Описание слайда:
Одушевленные и неодушевленные
Существительные подразделяются на два разряда: на так называемые существительные одушевленные и неодушевленные.
Грамматически различие между одуш. и неодуш. сущ. выражается формой вин. падежа: у сущ. одуш. форма вин. падежа совпадает с род. падежом, а у сущ. неодуш. она совпадает с формой имен. падежа. Это различие обнаруживается в ед. числе только у слов муж. рода, например: одуш. сущ.: встретил брата, неодуш. сущ.: встретил поезд; и во множ. числе у всех сущ.: одуш. сущ. – поймал окуней; неодуш. сущ.: разбил стаканы.
Сущ. жен. и сред. рода в ед. числе по одушевленности и неодушевленности грамматически не различаются. Сущ. женск. рода, оканчивающиеся в им. пад. на -а(-я) или -ая (-яя), имеют для вин. падежа особые окончания -у(-ю), -ую(-юю), которые отличаются и от им., и от род. падежей, вин. пад. изб-у, сестр-у. У остальных же сущ. жен. рода, а также у всех сущ. сред. рода форма вин. пад. всегда совпадает с формой им. пад.: вижу степь.
Принадлежность сущ. к одуш. или неодуш. разряду, помимо формы вин. пад. самих сущ., обозначается также формами вин. пад. согласованных с ними прилагательных. Прилагательные, согласуясь с сущ. одуш., образуют форму вин. пад., тождественную с род. пад., а согласуясь с сущ. неодуш., – тождественную с формой им. пад.; ср.: встретил старого товарища. При этом у сущ. муж. рода на -а(-я) (юноша, судья) принадлежность к одуш. разряду обозначается только формой согласованных с ними прилагательных, например, вин. пад. – народного судью и т.д.
Грамматическое различие между сущ. одуш. и неодуш. в основном соответствует различию в значении обычных бытовых представлений о «живом» и «неживом». Одуш. сущ. – это названия реальных и нереальных (мифических, вымышленных) людей и животных, неодуш. же сущ. – названия предметов растительного мира и вещей. Но к неодуш. сущ., кроме того, относятся слова, которые обозначают отвлеченные понятия (гнев, испуг, разум, тип и др.), а также слова, обозначающие совокупность предметов, хотя бы предметов «живых», «одушевленных» (человечество, крестьянство и др.).