🗊Презентация Русская культура XVII века

Нажмите для полного просмотра!
Русская культура XVII века, слайд №1Русская культура XVII века, слайд №2Русская культура XVII века, слайд №3Русская культура XVII века, слайд №4Русская культура XVII века, слайд №5Русская культура XVII века, слайд №6Русская культура XVII века, слайд №7Русская культура XVII века, слайд №8Русская культура XVII века, слайд №9Русская культура XVII века, слайд №10Русская культура XVII века, слайд №11Русская культура XVII века, слайд №12Русская культура XVII века, слайд №13Русская культура XVII века, слайд №14Русская культура XVII века, слайд №15Русская культура XVII века, слайд №16Русская культура XVII века, слайд №17Русская культура XVII века, слайд №18Русская культура XVII века, слайд №19Русская культура XVII века, слайд №20Русская культура XVII века, слайд №21Русская культура XVII века, слайд №22Русская культура XVII века, слайд №23Русская культура XVII века, слайд №24Русская культура XVII века, слайд №25Русская культура XVII века, слайд №26Русская культура XVII века, слайд №27Русская культура XVII века, слайд №28Русская культура XVII века, слайд №29Русская культура XVII века, слайд №30Русская культура XVII века, слайд №31Русская культура XVII века, слайд №32Русская культура XVII века, слайд №33Русская культура XVII века, слайд №34Русская культура XVII века, слайд №35Русская культура XVII века, слайд №36Русская культура XVII века, слайд №37Русская культура XVII века, слайд №38Русская культура XVII века, слайд №39Русская культура XVII века, слайд №40Русская культура XVII века, слайд №41Русская культура XVII века, слайд №42Русская культура XVII века, слайд №43Русская культура XVII века, слайд №44Русская культура XVII века, слайд №45Русская культура XVII века, слайд №46Русская культура XVII века, слайд №47Русская культура XVII века, слайд №48Русская культура XVII века, слайд №49Русская культура XVII века, слайд №50Русская культура XVII века, слайд №51Русская культура XVII века, слайд №52Русская культура XVII века, слайд №53Русская культура XVII века, слайд №54Русская культура XVII века, слайд №55Русская культура XVII века, слайд №56Русская культура XVII века, слайд №57Русская культура XVII века, слайд №58Русская культура XVII века, слайд №59Русская культура XVII века, слайд №60Русская культура XVII века, слайд №61Русская культура XVII века, слайд №62Русская культура XVII века, слайд №63Русская культура XVII века, слайд №64Русская культура XVII века, слайд №65Русская культура XVII века, слайд №66Русская культура XVII века, слайд №67Русская культура XVII века, слайд №68Русская культура XVII века, слайд №69Русская культура XVII века, слайд №70Русская культура XVII века, слайд №71Русская культура XVII века, слайд №72Русская культура XVII века, слайд №73Русская культура XVII века, слайд №74Русская культура XVII века, слайд №75Русская культура XVII века, слайд №76Русская культура XVII века, слайд №77Русская культура XVII века, слайд №78Русская культура XVII века, слайд №79Русская культура XVII века, слайд №80Русская культура XVII века, слайд №81Русская культура XVII века, слайд №82Русская культура XVII века, слайд №83Русская культура XVII века, слайд №84Русская культура XVII века, слайд №85Русская культура XVII века, слайд №86Русская культура XVII века, слайд №87Русская культура XVII века, слайд №88Русская культура XVII века, слайд №89Русская культура XVII века, слайд №90Русская культура XVII века, слайд №91Русская культура XVII века, слайд №92Русская культура XVII века, слайд №93Русская культура XVII века, слайд №94Русская культура XVII века, слайд №95Русская культура XVII века, слайд №96Русская культура XVII века, слайд №97Русская культура XVII века, слайд №98

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Русская культура XVII века. Доклад-сообщение содержит 98 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Русская культура XVII века, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Особенности русской культуры                   XVII в.
стремление образованного русского общества к научному осмыслению окружающего мира
все большее обмирщение культуры, утверждение светского начала
тесная связь культуры с событиями общественной жизни (Смутное время, народные восстания, раскол Русской Православной церкви, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике)
усиление идейного противостояния в общественной жизни 
интерес к иностранному опыту в различных областях хозяйства и культурной жизни
изменения в быту (распространение предметов обихода с Запада и Востока), стиль русской жизни приобретал все больше европейских черт
заметным становится личностное начало в кутуре
Описание слайда:
Особенности русской культуры XVII в. стремление образованного русского общества к научному осмыслению окружающего мира все большее обмирщение культуры, утверждение светского начала тесная связь культуры с событиями общественной жизни (Смутное время, народные восстания, раскол Русской Православной церкви, оформление системы крепостного права, новые явления в экономике) усиление идейного противостояния в общественной жизни интерес к иностранному опыту в различных областях хозяйства и культурной жизни изменения в быту (распространение предметов обихода с Запада и Востока), стиль русской жизни приобретал все больше европейских черт заметным становится личностное начало в кутуре

Слайд 3


Русская культура XVII века, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Грамотность и просвещение
Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения.
 В XVII в. этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. 
Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.
Описание слайда:
Грамотность и просвещение Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения. В XVII в. этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.

Слайд 5


Русская культура XVII века, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6


Русская культура XVII века, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





Деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. 
Деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. 
Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
Описание слайда:
Деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Слайд 8


Русская культура XVII века, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Русская культура XVII века, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике. 
С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике. 
В течение XVII в. было выпущено 483 издания, причем выходили и светские книги - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». 
Невиданным для тогдашней России тиражом было издано Соборное Уложение 1649 г.
Однако 85% всех изданий являлись религиозными. Именно с последним обстоятельством связано то, что в XVII в. роль рукописных книг не уменьшалась. Они затрагивали те темы, которых не было в печатных изданиях.
Описание слайда:
С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике. В течение XVII в. было выпущено 483 издания, причем выходили и светские книги - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Невиданным для тогдашней России тиражом было издано Соборное Уложение 1649 г. Однако 85% всех изданий являлись религиозными. Именно с последним обстоятельством связано то, что в XVII в. роль рукописных книг не уменьшалась. Они затрагивали те темы, которых не было в печатных изданиях.

Слайд 11





Рукописная газета "Куранты"

В XVI веке появились первые опыты периодики на Руси. В Посольском приказе для царя стали составлять "вестовые письма", которые с 1621 года стали именоваться курантами. Название это было взято из заглавия одной зарубежной газеты. "Courant" - текущий. 
В "Курантах" говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о государственных договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлениях комет и т. д. Источником этих сведений служили немецкие, голландские, польские, шведские газеты. Они поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, занося их в русском переводе на узкие длинные листы бумаги – «столбцы». 
Рукописная газета в России готовилась для царя Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича и была окружена строгой дипломатической тайной. Газета читалась царям вслух, на некоторых рукописях есть отметки об этом, иногда с добавлением, что новости слушали и ближние бояре.

Эти «Куранты», или «Вестовые письма», после учреждения регулярной почты в 1668 г. составлялись два, три и четыре раза в месяц, большей частью в одном экземпляре, реже в двух-трех, предназначенных, кроме царя, для наиболее видных бояр, и после прочтения возвращались в Посольский приказ или в приказ Тайных дел.
 "Куранты" писались на нескольких листах склеенной бумаги и достигали длины в несколько сажен.
Описание слайда:
Рукописная газета "Куранты" В XVI веке появились первые опыты периодики на Руси. В Посольском приказе для царя стали составлять "вестовые письма", которые с 1621 года стали именоваться курантами. Название это было взято из заглавия одной зарубежной газеты. "Courant" - текущий. В "Курантах" говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о государственных договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлениях комет и т. д. Источником этих сведений служили немецкие, голландские, польские, шведские газеты. Они поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, занося их в русском переводе на узкие длинные листы бумаги – «столбцы». Рукописная газета в России готовилась для царя Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича и была окружена строгой дипломатической тайной. Газета читалась царям вслух, на некоторых рукописях есть отметки об этом, иногда с добавлением, что новости слушали и ближние бояре. Эти «Куранты», или «Вестовые письма», после учреждения регулярной почты в 1668 г. составлялись два, три и четыре раза в месяц, большей частью в одном экземпляре, реже в двух-трех, предназначенных, кроме царя, для наиболее видных бояр, и после прочтения возвращались в Посольский приказ или в приказ Тайных дел. "Куранты" писались на нескольких листах склеенной бумаги и достигали длины в несколько сажен.

Слайд 12





Карион (Истомин) (1650 — 1717/22) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик типографии, позже игумен. 
Карион (Истомин) (1650 — 1717/22) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик типографии, позже игумен. 
Ученик братьев Лихудовых, последователь Амоса Коменского, он занимался литературой, преимущественно духовно-назидательного и педагогического характера и, как один из образованнейших людей своего времени, не мог остаться в стороне от Петровской реформы.
 Ему принадлежат арифметика (1700) и букварь (1692). Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. 
Он же перевёл сочинения блаженного Августина о любви и Юлия Фронтина — о войне. 
Среди его работ — обновлённая редакция «Домостроя».
Описание слайда:
Карион (Истомин) (1650 — 1717/22) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик типографии, позже игумен. Карион (Истомин) (1650 — 1717/22) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик типографии, позже игумен. Ученик братьев Лихудовых, последователь Амоса Коменского, он занимался литературой, преимущественно духовно-назидательного и педагогического характера и, как один из образованнейших людей своего времени, не мог остаться в стороне от Петровской реформы. Ему принадлежат арифметика (1700) и букварь (1692). Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Он же перевёл сочинения блаженного Августина о любви и Юлия Фронтина — о войне. Среди его работ — обновлённая редакция «Домостроя».

Слайд 13





Мелетий Смотрицкий; в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, встречается и смешанная форма имени Максентий, псевдоним Теофил Ортолог (1577? -1633?) - архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения. 
Мелетий Смотрицкий; в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, встречается и смешанная форма имени Максентий, псевдоним Теофил Ортолог (1577? -1633?) - архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения.
Описание слайда:
Мелетий Смотрицкий; в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, встречается и смешанная форма имени Максентий, псевдоним Теофил Ортолог (1577? -1633?) - архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения. Мелетий Смотрицкий; в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, встречается и смешанная форма имени Максентий, псевдоним Теофил Ортолог (1577? -1633?) - архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения.

Слайд 14


Русская культура XVII века, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





       Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. 
       Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения.
Описание слайда:
Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения.

Слайд 16





О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений. 
О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений.
Описание слайда:
О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений. О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений.

Слайд 17


Русская культура XVII века, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий. 
В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий.
Описание слайда:
В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки - латинский, немецкий.

Слайд 19


Русская культура XVII века, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20





В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. 
В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. 
Во главе поставили самого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подьячих приказов. 
Они изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках — подьячих.
Описание слайда:
В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. Во главе поставили самого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подьячих приказов. Они изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках — подьячих.

Слайд 21





В 1680 г. устроили школу при Печатном дворе. При ее открытии в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года - уже 56, еще через год - на десяток больше. 
В 1680 г. устроили школу при Печатном дворе. При ее открытии в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года - уже 56, еще через год - на десяток больше.
Описание слайда:
В 1680 г. устроили школу при Печатном дворе. При ее открытии в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года - уже 56, еще через год - на десяток больше. В 1680 г. устроили школу при Печатном дворе. При ее открытии в ней было три десятка учеников, взятых из разных сословий; через три года - уже 56, еще через год - на десяток больше.

Слайд 22





Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре (1653 г., Епифаний Славинецкий). 
Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре (1653 г., Епифаний Славинецкий). 
Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа).
В 1681 г.  открыта Типографская школа.
Описание слайда:
Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре (1653 г., Епифаний Славинецкий). Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре (1653 г., Епифаний Славинецкий). Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа). В 1681 г. открыта Типографская школа.

Слайд 23





Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия
Первое в России всесословное (для людей «всякого чина, сана и возраста») высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя, поэта Симеона Полоцкого и боярина Артамона Матвеева и размещённое в Заиконоспасском монастыре. 
По уставу академии, на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции, и кроме того юрисдикция трибунала по делам веры.
Описание слайда:
Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия Первое в России всесословное (для людей «всякого чина, сана и возраста») высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя, поэта Симеона Полоцкого и боярина Артамона Матвеева и размещённое в Заиконоспасском монастыре. По уставу академии, на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции, и кроме того юрисдикция трибунала по делам веры.

Слайд 24






Преподавание велось братьями Лихудами и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. 
Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви.
Академия с 1687 года носила название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 годы Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год Славяно-греко-латинской академии. 
Из Славяно-Греко-Латинской Академии образовались Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (1755) и Московская духовная академия (1814).
Описание слайда:
Преподавание велось братьями Лихудами и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. Академия с 1687 года носила название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 годы Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-Греко-Латинской Академии образовались Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (1755) и Московская духовная академия (1814).

Слайд 25





Первая книжная лавка
Описание слайда:
Первая книжная лавка

Слайд 26





Крупный государственный деятель XVII в., дипломат. 
Крупный государственный деятель XVII в., дипломат. 
командовал крупными соединениями войск 
участвовал в подписании союзных договоров с Курляндией, Швецией (Велиесарское), Польшей (Андрусовское) 
возглавлял Посольский приказ. 
предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока
Описание слайда:
Крупный государственный деятель XVII в., дипломат. Крупный государственный деятель XVII в., дипломат. командовал крупными соединениями войск участвовал в подписании союзных договоров с Курляндией, Швецией (Велиесарское), Польшей (Андрусовское) возглавлял Посольский приказ. предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока

Слайд 27





Был сторонником проведения ряда важных реформ. 
Был сторонником проведения ряда важных реформ. 
Предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую систему комплектования войск.
 Был одним из создателей Новоторгового устава (1667), отменившего привилегии иностранных компаний и предоставившего льготы и преимущества русским купцам.
 По проекту Ордина-Нащекина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой, а также стали регулярно выпускаться “Куранты” — рукописные газеты в одном экземпляре, содержавшие информацию о событиях, происходивших в зарубежных странах.
 Ордин-Нащокин предлагал ограничить власть воевод на местах, установить городское самоуправление, создать особый “Купецкий приказ”. 
Им был основан ряд мануфактур в России.
В 1672 постригся в монахи.
Описание слайда:
Был сторонником проведения ряда важных реформ. Был сторонником проведения ряда важных реформ. Предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую систему комплектования войск. Был одним из создателей Новоторгового устава (1667), отменившего привилегии иностранных компаний и предоставившего льготы и преимущества русским купцам. По проекту Ордина-Нащекина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой, а также стали регулярно выпускаться “Куранты” — рукописные газеты в одном экземпляре, содержавшие информацию о событиях, происходивших в зарубежных странах. Ордин-Нащокин предлагал ограничить власть воевод на местах, установить городское самоуправление, создать особый “Купецкий приказ”. Им был основан ряд мануфактур в России. В 1672 постригся в монахи.

Слайд 28





 Автор первой автобиографии ("Житие протопопа Аввакума"). 
 Автор первой автобиографии ("Житие протопопа Аввакума"). 
Лидер старообрядчества.
Описание слайда:
Автор первой автобиографии ("Житие протопопа Аввакума"). Автор первой автобиографии ("Житие протопопа Аввакума"). Лидер старообрядчества.

Слайд 29





Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.


Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.
Описание слайда:
Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней. Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.

Слайд 30





Юрий Крижанич - панславист. Инициатор идеи создания всеславянского государства под эгидой Римского Папы и русского царя, создатель всеславянского языка, на нем написал книгу "Политика"
Юрий Крижанич - панславист. Инициатор идеи создания всеславянского государства под эгидой Римского Папы и русского царя, создатель всеславянского языка, на нем написал книгу "Политика"
Описание слайда:
Юрий Крижанич - панславист. Инициатор идеи создания всеславянского государства под эгидой Римского Папы и русского царя, создатель всеславянского языка, на нем написал книгу "Политика" Юрий Крижанич - панславист. Инициатор идеи создания всеславянского государства под эгидой Римского Папы и русского царя, создатель всеславянского языка, на нем написал книгу "Политика"

Слайд 31





В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:
Описание слайда:
В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы: В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

Слайд 32





Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. 

Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий.
Описание слайда:
Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий.

Слайд 33





Первые записи пословиц
Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник - «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники.
Описание слайда:
Первые записи пословиц Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник - «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники.

Слайд 34





Исторические песни
В 1605 г. Борис Годунов скончался. Летом того же года в Москву вступил Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев). Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса Ксении Годуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, и она причитала. То, что Ксения - дочь ненавистного народу царя, не имело значения для идеи произведения; важным оказалось лишь то, что она жестоко и несправедливо обижена. Сочувствие горестной судьбе царевны одновременно было осуждением самозванца.
Поэтические традиции народной причети использованы в песнях о Ксении Годуновой, сохранившихся в записях 1619-1620 годов. Построены они в форме лирического монолога, повествующего о горькой и трагической судьбе дочери Бориса Годунова.
Описание слайда:
Исторические песни В 1605 г. Борис Годунов скончался. Летом того же года в Москву вступил Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев). Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса Ксении Годуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, и она причитала. То, что Ксения - дочь ненавистного народу царя, не имело значения для идеи произведения; важным оказалось лишь то, что она жестоко и несправедливо обижена. Сочувствие горестной судьбе царевны одновременно было осуждением самозванца. Поэтические традиции народной причети использованы в песнях о Ксении Годуновой, сохранившихся в записях 1619-1620 годов. Построены они в форме лирического монолога, повествующего о горькой и трагической судьбе дочери Бориса Годунова.

Слайд 35





Исторические песни
Период расцвета исторических песен - XVI, XVII и XVIII вв. В это время образовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческая песня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и как солдатская, которая постепенно сделалась основной.
В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песнях возникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другие несоответствия.
Описание слайда:
Исторические песни Период расцвета исторических песен - XVI, XVII и XVIII вв. В это время образовались их циклы вокруг исторических лиц или событий. В XVI и XVII вв. историческая песня существовала как крестьянская и казачья, а с XVIII в. также и как солдатская, которая постепенно сделалась основной. В исторической поэзии большое место заняли военно-героическая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечатлениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в песнях возникала неточная трактовка событий, оценка исторических лиц и другие несоответствия.

Слайд 36





Исторические песни
Исторические песни о  Ермаке, 
о Степане Разине — народном заступнике.
Описание слайда:
Исторические песни Исторические песни о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

Слайд 37





Русская сатирическая повесть конца XVI — начала XVII века
Описание слайда:
Русская сатирическая повесть конца XVI — начала XVII века

Слайд 38





В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.
Описание слайда:
В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей. В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Слайд 39





Авраа́мий Па́лицын (? -  1625/1626/1627) -  келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, которая является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии. 
Авраа́мий Па́лицын (? -  1625/1626/1627) -  келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, которая является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии.
Описание слайда:
Авраа́мий Па́лицын (? - 1625/1626/1627) - келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, которая является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии. Авраа́мий Па́лицын (? - 1625/1626/1627) - келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками, которая является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии.

Слайд 40





В жанре исторической повести - "Временник" дьяка Ивана Тимофеева.
о крестьянской войне и борьбе с интервентами в начале XVII в. 
В жанре исторической повести - "Временник" дьяка Ивана Тимофеева.
о крестьянской войне и борьбе с интервентами в начале XVII в.
Описание слайда:
В жанре исторической повести - "Временник" дьяка Ивана Тимофеева. о крестьянской войне и борьбе с интервентами в начале XVII в. В жанре исторической повести - "Временник" дьяка Ивана Тимофеева. о крестьянской войне и борьбе с интервентами в начале XVII в.

Слайд 41





Новый летописец, летопись 17 в., содержащая по сравнению с др. русскими летописями наиболее обширный фактический материал о событиях Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова, давшая официальную концепцию истории России конца 16 — начала 17 вв. Н. л., по-видимому, был составлен около 1630 г. при дворе патриарха Филарета (Федора Никитича Романова), отца царя Михаила Федоровича. 
Новый летописец, летопись 17 в., содержащая по сравнению с др. русскими летописями наиболее обширный фактический материал о событиях Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова, давшая официальную концепцию истории России конца 16 — начала 17 вв. Н. л., по-видимому, был составлен около 1630 г. при дворе патриарха Филарета (Федора Никитича Романова), отца царя Михаила Федоровича. 
В Н. л. описываются события с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1619 г. - года, когда Филарет стал патриархом.
Н. л. составлялся на основании многих летописей и официальных источников: дипломатических актов, грамот, разрядных книг. В 17 в. возникли многие новые редакции Н. л., в которых продолжалось описание событий до 1655, 1659, 1686 и др.
Описание слайда:
Новый летописец, летопись 17 в., содержащая по сравнению с др. русскими летописями наиболее обширный фактический материал о событиях Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова, давшая официальную концепцию истории России конца 16 — начала 17 вв. Н. л., по-видимому, был составлен около 1630 г. при дворе патриарха Филарета (Федора Никитича Романова), отца царя Михаила Федоровича. Новый летописец, летопись 17 в., содержащая по сравнению с др. русскими летописями наиболее обширный фактический материал о событиях Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова, давшая официальную концепцию истории России конца 16 — начала 17 вв. Н. л., по-видимому, был составлен около 1630 г. при дворе патриарха Филарета (Федора Никитича Романова), отца царя Михаила Федоровича. В Н. л. описываются события с конца царствования Ивана IV Васильевича Грозного до 1619 г. - года, когда Филарет стал патриархом. Н. л. составлялся на основании многих летописей и официальных источников: дипломатических актов, грамот, разрядных книг. В 17 в. возникли многие новые редакции Н. л., в которых продолжалось описание событий до 1655, 1659, 1686 и др.

Слайд 42





Катырёв-Ростовский
        Иван Михайлович (? - 1640)
князь, русский политический деятель и писатель 17 в. Начал службу при Борисе Годунове. В 1608 г. был сослан в Сибирь на воеводство в Тобольск, возвращен в 1613. Был близок к Романовым, в 1613 участвовал в избрании царём своего шурина Михаила Федоровича. К.-Р. считают автором «Повести книги сея от прежних лет: о начале царствующего града Москвы...», в которой излагаются события от царствования Ивана Грозного до избрания Михаила Федоровича. Но есть мнение, что К.-Р. только отредактировал «Повесть...», внеся в неё ряд дополнений и свои стихи.
Описание слайда:
Катырёв-Ростовский         Иван Михайлович (? - 1640) князь, русский политический деятель и писатель 17 в. Начал службу при Борисе Годунове. В 1608 г. был сослан в Сибирь на воеводство в Тобольск, возвращен в 1613. Был близок к Романовым, в 1613 участвовал в избрании царём своего шурина Михаила Федоровича. К.-Р. считают автором «Повести книги сея от прежних лет: о начале царствующего града Москвы...», в которой излагаются события от царствования Ивана Грозного до избрания Михаила Федоровича. Но есть мнение, что К.-Р. только отредактировал «Повесть...», внеся в неё ряд дополнений и свои стихи.

Слайд 43





Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа»)
 - обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, в последний раз в Киеве в 1861. 
Автором предположительно является Иннокентий Гизель. До начала XIX века «Синопсис» использовался как школьный учебник по истории.
В книге говорится о единстве Великой и Малой Руси, о единой государственной традиции Киевской Руси, об общей династии Рюриковичей и о едином русском, «православнороссийском», народе.
Описание слайда:
Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа»)  - обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, в последний раз в Киеве в 1861. Автором предположительно является Иннокентий Гизель. До начала XIX века «Синопсис» использовался как школьный учебник по истории. В книге говорится о единстве Великой и Малой Руси, о единой государственной традиции Киевской Руси, об общей династии Рюриковичей и о едином русском, «православнороссийском», народе.

Слайд 44





Сильвестр Медведев
Сильве́стр (1641-1691) — книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого.
Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря. 
Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.
Описание слайда:
Сильвестр Медведев Сильве́стр (1641-1691) — книгохранитель Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, ученик Симеона Полоцкого. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря. Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Слайд 45





В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. 
В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. 
С этим было связано и появление нового героя - не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. 
Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. 
Наиболее значительные произведения этого жанра — «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульянии Осорьиной».
Описание слайда:
В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. С этим было связано и появление нового героя - не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. Наиболее значительные произведения этого жанра — «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульянии Осорьиной».

Слайд 46


Русская культура XVII века, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47





Для архитектуры XVII в. был характерен процесс обмирщения. Происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.
Для архитектуры XVII в. был характерен процесс обмирщения. Происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы.
Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. 
По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. 
Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. 
Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.
Описание слайда:
Для архитектуры XVII в. был характерен процесс обмирщения. Происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы. Для архитектуры XVII в. был характерен процесс обмирщения. Происходило постепенное сближение культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожи на светские хоромы. Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

Слайд 48


Русская культура XVII века, слайд №48
Описание слайда:

Слайд 49





Шатровый стиль в архитектуре
Описание слайда:
Шатровый стиль в архитектуре

Слайд 50


Русская культура XVII века, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51





Кубоватые храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, в основном в  северных районах. 
Кубоватые храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, в основном в  северных районах. 
Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
Описание слайда:
Кубоватые храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, в основном в северных районах. Кубоватые храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, в основном в северных районах. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.

Слайд 52





Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. 
Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. 
В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. 
Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над «гробом Господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.
Описание слайда:
Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над «гробом Господнем» в Иерусалиме — главной христианской святыни.

Слайд 53





Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы - церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы - церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.
Описание слайда:
Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы - церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы - церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

Слайд 54





Церковь Николы в Хамовниках
Описание слайда:
Церковь Николы в Хамовниках

Слайд 55





Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Здание построено в стиле «русского узорочья». 
Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры. 
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
Описание слайда:
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Здание построено в стиле «русского узорочья». Одна из последних крупных шатровых церквей в истории русской архитектуры. Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Слайд 56





Церковь Троицы в Никитниках
Церковь построена в 1628-1653 гг. на средства купцов Никитниковых и известна обилием декоративных деталей.
Описание слайда:
Церковь Троицы в Никитниках Церковь построена в 1628-1653 гг. на средства купцов Никитниковых и известна обилием декоративных деталей.

Слайд 57


Русская культура XVII века, слайд №57
Описание слайда:

Слайд 58


Русская культура XVII века, слайд №58
Описание слайда:

Слайд 59


Русская культура XVII века, слайд №59
Описание слайда:

Слайд 60





Церковь в селе Остров под Москвой
Описание слайда:
Церковь в селе Остров под Москвой

Слайд 61





        Церковь Казанской иконы Божией Матери в Муромском Троицком монастыре Владимирской области.

        Церковь Казанской иконы Божией Матери в Муромском Троицком монастыре Владимирской области.
Описание слайда:
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Муромском Троицком монастыре Владимирской области. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Муромском Троицком монастыре Владимирской области.

Слайд 62


Русская культура XVII века, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63


Русская культура XVII века, слайд №63
Описание слайда:

Слайд 64





Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске. 
Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.
Описание слайда:
Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске. Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

Слайд 65


Русская культура XVII века, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66





Теремной дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича: Коломенское было его любимой резиденцией. 
В 1667-1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений и 3000 окон и оконцев.
Это был целый городок с деревянными хоромами, домовой Казанской церковью, дворами (Сытный, Кормовой, Хлебный), палатами, башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми «колоннами.  
Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями.
Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.
 Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.
Описание слайда:
Теремной дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича: Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667-1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений и 3000 окон и оконцев. Это был целый городок с деревянными хоромами, домовой Казанской церковью, дворами (Сытный, Кормовой, Хлебный), палатами, башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми «колоннами. Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном. Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

Слайд 67


Русская культура XVII века, слайд №67
Описание слайда:

Слайд 68


Русская культура XVII века, слайд №68
Описание слайда:

Слайд 69





Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова - единственный в России образец частной древнерусской усадьбы 17 века. Пестрые изразцы, резные наличники, двойные арки.
Описание слайда:
Палаты Аверкия Кириллова Палаты Аверкия Кириллова - единственный в России образец частной древнерусской усадьбы 17 века. Пестрые изразцы, резные наличники, двойные арки.

Слайд 70


Русская культура XVII века, слайд №70
Описание слайда:

Слайд 71


Русская культура XVII века, слайд №71
Описание слайда:

Слайд 72





Русское барокко
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.  В его формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры.
Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. 
Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.
Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состовшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.   
Петропавловский собор (Казань)
Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. 
Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.
Описание слайда:
Русское барокко Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках. В его формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состовшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией. Петропавловский собор (Казань) Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

Слайд 73





Московское барокко
Церковь Покрова в Филях.
Характерные черты XVII в.: изразцы, яркость сочетаний красок.
Описание слайда:
Московское барокко Церковь Покрова в Филях. Характерные черты XVII в.: изразцы, яркость сочетаний красок.

Слайд 74





Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый вид — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый вид — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.
Описание слайда:
Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый вид — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый вид — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

Слайд 75


Русская культура XVII века, слайд №75
Описание слайда:

Слайд 76


Русская культура XVII века, слайд №76
Описание слайда:

Слайд 77





Итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др. 
Итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.
Описание слайда:
Итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др. Итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

Слайд 78





Кижи
Описание слайда:
Кижи

Слайд 79





XVII век
Особенности периода: обмирщение живописи, изображение повседневности, человеческого тела.
Описание слайда:
XVII век Особенности периода: обмирщение живописи, изображение повседневности, человеческого тела.

Слайд 80





В 1648-64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель её иконописной мастерской.
В 1648-64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель её иконописной мастерской.
 Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров.
Описание слайда:
В 1648-64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель её иконописной мастерской. В 1648-64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель её иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров.

Слайд 81





Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
Описание слайда:
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна» в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.

Слайд 82





В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) - искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).
В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) - искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).
Описание слайда:
В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) - искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин). В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) - искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).

Слайд 83





Скоморохи, медвежий цирк.
Описание слайда:
Скоморохи, медвежий цирк.

Слайд 84


Русская культура XVII века, слайд №84
Описание слайда:

Слайд 85





Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1672 г. По поручению царя Алексея Михайловича лютеранский пастор И. Г. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал по Москве "детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека" и стал репетировать с ними так называемое "Артаксерксово действо", разыгранное 17 октября 1672 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. 
Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1672 г. По поручению царя Алексея Михайловича лютеранский пастор И. Г. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал по Москве "детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека" и стал репетировать с ними так называемое "Артаксерксово действо", разыгранное 17 октября 1672 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. 
Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.
Описание слайда:
Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1672 г. По поручению царя Алексея Михайловича лютеранский пастор И. Г. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал по Москве "детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека" и стал репетировать с ними так называемое "Артаксерксово действо", разыгранное 17 октября 1672 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1672 г. По поручению царя Алексея Михайловича лютеранский пастор И. Г. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал по Москве "детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека" и стал репетировать с ними так называемое "Артаксерксово действо", разыгранное 17 октября 1672 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Появляются и светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Бонусом». Ставились балетные спектакли. Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

Слайд 86


Русская культура XVII века, слайд №86
Описание слайда:

Слайд 87





Развитие научных знаний
Описание слайда:
Развитие научных знаний

Слайд 88





Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. 
Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.
Описание слайда:
Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

Слайд 89





Медицина
В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела».
Описание слайда:
Медицина В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

Слайд 90





Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. 
Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника.
Описание слайда:
Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника.

Слайд 91





В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.
Описание слайда:
В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

Слайд 92


Русская культура XVII века, слайд №92
Описание слайда:

Слайд 93


Русская культура XVII века, слайд №93
Описание слайда:

Слайд 94






Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. 
Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.
Описание слайда:
Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.

Слайд 95





Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту англичанина Христофора Галовея. Создавали 3 поколения мастеров - Ждан, Шумило Жданов, Алексей Шумилов.
Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту англичанина Христофора Галовея. Создавали 3 поколения мастеров - Ждан, Шумило Жданов, Алексей Шумилов.
В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой.
Описание слайда:
Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту англичанина Христофора Галовея. Создавали 3 поколения мастеров - Ждан, Шумило Жданов, Алексей Шумилов. Первые часы на Спасской башне были установлены по проекту англичанина Христофора Галовея. Создавали 3 поколения мастеров - Ждан, Шумило Жданов, Алексей Шумилов. В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой.

Слайд 96





Оружейная палата
Оружейная палата ранее называлась Большая казна, известна с начала XVI в.
В ее состав входили мастерские, производившие оружие, одежды, сосуды и др. вещи для царя. 
Здание просуществовало до пожара 1737 года.
Описание слайда:
Оружейная палата Оружейная палата ранее называлась Большая казна, известна с начала XVI в. В ее состав входили мастерские, производившие оружие, одежды, сосуды и др. вещи для царя. Здание просуществовало до пожара 1737 года.

Слайд 97





Декоративное убранство деревянных церквей и домов. 
Декоративное убранство деревянных церквей и домов. 
Высокое мастерство чеканки и литья
Особенности костюма - кованые кружева, оплечья.  
Описание слайда:
Декоративное убранство деревянных церквей и домов. Декоративное убранство деревянных церквей и домов. Высокое мастерство чеканки и литья Особенности костюма - кованые кружева, оплечья.  

Слайд 98





ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.


ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.
Описание слайда:
ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности. ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию