🗊Презентация Научный стиль

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Научный стиль, слайд №1Научный стиль, слайд №2Научный стиль, слайд №3Научный стиль, слайд №4Научный стиль, слайд №5Научный стиль, слайд №6Научный стиль, слайд №7Научный стиль, слайд №8Научный стиль, слайд №9Научный стиль, слайд №10Научный стиль, слайд №11Научный стиль, слайд №12Научный стиль, слайд №13Научный стиль, слайд №14Научный стиль, слайд №15Научный стиль, слайд №16Научный стиль, слайд №17Научный стиль, слайд №18Научный стиль, слайд №19Научный стиль, слайд №20Научный стиль, слайд №21Научный стиль, слайд №22Научный стиль, слайд №23Научный стиль, слайд №24Научный стиль, слайд №25Научный стиль, слайд №26Научный стиль, слайд №27Научный стиль, слайд №28Научный стиль, слайд №29Научный стиль, слайд №30Научный стиль, слайд №31Научный стиль, слайд №32Научный стиль, слайд №33Научный стиль, слайд №34Научный стиль, слайд №35Научный стиль, слайд №36Научный стиль, слайд №37Научный стиль, слайд №38Научный стиль, слайд №39Научный стиль, слайд №40Научный стиль, слайд №41Научный стиль, слайд №42Научный стиль, слайд №43Научный стиль, слайд №44Научный стиль, слайд №45Научный стиль, слайд №46Научный стиль, слайд №47Научный стиль, слайд №48Научный стиль, слайд №49

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Научный стиль. Доклад-сообщение содержит 49 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Научный стиль
Основные признаки
Подстили и жанры
Языковые особенности
Нарушевич А.Г.
Описание слайда:
Научный стиль Основные признаки Подстили и жанры Языковые особенности Нарушевич А.Г.

Слайд 2





Сфера использования
Научная,
производственная,
учебная и преподавательская деятельность.
Описание слайда:
Сфера использования Научная, производственная, учебная и преподавательская деятельность.

Слайд 3





Основные особенности
Подчеркнутая информативность.
Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.
Отвлеченность и обобщенность.
Точность, однозначность высказывания.
Подчеркнутая логичность, последовательность  повествования.
Экономное использование образных средств.
Описание слайда:
Основные особенности Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.

Слайд 4





Отличия от других стилей
В основном существует в письменной форме.
Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.
Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.
Описание слайда:
Отличия от других стилей В основном существует в письменной форме. Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии. Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.

Слайд 5





Подстили научного стиля

Академический (собственно научный)
Научно-учебный
Научно-популярный (научно-публицистический)
Описание слайда:
Подстили научного стиля Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный (научно-публицистический)

Слайд 6





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 7





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 8





Подстили научного стиля
Описание слайда:
Подстили научного стиля

Слайд 9





Основные жанры
Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.
Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений.
Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема.
Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.
Описание слайда:
Основные жанры Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.

Слайд 10





Основные жанры
Рецензия – отзыв на научную работу.

Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.

Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения.

Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника.

Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.
Описание слайда:
Основные жанры Рецензия – отзыв на научную работу. Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения. Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения. Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника. Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.

Слайд 11





Основные жанры
Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.

Научный доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.
Описание слайда:
Основные жанры Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала. Научный доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного вопроса.

Слайд 12





Языковые особенности. Лексика
Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.
       
       Конкретная лексика  в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:
       Дуб – порода светолюбивая;
       Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).
Описание слайда:
Языковые особенности. Лексика Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

Слайд 13





Научный стиль         Художественный стиль
 Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. 
Летний дуб - порода довольно светолюбивая.
Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.
Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.
Описание слайда:
Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

Слайд 14





Языковые особенности. Лексика
 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.
            Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.
Описание слайда:
Языковые особенности. Лексика 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства. Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.

Слайд 15





Виды терминов
Общенаучные  - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.
Специальные – закреплены за определенными отраслями знания:
Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.
Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.
Описание слайда:
Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

Слайд 16





Языковые особенности. Морфология
1.   Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.
2.   Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины  и т.п.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.

Слайд 17





Языковые особенности. Морфология
3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании            с глаголами в форме 1 лица множ. числа
Мы считаем… 
Как нам представляется…
Под … мы будем понимать…
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа Мы считаем… Как нам представляется… Под … мы будем понимать…

Слайд 18





Языковые особенности. Морфология
     4.  Практически не употребляются неопределенные местоимения: 
   что-то, что-либо, кто-нибудь, 
   кое-что и др.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 4. Практически не употребляются неопределенные местоимения: что-то, что-либо, кто-нибудь, кое-что и др.

Слайд 19





Языковые особенности. Морфология
5. Краткие прилагательные обозначают не временный,                  а постоянный признак предмета:

белковые вещества сложны;
удельный вес минералов низок;
протоплазма бесцветна.
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета: белковые вещества сложны; удельный вес минералов низок; протоплазма бесцветна.

Слайд 20





Языковые особенности. Морфология
   6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple):

Азот соединяется с кислородом 
(т.е. способен соединяться).
Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли.
80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида
Описание слайда:
Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида

Слайд 21





Языковые особенности. Синтаксис
   1.  Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами:
1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами: 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

Слайд 22





Языковые особенности. Синтаксис
2) наречия:
Отсюда можно сделать вывод…
Тогда получим следующее значение…
Поэтому используем данный метод…
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 2) наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод…

Слайд 23





Языковые особенности. Синтаксис
3) обороты связи:
Теперь перейдем к…
Можно еще отметить, что…
Постараемся теперь объяснить…
Обратим внимание на…
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на…

Слайд 24





Языковые особенности. Синтаксис
2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:
20 человек работало в лаборатории.
В лаборатории работало 20 человек.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек.

Слайд 25





Языковые особенности. Синтаксис
3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:
         «жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь)

выяснение структуры общественного производства;
установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: «жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь) выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).

Слайд 26





Языковые особенности. Синтаксис
4. Широко используются:
причастные и деепричастные обороты;
сложные предложения;
безличные и неопределенно-личные предложения.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 4. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; безличные и неопределенно-личные предложения.

Слайд 27





Использование односоставных предложений
Неопределенно-личные:
Различают два типа морфем.
Состав помещают в колбу. 
Обобщенно-личные:
Дадим определение функции.
Произведем суммирование элементов.
Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.
Описание слайда:
Использование односоставных предложений Неопределенно-личные: Различают два типа морфем. Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные: Дадим определение функции. Произведем суммирование элементов. Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

Слайд 28





Использование односоставных предложений
Безличные:
1) с  модальными словами:
    Нужно найти кривую; 
    Нельзя вывести формулу;
2) с безличными глаголами:
    Требуется определить силу тока;
3) с предикативными наречиями:
    Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.
Описание слайда:
Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.

Слайд 29





Языковые особенности. Синтаксис
5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.
6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.
Описание слайда:
Языковые особенности. Синтаксис 5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Слайд 30





Использование средств выразительности
            Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.
Сравнение – одна из форм логического мышления.
Безо׳бразное  (лишенное образности):
Борофториды подобны хлоридам.
Описание слайда:
Использование средств выразительности Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории. Сравнение – одна из форм логического мышления. Безо׳бразное (лишенное образности): Борофториды подобны хлоридам.

Слайд 31





Использование средств выразительности
Развернутое  сравнение
          …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в  кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).
Описание слайда:
Использование средств выразительности Развернутое сравнение …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Слайд 32





Использование средств выразительности
Образное сравнение
          Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…
     (П. Сорокин. Общая социология)
Описание слайда:
Использование средств выразительности Образное сравнение Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. Сорокин. Общая социология)

Слайд 33





Использование средств выразительности
Метафора
         Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций                 (В. Библер).
       Раненый зверь – раненный пулей зверь
        Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).
Описание слайда:
Использование средств выразительности Метафора Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер). Раненый зверь – раненный пулей зверь Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).

Слайд 34





Использование средств выразительности
Проблемные вопросы 
 
        Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология)
Описание слайда:
Использование средств выразительности Проблемные вопросы Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология)

Слайд 35





Использование средств выразительности
Вопросно-ответные комплексы

          Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).
Описание слайда:
Использование средств выразительности Вопросно-ответные комплексы Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).

Слайд 36





Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
Недопустимость внелитературной лексики.
Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
Ограниченно используются неполные предложения.
Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Описание слайда:
Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Слайд 37





Анализ текста. 
Попова З.Д., Стернин И.А. 
Когнитивная лингвистика
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 38





Анализ текста. 
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 39





Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 40





Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А. 
«Когнитивная лингвистика»
           В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Описание слайда:
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

Слайд 41





План 
стилистического анализа текста
     I. Экстралингвистический анализ текста
1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.
2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
3. Форма речи (устная или письменная).
4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.
Описание слайда:
План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.

Слайд 42





 План 
стилистического анализа текста
   II. Лингвистический анализ текста
            1.Языковые  особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:
              а) лексические;
              б) морфологические;
              в) синтаксические.
           2. Средства создания образности и экспрессивности текста.
   III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).
Описание слайда:
План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

Слайд 43





Лингвометодический 
комментарий плана
       При анализе текста помните, что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.
Описание слайда:
Лингвометодический комментарий плана При анализе текста помните, что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

Слайд 44





Функциональные типы речи. Описание 
 
               Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы, предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные  и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.
Описание слайда:
Функциональные типы речи. Описание Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы, предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.

Слайд 45





Функциональные типы речи. Повествование
           В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их последовательности. На первый план выдвигается  порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде.                                 
                 В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.
Описание слайда:
Функциональные типы речи. Повествование В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде. В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.

Слайд 46





Функциональные типы речи. Рассуждение
           В текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис;   2) доказательство (аргументация);              3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения  часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений.
       
 Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу.
Описание слайда:
Функциональные типы речи. Рассуждение В текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис; 2) доказательство (аргументация); 3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений. Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу.

Слайд 47






Ваш анализ текста должен представлять собой 
связный текст!
Описание слайда:
Ваш анализ текста должен представлять собой связный текст!

Слайд 48





Литература
Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. 
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.
Описание слайда:
Литература Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000.  Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001 Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Слайд 49







СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию