Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
План урока
1. Представления средневекового человека о мире.
2. Каролингское Возрождение.
3. «Семь свободных искусств».
4. Искусство рукописной книги.
5. Литература.
6. «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
Слайд 3
Описание слайда:
Задание на урок
Подумайте, почему быстрое развитие культуры при Карле Великом получило название «Возрождение» ?
Слайд 4
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи.
Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.
Слайд 5
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной.
Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Слайд 6
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Индийский океан в Средние века считался замкнутым.
Слайд 7
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого».
Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.
Слайд 8
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы — таковы были солнечные часы.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других — с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
месяц обновления.
Слайд 9
Описание слайда:
1. Представления средневекового человека о мире.
Сутки делились на день и ночь.
Ночь — это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам.
День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах
Слайд 10
Описание слайда:
2. Каролингское Возрождение.
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.
Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран — Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.
Слайд 11
Описание слайда:
2. Каролингское Возрождение.
Слайд 12
Описание слайда:
3. «Семь свободных искусств».
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы.
В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.
Слайд 13
Описание слайда:
3. «Семь свободных искусств».
Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов.
Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
Слайд 14
Описание слайда:
4. Искусство рукописной книги.
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи— свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.
Слайд 15
Описание слайда:
4. Искусство рукописной книги.
Слайд 16
Описание слайда:
5. Литература.
Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками.
В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу.
Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.
Слайд 17
Описание слайда:
5. Литература.
С VI—VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский — готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом.
Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени — от Рождества Христова.
Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю».
В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.
Слайд 18
Описание слайда:
5. Литература.
Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни — сказания о великих героях прошлого. Их исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле.
Великие средневековые эпические поэмы (эпосы): англосаксонский «Беовулъф»,
скандинавская «Старшая Эдда»,
немецкая «Песнь о Нибелунгах».
В XI веке был записан французский эпос «Песнь о Роланде».
Слайд 19
Описание слайда:
6. «Жонглёр, другим и нравом не в пример...»
«шуты» или жонглёры
Без них не обходились ни деревенская свадьба, ни придворный пир.
Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы.
«Жонглёр, другим и нравом не в пример: поел — и распевает веселей... Он телом здрав затем, что сердцем щедр».
Слайд 20
Описание слайда:
«Песнь о Роланде».
Слайд 21
Описание слайда:
«Поучения писателя и ученого Исидора Севильского (Испания, VI—VII вв.)
Слайд 22
Описание слайда:
Отрывок из учебника грамматики Алкуина (начало IX века)
Слайд 23
Слайд 24
Описание слайда:
Средневековое представление человека о мире
Слайд 25
Описание слайда:
Средневековая карта мира
Слайд 26
Описание слайда:
Отрывок из фильма «Карл Великий»
Слайд 27
Описание слайда:
Отрывок из фильма «Жизнь в Средневековье»
Слайд 28
Презентацию на
тему Культура Западной Европы в раннее Средневековье (6 класс) можно скачать бесплатно ниже: