🗊Презентация Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №1Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №2Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №3Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №4Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №5Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №6Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №7Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №8Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №9Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №10Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №11Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №12Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №13Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №14Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №15Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №16Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №17Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №18Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №19Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №20Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №21Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №22Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №23Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №24Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №25Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №26Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №27Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №28Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №29Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №30Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №31Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №32Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №33Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №34Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №35Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания, слайд №36

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания. Доклад-сообщение содержит 36 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





АНТИТЕЗА АНАЛИТИЧЕСКИХ (ОПИСАТЕЛЬНЫХ, ФОРМАЛЬНЫХ) И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) МОДЕЛЕЙ ЯЗЫКА В ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 
Основной конфликт, историческая последовательность научных направлений в мировой лингвистике ХХ в. – 
смена и сосуществование 
системно-структурной, аналитической модели описания языка,  соссюрианской, и
 модели динамической, функциональной, синтетической.
Описание слайда:
АНТИТЕЗА АНАЛИТИЧЕСКИХ (ОПИСАТЕЛЬНЫХ, ФОРМАЛЬНЫХ) И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) МОДЕЛЕЙ ЯЗЫКА В ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Основной конфликт, историческая последовательность научных направлений в мировой лингвистике ХХ в. – смена и сосуществование системно-структурной, аналитической модели описания языка, соссюрианской, и модели динамической, функциональной, синтетической.

Слайд 2





  
Язык в себе и для себя – вот истинный объект лингвистики.
Ф. де Соссюр
Все, что имеет отношение к осуществлению языка, входит в компетенцию   лингвистики.
А. Е. Кибрик
Описание слайда:
Язык в себе и для себя – вот истинный объект лингвистики. Ф. де Соссюр Все, что имеет отношение к осуществлению языка, входит в компетенцию лингвистики. А. Е. Кибрик

Слайд 3





ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА
Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение смысла и акустического образа 
Ф. де Соссюр
Естественный язык — чрезвычайно практичная, удобная, эффективная, универсальная, устойчивая, лабильная, гибкая, рекурсивная, самоорганизующаяся, эволюционирующая, осмысленная (способная к рефлексии, «субъектно мотивированная» и мн. др.), креативная и в целом антропоцентричная система ограниченного набора средств социального взаимодействия, предоставляющая своему носителю теоретически безграничные возможности воплощения своих коммуникативных и когнитивных потребностей и намерений, и потому конгруэнтная естественному интеллекту….
РЯБЦЕВА Н. К. Язык и естественный интеллект
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение смысла и акустического образа Ф. де Соссюр Естественный язык — чрезвычайно практичная, удобная, эффективная, универсальная, устойчивая, лабильная, гибкая, рекурсивная, самоорганизующаяся, эволюционирующая, осмысленная (способная к рефлексии, «субъектно мотивированная» и мн. др.), креативная и в целом антропоцентричная система ограниченного набора средств социального взаимодействия, предоставляющая своему носителю теоретически безграничные возможности воплощения своих коммуникативных и когнитивных потребностей и намерений, и потому конгруэнтная естественному интеллекту…. РЯБЦЕВА Н. К. Язык и естественный интеллект

Слайд 4





ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Описание слайда:
ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Слайд 5





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА 
Базовые функции языка:
Когнитивная и коммуникативная
Базовые направления современного функционализма:
Когнитивная лингвистика («когнитивный переворот в лингвистике»)
Коммуникативная лингвистика (дискурсивный переворот в лингвистике)
Когнитивно-дискурсивная парадигма  современного  языкознания
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Базовые функции языка: Когнитивная и коммуникативная Базовые направления современного функционализма: Когнитивная лингвистика («когнитивный переворот в лингвистике») Коммуникативная лингвистика (дискурсивный переворот в лингвистике) Когнитивно-дискурсивная парадигма современного языкознания

Слайд 6





КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Когнитивная лингвистика – 
наука, решающая задачи  выявления тех аспектов существования и функционирования естественного языка, которые обусловлены его непосредственной cвязью с когнитивным механизмом человека;
 вместе с тем это наука, направленная на
выявление заложенных в языке практических, теоретических и культурных знаний и опыта, освоенных, осмысленных и прямо или косвенно вербализованных носителями языка (способы языкового миромоделирования)
Описание слайда:
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Когнитивная лингвистика – наука, решающая задачи выявления тех аспектов существования и функционирования естественного языка, которые обусловлены его непосредственной cвязью с когнитивным механизмом человека; вместе с тем это наука, направленная на выявление заложенных в языке практических, теоретических и культурных знаний и опыта, освоенных, осмысленных и прямо или косвенно вербализованных носителями языка (способы языкового миромоделирования)

Слайд 7





ДИСКУРС-АНАЛИЗ
Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала языка-системы 
в соответствии  коммуникативными и когнитивными потребностями, 
формируемыми в общекультурных 
и ситуативных контекстах (конситуациях).
Описание слайда:
ДИСКУРС-АНАЛИЗ Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала языка-системы в соответствии коммуникативными и когнитивными потребностями, формируемыми в общекультурных и ситуативных контекстах (конситуациях).

Слайд 8





ДИСКУРС-АНАЛИЗ
«Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда воспринимаем реальность посредством языка.
 С помощью языка мы создаем представления о реальности, которое не просто отражает то, что в ней есть, но и конструирует ее» 
(Л.Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ, 2004)
Описание слайда:
ДИСКУРС-АНАЛИЗ «Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда воспринимаем реальность посредством языка. С помощью языка мы создаем представления о реальности, которое не просто отражает то, что в ней есть, но и конструирует ее» (Л.Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ, 2004)

Слайд 9





ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 В. 
Кризис младограмматизма – одно из условий формирования научной парадигмы в начале ХХ в. 
В фокусе критики современников находится прежде всего последовательный позитивизм младограмматиков.
Антипозитивизм – ведущая  теоретическая установка гуманитарных наук в начале ХХ в. 
При этом выход из тупика последовательно позитивистского подхода виделся на разных исследовательских путях.
Описание слайда:
ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 В. Кризис младограмматизма – одно из условий формирования научной парадигмы в начале ХХ в. В фокусе критики современников находится прежде всего последовательный позитивизм младограмматиков. Антипозитивизм – ведущая  теоретическая установка гуманитарных наук в начале ХХ в. При этом выход из тупика последовательно позитивистского подхода виделся на разных исследовательских путях.

Слайд 10





КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.  
 НАСТУПЛЕНИЕМ НОВОЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ МЫСЛИ.  
САМОЙ ЯРКОЙ ЕЕ ЧЕРТОЙ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОРЫВ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ, 
ЛЕЖАЩЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ ЭМПИРИЧЕСКОГО, 
НЕПОСРЕДСТВЕННО НАБЛЮДАЕМОГО, ПРИВЫЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Описание слайда:
КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В. НАСТУПЛЕНИЕМ НОВОЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ МЫСЛИ. САМОЙ ЯРКОЙ ЕЕ ЧЕРТОЙ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОРЫВ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ, ЛЕЖАЩЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ ЭМПИРИЧЕСКОГО, НЕПОСРЕДСТВЕННО НАБЛЮДАЕМОГО, ПРИВЫЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Слайд 11





КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В
Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая из твердых “фактов”, которые предстоит лишь собрать и расставить по надлежащим местам, 
уступила место релятивному миру идеальных сущностей, образ которого на глазах создается и пересоздается концептуализирующей мыслью. 
Б.М. Гаспаров
Описание слайда:
КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая из твердых “фактов”, которые предстоит лишь собрать и расставить по надлежащим местам, уступила место релятивному миру идеальных сущностей, образ которого на глазах создается и пересоздается концептуализирующей мыслью. Б.М. Гаспаров

Слайд 12





ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА  XIX  - XX  ВЕКОВ
Два пути преодоления ограниченности  младограмматизма 
1. Структурализм 
2. Функционализм
Описание слайда:
ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ Два пути преодоления ограниченности младограмматизма 1. Структурализм 2. Функционализм

Слайд 13





СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В.
В АСПЕКТАХ АНАЛИЗА   НЕТ РАВЕНСТВА 
В   ПРОРАБОТАННОСТИ, 
В  ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ  В ПОЗИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЯЗЫКА
БЕЗУСЛОВНО ДОМИНИРУЕТ.
 ЛОГИЦИЗМ НАУКИ, 
АНАЛИТИЗМ - 
НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЛОГИКЕ АРИСТОТЕЛЯ, 
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА  ЗАДАНА В АНТИЧНОСТИ
Описание слайда:
СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В. В АСПЕКТАХ АНАЛИЗА НЕТ РАВЕНСТВА В ПРОРАБОТАННОСТИ, В ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ В ПОЗИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЯЗЫКА БЕЗУСЛОВНО ДОМИНИРУЕТ. ЛОГИЦИЗМ НАУКИ, АНАЛИТИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЛОГИКЕ АРИСТОТЕЛЯ, МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЗАДАНА В АНТИЧНОСТИ

Слайд 14





При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве.
При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве.

Б.М. Гаспаров
Описание слайда:
При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве. При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве. Б.М. Гаспаров

Слайд 15





НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ  - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. 
НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ  - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. 
 ИДЕИ ПРЕРЫВИСТОГО, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ – 
КВАНТЫ В ФИЗИКЕ, 
В БИОЛОГИИ – ИДЕЯ МУТАЦИИ, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ. 
В ЛИНГВИСТИКЕ -  ИДЕЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТИ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ. 
В   СИНХРОНИИ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ  РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ОДНОВРЕМЕННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ, ВЫЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ, ЕДИНСТВА И СВЯЗЕЙ.
Описание слайда:
НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. ИДЕИ ПРЕРЫВИСТОГО, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ – КВАНТЫ В ФИЗИКЕ, В БИОЛОГИИ – ИДЕЯ МУТАЦИИ, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ. В ЛИНГВИСТИКЕ - ИДЕЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТИ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ. В СИНХРОНИИ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ОДНОВРЕМЕННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ, ВЫЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ, ЕДИНСТВА И СВЯЗЕЙ.

Слайд 16





В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ ОГРОМНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА.

Суть в осознании того, что язык представляет  собой нечто большее, чем упорядоченный инвентарь форм, 
поскольку определяющую роль в нем играют не материальные элементы, а  релятивные по своей природе знаковые ценности, отношения между которыми образуют структуру.
 Эта идея, с наибольшей полнотой и  отчетливостью сформулированная де Соссюром, задала господствующее направление всей лингвистике XX столетия.
Описание слайда:
В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ ОГРОМНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА. Суть в осознании того, что язык представляет собой нечто большее, чем упорядоченный инвентарь форм, поскольку определяющую роль в нем играют не материальные элементы, а релятивные по своей природе знаковые ценности, отношения между которыми образуют структуру. Эта идея, с наибольшей полнотой и отчетливостью сформулированная де Соссюром, задала господствующее направление всей лингвистике XX столетия.

Слайд 17





 БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ  ХХ: 1910—1970 ГГ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИДЕАЛЬНОМ, ТО ЕСТЬ НЕДОСТУПНОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАБЛЮДЕНИЮ, СИСТЕМНОМ УСТРОЙСТВЕ, 
ИНТУИТИВНОЕ ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ ГОВОРЯЩИЕ НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ.
РЕЗУЛЬТАТ - ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ МОДЕЛИ, ПОКРЫВАЮЩИЕ ВСЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, — ОТ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РЕЧИ ДО СИНТАКСИСА, СЕМАНТИКИ И ПРАГМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ.
Описание слайда:
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ХХ: 1910—1970 ГГ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИДЕАЛЬНОМ, ТО ЕСТЬ НЕДОСТУПНОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАБЛЮДЕНИЮ, СИСТЕМНОМ УСТРОЙСТВЕ, ИНТУИТИВНОЕ ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ ГОВОРЯЩИЕ НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ. РЕЗУЛЬТАТ - ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ МОДЕЛИ, ПОКРЫВАЮЩИЕ ВСЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, — ОТ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РЕЧИ ДО СИНТАКСИСА, СЕМАНТИКИ И ПРАГМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ.

Слайд 18





 1910—1970 ГГ. ХХ В. 
широкое применение метода - при изучении словесных и несловесных художественных текстов, 
в конечном счете -
 любых проявлений культурного поведения, в основании которых можно было усмотреть социально санкционированные знаковые коды и правила обращения с ними.
Описание слайда:
1910—1970 ГГ. ХХ В. широкое применение метода - при изучении словесных и несловесных художественных текстов, в конечном счете - любых проявлений культурного поведения, в основании которых можно было усмотреть социально санкционированные знаковые коды и правила обращения с ними.

Слайд 19





СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ  ТЕОРИЯ  ЯЗЫКА
- часть общего  культурного контекста  эпохи – эпохи модернизма , 
который составляли согласованные в определенной степени
 философские, 
 эстетически е, 
идеологические , 
социальные течения.
Описание слайда:
СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА - часть общего культурного контекста эпохи – эпохи модернизма , который составляли согласованные в определенной степени философские, эстетически е, идеологические , социальные течения.

Слайд 20





ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. 
1. Функционализм
Фосслер К. Позитивизм и идеализм в языкознании (Извлечения)// История языкознания и ХIХи ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть.1. М., 1960), 
Фосслер К. Грамматика и история языка. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910.Книга 1.-репр.изд. М., Территория будущенго, 2005,с. 157 – 170.
Отношение истории языка к истории литературы. // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1912 – 1913.Книга 1-2,-репр.изд. М., 2005, с. 247 – 258.
В. Н. Волошинов, Марксизм и философия языка. Основы социального метода в науке о языке, Л.,1927; ч. II, гл. 1: “Два направления философско-лингвистической мысли”.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. 1. Функционализм Фосслер К. Позитивизм и идеализм в языкознании (Извлечения)// История языкознания и ХIХи ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть.1. М., 1960), Фосслер К. Грамматика и история языка. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910.Книга 1.-репр.изд. М., Территория будущенго, 2005,с. 157 – 170. Отношение истории языка к истории литературы. // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1912 – 1913.Книга 1-2,-репр.изд. М., 2005, с. 247 – 258. В. Н. Волошинов, Марксизм и философия языка. Основы социального метода в науке о языке, Л.,1927; ч. II, гл. 1: “Два направления философско-лингвистической мысли”.

Слайд 21





ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. 
Но если идеалистический, казуальный принцип получает действительное отражение в развитии языка, 
тогда все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда— фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису,— будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине —стилистике, 
Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.
 (Karl Vossler, Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft, Heidelberg, 1904).
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. Но если идеалистический, казуальный принцип получает действительное отражение в развитии языка, тогда все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда— фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису,— будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине —стилистике, Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.  (Karl Vossler, Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft, Heidelberg, 1904).

Слайд 22





ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА  НАЧАЛА ХХ В. 
 Гумбольдтианская идея выражения в языке  духа народа,  идея миромоделирующей функции языка.
 К. Фосслер 
«Культура Франции в зеркале ее языкового развития. История французского письменного языка от начал до классического Нового времени»  (1913 г.), 
 «Дух и культура в языке» (1925) 
 Л. Вайсгербер   
«Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.
Описание слайда:
ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА НАЧАЛА ХХ В. Гумбольдтианская идея выражения в языке духа народа, идея миромоделирующей функции языка. К. Фосслер «Культура Франции в зеркале ее языкового развития. История французского письменного языка от начал до классического Нового времени» (1913 г.), «Дух и культура в языке» (1925) Л. Вайсгербер «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

Слайд 23





ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
В родном языке  каждого народа  заложено некое миропонимание…в том виде, которое оно приобрело сообразно судьбам этого языкового сообщества, его географическому положению и истории, его духовным и внешним условиям… следует пойти дальше и спросить, в какой мере, своеобразие какого-либо народа созидается его языком. 
Л. Вайсбергер
Описание слайда:
ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА В родном языке каждого народа заложено некое миропонимание…в том виде, которое оно приобрело сообразно судьбам этого языкового сообщества, его географическому положению и истории, его духовным и внешним условиям… следует пойти дальше и спросить, в какой мере, своеобразие какого-либо народа созидается его языком. Л. Вайсбергер

Слайд 24





 ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА 
К. Фосслер 
Всякое синтаксическое правило обосновано какой-либо превалирующей духовной спецификой данного народа
Описание слайда:
ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА К. Фосслер Всякое синтаксическое правило обосновано какой-либо превалирующей духовной спецификой данного народа

Слайд 25





Л. ВАЙСГЕРБЕР 
Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой применения намного более реального/действенного языкового владения человека, а это опять же лишь выражение более высокой действительности/действенности, а именно: языка народа. А за всем языковым на земле стоит, наконец, как искомый источник, как последняя действительность/действенность, языковая способность человека. «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.
Описание слайда:
Л. ВАЙСГЕРБЕР Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой применения намного более реального/действенного языкового владения человека, а это опять же лишь выражение более высокой действительности/действенности, а именно: языка народа. А за всем языковым на земле стоит, наконец, как искомый источник, как последняя действительность/действенность, языковая способность человека. «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

Слайд 26





Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР 
Анализ языковых систем
Цветообозначений
терминов родства в германских,  романских, славянских языках
Глаголов движения
	Анализ становления языковых систем в онтогенезе
Описание слайда:
Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР Анализ языковых систем Цветообозначений терминов родства в германских, романских, славянских языках Глаголов движения Анализ становления языковых систем в онтогенезе

Слайд 27





К. ФОССЛЕР
"Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет, так сказать, по водоразделу, с вершин которого открывается с одной стороны -- вид на долины и источники душевных мнений отдельных говорящих, а с другой -- панорама обширных русел и систем языкового развития. 
Та дорога ведет в сторону языковых индивидуальностей и личностей, стилистики и литературоведения, а эта -   в сторону языковых сообществ и языкового родства, в области исторической и сравнительной грамматики" (Собрание сочинений по философии языка, 1923 )
Описание слайда:
К. ФОССЛЕР "Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет, так сказать, по водоразделу, с вершин которого открывается с одной стороны -- вид на долины и источники душевных мнений отдельных говорящих, а с другой -- панорама обширных русел и систем языкового развития. Та дорога ведет в сторону языковых индивидуальностей и личностей, стилистики и литературоведения, а эта - в сторону языковых сообществ и языкового родства, в области исторической и сравнительной грамматики" (Собрание сочинений по философии языка, 1923 )

Слайд 28





К. ФОССЛЕР
  язык – это  "персональный стиль»
в сфере языка специфически национальное подпадает под понятие орнаментального  
"Нет ни одного национального языка, который был бы только лишь национальным и оставался в тенетах орнаментики. Каким-то образом он должен служить и деловым и профессиональным целям" (Дух и культура в языке, 1925).
Описание слайда:
К. ФОССЛЕР язык – это "персональный стиль» в сфере языка специфически национальное подпадает под понятие орнаментального "Нет ни одного национального языка, который был бы только лишь национальным и оставался в тенетах орнаментики. Каким-то образом он должен служить и деловым и профессиональным целям" (Дух и культура в языке, 1925).

Слайд 29





К. ФОССЛЕР
"В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и персональный эмоциональный тон...
 При этом следует настоятельно подчеркнугь ту предпосылку, что национальные и отраслевые языки никогда не сосуществуют раздельно как чистые культуры, но всегда в связи и в многообразнейших смешениях друг с другом.  
Влияние национальных языков на отраслевые языки выражается, в частности, в появлении технических и терминологических антропоморфизмов, придающих отраслевым "языкам" нечто вроде целенаправленного, прикладного миросозерцания (Zweckgesinnung)
Описание слайда:
К. ФОССЛЕР "В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и персональный эмоциональный тон... При этом следует настоятельно подчеркнугь ту предпосылку, что национальные и отраслевые языки никогда не сосуществуют раздельно как чистые культуры, но всегда в связи и в многообразнейших смешениях друг с другом. Влияние национальных языков на отраслевые языки выражается, в частности, в появлении технических и терминологических антропоморфизмов, придающих отраслевым "языкам" нечто вроде целенаправленного, прикладного миросозерцания (Zweckgesinnung)

Слайд 30





К.ФОССЛЕР
язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте он ни был, дарует нам, вместо света, очки, подзорную трубу и увеличительные стекла, с которыми большинство людей не умеет обращаться" 
"в царстве познания и истины всякое понятие желает обрести собственный диалект..., т.е. каждое желает так долго и интенсивно обкатываться в речи и отражаться по возможности во всех языках, пока оно не найдет успокоения в такой форме, которая не нуждается более в переводе" 
(Языковое сообщество и сообщество по интересам, 1924 )
Описание слайда:
К.ФОССЛЕР язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте он ни был, дарует нам, вместо света, очки, подзорную трубу и увеличительные стекла, с которыми большинство людей не умеет обращаться" "в царстве познания и истины всякое понятие желает обрести собственный диалект..., т.е. каждое желает так долго и интенсивно обкатываться в речи и отражаться по возможности во всех языках, пока оно не найдет успокоения в такой форме, которая не нуждается более в переводе" (Языковое сообщество и сообщество по интересам, 1924 )

Слайд 31





БАХТИН М.
«Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе не сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять»  (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).
Описание слайда:
БАХТИН М. «Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе не сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять» (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).

Слайд 32





М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ)
Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального события общения – совершенно необходимые условия для того, чтобы указанный нами физико-психо-физиологический комплекс мог иметь отношение к языку, к речи, мог бы стать фактом языка-речи.
Описание слайда:
М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального события общения – совершенно необходимые условия для того, чтобы указанный нами физико-психо-физиологический комплекс мог иметь отношение к языку, к речи, мог бы стать фактом языка-речи.

Слайд 33





М. БАХТИН (В.Н. ВОЛОШИНОВ)
Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому же языковому коллективу, установлен на данную языковую форму не как на неподвижный, себетождественный сигнал, а как на изменчивый и гибкий знак.
/…/К этому нужно прибавить еще одно, в высшей степени существенное соображение. 
Речевое сознание говорящих, в сущности, с формой языка, как такой, и с языком, как таким, вообще не имеет дела.
В самом деле, языковая форма, данная говорящему, как мы только что показали, лишь в контексте определенных высказываний, дана, следовательно, лишь в определенном идеологическом контексте.
Описание слайда:
М. БАХТИН (В.Н. ВОЛОШИНОВ) Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому же языковому коллективу, установлен на данную языковую форму не как на неподвижный, себетождественный сигнал, а как на изменчивый и гибкий знак. /…/К этому нужно прибавить еще одно, в высшей степени существенное соображение. Речевое сознание говорящих, в сущности, с формой языка, как такой, и с языком, как таким, вообще не имеет дела. В самом деле, языковая форма, данная говорящему, как мы только что показали, лишь в контексте определенных высказываний, дана, следовательно, лишь в определенном идеологическом контексте.

Слайд 34





М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ)
Между тем язык движется вместе с потоком и неотделим от него. Он, собственно, не передается, он длится, но длится как непрерывный процесс становления. 
Индивиды вовсе не получают готового языка,
 они вступают в этот поток речевого общения, 
вернее, их сознание только в этом потоке и осуществляется впервые.
Описание слайда:
М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Между тем язык движется вместе с потоком и неотделим от него. Он, собственно, не передается, он длится, но длится как непрерывный процесс становления. Индивиды вовсе не получают готового языка, они вступают в этот поток речевого общения, вернее, их сознание только в этом потоке и осуществляется впервые.

Слайд 35





М. БАХТИН
«Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. 
Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка). 
Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности”. 
(“Проблема речевых жанров”. — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).
Описание слайда:
М. БАХТИН «Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка). Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности”. (“Проблема речевых жанров”. — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).

Слайд 36





С.Л. ФРАНК
“Душевная жизнь, не будучи определенным множеством, не есть и определенное единство..., Она есть некоторая экстенсивная сплошность, которой так же недостает интегрированности,как и дифференцированности, замкнутости и подчиненности подлинно единому центру, как и отчетливого расслоения на отдельные части”. (С.Л. Франк, Душа человека. Опыт введения в философскую психологию, 2 изд., Paris: YMCA Press, 1964, стр. 135)).
Описание слайда:
С.Л. ФРАНК “Душевная жизнь, не будучи определенным множеством, не есть и определенное единство..., Она есть некоторая экстенсивная сплошность, которой так же недостает интегрированности,как и дифференцированности, замкнутости и подчиненности подлинно единому центру, как и отчетливого расслоения на отдельные части”. (С.Л. Франк, Душа человека. Опыт введения в философскую психологию, 2 изд., Paris: YMCA Press, 1964, стр. 135)).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию