Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Русская философия социального и исторического знания
Слайд 2
Описание слайда:
Теоретические предпосылки социальной науки
Теоретические предпосылки социальной науки
Проблема исторической закономерности
Классы как субъекты закономерной деятельности
Абстрактные и конкретные социальные общности
Философия истории славянофилов
Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Доктрина соборности
Социальная и политическая онтология
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Степени развития и типы развития
Многообразие культур
Десять культурно-исторических типов
Положительные и отрицательные деятели истории
Законы культурно-исторического движения
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Фазы развития культур
Онтология и историософия В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Богочеловеческий процесс
Основные формы общечеловеческого организма
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия
Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Л. Франк: соборность как основа социальности
Л. П. Карсавин: концепция «симфонической личности»
Политическая философия русского марксизма
От «класса в себе» к «классу для себя»
Слайд 3
Описание слайда:
Теоретические предпосылки социальной науки
Проблема исторической закономерности
Слайд 4
Описание слайда:
Теоретические предпосылки социальной науки
Классы как субъекты закономерной деятельности
Слайд 5
Описание слайда:
Абстрактные и конкретные социальные общности
Слайд 6
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Предмет истории и её действующие лица
Жизнь всего человечества
Общности (определяемые по вероисповеданиям)
Новая парадигма исторической науки
Народные верования как исторические источники
«Поэтический инстинкт» как метод исследования
Ретроспективный метод («возвратный ход»)
Общая схема исторического процесса
«Иранство» и «кушитство»
Община и дружина
Россия и Европа
Будущее человечества и миссия России
Единение человечества на органически-духовных,
а не механических (империалистических) началах
Слайд 7
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Доктрина соборности
Слайд 8
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Доктрина соборности
Слайд 9
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Доктрина соборности
Слайд 10
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Доктрина соборности
Слайд 11
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Доктрина соборности
Слайд 12
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Социальная и политическая онтология
Слайд 13
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Социальная и политическая онтология
Слайд 14
Описание слайда:
Философия истории славянофилов
Социальная и политическая онтология
Слайд 15
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Н. Я. Данилевского
Слайд 16
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Степени развития и типы развития
В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время.
Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Слайд 17
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Многообразие культур
Культура не универсальна (западная – в том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Слайд 18
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Многообразие культур
Слайд 19
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Многообразие культур
Слайд 20
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский
Слайд 21
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Положительные и отрицательные деятели истории
Положительные
деятели истории (самобытные цивилизации)
Отрицательные
деятели истории
(народы-разрушители)
Народы, не достигшие исторической индивидуальности
Слайд 22
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
Законы культурно-исторического движения
Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа.
Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств.
Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.
Слайд 23
Описание слайда:
Теория культурно-исторических типов
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Цилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.
Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.
Слайд 24
Описание слайда:
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Фазы развития культур
Все культуры подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три периода:
«первичной простоты»,
«цветущей сложности»,
«вторичного смесительного упрощения».
Слайд 25
Описание слайда:
Онтология В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Слайд 26
Описание слайда:
Онтология В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Слайд 27
Описание слайда:
Онтология В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Слайд 28
Описание слайда:
Онтология В. С. Соловьёва
Понятие всеединства
Слайд 29
Описание слайда:
Историософия В. С. Соловьёва
Богочеловеческий процесс
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме.
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий.
Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине,
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра,
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Слайд 30
Описание слайда:
Историософия В. С. Соловьёва
Основные формы общечеловеческого организма
Слайд 31
Описание слайда:
Историософия В. С. Соловьёва
Разделение церквей и его последствия
Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.
Слайд 32
Описание слайда:
Историософия В. С. Соловьёва
Теократическая утопия
Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».
Слайд 33
Описание слайда:
Концепция всеединства
в русской социальной философии XX века
Слайд 34
Описание слайда:
Социальная философия С. Л. Франка
Соборность как основа социальности
Слайд 35
Описание слайда:
Философия истории Л. П. Карсавина
Концепция «симфонической личности»
Слайд 36
Описание слайда:
Политическая философия русского марксизма
От «класса в себе» к «классу для себя»
Слайд 37
Презентацию на
тему Русская философия социального и исторического знания можно скачать бесплатно ниже: