🗊Презентация Функции языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Функции языка, слайд №1Функции языка, слайд №2Функции языка, слайд №3Функции языка, слайд №4Функции языка, слайд №5Функции языка, слайд №6Функции языка, слайд №7Функции языка, слайд №8Функции языка, слайд №9Функции языка, слайд №10Функции языка, слайд №11Функции языка, слайд №12Функции языка, слайд №13Функции языка, слайд №14Функции языка, слайд №15Функции языка, слайд №16Функции языка, слайд №17Функции языка, слайд №18Функции языка, слайд №19Функции языка, слайд №20Функции языка, слайд №21Функции языка, слайд №22Функции языка, слайд №23Функции языка, слайд №24Функции языка, слайд №25Функции языка, слайд №26Функции языка, слайд №27Функции языка, слайд №28Функции языка, слайд №29Функции языка, слайд №30Функции языка, слайд №31Функции языка, слайд №32Функции языка, слайд №33Функции языка, слайд №34Функции языка, слайд №35Функции языка, слайд №36Функции языка, слайд №37Функции языка, слайд №38Функции языка, слайд №39Функции языка, слайд №40Функции языка, слайд №41Функции языка, слайд №42Функции языка, слайд №43Функции языка, слайд №44Функции языка, слайд №45Функции языка, слайд №46

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Функции языка. Доклад-сообщение содержит 46 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Лекция 5
Описание слайда:
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Лекция 5

Слайд 2






I. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Любой этнический язык существует в определённом социуме и выполняет множество функций. 
Функция языка - предназначение языка как данности, как системы знаков выполнять определённую роль в жизнедеятельности некоторого социума.
Слово функция обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».
Описание слайда:
I. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Любой этнический язык существует в определённом социуме и выполняет множество функций. Функция языка - предназначение языка как данности, как системы знаков выполнять определённую роль в жизнедеятельности некоторого социума. Слово функция обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».

Слайд 3






 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ -

             средство общения, имея в виду обмен    
            мыслями через определённую знаковую систему;  позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и принимать к сведению. 
Коммуникация – общение, обмен информацией. 
Коммуникативная функция языка изучалась в лингвистике на протяжении всей её истории и получила множество интерпретаций и обоснований. 
Язык по своей природе имеет одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации
Описание слайда:
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ - средство общения, имея в виду обмен мыслями через определённую знаковую систему; позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и принимать к сведению. Коммуникация – общение, обмен информацией. Коммуникативная функция языка изучалась в лингвистике на протяжении всей её истории и получила множество интерпретаций и обоснований. Язык по своей природе имеет одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации

Слайд 4





Информация -
                  сообщение о положении дел,    
                  сведения, предназначенные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы, лежит в основе коммуникативной функции.
		Информация передаётся в пространстве и во времени. 
		Информация сохраняется и передаётся из века в век, из тысячелетия к тысячелетию.
		Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного за большой период времени.
Описание слайда:
Информация - сообщение о положении дел, сведения, предназначенные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы, лежит в основе коммуникативной функции. Информация передаётся в пространстве и во времени. Информация сохраняется и передаётся из века в век, из тысячелетия к тысячелетию. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного за большой период времени.

Слайд 5





Информация реализуется в речи – одном из важнейших факторов человека
Однако бывает когда человек общается сам с собой:
ведение дневника, 
записной книжки, 
конспектов и т.д.)
Показательным является пример Робинзона Крузо, или нахождение человека в тюрьме, в одиночной камере и т.д.). Речь является заместителем действия (например, просьба).
Описание слайда:
Информация реализуется в речи – одном из важнейших факторов человека Однако бывает когда человек общается сам с собой: ведение дневника, записной книжки, конспектов и т.д.) Показательным является пример Робинзона Крузо, или нахождение человека в тюрьме, в одиночной камере и т.д.). Речь является заместителем действия (например, просьба).

Слайд 6





Леонард Блумфилд (1887 – 1949) – американский лингвист
Язык позволяет одному человеку совершить действие (поступок, реакцию там, где другой человек испытывает в этом действии потребность (стимул)
Описание слайда:
Леонард Блумфилд (1887 – 1949) – американский лингвист Язык позволяет одному человеку совершить действие (поступок, реакцию там, где другой человек испытывает в этом действии потребность (стимул)

Слайд 7





ПОДФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Коммуникативная функция языка (служить средством общения) имеет несколько подфункций и частных функций:
Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте и выражена в повествовательных предложениях.
Описание слайда:
ПОДФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Коммуникативная функция языка (служить средством общения) имеет несколько подфункций и частных функций: Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте и выражена в повествовательных предложениях.

Слайд 8





Регулятивная функция 
                        направлена на создание, поддержание 
             и    регулирование отношений в микроколлективах. Её цель -  воздействовать на адресата сообщения: побудить, запретить,  предостеречь. 
	Например, просьба матери к сыну не приходить поздно:
Не приходи сегодня поздно, пожалуйста!
Во сколько ты собираешься вернуться
Вчера ты опять поздно пришел… (с особой интонацией), 
Смотри – теперь рано темнеет, 
Метро работает до часу, не забудь, 
Я буду очень волноваться
Описание слайда:
Регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в микроколлективах. Её цель - воздействовать на адресата сообщения: побудить, запретить, предостеречь. Например, просьба матери к сыну не приходить поздно: Не приходи сегодня поздно, пожалуйста! Во сколько ты собираешься вернуться Вчера ты опять поздно пришел… (с особой интонацией), Смотри – теперь рано темнеет, Метро работает до часу, не забудь, Я буду очень волноваться

Слайд 9





Волеизъявительная подфункция
–  выражается в просьбах и приказах:
Сообщи об этом куда следует. 
Купи мне, пожалуйста, поздравительные открытки. 
Чтобы я этого больше не видел! 
Ты должен предупредить своего непосредственного руководителя.
Описание слайда:
Волеизъявительная подфункция – выражается в просьбах и приказах: Сообщи об этом куда следует. Купи мне, пожалуйста, поздравительные открытки. Чтобы я этого больше не видел! Ты должен предупредить своего непосредственного руководителя.

Слайд 10





Вопросительная – служит для запроса о факте:
Вопросительная – служит для запроса о факте:
Где состоится собрание? 
Когда приедешь?
					



                                                                    
                                                               Апеллятивная 				                        (призывная) -    
                                                                            направлена на побуждение                           	          	            к                              к какому-либо действию  			                                             или регуляцию действий.  

                      

Вставай, страна огромная! 
Давайте организовывать субботники!
Описание слайда:
Вопросительная – служит для запроса о факте: Вопросительная – служит для запроса о факте: Где состоится собрание? Когда приедешь? Апеллятивная (призывная) - направлена на побуждение к к какому-либо действию или регуляцию действий. Вставай, страна огромная! Давайте организовывать субботники!

Слайд 11





Контактоустанавливающая (фатическая) функция 
выполняет функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда контакта ещё нет или уже нет (приветствие, прощание, обмен репликами о погоде т.п.). 
- Здравствуйте, До свидания, Мария Ивановна! 
В относительно постоянных коллективах установление и поддержание речевых контактов – важнейшее средство регулирования отношений.
Описание слайда:
Контактоустанавливающая (фатическая) функция выполняет функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда контакта ещё нет или уже нет (приветствие, прощание, обмен репликами о погоде т.п.). - Здравствуйте, До свидания, Мария Ивановна! В относительно постоянных коллективах установление и поддержание речевых контактов – важнейшее средство регулирования отношений.

Слайд 12






Общение с родственниками, соседями, сослуживцами нужно для поддержания определённых отношений, оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, реализации как личности.
Описание слайда:
Общение с родственниками, соседями, сослуживцами нужно для поддержания определённых отношений, оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, реализации как личности.

Слайд 13


Функции языка, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Регулятивная и фатическая функции языка 
	направлены не только на улучшение отношений между членами микроколлектива, но и используются в «репрессивных» целях, оттолкнуть от себя собеседника. 
Т.е., язык используется не только для взаимных «поглаживаний», но также для «уколов» и «ударов» - выражения угрозы, оскорбления, ругательства и т.д.
Описание слайда:
Регулятивная и фатическая функции языка направлены не только на улучшение отношений между членами микроколлектива, но и используются в «репрессивных» целях, оттолкнуть от себя собеседника. Т.е., язык используется не только для взаимных «поглаживаний», но также для «уколов» и «ударов» - выражения угрозы, оскорбления, ругательства и т.д.

Слайд 15





              Эмоционально-   экспрессивная функция
                   выражается в способности человека передавать с помощью языка свои чувства, ощущения, переживания. 
Она помогает выразить личность говорящего, его настроение и эмоции с помощью интонации и подбора слов. 
Эта функция реализуется тогда, когда в сообщении прямо выражено субъективно-психологическое отношение адресанта к предмету речи (интонация, междометия, слова с эмоционально-экспрессивной коннотацией и т.п.). 
Опять ты сегодня опоздал! 
Какие восхитительные цветы!
Описание слайда:
Эмоционально- экспрессивная функция выражается в способности человека передавать с помощью языка свои чувства, ощущения, переживания. Она помогает выразить личность говорящего, его настроение и эмоции с помощью интонации и подбора слов. Эта функция реализуется тогда, когда в сообщении прямо выражено субъективно-психологическое отношение адресанта к предмету речи (интонация, междометия, слова с эмоционально-экспрессивной коннотацией и т.п.). Опять ты сегодня опоздал! Какие восхитительные цветы!

Слайд 16





Метаязыковая функция 
(языковой комментарий) выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств, т.е. система языка может объяснять саму себя, например, это -  определения, толкования и дефиниции научных понятий, объяснение значений слов, непонятных для собеседника.
	Треугольник – это геометрическая фигура на плоскости, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. 
Описание слайда:
Метаязыковая функция (языковой комментарий) выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств, т.е. система языка может объяснять саму себя, например, это - определения, толкования и дефиниции научных понятий, объяснение значений слов, непонятных для собеседника. Треугольник – это геометрическая фигура на плоскости, ограниченная тремя пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. 

Слайд 17





Эстетическая функция -
средство выражения эстетического воздействия на человека (сфера художественной литературы). Она связана с выражением чувства прекрасного, гармонии между содержанием и формой.
	Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(А. Пушкин)
Описание слайда:
Эстетическая функция - средство выражения эстетического воздействия на человека (сфера художественной литературы). Она связана с выражением чувства прекрасного, гармонии между содержанием и формой. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А. Пушкин)

Слайд 18





Этническая (группообразующая) функция
Язык – средство объединяющее некий этнос (народ). Этническая функция помогает сформироваться национальному самосознанию. 
Этническая функция определяется отношением людей к языку, традициям культуры и национально-языковой политикой. 
Основополагающим признаком этноса выступает этническое самосознание, его же ярчайшим проявлением становится этноним, т.е. название народа, национальности, племени: Россия, россияне, Москва, москвичи,  
	политическое государство в своём названии дистанцируется от этнонима: СССР вместо Россия, США, ЮАР
Описание слайда:
Этническая (группообразующая) функция Язык – средство объединяющее некий этнос (народ). Этническая функция помогает сформироваться национальному самосознанию. Этническая функция определяется отношением людей к языку, традициям культуры и национально-языковой политикой. Основополагающим признаком этноса выступает этническое самосознание, его же ярчайшим проявлением становится этноним, т.е. название народа, национальности, племени: Россия, россияне, Москва, москвичи, политическое государство в своём названии дистанцируется от этнонима: СССР вместо Россия, США, ЮАР

Слайд 19





Магическая функция 
реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, «потусторонней» силой. 
Вера человека, что слово/язык способен повлиять на последующие события.
Данная функция связана с религиозными и мистическими верованиями, например, 
Ни дна тебе, ни покрышки. 
Не каркай!
Не говори под руку.
Описание слайда:
Магическая функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, «потусторонней» силой. Вера человека, что слово/язык способен повлиять на последующие события. Данная функция связана с религиозными и мистическими верованиями, например, Ни дна тебе, ни покрышки. Не каркай! Не говори под руку.

Слайд 20





Коммуникативная функция
Констатирующая
Регулятивная
Волеизъявительная 
Вопросительная
Апеллятивная
Фатическая
Описание слайда:
Коммуникативная функция Констатирующая Регулятивная Волеизъявительная Вопросительная Апеллятивная Фатическая

Слайд 21






2. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

Словесная форма мышления – основная. мыслеформирующая функция - «образующий орган мысли».
Описание слайда:
2. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА Словесная форма мышления – основная. мыслеформирующая функция - «образующий орган мысли».

Слайд 22





Мыслительная функция служит средством формирования и выражения мыслей. 
Говорить – значит выражать свои мысли.  
Мысли формируются с помощью языка. 
Мыслительную функцию взращивает коммуникативная функция. 
При формировании мысль опирается на категории и единицы языка.
Описание слайда:
Мыслительная функция служит средством формирования и выражения мыслей. Говорить – значит выражать свои мысли. Мысли формируются с помощью языка. Мыслительную функцию взращивает коммуникативная функция. При формировании мысль опирается на категории и единицы языка.

Слайд 23





Лев Семёнович Выготский 
Лев Семёнович Выготский 
(1896-1934) - выдающийся отечественный психолог
Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. 
Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский говорил «мысль не просто выражается в слове, мысль в слове совершается».
Описание слайда:
Лев Семёнович Выготский Лев Семёнович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский говорил «мысль не просто выражается в слове, мысль в слове совершается».

Слайд 24





Л.В. Выготский
Слова и другие единицы языка выступают в ходе мыслительной деятельности в каком-то «не своем» виде
«Внутренняя речь» фрагментарна и ассоциативна. 
Слова здесь представлены какими-то своими «кусочками» и соединяются они между собой не так, как в обычной «внешней» речи.
В языковую ткань мысли вкрапливаются еще образы – зрительные, слуховые, осязательные и т.п. 
Структура «внутренней» речи намного сложнее, чем структура речи «внешней», доступной наблюдению.
Описание слайда:
Л.В. Выготский Слова и другие единицы языка выступают в ходе мыслительной деятельности в каком-то «не своем» виде «Внутренняя речь» фрагментарна и ассоциативна. Слова здесь представлены какими-то своими «кусочками» и соединяются они между собой не так, как в обычной «внешней» речи. В языковую ткань мысли вкрапливаются еще образы – зрительные, слуховые, осязательные и т.п. Структура «внутренней» речи намного сложнее, чем структура речи «внешней», доступной наблюдению.

Слайд 25





Борис Христов (1914-1993)
Описание слайда:
Борис Христов (1914-1993)

Слайд 26





Понятие – основной 
мыслительный инструмент
Как образуется понятие? 
	Человек наблюдает мно-
	жество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Признаки неважные, случайные он «отсекает», отвлекается от них, а признаки существенные складывает, суммирует – и получается понятие. 
Слово есть типичная, нормальная форма существования понятия.
Описание слайда:
Понятие – основной мыслительный инструмент Как образуется понятие? Человек наблюдает мно- жество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Признаки неважные, случайные он «отсекает», отвлекается от них, а признаки существенные складывает, суммирует – и получается понятие. Слово есть типичная, нормальная форма существования понятия.

Слайд 27





Путь семантической эволюции 
всех языков мира: 
значения обобщенные, отвлеченные вырастают в них на базе значений более конкретных. У каждого народа какие-то участки действительности членятся подробней, чем другие:
В языках народов, населяющих Крайний 
	Север (лопарей, эскимосов), существуют 
	десятки названий для разных видов снега
	и льда; 
У арабов-бедуинов различаются десятки наименований для разных видов верблюдов – в зависимости от их породы, возраста, предназначения и т.п.
Описание слайда:
Путь семантической эволюции всех языков мира: значения обобщенные, отвлеченные вырастают в них на базе значений более конкретных. У каждого народа какие-то участки действительности членятся подробней, чем другие: В языках народов, населяющих Крайний Север (лопарей, эскимосов), существуют десятки названий для разных видов снега и льда; У арабов-бедуинов различаются десятки наименований для разных видов верблюдов – в зависимости от их породы, возраста, предназначения и т.п.

Слайд 28





Основной формой мышления является мышление 
языковое, словесное
Но существуют и другие формы мышления – образное, предметное, техническое и т.д. 
Язык – не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее, его способ. 
Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.
Описание слайда:
Основной формой мышления является мышление языковое, словесное Но существуют и другие формы мышления – образное, предметное, техническое и т.д. Язык – не просто форма, оболочка для мысли, это даже не средство мышления, а скорее, его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.

Слайд 29






ПОДФУНКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Номинативная (именующая) функция языка выражается в называниях объектов и явлений действительности: они составляют неотъемлемую часть познания. 
Номинация позволяет «застолбить» явления действительности в словах, которые что-либо называют.
Вся та система понятий, которой обладает современный человек, находится в системе названий.
Описание слайда:
ПОДФУНКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Номинативная (именующая) функция языка выражается в называниях объектов и явлений действительности: они составляют неотъемлемую часть познания. Номинация позволяет «застолбить» явления действительности в словах, которые что-либо называют. Вся та система понятий, которой обладает современный человек, находится в системе названий.

Слайд 30





Основной мыслительный инструмент - понятие
Понятие образуется в ходе практической деятельности человека благодаря способности его разума к абстрагированию, обобщению. 
Вся та система понятий строится на системе названий. 
Если из курсов истории, географии, литературы выбросить все имена собственные – все антропонимы (имена людей). Тексты обессмыслятся, сразу потеряется ориентацию в пространстве и во времени.
Описание слайда:
Основной мыслительный инструмент - понятие Понятие образуется в ходе практической деятельности человека благодаря способности его разума к абстрагированию, обобщению. Вся та система понятий строится на системе названий. Если из курсов истории, географии, литературы выбросить все имена собственные – все антропонимы (имена людей). Тексты обессмыслятся, сразу потеряется ориентацию в пространстве и во времени.

Слайд 31





Названия – это не только имена собственные, но и имена нарицательные. 
Терминология всех наук – физики, химии, биологии и т.д. – это все названия. 
Атомную бомбу и ту нельзя было бы создать, если бы на смену античному понятию «атом»* не пришли новые понятия – нейтрона, протона и других элементарных частиц, расщепления ядра, цепной реакции и т.д., – и все они закреплялись в словах!
Описание слайда:
Названия – это не только имена собственные, но и имена нарицательные. Терминология всех наук – физики, химии, биологии и т.д. – это все названия. Атомную бомбу и ту нельзя было бы создать, если бы на смену античному понятию «атом»* не пришли новые понятия – нейтрона, протона и других элементарных частиц, расщепления ядра, цепной реакции и т.д., – и все они закреплялись в словах!

Слайд 32





Ряд русских слов: печаль, огорчать, воспитание, увлечение, справедливость, 
Можно ли найти в их значениях что-либо общее? 
Печаль образовано от печь (ведь печаль – жжет!); 
огорчать – от горький, горечь; 
воспитание – от питать, пища; 
увлечение – от влечь, волочить (то есть ‘тащить за собой’);
справедливость – от правый (то есть ‘находящийся по правую руку’) и
Описание слайда:
Ряд русских слов: печаль, огорчать, воспитание, увлечение, справедливость, Можно ли найти в их значениях что-либо общее? Печаль образовано от печь (ведь печаль – жжет!);  огорчать – от горький, горечь; воспитание – от питать, пища; увлечение – от влечь, волочить (то есть ‘тащить за собой’); справедливость – от правый (то есть ‘находящийся по правую руку’) и

Слайд 33





Вся система понятий находится в системе названий
Научная деятельность лаборатории Норберта Виннера приостановилась из-за отсутствия соответствующего названия для данного направления поиска: было неясно, чем сотрудники этот лаборатории занимались. 
И только когда в 1947 г. вышла в свет книга Винера «Кибернетика»  и наука устремилась вперёд.
Описание слайда:
Вся система понятий находится в системе названий Научная деятельность лаборатории Норберта Виннера приостановилась из-за отсутствия соответствующего названия для данного направления поиска: было неясно, чем сотрудники этот лаборатории занимались. И только когда в 1947 г. вышла в свет книга Винера «Кибернетика» и наука устремилась вперёд.

Слайд 34





Номинативная функция связана с функцией познавательной
	т.к. участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией  избирательно, называя только то, что для него ближе и важнее.
	Чтобы какой-либо предмет приобрёл своё название в языке, он должен перейти 
	«порог значимости».
Описание слайда:
Номинативная функция связана с функцией познавательной т.к. участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией избирательно, называя только то, что для него ближе и важнее. Чтобы какой-либо предмет приобрёл своё название в языке, он должен перейти «порог значимости».

Слайд 35





Номинативная функция соотносится с функцией познавательной, участвует в процессе познания мира. 

Человек пользуется номинативной функцией с умыслом, избирательно, называя в первую очередь то, что для него ближе всего и важнее.
Названий грибов: белый гриб (боровик), подберёзовик, груздь, опёнок и т.д. - съедобные грибы. А Несъедобных мы различаем только два: мухоморы и поганки + ложные опята и т.д. Разновидностей несъедобных грибов гораздо больше, чем съедобных.
Описание слайда:
Номинативная функция соотносится с функцией познавательной, участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией с умыслом, избирательно, называя в первую очередь то, что для него ближе всего и важнее. Названий грибов: белый гриб (боровик), подберёзовик, груздь, опёнок и т.д. - съедобные грибы. А Несъедобных мы различаем только два: мухоморы и поганки + ложные опята и т.д. Разновидностей несъедобных грибов гораздо больше, чем съедобных.

Слайд 36





Лакуны – 
пустые места в картине мира
Описание слайда:
Лакуны – пустые места в картине мира

Слайд 37





Познавательная (аккумулятивная, накопительная) функция 
служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты.
Большая часть знаний того, что приходит к человеку, приходит через язык. 
Как образуется понятие? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Несущественные признаки отбрасываются, существенные остаются. 
Слово – типичная, нормальная форма существования понятия. 
Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка.
Описание слайда:
Познавательная (аккумулятивная, накопительная) функция служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты. Большая часть знаний того, что приходит к человеку, приходит через язык. Как образуется понятие? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Несущественные признаки отбрасываются, существенные остаются. Слово – типичная, нормальная форма существования понятия. Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка.

Слайд 38





Язык отражает путь человеческого познания. 
Разные народы и мир видят по-разному. Это зависит от разных условий проживания, e.g. русский – синий и голубой, английский – blue.
В конце 1960-х гг. на одном из островов Филиппинского архипелага ( в Тихом океане) было обнаружено племя (тасадаи), жившее в условиях каменного века и в полной изоляции от остального мира. 
В языке племени вообще не было слов война, враг, ненавидеть… Тасадаи научились жить в гармонии не только с природой, но и собой.
Описание слайда:
Язык отражает путь человеческого познания. Разные народы и мир видят по-разному. Это зависит от разных условий проживания, e.g. русский – синий и голубой, английский – blue. В конце 1960-х гг. на одном из островов Филиппинского архипелага ( в Тихом океане) было обнаружено племя (тасадаи), жившее в условиях каменного века и в полной изоляции от остального мира. В языке племени вообще не было слов война, враг, ненавидеть… Тасадаи научились жить в гармонии не только с природой, но и собой.

Слайд 39





Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка
Причём проявиться данная функция может в самых неожиданных конкретных ситуациях.
На складе, где хранятся цистерны с бензином, люди ведут себя осторожно. Однако эти же люди могут закурить сигарету на складе, где хранятся пустые (по-английски empty) цистерны из-под бензина. 
empty: 1) не содержащий в себе ничего; 
2) не содержащий в себе чего-либо. 
	Люди неосознанно подменяют одно значение другим.
Описание слайда:
Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка Причём проявиться данная функция может в самых неожиданных конкретных ситуациях. На складе, где хранятся цистерны с бензином, люди ведут себя осторожно. Однако эти же люди могут закурить сигарету на складе, где хранятся пустые (по-английски empty) цистерны из-под бензина. empty: 1) не содержащий в себе ничего; 2) не содержащий в себе чего-либо. Люди неосознанно подменяют одно значение другим.

Слайд 40






ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ  (Э. Сепир, Б.Л. Уорф)-

Cтруктура языка определяет структуру мышления, т.е. человек живёт не столько в мире объективной действительности, сколько в мире языка. 
Мышление, а значит и познание окружающего мира, определяется конкретным языком. 
Нет общего для всех объективного познания, потому что человек членит окружающую действительность под влиянием конкретного языка.
Описание слайда:
ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (Э. Сепир, Б.Л. Уорф)- Cтруктура языка определяет структуру мышления, т.е. человек живёт не столько в мире объективной действительности, сколько в мире языка. Мышление, а значит и познание окружающего мира, определяется конкретным языком. Нет общего для всех объективного познания, потому что человек членит окружающую действительность под влиянием конкретного языка.

Слайд 41





Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир.
Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир.
Мне не спится                    I саn’t sleep.
Мне кажется                      It seems to me.
Мне не везёт                      I am not lucky.
Язык влияет на мышление, а мышление влияет на язык →
Онтогенез: язык => мышление, влияние языка на мышление;
Филогенез: мышление => язык, менталитет народа влияет на язык.
Описание слайда:
Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир. Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир. Мне не спится I саn’t sleep. Мне кажется It seems to me. Мне не везёт I am not lucky. Язык влияет на мышление, а мышление влияет на язык → Онтогенез: язык => мышление, влияние языка на мышление; Филогенез: мышление => язык, менталитет народа влияет на язык.

Слайд 42






5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Социальные параметры, которые учитывает язык: 
Пол. Существует много языков, которые делятся на мужской и женский языки. Этот параметр есть и в русском, и в сибирских языках. Например, «Ой, какая прелестная сумочка!».
Возраст. Языки разных поколений очень отличаются (ваши бабушки, родители и вы). Обычно в функцию старшего поколения входит контроль над языком. Задача молодого поколения вносить инновации в язык.
Социальный статус.  Мы разговариваем с разными категориями людей по-разному.
Описание слайда:
5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Социальные параметры, которые учитывает язык: Пол. Существует много языков, которые делятся на мужской и женский языки. Этот параметр есть и в русском, и в сибирских языках. Например, «Ой, какая прелестная сумочка!». Возраст. Языки разных поколений очень отличаются (ваши бабушки, родители и вы). Обычно в функцию старшего поколения входит контроль над языком. Задача молодого поколения вносить инновации в язык. Социальный статус. Мы разговариваем с разными категориями людей по-разному.

Слайд 43





6. Язык и мышление.
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи: 
механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка;
механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления;
мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно образным).
Описание слайда:
6. Язык и мышление. Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи: механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка; механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления; мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно образным).

Слайд 44





Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве.
Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений.
Описание слайда:
Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений.

Слайд 45





Отличия языка от мышления
Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности.
Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки. 
Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.
Описание слайда:
Отличия языка от мышления Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности. Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки. Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.

Слайд 46





Литература:
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997.
Норман Б.Ю. Теория языка. М.Флинта. Наука, 2004.  
Скибицкая. Социолингвистика. Новосибирск, 2008. С. 22-36.
Заскока С.А. Введение в языкознание. Конпект лекций. М.: Приор, 2005.
Описание слайда:
Литература: Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. Норман Б.Ю. Теория языка. М.Флинта. Наука, 2004. Скибицкая. Социолингвистика. Новосибирск, 2008. С. 22-36. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конпект лекций. М.: Приор, 2005.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию