🗊Презентация Морфологические нормы русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфологические нормы русского языка, слайд №1Морфологические нормы русского языка, слайд №2Морфологические нормы русского языка, слайд №3Морфологические нормы русского языка, слайд №4Морфологические нормы русского языка, слайд №5Морфологические нормы русского языка, слайд №6Морфологические нормы русского языка, слайд №7Морфологические нормы русского языка, слайд №8Морфологические нормы русского языка, слайд №9Морфологические нормы русского языка, слайд №10Морфологические нормы русского языка, слайд №11Морфологические нормы русского языка, слайд №12Морфологические нормы русского языка, слайд №13Морфологические нормы русского языка, слайд №14Морфологические нормы русского языка, слайд №15Морфологические нормы русского языка, слайд №16Морфологические нормы русского языка, слайд №17Морфологические нормы русского языка, слайд №18Морфологические нормы русского языка, слайд №19Морфологические нормы русского языка, слайд №20Морфологические нормы русского языка, слайд №21Морфологические нормы русского языка, слайд №22Морфологические нормы русского языка, слайд №23Морфологические нормы русского языка, слайд №24Морфологические нормы русского языка, слайд №25Морфологические нормы русского языка, слайд №26Морфологические нормы русского языка, слайд №27Морфологические нормы русского языка, слайд №28Морфологические нормы русского языка, слайд №29Морфологические нормы русского языка, слайд №30Морфологические нормы русского языка, слайд №31Морфологические нормы русского языка, слайд №32Морфологические нормы русского языка, слайд №33Морфологические нормы русского языка, слайд №34Морфологические нормы русского языка, слайд №35Морфологические нормы русского языка, слайд №36Морфологические нормы русского языка, слайд №37Морфологические нормы русского языка, слайд №38Морфологические нормы русского языка, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфологические нормы русского языка. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфологические нормы русского языка
Описание слайда:
Морфологические нормы русского языка

Слайд 2





Великие о речи…
Для интеллигентного человека дурно говорить   должно  бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.                       А.П.Чехов
Описание слайда:
Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

Слайд 3





Качества хорошей речи
Правильность,  
точность, 
 логичность, 
чистота, 
 выразительность,  
богатство речи, 
её уместность,
 соответствие стилевому назначению
Описание слайда:
Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

Слайд 4





О речи и её нормах
Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.
Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.
Описание слайда:
О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.

Слайд 5





Морфологические  нормы. 
Что это такое?
Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи.
Сравни:
Описание слайда:
Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:

Слайд 6






Запомните:  при  образовании  форм  имен  









существительных  опасность представляют  вариантные  формы. 

В форме И.п.мн.ч. существительные  могут  иметь вариантные окончания; - ы(-и)  и  –а(-я).
Описание слайда:
Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).

Слайд 7





Образование некоторых форм имен существительных:
При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;
Описание слайда:
Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 8





Образование некоторых форм имен существительных:
Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
Описание слайда:
Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 9





Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных
Описание слайда:
Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных

Слайд 10





Образование некоторых форм имен существительных:
В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
Описание слайда:
Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 11


Морфологические нормы русского языка, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Морфологические нормы русского языка, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Особенности употребления  имён прилагательных
ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Описание слайда:
Особенности употребления имён прилагательных ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Слайд 14





Способы образования сравнительной степени  прилагательных
Простая форма
Описание слайда:
Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая форма

Слайд 15





Превосходная степень
Простая форма
Описание слайда:
Превосходная степень Простая форма

Слайд 16





Обратите внимание! 
    

НЕЛЬЗЯ
Описание слайда:
Обратите внимание! НЕЛЬЗЯ

Слайд 17








Запомни! 

Бойкий – бойчее и бойче,
Гибкий – гибче,
Глубокий – глубже,
Горький (опыт) – горше,
Горький (мед) – горче,
Мелкий – мельче,
Узкий – уже,
Плохой – хуже,
Хороший – лучше.
Описание слайда:
Запомни! Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.

Слайд 18





О формах кратких прилагательных
Из вариантных форм кратких прилагательных на  -ЕН   и на  -ЕНЕН   в современном литературном языке чаще употребляются формы на  -ЕН.    Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен,
 двусмыслен, естествен, 
искусствен, легкомыслен, 
медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.
Описание слайда:
О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Слайд 19





Потренируемся!
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения.
1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести.
 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 
3) Ольга была более моложе Татьяны. 
4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.
 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.
Описание слайда:
Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Слайд 20





Особенности употребления  имён числительных
СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 
И 
УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Описание слайда:
Особенности употребления имён числительных СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Слайд 21


Морфологические нормы русского языка, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





Склонение количественных числительных (сколько?)
Составные : склоняются все слова, все части:
Р.п. (нет) семисот   восьмидесяти двух
Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя
полтора: полтораста
И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)
           полтораста
Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста
сорок, девяносто, сто:
И., В. – сорок, девяносто, сто
Р., Д., Т., П.  – окончание –а.
Описание слайда:
Склонение количественных числительных (сколько?) Составные : склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

Слайд 23





Склонение количественных имен числительных
Десятки :
обе части оканчиваются одинаково
пятидесяти, пятьюдесятью.
Сотни:
склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота
И.,В. пять нот – пять  сот   . 
Р. пяти нот - пятисот   .
Д. пяти нотам – пятистам
Т. пятью нотами – пятьюстами
П. о пяти нотах – о пятистах
Описание слайда:
Склонение количественных имен числительных Десятки : обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот . Р. пяти нот - пятисот . Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Слайд 24





Склонение порядковых имен числительных (который?)
Склоняется только последнее слово
до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)
в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)
 
При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже:
к пятому января, 
перед первым сентября
 
Описание слайда:
Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)   При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября  

Слайд 25





Потренируемся!
Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных.
1. В реферате имеется приложение с 25 схем...
 2. Студенту не хватает 9 книг. 
3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.
Описание слайда:
Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Слайд 26





Сочетание собирательных числительных с существительными
Собирательные числительные
 (от 2 до 10):
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Описание слайда:
Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Слайд 27





Следует запомнить
оба
Описание слайда:
Следует запомнить оба

Слайд 28





Потренируемся!
Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Образец: Оба студента; обоим студентам.
Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.
Описание слайда:
Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Слайд 29





Особенности употребления  глаголов
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Описание слайда:
Особенности употребления глаголов Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Слайд 30





Запомните!
Описание слайда:
Запомните!

Слайд 31





Особенности употребления  местоимений
Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму.
НЕЛЬЗЯ:  Ихний, ейный 
Запомнить:  Скучать, грустить  по вас, по нас
Описание слайда:
Особенности употребления местоимений Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный  Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас

Слайд 32





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) клади портфель
2) более семиста студентов
3) до две тысячи пятого года
4) её диплом
Ответ: 
2) более семИсот студентов
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более семИсот студентов

Слайд 33





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) с шестьюдесятью миллионами
2) более трехсот заданий
3) положи на полку
4) скучаю по вам
Ответ: 
4) скучаю по ВАС
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС

Слайд 34





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляжьте на пол
2) более мудрый старец
3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года
4) шире реки
Ответ: 
1) ляГте на пол
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ляГте на пол

Слайд 35





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) самый скучный день
2) едь быстрее
3) клади на стол
4) грущу по вас
Ответ: 
2) ПОЕЗЖАЙ быстрее
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день 2) едь быстрее 3) клади на стол 4) грущу по вас Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее

Слайд 36





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) обеими руками
2) четверо ножниц
3) не лазейте по деревьям
4) к их мнению
Ответ: 
3) не лазАйте по деревьям.
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками 2) четверо ножниц 3) не лазейте по деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лазАйте по деревьям.

Слайд 37





 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста снимков
2) в течение тридцати семи минут
3) выложи на парту
4) самый яркий
Ответ: 
2) около пятиСОТ снимков
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пятиСОТ снимков

Слайд 38





Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) разрежь батон
2) попробуем
3) красивше всех
4) более резкий крик
Ответ: 
3) красиВЕЕ всех
Описание слайда:
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон 2) попробуем 3) красивше всех 4) более резкий крик Ответ: 3) красиВЕЕ всех

Слайд 39





Д.С.Лихачев
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.
Описание слайда:
Д.С.Лихачев Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию