Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий , обеспечивающих
школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это
достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися
социального опыта»
Слайд 3
Описание слайда:
Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению»
( Коломинский Я.Л.)
Слайд 4
Описание слайда:
Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью;
Освоить школьные нормы поведения;
Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.
Слайд 5
Описание слайда:
Виды адаптации
(Дорожевец Т.В.)
Академическая
Слайд 6
Описание слайда:
Академическая адаптация
I этап-ориентировочный . Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать»
IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 7
Описание слайда:
Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.
Слайд 8
Описание слайда:
Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности)
смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)
меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников)
Сдерживание двигательной активности
Слайд 9
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
Слайд 10
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
Слайд 11
Описание слайда:
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Слайд 12
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации:
Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)
Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка)
Микросоциальный (негативное влияние окружения)
Слайд 13
Описание слайда:
Факторы школьной дезадаптации:
Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности)
Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)
Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов , задержки психического развития)
Слайд 14
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.
Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться
Слайд 15
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.
Причины, приводящие к неуспешности:
Недостаточная подготовленность ребенка к школе
Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
Завышенные ожидания родителей.
Слайд 16
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
Слайд 17
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Слайд 18
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
4. Вербализм.
У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Слайд 19
Описание слайда:
Виды дезадаптации:
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.
Слайд 20
Описание слайда:
МБОУ ЧСОШ № 2
« …развитие личности
обучающегося на основе
усвоения универсальных
учебных действий,
познания и усвоения
мира»
Слайд 21
Слайд 22
Описание слайда:
Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий 45 мин
35-40 мин I I полугодие
I полугодие
Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин)
После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках.
Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины , конечностей,
глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Слайд 23
Описание слайда:
Кабинет для психологической разгрузки
Слайд 24
Описание слайда:
Оздоровительно-профилактическая работа
Слайд 25
Описание слайда:
Оздоровительно-профилактическая работа
Слайд 26
Описание слайда:
Оздоровительно-профилактическая работа
Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.
Слайд 27
Описание слайда:
Оздоровительно-профилактическая работа
Слайд 28
Описание слайда:
Учебно-познавательная деятельность
Школа будущего первоклассника
« Филиппок»
Задачи:
-ввести ребенка в новую систему
отношений;
-ввести будущих первоклассников
в новые учебные предметы.
В это время происходит освоение
организационных навыков
и умений для учебы в школе.
Слайд 29
Описание слайда:
Учебно-познавательная деятельность
Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики.
Мы изучаем:
-психофизиологическую и интеллектуальную зрелость;
-наличие учебных навыков у ребенка;
-индивидуально-личночностные особенности ребенка;
-состояние здоровья;
-семью, стратегию родительского поведения.
Слайд 30
Описание слайда:
Диагностика первоклассников
При помощи следующих тестов и программ:
Диагностика : -тест Керна-Иерасика;
-тестовая беседа Банкова;
-программа компьютерной обработки
тестов Алматея « Диагностика готовности
к школьному обучению и адаптация
первоклассников».
Тесты : - «Домики» О.А.Орехова на основании
теста А.Эткинса;
- «Экран настроения».
Слайд 31
Описание слайда:
Результаты диагностики
Эмоциональное состояние первоклассников
Слайд 32
Описание слайда:
Отношение к школе
Слайд 33
Описание слайда:
Адаптация к школе
Слайд 34
Описание слайда:
Учебная деятельность
Игровая Учебная деятельность
Коллективная групповая индивидуальная
Слайд 35
Описание слайда:
Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения:
Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.
Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.
Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
Слайд 36
Описание слайда:
Безотметочное обучение
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ
Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения
В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы.
Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.
Слайд 37
Описание слайда:
Волшебные линеечки
Текущую оценку учебных достижений можно
фиксировать с помощью особых условных шкал –
«волшебных линеечек». После решения любой
учебной задачи я предлагаю ученику на полях
начертить шкалу и оценить себя по тем или иным
критериям с помощью специального значка «х»
(крестика), по определённым критериям:
(А – аккуратность, П – правильность,
С – старание, Т – трудность). После проверки
такую же работу проделывает и сам учитель.
Если я согласна с мнением ученика, то я
обвожу крестик в красный кружок. Если, не
согласна, ставлю на шкале свою отметку выше
или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняю
причины расхождения оценок.
Слайд 38
Описание слайда:
Знаковая символика
Таким образом, учителю
ещё и наглядно видно у
кого какая самооценка
формируется: адекватная,
заниженная или
завышенная. Результаты
оценивания заносятся в
специальные дневники,
т. е ведётся мониторинг.
Слайд 39
Описание слайда:
Рефлексивное обучение
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Слайд 40
Описание слайда:
Рефлексии настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой, так и в конце деятельности.
Слайд 41
Описание слайда:
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов
и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Применение
этого вида рефлексии в конце урока дает
возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока.
Ученик помещает человечка (себя) на
соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
Слайд 42
Описание слайда:
Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Слайд 43
Слайд 44
Описание слайда:
Внеурочная деятельность
Кружок «Светофорик»
Слайд 45
Описание слайда:
Внеурочная деятельность
Кружок «Учимся быть читателями»
Слайд 46
Описание слайда:
Внеурочная деятельность
Кружок «Доноведение»
Слайд 47
Описание слайда:
Социально-педагогическая адаптация
Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.
Слайд 48
Описание слайда:
Источники использованных фонов:
Источники использованных фонов:
http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607
http://www.solnushki.ru/creative/clip0046
http://art8you.net/clipart/books/
Презентацию на
тему Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС можно скачать бесплатно ниже: