🗊Презентация Научный стиль речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Научный стиль речи, слайд №1Научный стиль речи, слайд №2Научный стиль речи, слайд №3Научный стиль речи, слайд №4Научный стиль речи, слайд №5Научный стиль речи, слайд №6Научный стиль речи, слайд №7Научный стиль речи, слайд №8Научный стиль речи, слайд №9Научный стиль речи, слайд №10Научный стиль речи, слайд №11Научный стиль речи, слайд №12Научный стиль речи, слайд №13Научный стиль речи, слайд №14Научный стиль речи, слайд №15Научный стиль речи, слайд №16Научный стиль речи, слайд №17Научный стиль речи, слайд №18Научный стиль речи, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Научный стиль речи. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Научный стиль речи, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





История
Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир , стала создаваться твердая научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно- логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.    
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам  М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX в. вместе с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени. 
Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв», поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности - приемов компрессии.
Описание слайда:
История Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир , стала создаваться твердая научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно- логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX в. вместе с научной деятельностью крупнейших ученых этого времени. Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв», поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности - приемов компрессии.

Слайд 3





Научный стиль
Научный стиль обслуживает сферу науки, т.е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления. 
Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными.
Научный стиль, как было уже сказано, принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Описание слайда:
Научный стиль Научный стиль обслуживает сферу науки, т.е. сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности. Как способ освоения действительности наука отличается стремлением к максимально обобщенному, объективному, обезличенному знанию. Науку характеризует интеллектуально-понятийный образ мышления. Содержанием научных произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными. Научный стиль, как было уже сказано, принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Слайд 4





Основные признаки научного стиля речи
насыщенность терминами, в частности интернациональными (15-20%)
использование абстрактной лексики. (фактор, развитие, творчество, движение, длительность и др.)
логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания
сжатость, точность, однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания. 
отвлеченность и обобщенность
часто конкретная лексика обозначает общие понятия
Описание слайда:
Основные признаки научного стиля речи насыщенность терминами, в частности интернациональными (15-20%) использование абстрактной лексики. (фактор, развитие, творчество, движение, длительность и др.) логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями высказывания сжатость, точность, однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания. отвлеченность и обобщенность часто конкретная лексика обозначает общие понятия

Слайд 5





Цель научного произведения
- Доказать истинность выдвинутой гипотезы. 
Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. 

- Обозначить предмет, явление
Описание слайда:
Цель научного произведения - Доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. - Обозначить предмет, явление

Слайд 6





Фонетические особенности научного стиля.
 Для научного стиля первичной формой является письменная. Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного ее варианта, так как большинство устных научных выступлений читается по заготовленному ранее письменному тексту. Такая речь чаще всего монотонна и обладает малой выразительностью, поскольку в ней отсутствует эмоциональная окраска. Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти не уступает художественной разнообразием ритмомелодических рисунков.   
Стиль произношения в научной речи книжный, полный, с логическим выделением смысловых центров. В этих особенностях отражается требование ясности, точности, адекватности восприятия звучащего научного текста.
Описание слайда:
Фонетические особенности научного стиля. Для научного стиля первичной формой является письменная. Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного ее варианта, так как большинство устных научных выступлений читается по заготовленному ранее письменному тексту. Такая речь чаще всего монотонна и обладает малой выразительностью, поскольку в ней отсутствует эмоциональная окраска. Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти не уступает художественной разнообразием ритмомелодических рисунков. Стиль произношения в научной речи книжный, полный, с логическим выделением смысловых центров. В этих особенностях отражается требование ясности, точности, адекватности восприятия звучащего научного текста.

Слайд 7





Лексико-фразеологический состав научного стиля. 
Лексико-фразеологический состав научного стиля с точки зрения семантики можно разделить на три группы. 
К первой относятся слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Они составляют основу лексики и фразеологии книжного стиля, но не создают его своеобразия. Например: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и др.   
Ко второй группе относятся слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов мышление, предлог, кора в выражениях : «Мышление реализуется в речи»
К третьей группе принадлежат специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология, например: известкование, гранулирование, сфера, атмосфера, симптом, импульс и др.
Описание слайда:
Лексико-фразеологический состав научного стиля. Лексико-фразеологический состав научного стиля с точки зрения семантики можно разделить на три группы. К первой относятся слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Они составляют основу лексики и фразеологии книжного стиля, но не создают его своеобразия. Например: исполнять, рассматривать, основы, опыт, результаты и др. Ко второй группе относятся слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов мышление, предлог, кора в выражениях : «Мышление реализуется в речи» К третьей группе принадлежат специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология, например: известкование, гранулирование, сфера, атмосфера, симптом, импульс и др.

Слайд 8





Лексические особенности
Наиболее общими особенностями лексики являются:
употребление слов в их прямом значении
отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т.д. 
широкое использование абстрактной лексики
Описание слайда:
Лексические особенности Наиболее общими особенностями лексики являются: употребление слов в их прямом значении отсутствие образных средств: эпитетов, метафор и т.д. широкое использование абстрактной лексики

Слайд 9





Морфологические особенности научной речи. 
Характерная особенность научного стиля – его обобщенно-абстрагирующий характер – проявляется в последовательном устранении таких морфологических форм, которые служат выражению конкретности:
глагол используется главным образом в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного (вневременного) действия 
существительное обозначает предмет (на каждую частицу действуют силы со стороны соседних частиц, окислы неметаллов реагируют с водой.)
характерно отсутствие форм 1-ого и 2-ого лица, что также связано с устранением конкретности.   
 Наиболее употребительными в научной речи являются имена существительные. Категория числа существительных здесь имеет свои особенности, связанные с необходимостью обозначать множество через один предмет (на тело действуют неуравновешенные силы), а также обозначать разновидные признаки, названные одним словом (кислоты, соли). 
Частотны существительные, обозначающие абстрактные понятия: величина, объем, возможность и др. 
Частотность прилагательных связана с использованием их в составных терминах: угольная кислота, сложное предложение, точечный маятник. 
Специфической чертой научного стиля является использование полнознаменательных слов в роли предлогов: по мере, в течение, в случае, путем , посредством. 
Специфика словоупотребления научной речи отражает ее интернациональный характер: в ней частотны иноязычные корни, приставки, суффиксы: бикарбонат, микрочастица, антитела, ренит.
Описание слайда:
Морфологические особенности научной речи. Характерная особенность научного стиля – его обобщенно-абстрагирующий характер – проявляется в последовательном устранении таких морфологических форм, которые служат выражению конкретности: глагол используется главным образом в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного (вневременного) действия существительное обозначает предмет (на каждую частицу действуют силы со стороны соседних частиц, окислы неметаллов реагируют с водой.) характерно отсутствие форм 1-ого и 2-ого лица, что также связано с устранением конкретности. Наиболее употребительными в научной речи являются имена существительные. Категория числа существительных здесь имеет свои особенности, связанные с необходимостью обозначать множество через один предмет (на тело действуют неуравновешенные силы), а также обозначать разновидные признаки, названные одним словом (кислоты, соли). Частотны существительные, обозначающие абстрактные понятия: величина, объем, возможность и др. Частотность прилагательных связана с использованием их в составных терминах: угольная кислота, сложное предложение, точечный маятник. Специфической чертой научного стиля является использование полнознаменательных слов в роли предлогов: по мере, в течение, в случае, путем , посредством. Специфика словоупотребления научной речи отражает ее интернациональный характер: в ней частотны иноязычные корни, приставки, суффиксы: бикарбонат, микрочастица, антитела, ренит.

Слайд 10





Синтаксические особенности научного стиля. 
Со спецификой научного мышления связано преобладание  предложений, в которых конкретное лицо говорящего не указывается: безличные, неопределенно – личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой. 
 В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются такие качества научной речи, как подчеркнутая логичность и связность изложения мысли. Эти качества находят отражение и в монтаже всего текста, и в использовании различных средств связности. 
В научной речи многочисленны и разнообразны по составу средства связи самостоятельных предложений , абзацев, разных по величине отрезков текста. Для связи предложений и абзацев используются:
лексический повтор
указательные и личные местоимения 3-го лица
вводные слова (так, таким образом, следовательно, наконец)
наречия и наречные слова (сюда, тогда, здесь, оттого, сейчас, сначала, после, выше)
 союзы (и, а, но, да, однако, однако же)
 Для связи частей текста употребляются специальные синтаксические конструкции: рассмотрим; необходимо подчеркнуть, что; можно доказать, что;  ясно, что; как уже говорилось; как будет показано в дальнейшем. 
Широко применяются причастные и деепричастные обороты
Описание слайда:
Синтаксические особенности научного стиля. Со спецификой научного мышления связано преобладание предложений, в которых конкретное лицо говорящего не указывается: безличные, неопределенно – личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой. В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются такие качества научной речи, как подчеркнутая логичность и связность изложения мысли. Эти качества находят отражение и в монтаже всего текста, и в использовании различных средств связности. В научной речи многочисленны и разнообразны по составу средства связи самостоятельных предложений , абзацев, разных по величине отрезков текста. Для связи предложений и абзацев используются: лексический повтор указательные и личные местоимения 3-го лица вводные слова (так, таким образом, следовательно, наконец) наречия и наречные слова (сюда, тогда, здесь, оттого, сейчас, сначала, после, выше) союзы (и, а, но, да, однако, однако же) Для связи частей текста употребляются специальные синтаксические конструкции: рассмотрим; необходимо подчеркнуть, что; можно доказать, что; ясно, что; как уже говорилось; как будет показано в дальнейшем. Широко применяются причастные и деепричастные обороты

Слайд 11





Самостоятельные виды научных произведений
Научно-информационная литература
Ее содержанием является переработка первичных научных публикаций или обзоров. Получают распространение научно-справочные издания. 
Научно-учебные произведения
Написаны специалистами и рассчитаны на. Рассчитаны на обучение специальности. Содержание и стиль учебников и учебных пособий, учебных лекций приспособлены к задачам и условиям обучения. 

Научно – популярные произведения
Пишутся не только специалистами в данной области, но и журналистами, писателями; они рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения. В научно-популярных произведениях свой стиль изложения. 
Тексты отличаются как по отбору материала, так и по способу его языкового оформления.
Описание слайда:
Самостоятельные виды научных произведений Научно-информационная литература Ее содержанием является переработка первичных научных публикаций или обзоров. Получают распространение научно-справочные издания. Научно-учебные произведения Написаны специалистами и рассчитаны на. Рассчитаны на обучение специальности. Содержание и стиль учебников и учебных пособий, учебных лекций приспособлены к задачам и условиям обучения. Научно – популярные произведения Пишутся не только специалистами в данной области, но и журналистами, писателями; они рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения. В научно-популярных произведениях свой стиль изложения. Тексты отличаются как по отбору материала, так и по способу его языкового оформления.

Слайд 12





Собственно научный стиль 
наиболее строгий, точный
*строго соответствует вышеперечисленным особенностям
им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии
Описание слайда:
Собственно научный стиль наиболее строгий, точный *строго соответствует вышеперечисленным особенностям им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии

Слайд 13





Научно-учебные произведения

язык простой и ясный
отличается научностью и логичностью
к жанрам относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.
Описание слайда:
Научно-учебные произведения язык простой и ясный отличается научностью и логичностью к жанрам относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Слайд 14





Научно – популярные произведения

обычно отсутствуют формулы,таблицы, чертежи и т.п.
термины или отсутствуют, или раскрываются описательно
содержание текста значительно упрощается
мало сложных синтаксических конструкций
им пишутся научные статьи в газетах, научно - популярных журналах, научно – популярные книги; выступления ученых, публичные выступления на научные темы
Описание слайда:
Научно – популярные произведения обычно отсутствуют формулы,таблицы, чертежи и т.п. термины или отсутствуют, или раскрываются описательно содержание текста значительно упрощается мало сложных синтаксических конструкций им пишутся научные статьи в газетах, научно - популярных журналах, научно – популярные книги; выступления ученых, публичные выступления на научные темы

Слайд 15





    Пример текста художественного стиля:
Ласточка
Кто так звонко щебечет весной во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки.
Деревенскую ласточку называют еще касаткой. Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинных черных косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.
Как только вернутся ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнезда строить. А строят они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют гнездо из прутьев и веток: они лепят его из комочков глины. 
Выберут для гнезда подходящее место где - нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отыщут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и пристает к стене. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить. Только вылупятся птенцы – новая забота появляется. С утра до ночи носятся касатки над полями и лугами, ловят мух, комаров, чтобы накормить своих ненасытных малышей. 
Есть еще и другие ласточки, береговушки называются.
Описание слайда:
Пример текста художественного стиля: Ласточка Кто так звонко щебечет весной во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки. Деревенскую ласточку называют еще касаткой. Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинных черных косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась. Как только вернутся ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнезда строить. А строят они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют гнездо из прутьев и веток: они лепят его из комочков глины. Выберут для гнезда подходящее место где - нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отыщут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и пристает к стене. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить. Только вылупятся птенцы – новая забота появляется. С утра до ночи носятся касатки над полями и лугами, ловят мух, комаров, чтобы накормить своих ненасытных малышей. Есть еще и другие ласточки, береговушки называются.

Слайд 16





Этот текст написан в художественном стиле речи. 
Этот текст написан в художественном стиле речи. 
-	В нем присутствуют средства художественной выразительности: сравнение(будто она в белый фартучек нарядилась), риторический вопрос (Кто так звонко щебечет весной во дворе? )
-	Текст отличается экспрессивной окраской, это помогает понять его интонация и простой язык.
Описание слайда:
Этот текст написан в художественном стиле речи. Этот текст написан в художественном стиле речи. - В нем присутствуют средства художественной выразительности: сравнение(будто она в белый фартучек нарядилась), риторический вопрос (Кто так звонко щебечет весной во дворе? ) - Текст отличается экспрессивной окраской, это помогает понять его интонация и простой язык.

Слайд 17





Опираясь на данный текст, попробуем составить текст о ласточке в научном стиле речи.
В весенний период ласточки возвращаются на родину. На простонародном языке один из видов ласточек называют касатками. Причиной этому послужили форма хвоста, черный окрас спины и белый окрас брюшка. 
По возвращении в места обитания ласточки приступают к строительству гнезд. В отличие от других птиц, ласточки не вьют гнезд из ветвей деревьев, а лепят из глины.
Как правило, они обустраиваются под крышами домов. А на берегу ближайших водоемов они находят нужные материалы для строительства жилищ. Вследствие химических реакций со слюной ласточек глина становится более липкой и прочной. Внутри гнезда выстилаются пухом. Теперь наступило время для выведения птенцов. В качестве пропитания выступают мухи и комары, их птицы добывают для своих птенцов на лугах и полянах. 
Существует также и другой вид  ласточек, так называемые береговушки.
Описание слайда:
Опираясь на данный текст, попробуем составить текст о ласточке в научном стиле речи. В весенний период ласточки возвращаются на родину. На простонародном языке один из видов ласточек называют касатками. Причиной этому послужили форма хвоста, черный окрас спины и белый окрас брюшка. По возвращении в места обитания ласточки приступают к строительству гнезд. В отличие от других птиц, ласточки не вьют гнезд из ветвей деревьев, а лепят из глины. Как правило, они обустраиваются под крышами домов. А на берегу ближайших водоемов они находят нужные материалы для строительства жилищ. Вследствие химических реакций со слюной ласточек глина становится более липкой и прочной. Внутри гнезда выстилаются пухом. Теперь наступило время для выведения птенцов. В качестве пропитания выступают мухи и комары, их птицы добывают для своих птенцов на лугах и полянах. Существует также и другой вид ласточек, так называемые береговушки.

Слайд 18





Докажем, что это текст научно – популярного или научно – учебного стиля.
Докажем, что это текст научно – популярного или научно – учебного стиля.
У данного текста есть такое свойство, как научность, логичность. Однако этого недостаточно, чтобы его считать собственно научным.
В тексте не прослеживается эмоций, какой -либо интонации.
Присутствуют термины (химические реакции, вид, окрас)
В тексте присутствуют и такие слова( как правило, материалы, добывают, водоем),представляющие общенаучную терминологию.  
Также прослеживаются некоторые морфологические и синтаксические особенности.
Описание слайда:
Докажем, что это текст научно – популярного или научно – учебного стиля. Докажем, что это текст научно – популярного или научно – учебного стиля. У данного текста есть такое свойство, как научность, логичность. Однако этого недостаточно, чтобы его считать собственно научным. В тексте не прослеживается эмоций, какой -либо интонации. Присутствуют термины (химические реакции, вид, окрас) В тексте присутствуют и такие слова( как правило, материалы, добывают, водоем),представляющие общенаучную терминологию. Также прослеживаются некоторые морфологические и синтаксические особенности.

Слайд 19





Спасибо 
за внимание!
Спасибо 
за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию