🗊Презентация Морфологические нормы русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфологические нормы русского языка, слайд №1Морфологические нормы русского языка, слайд №2Морфологические нормы русского языка, слайд №3Морфологические нормы русского языка, слайд №4Морфологические нормы русского языка, слайд №5Морфологические нормы русского языка, слайд №6Морфологические нормы русского языка, слайд №7Морфологические нормы русского языка, слайд №8Морфологические нормы русского языка, слайд №9Морфологические нормы русского языка, слайд №10Морфологические нормы русского языка, слайд №11Морфологические нормы русского языка, слайд №12

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфологические нормы русского языка. Доклад-сообщение содержит 12 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Морфологические нормы русского языка
Описание слайда:
Морфологические нормы русского языка

Слайд 2






Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.
При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.
Описание слайда:
Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова. При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Слайд 3






Род неизменяемых имен существительных
Описание слайда:
Род неизменяемых имен существительных

Слайд 4





Род  сложных существительных, 
пишущихся через дефис
Род  сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
а) по первой части, если изменяются обе части: автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,
б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение (ср. р.), альфа-частица (ж. р.).
 В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-палатка, к плащ­палатке, с плащ-палаткой; вакуум охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.
Описание слайда:
Род сложных существительных, пишущихся через дефис Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется: а) по первой части, если изменяются обе части: автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р., б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение (ср. р.), альфа-частица (ж. р.). В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-палатка, к плащ­палатке, с плащ-палаткой; вакуум охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

Слайд 5






 Именительный падеж множественного числа
имен существительных
1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос - голоса, вексель – векселя.
   2)  Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры.
          Исключения:  рукав - рукава, месяц - месяцы.
3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр -  шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения.
4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы
   5)  Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы: авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией.
          Запомните, что просторечные формы бухгалтера, инженера, выбора, договора, приговора, должностя, шофера, почерка, крема, супа и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.
Описание слайда:
Именительный падеж множественного числа имен существительных 1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос - голоса, вексель – векселя. 2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры. Исключения: рукав - рукава, месяц - месяцы. 3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр - шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения. 4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы 5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы: авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией. Запомните, что просторечные формы бухгалтера, инженера, выбора, договора, приговора, должностя, шофера, почерка, крема, супа и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

Слайд 6






 Именительный падеж множественного числа
имен существительных
6)  Различие в значение слов    
       В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:
              образы (художественные) - образа (иконы);
              проводы (при отъезде) - провода (электрические);
              цветы (растения) - цвета (окраска);
              пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);
              поясы (географические) - пояса (одежды) и др.
      Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.
 7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):
             бункеры - бункера
            годы - года
            инструкторы - инструктора
           клапаны - клапана (технический термин)
           кители - кителя
           прожекторы - прожектора
          секторы – сектора,    цехи - цеха
Описание слайда:
Именительный падеж множественного числа имен существительных 6) Различие в значение слов В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова: образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы); поясы (географические) - пояса (одежды) и др. Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др. 7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными): бункеры - бункера годы - года инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора секторы – сектора, цехи - цеха

Слайд 7






 Родительный падеж множественного числа
имен существительных
Мужской род
       1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц.     Исключение: носков.
       2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
        а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.     Исключение: негров.
        б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.     Исключение: турок, бурят.
       3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
            а)	без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;
            б)	прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов:       10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.
     4. Названия единиц измерений вариативны:
      а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон;
      б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов.
    5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов: апельсинов,
мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.
Описание слайда:
Родительный падеж множественного числа имен существительных Мужской род 1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков. 2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам: а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар. Исключение: негров. б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение: турок, бурят. 3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний: а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан; б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов: 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов. 4. Названия единиц измерений вариативны: а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов. 5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов: апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов.

Слайд 8






 Родительный падеж множественного числа
имен существительных
Женский род
 1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.
 2.  Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.
       Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей. 
Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
 3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.
Средний род
1.  Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)
 2.  Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.
 3.  Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.
Описание слайда:
Родительный падеж множественного числа имен существительных Женский род 1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь. 2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней. Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей. Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое). 3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий. Средний род 1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!) 2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий. 3. Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

Слайд 9





Имя прилагательное
 Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени:
Мой брат более старше меня.
В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:
Он более способный и умнее меня.
От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.
Местоимение
Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.
Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой...): Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого?
Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу. 
Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает занятия.
Описание слайда:
Имя прилагательное Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени: Мой брат более старше меня. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Он более способный и умнее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня. Местоимение Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании. Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой...): Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого? Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу. Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает занятия.

Слайд 10





Основные грамматические ошибки, обусловленные неправильным образованием форм глаголов
Описание слайда:
Основные грамматические ошибки, обусловленные неправильным образованием форм глаголов

Слайд 11





Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий
Описание слайда:
Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий

Слайд 12





Образование деепричастий
1.В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности:
Глаголы с суффиксом – ВА- образуют деепричастия от основы неопределенной формы: отдавать – отдавая, создавать – создавая.
Деепричастие от глагола БЫТЬ – БУДУЧИ; остальные деепричастия с суффиксами – УЧИ, -ЮЧИ  являются просторечными либо разговорными, употребляются в стилизацию под народную речь: крадучись, играючи.

2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы:
С суффиксом – НУ-: тянуть, сохнуть;
Оканчивающиеся на –ЧЬ-: беречь, стеречь, печь, жечь;
Не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков: ткать (ткут), мять (мнут);
Бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.
Описание слайда:
Образование деепричастий 1.В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности: Глаголы с суффиксом – ВА- образуют деепричастия от основы неопределенной формы: отдавать – отдавая, создавать – создавая. Деепричастие от глагола БЫТЬ – БУДУЧИ; остальные деепричастия с суффиксами – УЧИ, -ЮЧИ являются просторечными либо разговорными, употребляются в стилизацию под народную речь: крадучись, играючи. 2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы: С суффиксом – НУ-: тянуть, сохнуть; Оканчивающиеся на –ЧЬ-: беречь, стеречь, печь, жечь; Не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков: ткать (ткут), мять (мнут); Бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию