слайд №10Языковые средства выразительности, слайд №11Языковые средства выразительности, слайд №12Языковые средства выразительности, слайд №13Языковые средства выразительности, слайд №14Языковые средства выразительности, слайд №15Языковые средства выразительности, слайд №16Языковые средства выразительности, слайд №17Языковые средства выразительности, слайд №18Языковые средства выразительности, слайд №19Языковые средства выразительности, слайд №20Языковые средства выразительности, слайд №21Языковые средства выразительности, слайд №22Языковые средства выразительности, слайд №23Языковые средства выразительности, слайд №24Языковые средства выразительности, слайд №25Языковые средства выразительности, слайд №26Языковые средства выразительности, слайд №27Языковые средства выразительности, слайд №28Языковые средства выразительности, слайд №29Языковые средства выразительности, слайд №30Языковые средства выразительности, слайд №31Языковые средства выразительности, слайд №32Языковые средства выразительности, слайд №33Языковые средства выразительности, слайд №34Языковые средства выразительности, слайд №35Языковые средства выразительности, слайд №36Языковые средства выразительности, слайд №37Языковые средства выразительности, слайд №38Языковые средства выразительности, слайд №39Языковые средства выразительности, слайд №40Языковые средства выразительности, слайд №41Языковые средства выразительности, слайд №42Языковые средства выразительности, слайд №43Языковые средства выразительности, слайд №44Языковые средства выразительности, слайд №45Языковые средства выразительности, слайд №46Языковые средства выразительности, слайд №47Языковые средства выразительности, слайд №48Языковые средства выразительности, слайд №49Языковые средства выразительности, слайд №50Языковые средства выразительности, слайд №51Языковые средства выразительности, слайд №52Языковые средства выразительности, слайд №53Языковые средства выразительности, слайд №54Языковые средства выразительности, слайд №55Языковые средства выразительности, слайд №56Языковые средства выразительности, слайд №57Языковые средства выразительности, слайд №58Языковые средства выразительности, слайд №59Языковые средства выразительности, слайд №60Языковые средства выразительности, слайд №61

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Языковые средства выразительности. Доклад-сообщение содержит 61 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Языковые средства выразительности, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Функции языковых средств выразительности

Экспрессивная функция:
- эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;
- наглядность — способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;
- оригинальное отражение действительности — показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;
- отражение внутреннего состояния пишущего;
- привлекательность речи, эстетичность.
 
2. Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.
3. Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
4. Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.
Описание слайда:
Функции языковых средств выразительности Экспрессивная функция: - эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства; - наглядность — способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека; - оригинальное отражение действительности — показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны; - отражение внутреннего состояния пишущего; - привлекательность речи, эстетичность.   2. Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект. 3. Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла. 4. Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.

Слайд 3





Аллитерация - повтор согласных звуков; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн…
К. Бальмонт

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
С. Городецкий
Описание слайда:
Аллитерация - повтор согласных звуков; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн… К. Бальмонт Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. С. Городецкий

Слайд 4





Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Н. Некрасов

Стало в комнате темно.
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И.Томакова
Описание слайда:
Быстро лечу я по рельсам чугунным, Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. Н. Некрасов Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон. И.Томакова

Слайд 5





Тропы (от др.-греч. tropos — оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
Тропы (от др.-греч. tropos — оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.
   Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией.
Описание слайда:
Тропы (от др.-греч. tropos — оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Тропы (от др.-греч. tropos — оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией.

Слайд 6





Эпитет - образное, художественное определение предмета, действия
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
А. Ахматова
Описание слайда:
Эпитет - образное, художественное определение предмета, действия И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! А. Ахматова

Слайд 7





Сравнение -  сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого
1. При помощи союзов как, как будто, словно, точно, подобно, что (в значении как):
глаза, как небо голубые
звёзды словно очи
города что магниты
2. С использованием творительного падежа:
Слово крошкой в руках улеглось… 
3. С использованием соотносительных форм:
Белей, чем горы снеговые…
4. Отрицательное сравнение.
То не ветер бушует над бором…
5. Развёрнутое сравнение.	
Так летом глыба снеговая, 
Цветами радуги блистая,
Висит, прохладу обещая…
Описание слайда:
Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого 1. При помощи союзов как, как будто, словно, точно, подобно, что (в значении как): глаза, как небо голубые звёзды словно очи города что магниты 2. С использованием творительного падежа: Слово крошкой в руках улеглось…  3. С использованием соотносительных форм: Белей, чем горы снеговые… 4. Отрицательное сравнение. То не ветер бушует над бором… 5. Развёрнутое сравнение. Так летом глыба снеговая, Цветами радуги блистая, Висит, прохладу обещая…

Слайд 8





Метафора - слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства или контраста
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
В. Маяковский
Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.      
(М. Булгаков)
Описание слайда:
Метафора - слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства или контраста Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. В. Маяковский Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М. Булгаков)

Слайд 9





Олицетворение - разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия
Робко месяц смотрит в очи,  Изумлён, что день не минул… 
Осторожно ветер из калитки вышел…
Звезда с звездою говорит.
Спит черёмуха в белой накидке.
Время бежит.
Описание слайда:
Олицетворение - разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул…  Осторожно ветер из калитки вышел… Звезда с звездою говорит. Спит черёмуха в белой накидке. Время бежит.

Слайд 10





Метонимия — слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями
Смежность может быть проявлением связи:
1. Между содержанием и содержащим:
Я три тарелки съел
2. Между автором и произведением:
Принеси Пушкина.
3. Между действием и орудием действия:
Их села и нивы за буйный набег 
Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
4. Между предметом и материалом, из которого сделан предмет:
Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам
5. Между местом и людьми, находящимися в этом месте:
Вся изба храпела.
Описание слайда:
Метонимия — слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями Смежность может быть проявлением связи: 1. Между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел 2. Между автором и произведением: Принеси Пушкина. 3. Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); 4. Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам 5. Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Вся изба храпела.

Слайд 11





Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот)
1. Единственное число вместо множественного:
Швед, русский – колет, рубит, режет… 
И было слышно до рассвета, как ликовал француз
2. Множественное число вместо единственного:
Мы все глядим в наполеоны…
3. Перенос с меньшего на большее:
К нему и птица не летит, И тигр нейдет... 
А. С. Пушкин
4. Перенос с части на целое:
Борода, что ты все молчишь?
Описание слайда:
Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот) 1. Единственное число вместо множественного: Швед, русский – колет, рубит, режет… И было слышно до рассвета, как ликовал француз 2. Множественное число вместо единственного: Мы все глядим в наполеоны… 3. Перенос с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... А. С. Пушкин 4. Перенос с части на целое: Борода, что ты все молчишь?

Слайд 12





Гипербола - преувеличение свойств, качеств
сто раз говорил. 
сто лет не виделись. 
море слёз
быстрый как молния
многочисленный как песчинки на берегу моря
Описание слайда:
Гипербола - преувеличение свойств, качеств сто раз говорил. сто лет не виделись.  море слёз быстрый как молния многочисленный как песчинки на берегу моря

Слайд 13





Литота - преуменьшение свойств, качеств
В двух шагах отсюда.
Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок
Осиная талия.
Описание слайда:
Литота - преуменьшение свойств, качеств В двух шагах отсюда. Мальчик с пальчик Мужичок с ноготок Осиная талия.

Слайд 14





Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)
Илья Муромец (мужество и сила) 
Аполлон (красота) .
Описание слайда:
Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах) Илья Муромец (мужество и сила) Аполлон (красота) .

Слайд 15





Перифраз - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку
Ушел в царство Морфея (заснул)
Повелитель морей (Посейдон)
Белокаменная столица (Москва).
Создатель «Евгения Онегина» (Пушкин).
Описание слайда:
Перифраз - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку Ушел в царство Морфея (заснул) Повелитель морей (Посейдон) Белокаменная столица (Москва). Создатель «Евгения Онегина» (Пушкин).

Слайд 16





Оксюморон - сочетание логически несовместимых понятий
Убогая роскошь наряда.
Звонкая тишина.
«Горячий снег».
Живой труп.
Слёзы радости.
Описание слайда:
Оксюморон - сочетание логически несовместимых понятий Убогая роскошь наряда. Звонкая тишина. «Горячий снег». Живой труп. Слёзы радости.

Слайд 17





Ирония - употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью  тонкой или скрытой насмешки; высшая степень иронии - сарказм
Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке). 
Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши
Откуда, умная, бредёшь ты, голова?.. (об осле).
Описание слайда:
Ирония - употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; высшая степень иронии - сарказм Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).  Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши Откуда, умная, бредёшь ты, голова?.. (об осле).

Слайд 18





3. Синтаксические средства
(стилистические фигуры)
Фигура речи - обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, эпифора и другие.
Описание слайда:
3. Синтаксические средства (стилистические фигуры) Фигура речи - обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Наиболее распространенные: анафора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, эпифора и другие.

Слайд 19





Анафора (единоначатие) - повтор начальных слов
Клянусь я первым днем творенья, 
Клянусь его последним днем!
Не та стала Россия, 
не та Москва, 
не те стали мы с вами
Описание слайда:
Анафора (единоначатие) - повтор начальных слов Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем! Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами

Слайд 20





Эпифора (единоскончание) - повторение конечных слов
Ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
Описание слайда:
Эпифора (единоскончание) - повторение конечных слов Ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

Слайд 21





Сплетение – сочетание анафоры и эпифоры
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Описание слайда:
Сплетение – сочетание анафоры и эпифоры Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла.

Слайд 22





Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел
Описание слайда:
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел

Слайд 23





Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий
Глупый осудит, а умный рассудит.
Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
Описание слайда:
Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий Глупый осудит, а умный рассудит. Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.

Слайд 24





Градация - ряд близких по смыслу слов с постепенным усилением или усугублением признака
Большой, огромный, громадный, гигантский
Не жалею, не зову, не плачу…
Звериный, чужой, неприглядный мир.
Описание слайда:
Градация - ряд близких по смыслу слов с постепенным усилением или усугублением признака Большой, огромный, громадный, гигантский Не жалею, не зову, не плачу… Звериный, чужой, неприглядный мир.

Слайд 25





Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого
Тёркин мой - к огню поближе.
Я за свечку, свечка - в печку 
Пороша. Мы встаем, и тотчас (...) на коня.
И рысью (...) по полю при первом свете дня.
Описание слайда:
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого Тёркин мой - к огню поближе. Я за свечку, свечка - в печку Пороша. Мы встаем, и тотчас (...) на коня. И рысью (...) по полю при первом свете дня.

Слайд 26





Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение, не требующий ответа
Кто же не радовался солнечному лучу?
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Сколько раз говорить тебе одно и то же?!
Описание слайда:
Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение, не требующий ответа Кто же не радовался солнечному лучу? Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Сколько раз говорить тебе одно и то же?!

Слайд 27





Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи
Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога
Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела!
О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Описание слайда:
Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! О небо, небо, ты мне будешь сниться!

Слайд 28





Риторическое восклицание — утверждение в форме восклицания для демонстрации высшей точки концентрации чувств
О времена, о нравы! 
Цицерон
 Да здравствует Солнце, да скроется тьма!
А. Пушкин
Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! 
А. Чехов
Описание слайда:
Риторическое восклицание — утверждение в форме восклицания для демонстрации высшей точки концентрации чувств О времена, о нравы! Цицерон  Да здравствует Солнце, да скроется тьма! А. Пушкин Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! А. Чехов

Слайд 29





Инверсия - нарушение прямого порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
Вывели лошадей. Не понравились они мне.
Зимы ждала природа.
Часов однообразный бой 
Сижу за решеткой в темнице сырой
Описание слайда:
Инверсия - нарушение прямого порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла. Позволяет подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова. Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа. Часов однообразный бой Сижу за решеткой в темнице сырой

Слайд 30





Парцелляция - разделение предложения на   части
Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.
Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора. 
На дворе осень. Поздняя (В. Асафьев).
В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! (А. Грибоедов)
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский)
Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет)
Описание слайда:
Парцелляция - разделение предложения на части Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать. Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.  На дворе осень. Поздняя (В. Асафьев). В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! (А. Грибоедов) Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский) Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет)

Слайд 31





Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи, прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее
Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
Описание слайда:
Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи, прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…

Слайд 32





Многосоюзие - избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А. С. Пушкин

...Моих ушей коснулся он, 
И их наполнил шум и звон: 
И внял я неба содроганье, 
И горний ангелов полет, 
И гад морских подводный ход, 
И дольней лозы прозябанье 
А. С. Пушкин
Описание слайда:
Многосоюзие - избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. А. С. Пушкин ...Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье А. С. Пушкин

Слайд 33





Бессоюзие - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения
Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.
М. Кузьмин

Мелькают мимо будки, бабы, 
Мальчишки, лавки, фонари, 
Дворцы, сады, монастыри... 
А. С. Пушкин

Встанет Россия — все споры рассудит... 
Встанет Россия — народности сгрудит... 
И уж у Запада больше не будет 
Брать от негодной культуры росток. 
И. Северянин
Описание слайда:
Бессоюзие - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. М. Кузьмин Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... А. С. Пушкин Встанет Россия — все споры рассудит... Встанет Россия — народности сгрудит... И уж у Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток. И. Северянин

Слайд 34





Задание1. Укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:
Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.

Пляшет перед звездами звезда,
       Пляшет колокольчиком вода,
       Пляшет шмель и в дудочку дудит,
       Пляшет перед скинией Давид.
(А.Тарковский)

Милый друг, и в этом тихом доме
      Лихорадка бьет меня.
      Не найти мне места в тихом доме
      Возле мирного огня.
(А. Блок)

С Россией кончено… На последях
       Её мы прогалдели, проболтали,
       Пролузгали, пропили, проплевали,
       Замызгали на грязных площадях.
(М. Волошин)
Описание слайда:
Задание1. Укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности: Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги. Пляшет перед звездами звезда, Пляшет колокольчиком вода, Пляшет шмель и в дудочку дудит, Пляшет перед скинией Давид. (А.Тарковский) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А. Блок) С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях. (М. Волошин)

Слайд 35





Задание 2. В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их.

Дрожал многоэтажный зал,
     И, полный молодёжи, 
     Певцу раёк рукоплескал,
     Потом — партер и ложи.
С. Маршак
Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в гранёном хрустале.
А. С. Пушкин
Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита.
А. С. Пушкин
Описание слайда:
Задание 2. В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их. Дрожал многоэтажный зал, И, полный молодёжи, Певцу раёк рукоплескал, Потом — партер и ложи. С. Маршак Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в гранёном хрустале. А. С. Пушкин Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита. А. С. Пушкин

Слайд 36





Задание 3. В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром 
      Москва, спалённая пожаром, 
      Французу отдана?
                                       М. Лермонтов
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
     ---------------------------------------------------------
Друзья Людмилы и Руслана!
     С героем моего романа
     Без предисловий, сей же час
     Позвольте познакомить вас.
                                        А. С. Пушкин Туманный Альбион. 
     Страна Восходящего Солнца.
Описание слайда:
Задание 3. В каждом из отрывков приведены одинаковые тропы и фигуры речи. Назовите их. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? М. Лермонтов Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. --------------------------------------------------------- Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас. А. С. Пушкин Туманный Альбион. Страна Восходящего Солнца.

Слайд 37





Задание 4. В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.
2) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток.
3) Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения этого конгресса стал город на Неве.
4) Но даже сквозь уличный шум я слышу приливы, отливы весь мир обнимающих дум.
5) Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября.

Задание 5. В задании приведены примеры метонимии. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!
2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.
5) О, если б был я тусклый, как Солнце!
6) Но тих был наш бивак открытый.
Описание слайда:
Задание 4. В задании приведены метафоры. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи. 1) Солнце — вечное окно в золотую ослепительность. 2) Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 3) Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения этого конгресса стал город на Неве. 4) Но даже сквозь уличный шум я слышу приливы, отливы весь мир обнимающих дум. 5) Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября. Задание 5. В задании приведены примеры метонимии. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи. 1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! 2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. 3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. 4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. 5) О, если б был я тусклый, как Солнце! 6) Но тих был наш бивак открытый.

Слайд 38





Задание 6. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) «Я скажу вам откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальцы в рот не клади».
2)  Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно.
3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.
4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.
5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от земли, молчалива, печальна, сурова.
6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день!

Задание 7. В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи.
1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души.
2)  Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить.                                                                                            
3) И сон, как отзвук колокола, смолк.
4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.
5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.
Описание слайда:
Задание 6. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи. 1) «Я скажу вам откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальцы в рот не клади». 2) Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно. 3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. 4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы. 5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от земли, молчалива, печальна, сурова. 6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день! Задание 7. В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи. 1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души. 2) Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить. 3) И сон, как отзвук колокола, смолк. 4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей. 5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы. 6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.

Слайд 39





Задание 6. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи.
1) «Я скажу вам откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальцы в рот не клади».
2)  Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно.
3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.
4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы.
5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от земли, молчалива, печальна, сурова.
6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день!

Задание 7. В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи.
1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души.
2)  Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить.                                                                                            
3) И сон, как отзвук колокола, смолк.
4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей.
5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.
Описание слайда:
Задание 6. В задании приведены эпитеты. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи. 1) «Я скажу вам откровенно, — отвечала панама, — Сноудену пальцы в рот не клади». 2) Буду с милым есть голубой виноград, буду пить золотое вино и глядеть, как струится седой водопад на кремнистое влажное дно. 3) Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. 4) Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы. 5) И седая крестьянка в заношенном старом платке поднялась от земли, молчалива, печальна, сурова. 6) Звени, знойный, краснощёкий, ясный-ясный день! Задание 7. В задании приведены сравнения. Однако несколько примеров попали по ошибке. Найдите их, назовите тропы или фигуры речи. 1) Тогда предстают непомерней глухие просёлки души. 2) Болтун подобен маятнику: того и другого надобно остановить. 3) И сон, как отзвук колокола, смолк. 4) Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей. 5) Ты рванулась движеньем испуганной птицы. 6) Как ночь слепа, так я был слеп, и думал жить слепой.

Слайд 40





Задание 8. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.
Описание слайда:
Задание 8. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа - тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.

Слайд 41





Задание 9. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.
Описание слайда:
Задание 9. В таблице слева приведены строфы разных поэтов, справа — тропы и фигуры речи, которые использовал автор. Докажите, что правая часть таблицы составлена правильно.

Слайд 42





Задание 10. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.
Описание слайда:
Задание 10. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 43





Задание 11. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.
Описание слайда:
Задание 11. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 44





Задание 12. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.
Описание слайда:
Задание 12. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 45





Задание 13. Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены справа.
Описание слайда:
Задание 13. Определите, какие фигуры речи использованы выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 46





Задание 14. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
1)   Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна.
Козьма Прутков
2)   У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
Б. Пастернак
3)   Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
А. Пушкин
4)   Мужики — за топоры.
5)   Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
6)   Перо его местию дышит.
 А. Толстой
7)   Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
8)   С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
9)   Вы — в каюты! Вы — в кладовые! 
В. Маяковский
10) Он громко, рыдающе засмеялся.
11)  Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
12) И упало каменное слово 
            На мою живую грудь.
            Ничего, ведь я была готова, 
           Справлюсь с этим как-нибудь.
А. Ахматова
Описание слайда:
Задание 14. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 1) Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна. Козьма Прутков 2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок. Б. Пастернак 3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. А. Пушкин 4) Мужики — за топоры. 5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 6) Перо его местию дышит. А. Толстой 7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка. 9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые! В. Маяковский 10) Он громко, рыдающе засмеялся. 11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка. 12) И упало каменное слово На мою живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. А. Ахматова

Слайд 47





Задание 15. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
13) У меня сегодня много дела: 
            Надо память до конца убить, 
           Надо, чтоб душа окаменела, 
           Надо снова научиться жить.
А. Ахматова
14) Как будто душа о желанном просила,
            И сделали ей незаслуженно больно,
            И сердце простило, но сердце застыло, 
            И плачет, и плачет, и плачет невольно.
К. Бальмонт
15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;
          Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
К. Бальмонт
16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
К. Бальмонт
17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
А. Белый
18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
А. Блок
Описание слайда:
Задание 15. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 13) У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А. Ахматова 14) Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно, И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. К. Бальмонт 15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья; Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле. К. Бальмонт 16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно. К. Бальмонт 17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз. А. Белый 18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки. А. Блок

Слайд 48





Задание 16. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
19) Девушка пела в церковном хоре 
            О всех усталых в чужом краю,
            О всех кораблях, ушедших в море, 
            О всех, забывших радость свою.
А. Блок
20) Я сидел у окна в переполненном зале, 
           Где-то пели смычки о любви.
А. Блок
21) О, я хочу безумно жить: 
           Всё сущее — увековечить, 
           Безличное — вочеловечить, 
           Несбывшееся — воплотить.
А. Блок
22) И боль пришла, как тихий синий свет,
            И обвилась вкруг сердца, как запястье.
М. Волошин
23) Я слышу — история и человечество, 
           Я слышу — изгнание или отечество.
           Я в книгах читаю — добро, лицемерие, 
           Надежда, отчаянье, вера, неверие.
Г. Иванов
Описание слайда:
Задание 16. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 19) Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. А. Блок 20) Я сидел у окна в переполненном зале, Где-то пели смычки о любви. А. Блок 21) О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить. А. Блок 22) И боль пришла, как тихий синий свет, И обвилась вкруг сердца, как запястье. М. Волошин 23) Я слышу — история и человечество, Я слышу — изгнание или отечество. Я в книгах читаю — добро, лицемерие, Надежда, отчаянье, вера, неверие. Г. Иванов

Слайд 49





Задание 17. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.

24) Никто не дал мне столько горя И столько радости, как ты.
            Никто не дал любви такой печальной И в то же время радостной такой.
Р. Ивнев

25) На грядках лысато и пусто,
           Вдовеет в полях борозда, 
           Лишь пузом упругим капуста, 
           Как баба обновкой, горда.
Н. Клюев
26) Впереди одна тревога, и тревога позади.
С. Клычков
27) О, если б я нищ был, как миллиардер!
B. Маяковский.
28) Сколько раз пытался я ускорить
            Время, что несло меня вперёд, 
            Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить, 
            Чтобы слышать, как оно идёт.
C. Маршак
29) Не было души более откровенной, более тонкой и более проницательной, чем у Тургенева. Не было таланта более пленительного, чем талант Тургенева. Не было сердца более честного и более благородного, чем сердце Тургенева.
Описание слайда:
Задание 17. Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором. 24) Никто не дал мне столько горя И столько радости, как ты. Никто не дал любви такой печальной И в то же время радостной такой. Р. Ивнев 25) На грядках лысато и пусто, Вдовеет в полях борозда, Лишь пузом упругим капуста, Как баба обновкой, горда. Н. Клюев 26) Впереди одна тревога, и тревога позади. С. Клычков 27) О, если б я нищ был, как миллиардер! B. Маяковский. 28) Сколько раз пытался я ускорить Время, что несло меня вперёд, Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить, Чтобы слышать, как оно идёт. C. Маршак 29) Не было души более откровенной, более тонкой и более проницательной, чем у Тургенева. Не было таланта более пленительного, чем талант Тургенева. Не было сердца более честного и более благородного, чем сердце Тургенева.

Слайд 50







Впишите наименования тропов, фигур речи или лексических единиц; найдите их в каждом из предложений.
Описание слайда:
Впишите наименования тропов, фигур речи или лексических единиц; найдите их в каждом из предложений.

Слайд 51





(1)  Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. (2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3)И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.
(1)  Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. (2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3)И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.
(4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5) Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6) А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем — в небо! (9) Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры. (11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с покосившимися домишками поспешно переселённых. (12) Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь.
(15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить.
А. Солженицын
Описание слайда:
(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. (2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3)И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё. (1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. (2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3)И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё. (4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5) Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6) А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем — в небо! (9) Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры. (11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с покосившимися домишками поспешно переселённых. (12) Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь. (15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить. А. Солженицын

Слайд 52





Задание 18.  к тексту А. Солженицына
Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные раздумья. В основе текста лежит символ. Чтобы передать свои чувства, Солженицын вводит ......................... (предложения 1, 4, 12). Автор пишет с горечью и...............................предложение 5). Широко используются ............(предложе­ния 3, 11, 12). Особая выразительность достигается за счёт..............................(предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных средств....................(8,17).
Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова 
3)ирония
4) ряды однородных членов предложения 
5)эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) сравнение
10) синтаксический параллелизм
Описание слайда:
Задание 18. к тексту А. Солженицына Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные раздумья. В основе текста лежит символ. Чтобы передать свои чувства, Солженицын вводит ......................... (предложения 1, 4, 12). Автор пишет с горечью и...............................предложение 5). Широко используются ............(предложе­ния 3, 11, 12). Особая выразительность достигается за счёт..............................(предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных средств....................(8,17). Список терминов: 1) метафора 2) индивидуально-авторские слова 3)ирония 4) ряды однородных членов предложения 5)эпитеты 6) контекстные антонимы 7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения 9) сравнение 10) синтаксический параллелизм

Слайд 53





Задание 19. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.
(1) Лермонтов всегда искал в людях масштабности мыслей, чувств, желаний. (2) И не находил. (3) Поэтому жить среди людей ему было невыносимо тяжело: ему приходилось постоянно нагибаться к ним, чтобы понять, отчего столь ничтожны их мысли и чувства. (4) Поэтому он любил одиночество. (5) Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом мире. (6) Страха не знало его сердце, но оно постоянно испытывало боль. (7) Такую боль обычное человеческое сердце не могло выдержать. (8) Может быть, именно этим и объясняется его нелепая смерть на нелепой дуэли.
Список терминов:
1)ирония
2) парцелляция
3)анафора
4)градация
5).гипербола
6) эпифора
7)синекдоха
8)сравнение
9) эпитет
10) метафора
Описание слайда:
Задание 19. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов. (1) Лермонтов всегда искал в людях масштабности мыслей, чувств, желаний. (2) И не находил. (3) Поэтому жить среди людей ему было невыносимо тяжело: ему приходилось постоянно нагибаться к ним, чтобы понять, отчего столь ничтожны их мысли и чувства. (4) Поэтому он любил одиночество. (5) Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом мире. (6) Страха не знало его сердце, но оно постоянно испытывало боль. (7) Такую боль обычное человеческое сердце не могло выдержать. (8) Может быть, именно этим и объясняется его нелепая смерть на нелепой дуэли. Список терминов: 1)ирония 2) парцелляция 3)анафора 4)градация 5).гипербола 6) эпифора 7)синекдоха 8)сравнение 9) эпитет 10) метафора

Слайд 54





Задание 20. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.
(1) Питерские тренеры по фигурному катанию считаются луч­шими в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото. (2) А поэтому вполне логично, что именно в северной сто­лице открыли первую в нашей стране Академию фигурного ката­ния. (3) Теперь питерским фигуристам, как опытным, так и совсем юным, есть где развернуться. (4) Во время торжественного откры­тия Академии собравшиеся гости смогли увидеть выступления звёзд фигурного катания, имена которых известны всей России.
Список терминов:
1) разговорные слова
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) метонимия 
5)гипербола
6) перифраз
7) синекдоха
 8)сравнение
9) эпитет
10) метафора
Описание слайда:
Задание 20. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов. (1) Питерские тренеры по фигурному катанию считаются луч­шими в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото. (2) А поэтому вполне логично, что именно в северной сто­лице открыли первую в нашей стране Академию фигурного ката­ния. (3) Теперь питерским фигуристам, как опытным, так и совсем юным, есть где развернуться. (4) Во время торжественного откры­тия Академии собравшиеся гости смогли увидеть выступления звёзд фигурного катания, имена которых известны всей России. Список терминов: 1) разговорные слова 2) парцелляция 3) фразеологизм 4) метонимия 5)гипербола 6) перифраз 7) синекдоха 8)сравнение 9) эпитет 10) метафора

Слайд 55





Задание 21. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов.
(1) На закате, до вечернего чая, он садился на велосипед, упи­рался руками в рулевые рога и катил прямо в зарю. (2) Он избирал всегда один и тот же путь. (3) Он знал этот путь, то узкий, утрамбо­ванный, бегущий вдоль опасной канавы, то мощённый булыжника­ми, по которым прыгало переднее колесо, то изрытый коварными колеями, то гладкий, розоватый, твёрдый. (4) Он знал этот путь на ощупь и на глаз, как знаешь живое тело, и катил по нему без запин­ки, вдавливая в шелестящую пустоту упругие педали.
(5) В сосновом перелеске на шероховатых стволах вечернее солнце лежало огненно-румяными полосками. (6) Иногда на шоссе он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что бывают только.в России, далёкую, зубчатую, чёрную. (7) И над ней золотой запад был пересечён од­ним только лиловатым облаком, из-под которого веером расходи­лись лучи.

Список терминов:
1) полисиндетон
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) литота
5)гипербола
6) перифраз
7) анафора
8) сравнение
9) эпитет
10) метафора
Описание слайда:
Задание 21. Какие изобразительные средства языка использовал автор? Выберите из числа тех, что даны в списке терминов. (1) На закате, до вечернего чая, он садился на велосипед, упи­рался руками в рулевые рога и катил прямо в зарю. (2) Он избирал всегда один и тот же путь. (3) Он знал этот путь, то узкий, утрамбо­ванный, бегущий вдоль опасной канавы, то мощённый булыжника­ми, по которым прыгало переднее колесо, то изрытый коварными колеями, то гладкий, розоватый, твёрдый. (4) Он знал этот путь на ощупь и на глаз, как знаешь живое тело, и катил по нему без запин­ки, вдавливая в шелестящую пустоту упругие педали. (5) В сосновом перелеске на шероховатых стволах вечернее солнце лежало огненно-румяными полосками. (6) Иногда на шоссе он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что бывают только.в России, далёкую, зубчатую, чёрную. (7) И над ней золотой запад был пересечён од­ним только лиловатым облаком, из-под которого веером расходи­лись лучи. Список терминов: 1) полисиндетон 2) парцелляция 3) фразеологизм 4) литота 5)гипербола 6) перифраз 7) анафора 8) сравнение 9) эпитет 10) метафора

Слайд 56





Задание 22. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
(1) Города вообще полны раздражения. (2) Большие города пе­реполнены им. (3) Но Москва в этом абсолютный чемпион. (4) И неудивительно: вот сколько народу вокруг, надоели все невыноси­мо. (5) Москва недавно объявлена научными исследователями то ли самым, то ли одним из самых грубых городов мира. (6) Хуже нас, кажется, только Бомбей.  (7) Дело даже не в прямой грубости, к которой мы склонны, естественно, больше, чем воспитанные веками тесного общежи­тия европейцы или американцы, уважающие друг друга ещё с тех времен, когда взаимное уважение внедрялось кольтами и винчесте­рами. (8) Но сейчас не о грубости речь, а именно о раздражении, чаще всего скрытом, от которого страдает больше всего сам раз­дражённый. (9) Боже мой, как же они все достали! (10) Едущие не по правилам, идущие напролом, забросавшие всё вокруг мусором! (11) Девушки, говорящие между собой на всю улицу матом. (12) И юноши с пивными бутылками и банками, пьющие на ходу...
 (13) Как нам, несчастным, не повезло с земляками! (14) Между тем они — это мы и есть. (15) Только что подрезав чужую машину, да ещё и выехав при этом на встречную, мы бесимся, будучи сами подрезанными или еле разминувшись с каким-то козлом, захватив­шим часть нашей полосы. (16) Не уступив в дверях дорогу выхо­дящему, психуем через несколько минут, выходя через ту же дверь и упираясь в безостановочно прущую навстречу толпу. (17) Вздра­гивая от громкого и непереносимо неприличного разговора за спи­ной, не вспоминаем, какими словами только что пользовались в своей компании, причём во всеуслышание. (18) И никогда не до­ходим до урны с окурком: в кармане его прятать, что ли? (19) Всё равно кругом свалка!
(20) В одном магазине, куда я иногда захожу, стены зеркаль­ные. (21) И всегда происходит одно и то же: глянешь нечаянно — это что же за урод идёт рядом?! (22) Не сразу сообразишь, что это ты сам и есть. (23) Просто посмотрел со стороны и проникся есте­ственным чувством отвращения к ближнему своему. (24) Чувство объяснимое. (25) Но жизнь не украшает.
По А. Кабакову
Описание слайда:
Задание 22. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. (1) Города вообще полны раздражения. (2) Большие города пе­реполнены им. (3) Но Москва в этом абсолютный чемпион. (4) И неудивительно: вот сколько народу вокруг, надоели все невыноси­мо. (5) Москва недавно объявлена научными исследователями то ли самым, то ли одним из самых грубых городов мира. (6) Хуже нас, кажется, только Бомбей. (7) Дело даже не в прямой грубости, к которой мы склонны, естественно, больше, чем воспитанные веками тесного общежи­тия европейцы или американцы, уважающие друг друга ещё с тех времен, когда взаимное уважение внедрялось кольтами и винчесте­рами. (8) Но сейчас не о грубости речь, а именно о раздражении, чаще всего скрытом, от которого страдает больше всего сам раз­дражённый. (9) Боже мой, как же они все достали! (10) Едущие не по правилам, идущие напролом, забросавшие всё вокруг мусором! (11) Девушки, говорящие между собой на всю улицу матом. (12) И юноши с пивными бутылками и банками, пьющие на ходу... (13) Как нам, несчастным, не повезло с земляками! (14) Между тем они — это мы и есть. (15) Только что подрезав чужую машину, да ещё и выехав при этом на встречную, мы бесимся, будучи сами подрезанными или еле разминувшись с каким-то козлом, захватив­шим часть нашей полосы. (16) Не уступив в дверях дорогу выхо­дящему, психуем через несколько минут, выходя через ту же дверь и упираясь в безостановочно прущую навстречу толпу. (17) Вздра­гивая от громкого и непереносимо неприличного разговора за спи­ной, не вспоминаем, какими словами только что пользовались в своей компании, причём во всеуслышание. (18) И никогда не до­ходим до урны с окурком: в кармане его прятать, что ли? (19) Всё равно кругом свалка! (20) В одном магазине, куда я иногда захожу, стены зеркаль­ные. (21) И всегда происходит одно и то же: глянешь нечаянно — это что же за урод идёт рядом?! (22) Не сразу сообразишь, что это ты сам и есть. (23) Просто посмотрел со стороны и проникся есте­ственным чувством отвращения к ближнему своему. (24) Чувство объяснимое. (25) Но жизнь не украшает. По А. Кабакову

Слайд 57





Задание к тексту А. Кабакова
Проблема, которую поднимает в своей статье писатель А. Кабаков, касается каждого из нас. Содержание статьи обусловило особенности её языка, в частности использование.....................,
     например как же они все достали (предложение 9), бесимся (предложения 15). Интонационная выразительность речи достигается за счёт..............(предложения 18, 21), а также использования восклицательных предложений. С этой же целью, а также для достижения композиционной цельности текста
     автор прибегает к такой фигуре речи, как...........................
     (предложения 10, 11 и 12; 15, 16 и 17). Выразительность речи обеспечивает также введение ...........................(предложения 1, 2, 3) и................................, например взаимное уважение внедрялось кольтами и винчестерами (предложение 7).
Список терминов:
1) метонимия
2) индивидуально-авторские слова
3) синекдоха
4) ряды однородных членов предложения 
5)эпитеты
6) литота
7) разговорные и просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм
Описание слайда:
Задание к тексту А. Кабакова Проблема, которую поднимает в своей статье писатель А. Кабаков, касается каждого из нас. Содержание статьи обусловило особенности её языка, в частности использование....................., например как же они все достали (предложение 9), бесимся (предложения 15). Интонационная выразительность речи достигается за счёт..............(предложения 18, 21), а также использования восклицательных предложений. С этой же целью, а также для достижения композиционной цельности текста автор прибегает к такой фигуре речи, как........................... (предложения 10, 11 и 12; 15, 16 и 17). Выразительность речи обеспечивает также введение ...........................(предложения 1, 2, 3) и................................, например взаимное уважение внедрялось кольтами и винчестерами (предложение 7). Список терминов: 1) метонимия 2) индивидуально-авторские слова 3) синекдоха 4) ряды однородных членов предложения 5)эпитеты 6) литота 7) разговорные и просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения 9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм

Слайд 58





Задание 23. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
(1) Для каждого реальность в нём самом. (2) И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из отдельных «Я», хоть на живую нитку сшитых, а получается общество. (3) Некое одно, сделанное из одиночеств. (4) А самый удивительный парадокс — это город. (5) Город, сое­диняющий одиночества. (6) Ведь потребность быть одному почти совпадает с самосохранением. (7) И если люди объединяются в социум, то лишь затем, чтобы ценою упорного труда купить воз­можность быть друг без друга. (8) Копят монету к монете, чтобы приобрести стены. (9) Там, за стенами и шторами, их одиночества организованы и тщательно запрятаны.(10) Думая примерно так, я свернул на Страстной бульвар, и на меня потянуло дымком и жаром. (11) Укладывали асфальт. (12) И в это время я увидел в шаге от меня тоненькую, бледную полудевочку-полудевушку. (13) В складках меж длинных и узких бровей, в лёгком дрожании губ мне почудилось одиночество, о ко­тором я только что размышлял. (14) Я сделал несколько шагов в сторону, продолжая наблюдать за девушкой. (15) Она круто повер­нула голову, и мы оказались глаза в глаза.
       — (16) Зачем вы смотрите?
      (17) Не сопротивляясь вдруг прихлынувшим, долго томившим мыслям, я начал говорить, что человек человеку или волк, или при­зрак. (18) Волк — отнимает всё, сжирает безжалостно. (19) Ну а если призрак — скользнёт и исчезнет, не оставив и следа, равно­душный и холодный.
      (20) Договорив, я увидел обернувшееся ко мне, всё так же юно улыбающееся лицо.
      — (21) Мне сюда, — (22) сказала она раздумчиво и взошла на ступеньку подъезда. (23) Теперь мы оказались одного роста.
      (24) И чуть помолчав, добавила:
      — (25) Пусть так. (26) Но есть и третья формула: ведь в конце концов, человек человеку... человек.
    По С. Кржижановскому
Описание слайда:
Задание 23. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленный на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, со­ответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. (1) Для каждого реальность в нём самом. (2) И всё-таки все «Я» слиты в «МЫ»: из отдельных «Я», хоть на живую нитку сшитых, а получается общество. (3) Некое одно, сделанное из одиночеств. (4) А самый удивительный парадокс — это город. (5) Город, сое­диняющий одиночества. (6) Ведь потребность быть одному почти совпадает с самосохранением. (7) И если люди объединяются в социум, то лишь затем, чтобы ценою упорного труда купить воз­можность быть друг без друга. (8) Копят монету к монете, чтобы приобрести стены. (9) Там, за стенами и шторами, их одиночества организованы и тщательно запрятаны.(10) Думая примерно так, я свернул на Страстной бульвар, и на меня потянуло дымком и жаром. (11) Укладывали асфальт. (12) И в это время я увидел в шаге от меня тоненькую, бледную полудевочку-полудевушку. (13) В складках меж длинных и узких бровей, в лёгком дрожании губ мне почудилось одиночество, о ко­тором я только что размышлял. (14) Я сделал несколько шагов в сторону, продолжая наблюдать за девушкой. (15) Она круто повер­нула голову, и мы оказались глаза в глаза. — (16) Зачем вы смотрите? (17) Не сопротивляясь вдруг прихлынувшим, долго томившим мыслям, я начал говорить, что человек человеку или волк, или при­зрак. (18) Волк — отнимает всё, сжирает безжалостно. (19) Ну а если призрак — скользнёт и исчезнет, не оставив и следа, равно­душный и холодный. (20) Договорив, я увидел обернувшееся ко мне, всё так же юно улыбающееся лицо. — (21) Мне сюда, — (22) сказала она раздумчиво и взошла на ступеньку подъезда. (23) Теперь мы оказались одного роста. (24) И чуть помолчав, добавила: — (25) Пусть так. (26) Но есть и третья формула: ведь в конце концов, человек человеку... человек. По С. Кржижановскому

Слайд 59





Задание к тексту С. Кржижановского
Эссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё в 30-е годы прошлого века, поднимает проблему, извечно стоящую перед человеком. Автор строит всё эссе на основе такого тро­па, как.................................(предложения 2, 3, 5, 7, 8, 9,17,
18, 19). Выразительность речи придают..............., например
тоненькую, бледную полудевочку (предложение 12), в легком дрожании губ (предложение 13), призрак ... равнодушный и холодный (предложение 19). Этой же цели служит .................,
например на живую нитку сшитых (предложение 2), ценою упорного труда (предложение 7), человек человеку волк (предложение 17). Разнообразие и выразительность ритмического
рисунка текста достигается за счёт  ................................
(предложения 3, 5).

 Список терминов:
3) ирония
4) устойчивые словосочетания, фразеологизмы
5) эпитеты
6) контекстные антонимы
7) просторечные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция
10) синтаксический параллелизм
Описание слайда:
Задание к тексту С. Кржижановского Эссе писателя С. Кржижановского, опубликованное ещё в 30-е годы прошлого века, поднимает проблему, извечно стоящую перед человеком. Автор строит всё эссе на основе такого тро­па, как.................................(предложения 2, 3, 5, 7, 8, 9,17, 18, 19). Выразительность речи придают..............., например тоненькую, бледную полудевочку (предложение 12), в легком дрожании губ (предложение 13), призрак ... равнодушный и холодный (предложение 19). Этой же цели служит ................., например на живую нитку сшитых (предложение 2), ценою упорного труда (предложение 7), человек человеку волк (предложение 17). Разнообразие и выразительность ритмического рисунка текста достигается за счёт ................................ (предложения 3, 5). Список терминов: 3) ирония 4) устойчивые словосочетания, фразеологизмы 5) эпитеты 6) контекстные антонимы 7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения 9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм

Слайд 60







Средства выразительности также помогут Вам  понять авторское отношение к изображаемому.
Описание слайда:
Средства выразительности также помогут Вам понять авторское отношение к изображаемому.

Слайд 61





Задание 24. Обратимся к уже знакомому тексту.
(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.
(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.
(З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей  страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так,  чтобы  читать  её было совсем невозможно. (4)С утра до позднего вечера, не   замечая   ни   дождя,   ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. (5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (б)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие.
(7)Нацелив на верстку, острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.
Изобразительно-выразительные средства языка
Авторская ирония,
Инверсия
Градация, 
Сравнение
Описание слайда:
Задание 24. Обратимся к уже знакомому тексту. (1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор. (2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл. (З)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью — любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать её было совсем невозможно. (4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки. (5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (б)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие. (7)Нацелив на верстку, острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое. Изобразительно-выразительные средства языка Авторская ирония, Инверсия Градация, Сравнение



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию