🗊Презентация Синтаксические нормы русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синтаксические нормы русского языка, слайд №1Синтаксические нормы русского языка, слайд №2Синтаксические нормы русского языка, слайд №3Синтаксические нормы русского языка, слайд №4Синтаксические нормы русского языка, слайд №5Синтаксические нормы русского языка, слайд №6Синтаксические нормы русского языка, слайд №7Синтаксические нормы русского языка, слайд №8Синтаксические нормы русского языка, слайд №9Синтаксические нормы русского языка, слайд №10Синтаксические нормы русского языка, слайд №11Синтаксические нормы русского языка, слайд №12Синтаксические нормы русского языка, слайд №13Синтаксические нормы русского языка, слайд №14Синтаксические нормы русского языка, слайд №15Синтаксические нормы русского языка, слайд №16Синтаксические нормы русского языка, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Синтаксические нормы русского языка. Доклад-сообщение содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 


СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 
РУССКОГО ЯЗЫКА
Описание слайда:
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2






 СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ  - 
это нормы правильного построения словосочетаний
и предложений. Они включают правила согласования
слов и синтаксического управления, соотнесения частей
предложения друг с другом с помощью грамматических 
форм слов с той целью, чтобы предложение было
грамотным и осмысленным высказыванием.
Описание слайда:
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Они включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

Слайд 3






 ТИПЫ СИНТКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
1. Ошибки в употреблении падежных форм. 
2. Ошибки в построении предложений.
3. Ошибки в  употреблении однородных членов.
4. Построение  предложений с причастными оборотами.
5. Построение сложноподчинённых предложений.
6. Замена прямой речи косвенной.
7. Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым.
Описание слайда:
ТИПЫ СИНТКСИЧЕСКИХ ОШИБОК 1. Ошибки в употреблении падежных форм.  2. Ошибки в построении предложений. 3. Ошибки в  употреблении однородных членов. 4. Построение предложений с причастными оборотами. 5. Построение сложноподчинённых предложений. 6. Замена прямой речи косвенной. 7. Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым.

Слайд 4






ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

ПРЯМОЙ ПОРЯДОК
1) подлежащее обычно предшествует сказуемому:
Ветер ворвался через открытое окно;
2) дополнение обычно стоит после управляющего слова: Ветер гнал по небу лёгкие облака;
3) согласованное определение обычно предшествует определяемому слову: Воздух пропитан солёным запахом моря;
4) несогласованное определение обычно ставится после определяемого слова: Повозка поднимала вокруг себя клубы пыли;
 5) обстоятельства образа действия, меры и степени, времени, места обычно предшествуют глаголу сказуемому: Однажды гроза грянула над лесом; По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны;
6) обстоятельства причины, цели, условия и уступки
достаточно свободно размещаются в предложении:
Он был рождён для славы.
Описание слайда:
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЯМОЙ ПОРЯДОК 1) подлежащее обычно предшествует сказуемому: Ветер ворвался через открытое окно; 2) дополнение обычно стоит после управляющего слова: Ветер гнал по небу лёгкие облака; 3) согласованное определение обычно предшествует определяемому слову: Воздух пропитан солёным запахом моря; 4) несогласованное определение обычно ставится после определяемого слова: Повозка поднимала вокруг себя клубы пыли; 5) обстоятельства образа действия, меры и степени, времени, места обычно предшествуют глаголу сказуемому: Однажды гроза грянула над лесом; По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны; 6) обстоятельства причины, цели, условия и уступки достаточно свободно размещаются в предложении: Он был рождён для славы.

Слайд 5






ОБРАТНЫЙ  ПОРЯДОК (ИНВЕРСИЯ) –
это расположение членов предложения с 
нарушением обычного их порядка:
1. Сказуемое перед подлежащим (подчеркивается
действие или признак, обозначаемый сказуемым.
2. Дополнение перед сказуемым.
3. Определение после определяемого слова.

Запомните:
Умелое использование порядка слов в предложении
является важным средством усиления выразительности речи.
Описание слайда:
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК (ИНВЕРСИЯ) – это расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка: 1. Сказуемое перед подлежащим (подчеркивается действие или признак, обозначаемый сказуемым. 2. Дополнение перед сказуемым. 3. Определение после определяемого слова. Запомните: Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.

Слайд 6






СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО
Правила согласования подлежащего и сказуемого:
1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в ед. ч.: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:
    1) грамматическое:  сказуемое ставится в ед. ч.
(Большинство граждан России пришло на выборы);  
    2) согласование по смыслу  (Большинство граждан
России пришли на выборы)
Описание слайда:
СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО Правила согласования подлежащего и сказуемого: 1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова. 2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место. 3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в ед. ч.: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт. 5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования: 1) грамматическое: сказуемое ставится в ед. ч. (Большинство граждан России пришло на выборы); 2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)

Слайд 7






Форма множественного числа предпочтительна:
1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших 
национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);
2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);
3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).
 4) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);
  5) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);
  6) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)
Описание слайда:
Форма множественного числа предпочтительна: 1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве); 2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля); 3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику). 4) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника); 5) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов); 6) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах)

Слайд 8






Форма  единственного числа предпочтительна:
 1) при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в ед. ч. (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
2) если подлежащее выражено сложным существительным с первой частью «ПОЛ»: Прошло погода;
3) если подлежащее выражено сочетанием составного числительного, оканчивающегося на «ОДИН», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро.
4) если подлежащее выражено сочетанием существительного со значением определенного количества (пара, двойка, сотня и т.п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг.
5) если подлежащее выражено словом или сочетанием слов с предшествующими ограничительными частицами только, лишь, всего и др.: На лекции присутствовало только двадцать восемь студентов.
Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей-квартира В. Высоцкого интересен всем)
Описание слайда:
Форма единственного числа предпочтительна: 1) при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в ед. ч. (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.) 2) если подлежащее выражено сложным существительным с первой частью «ПОЛ»: Прошло погода; 3) если подлежащее выражено сочетанием составного числительного, оканчивающегося на «ОДИН», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро. 4) если подлежащее выражено сочетанием существительного со значением определенного количества (пара, двойка, сотня и т.п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг. 5) если подлежащее выражено словом или сочетанием слов с предшествующими ограничительными частицами только, лишь, всего и др.: На лекции присутствовало только двадцать восемь студентов. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музей-квартира В. Высоцкого интересен всем)

Слайд 9






СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
1. При существительных мужского и среднего рода определения после числительных два, три, четыре обычно употребляются в форме Р.п. мн. ч.: три весёлых друга, четыре рыболовецких судна, а при существительных женского рода — в И.п. мн. ч.: две лучшие ученицы. 
 Если определение находится перед числительным, то ставится в И.п.: за последние два дня — за два последних дня.
2. Согласование определения с существительным общего рода зависит от того,  какого пола лицо обозначается этим именем существительным: 
Маша — большая забияка, Петя — неисправимый задира.
Описание слайда:
СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 1. При существительных мужского и среднего рода определения после числительных два, три, четыре обычно употребляются в форме Р.п. мн. ч.: три весёлых друга, четыре рыболовецких судна, а при существительных женского рода — в И.п. мн. ч.: две лучшие ученицы. Если определение находится перед числительным, то ставится в И.п.: за последние два дня — за два последних дня. 2. Согласование определения с существительным общего рода зависит от того, какого пола лицо обозначается этим именем существительным: Маша — большая забияка, Петя — неисправимый задира.

Слайд 10






Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:
Описание слайда:
Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:

Слайд 11







Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
Благодаря чему?
Говорить что? о чём?
На благо кому? кого?
Наблюдать что? за чем?
Напомнить что? о чём?
Обеспечить кого? чем?
Обязан кому? Чем?                                                                 Опираться на что?
Отзыв о чём? на что?                                                   Отличить что? от чего?                                             Скучать о ком? по чему?                                                   Соскучиться по чему?
Тенденция чего? к чему?
Требовать что? чего?
Уделять внимание чему?
Уверенность в чём?
Удивляться чему?
Удостоить чего?
Указать что? на что?
Упрекать в чём? за что?
Цена чего? чему?
Описание слайда:
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов Благодаря чему? Говорить что? о чём? На благо кому? кого? Наблюдать что? за чем? Напомнить что? о чём? Обеспечить кого? чем? Обязан кому? Чем? Опираться на что? Отзыв о чём? на что? Отличить что? от чего? Скучать о ком? по чему? Соскучиться по чему? Тенденция чего? к чему? Требовать что? чего? Уделять внимание чему? Уверенность в чём? Удивляться чему? Удостоить чего? Указать что? на что? Упрекать в чём? за что? Цена чего? чему?

Слайд 12






Нормы управления
1.      Различай конструкции, близкие по значению: беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо; возмутиться чем-то, обидеться на кого-то; восхищаться чем-либо, дивиться чему-либо; оплатить проезд, заплатить за билет и т.п.
 2.     Благодаря
         Согласно	   ЧЕМУ?
	Вопреки
3. Родительный падеж используется
При усилении отрицания: не люблю ни жары, ни холода;
После глаголов восприятия, желания, ожидания: не слышал крика, не ждала прихода;
При отвлечённых понятиях: не теряет времени, не осуществляет контроля, не уяснил всей важности
Описание слайда:
Нормы управления 1. Различай конструкции, близкие по значению: беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо; возмутиться чем-то, обидеться на кого-то; восхищаться чем-либо, дивиться чему-либо; оплатить проезд, заплатить за билет и т.п. 2. Благодаря Согласно ЧЕМУ? Вопреки 3. Родительный падеж используется При усилении отрицания: не люблю ни жары, ни холода; После глаголов восприятия, желания, ожидания: не слышал крика, не ждала прихода; При отвлечённых понятиях: не теряет времени, не осуществляет контроля, не уяснил всей важности

Слайд 13







4.Винительный падеж используется
Описание слайда:
4.Винительный падеж используется

Слайд 14







Основные нормы употребления 
деепричастных оборотов
1. Деепричастный оборот должен СООТНОСИТЬСЯ по смыслу и со сказуемым, и с подлежащим, т. е. и основное, и добавочное действия должно совершать одно и то же лицо (предмет): Я иду по аллее, слушая птиц, на все лады заливающихся в солнечном саду (И. Бунин). (Я иду и я слушаю.)
2. Деепричастный оборот можно употреблять в безличном предложении в том случае, если в составе сказуемого есть инфинитив: Думая о будущем, нельзя забывать о прошлом.
3. При описании добавочного действия, предшествующего основному, употребляются деепричастия совершенного вида: Прочитав рукопись рассказа М.Булгакова, Зайцев передал её Вересаеву (М. Чудакова). (Сначала прочитал, затем передал.)
При описании добавочного действия, сопутствующего основному, употребляются деепричастия несовершенного вида: Сонно ползали пчёлы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу.
Описание слайда:
Основные нормы употребления деепричастных оборотов 1. Деепричастный оборот должен СООТНОСИТЬСЯ по смыслу и со сказуемым, и с подлежащим, т. е. и основное, и добавочное действия должно совершать одно и то же лицо (предмет): Я иду по аллее, слушая птиц, на все лады заливающихся в солнечном саду (И. Бунин). (Я иду и я слушаю.) 2. Деепричастный оборот можно употреблять в безличном предложении в том случае, если в составе сказуемого есть инфинитив: Думая о будущем, нельзя забывать о прошлом. 3. При описании добавочного действия, предшествующего основному, употребляются деепричастия совершенного вида: Прочитав рукопись рассказа М.Булгакова, Зайцев передал её Вересаеву (М. Чудакова). (Сначала прочитал, затем передал.) При описании добавочного действия, сопутствующего основному, употребляются деепричастия несовершенного вида: Сонно ползали пчёлы по цветам у балкона, совершая свою неспешную работу.

Слайд 15






Основные нормы употребления 
причастных оборотов
Причастный оборот должен находиться либо перед словом, к которому относится, либо после него: Снимки фотоохотника – это бескровные трофеи, запечатлевшие птиц и зверей.
Определение, выраженное причастным оборотом, нужно правильно согласовывать со словом, к которому данный оборот относится: Сергей Андреевич присел на высокую межу (какую?), заросшую икотником и полевою рябинкою.
Нормы употребления причастного оборота действуют и по отношению к адъективному обороту, т. е. сочетанию прилагательного с зависимыми от него словами: А как красива моя река в утреннем тумане (каком?), слегка розовом от первых лучей солнца!
Описание слайда:
Основные нормы употребления причастных оборотов Причастный оборот должен находиться либо перед словом, к которому относится, либо после него: Снимки фотоохотника – это бескровные трофеи, запечатлевшие птиц и зверей. Определение, выраженное причастным оборотом, нужно правильно согласовывать со словом, к которому данный оборот относится: Сергей Андреевич присел на высокую межу (какую?), заросшую икотником и полевою рябинкою. Нормы употребления причастного оборота действуют и по отношению к адъективному обороту, т. е. сочетанию прилагательного с зависимыми от него словами: А как красива моя река в утреннем тумане (каком?), слегка розовом от первых лучей солнца!

Слайд 16






Основные нормы употребления 
однородных членов предложения
1)Недопустимо соединение в качестве однородных членов предложения несопоставимых понятий.
ПРИМЕРЫ: Люблю красный цвет, жареную картошку и свою жену. – Невозможное по смыслу сочетание, не исправляемо.
Татьяна не любит бегать и играть, скромна, грустна и никогда рано не встаёт. – Предлагаемый	 вариант исправление: Татьяна не любит бегать и играть, часто грустит. 
2) Ошибкой является лексическая несочетаемость одного из однородных членов предложения с общим для них словом в предложении.
ПРИМЕР: Внесли предложения и замечания. Замечания не «вносят», а делают.
3)Не сочетаются в качестве однородных членов предложения родовые и видовые понятия.
ПРИМЕР:  В магазине большой выбор тортов, кондитерских из­делий, фруктов, овощей. Торт — это тоже кондитерское изделие. Предлагаемый вариант исправления: В магазине большой выбор тортов и других кондитерских изделий, а также фруктов и овощей.
Описание слайда:
Основные нормы употребления однородных членов предложения 1)Недопустимо соединение в качестве однородных членов предложения несопоставимых понятий. ПРИМЕРЫ: Люблю красный цвет, жареную картошку и свою жену. – Невозможное по смыслу сочетание, не исправляемо. Татьяна не любит бегать и играть, скромна, грустна и никогда рано не встаёт. – Предлагаемый вариант исправление: Татьяна не любит бегать и играть, часто грустит. 2) Ошибкой является лексическая несочетаемость одного из однородных членов предложения с общим для них словом в предложении. ПРИМЕР: Внесли предложения и замечания. Замечания не «вносят», а делают. 3)Не сочетаются в качестве однородных членов предложения родовые и видовые понятия. ПРИМЕР: В магазине большой выбор тортов, кондитерских из­делий, фруктов, овощей. Торт — это тоже кондитерское изделие. Предлагаемый вариант исправления: В магазине большой выбор тортов и других кондитерских изделий, а также фруктов и овощей.

Слайд 17






Основные нормы употребления 
однородных членов предложения
4)При  попарном сочетании однородных членов предложения их отбор должен быть упорядоченным.
ПРИМЕР: Требуются на работу порядочные люди и офицеры (реклама). Такое объявление, разумеется, оскорбит любого офицера, поскольку текст предполагает, что офицеры не могут быть порядочными людьми, как и порядочные люди не могут быть офицерами.
5)У однородных членов предложения с обобщающим словом должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая соотнесенность.
ПРИМЕР: Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе. Очевидно, что правда, ложь, деятельность — не черты характера. Предлагаемый вариант исправления: Герой рассуждает о правде и лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе.
6)Не следует соединять в качестве однородных элементов члены предложения и придаточные предложения, в частности, это относится к оборотам.
Материал для анализа:
Очень популярны игры, оснащенные музыкальным сопровождением и которые созданы на базе мультфильмов.
 
Описание слайда:
Основные нормы употребления однородных членов предложения 4)При попарном сочетании однородных членов предложения их отбор должен быть упорядоченным. ПРИМЕР: Требуются на работу порядочные люди и офицеры (реклама). Такое объявление, разумеется, оскорбит любого офицера, поскольку текст предполагает, что офицеры не могут быть порядочными людьми, как и порядочные люди не могут быть офицерами. 5)У однородных членов предложения с обобщающим словом должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая соотнесенность. ПРИМЕР: Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе. Очевидно, что правда, ложь, деятельность — не черты характера. Предлагаемый вариант исправления: Герой рассуждает о правде и лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе. 6)Не следует соединять в качестве однородных элементов члены предложения и придаточные предложения, в частности, это относится к оборотам. Материал для анализа: Очень популярны игры, оснащенные музыкальным сопровождением и которые созданы на базе мультфильмов.  



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию