🗊Словообразование

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Словообразование, слайд №1Словообразование, слайд №2Словообразование, слайд №3Словообразование, слайд №4Словообразование, слайд №5Словообразование, слайд №6Словообразование, слайд №7Словообразование, слайд №8Словообразование, слайд №9Словообразование, слайд №10Словообразование, слайд №11Словообразование, слайд №12Словообразование, слайд №13Словообразование, слайд №14Словообразование, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать Словообразование. Презентация содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Словообразование, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





1. Теория
1. Теория
2. Разбор заданий
3. Комментарии
Описание слайда:
1. Теория 1. Теория 2. Разбор заданий 3. Комментарии

Слайд 3





	 	Задание B1 проверяет умение определять основные способы образования слов.
	 	Задание B1 проверяет умение определять основные способы образования слов.
		Словообразование – один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Еще сорок-пятьдесят лет тому назад не было таких слов, как прилуниться, луноход, стеклопакет, внеземной и т.д. Эти слова образовались по существующим моделям. Например, слово луноход образовалось по модели таких слов, как пароход, теплоход путем сложения основ лун- и ход- с помощью соединительного гласного о . Слово прилуниться образовано по образцу глагола приземлиться .

Основные способы словообразования в русском языке:
		 приставочный (слова образуются при помощи приставки): с -ходить, без-звучный;
		суффиксальный (слова образуются при помощи суффикса): туман – туман-н-ый, белый – бел-оват-ый;
Описание слайда:
Задание B1 проверяет умение определять основные способы образования слов. Задание B1 проверяет умение определять основные способы образования слов. Словообразование – один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловлено переменами в жизни общества. Еще сорок-пятьдесят лет тому назад не было таких слов, как прилуниться, луноход, стеклопакет, внеземной и т.д. Эти слова образовались по существующим моделям. Например, слово луноход образовалось по модели таких слов, как пароход, теплоход путем сложения основ лун- и ход- с помощью соединительного гласного о . Слово прилуниться образовано по образцу глагола приземлиться . Основные способы словообразования в русском языке: приставочный (слова образуются при помощи приставки): с -ходить, без-звучный; суффиксальный (слова образуются при помощи суффикса): туман – туман-н-ый, белый – бел-оват-ый;

Слайд 4





		внутри приставочно-суффиксального способа словообразования различаются два подвида: 
		внутри приставочно-суффиксального способа словообразования различаются два подвида: 
	производящим является сочетание существительного с предлогом:
	без денег - безденежье, за рекой – заречье, под окном – подоконник, на рукаве – нарукавник, на столе – настольный, при школе – пришкольный.
	в качестве производящей используется основа какой – либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставка и суффикс:
	накипь – антинакипин, курс – сокурсник, нос – переносица, звезда – созвездие, размер – безразмерный, читать – вчитаться, простой – упростить, умный – по-умному, французский – по-французски. 
		бессуффиксный  Бессуффиксным способом слова образуются редко. Этим способом образуются от глаголов имена существительные, которые обычно означают результат действия, обозначенного глаголом: взрыв от взрывать, ход от ходить. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных: синь от синий, тишь от тихий;
		сложением слов или основ: водостойкий от вода и стойкий, диван-кровать, а также сложением части основы с целым словом или частей основы: стенгазета, спецкор, вуз;
		путем перехода слов из одной части речи в другую: рабочий (прилагательное) костюм – молодой рабочий (существительное), идти наудачу (наречие) – надеяться на удачу (существительное).
Описание слайда:
внутри приставочно-суффиксального способа словообразования различаются два подвида: внутри приставочно-суффиксального способа словообразования различаются два подвида: производящим является сочетание существительного с предлогом: без денег - безденежье, за рекой – заречье, под окном – подоконник, на рукаве – нарукавник, на столе – настольный, при школе – пришкольный. в качестве производящей используется основа какой – либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставка и суффикс: накипь – антинакипин, курс – сокурсник, нос – переносица, звезда – созвездие, размер – безразмерный, читать – вчитаться, простой – упростить, умный – по-умному, французский – по-французски. бессуффиксный Бессуффиксным способом слова образуются редко. Этим способом образуются от глаголов имена существительные, которые обычно означают результат действия, обозначенного глаголом: взрыв от взрывать, ход от ходить. Бессуффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных: синь от синий, тишь от тихий; сложением слов или основ: водостойкий от вода и стойкий, диван-кровать, а также сложением части основы с целым словом или частей основы: стенгазета, спецкор, вуз; путем перехода слов из одной части речи в другую: рабочий (прилагательное) костюм – молодой рабочий (существительное), идти наудачу (наречие) – надеяться на удачу (существительное).

Слайд 5







	1. Определите лексическое значение разбираемого слова выделите в нем основу.
	2. Найдите к нему родственные слова (или слово), выделите в них (в нем) основы.
	3. Сопоставьте состав основ разбираемого и родственного слова и выберите родственное слово более простое по структуре, но включающее как можно больше общих элементов. Оно и будет тем самым словом, от которого образовано разбираемое слово.
	4. Укажите значимые части слова, при помощи которых образовано слово. Таким образом вы установите способ словообразования. 
	(Правда, этот алгоритм действия не подойдет для некоторых случаев словообразования, например, сложения и перехода слов из одной части в другую.)
Описание слайда:
1. Определите лексическое значение разбираемого слова выделите в нем основу. 2. Найдите к нему родственные слова (или слово), выделите в них (в нем) основы. 3. Сопоставьте состав основ разбираемого и родственного слова и выберите родственное слово более простое по структуре, но включающее как можно больше общих элементов. Оно и будет тем самым словом, от которого образовано разбираемое слово. 4. Укажите значимые части слова, при помощи которых образовано слово. Таким образом вы установите способ словообразования. (Правда, этот алгоритм действия не подойдет для некоторых случаев словообразования, например, сложения и перехода слов из одной части в другую.)

Слайд 6






		Назовите способ словообразования прилагательного беленький.
		Чтобы определить способ словообразования, нужно найти родственное слово, от которого могло быть образовано слово беленький. Это слово должно быть более простым по структуре, но включать как можно больше общих элементов. Нетрудно догадаться, что это слово белый. Выделяем основу -бел-. Таким образом видим, что прилагательное беленький образовано с помощью суффикса        -еньк -, то есть суффиксальным способом.
		Назовите способ словообразования прилагательного бесплатный.
		Ищем более простое родственное слово, от которого образовано прилагательное бесплатный. Это слово плата. Основа -плат-. Сразу видно, что слово бесплатный образовано при помощи приставки бес- и суффикса -н-, то есть приставочно - суффиксальным способом.
Описание слайда:
Назовите способ словообразования прилагательного беленький. Чтобы определить способ словообразования, нужно найти родственное слово, от которого могло быть образовано слово беленький. Это слово должно быть более простым по структуре, но включать как можно больше общих элементов. Нетрудно догадаться, что это слово белый. Выделяем основу -бел-. Таким образом видим, что прилагательное беленький образовано с помощью суффикса -еньк -, то есть суффиксальным способом. Назовите способ словообразования прилагательного бесплатный. Ищем более простое родственное слово, от которого образовано прилагательное бесплатный. Это слово плата. Основа -плат-. Сразу видно, что слово бесплатный образовано при помощи приставки бес- и суффикса -н-, то есть приставочно - суффиксальным способом.

Слайд 7





	Назовите способ словообразования существительного сокурсник.
	Назовите способ словообразования существительного сокурсник.
	От какого слова образовано слово сокурсник? Конечно, от слова курс путем прибавления суффикса -ник и приставки со-. Следовательно это приставочно-суффиксальный способ.
	Назовите способ словообразования диван-кровать. 
	Определить способ словообразования этого слова совсем не трудно - это сложение слов диван + кровать. 
	На Едином государственном экзамене вам придется найти в тексте слово, образованное тем или иным способом. Подобнее задание выглядит так: 

	Из предложений 1-3 выпишите слово, которое образовано путем перехода из одной части в другую.
	(1) Ребята с шумом вбежали в класс. (2) Через несколько минут началась жаркая дискуссия, дошедшая до драки. (3) Дежурные ничего не смогли сделать.
Описание слайда:
Назовите способ словообразования существительного сокурсник. Назовите способ словообразования существительного сокурсник. От какого слова образовано слово сокурсник? Конечно, от слова курс путем прибавления суффикса -ник и приставки со-. Следовательно это приставочно-суффиксальный способ. Назовите способ словообразования диван-кровать. Определить способ словообразования этого слова совсем не трудно - это сложение слов диван + кровать. На Едином государственном экзамене вам придется найти в тексте слово, образованное тем или иным способом. Подобнее задание выглядит так: Из предложений 1-3 выпишите слово, которое образовано путем перехода из одной части в другую. (1) Ребята с шумом вбежали в класс. (2) Через несколько минут началась жаркая дискуссия, дошедшая до драки. (3) Дежурные ничего не смогли сделать.

Слайд 8





	Читаем внимательно предложения. Обычно искомыми словами могут быть существительные, перешедшие из прилагательных или причастий, а также существительные (с предлогом и без) , перешедшие в наречия. Находим такое слово в предложении 3 – это дежурные. В этом предложении оно является существительным: (кто?) дежурные ничего не смогли сделать. Ср: (какие?) дежурные ученики ничего не смогли сделать. Следовательно, это слово перешло в разряд существительных из прилагательного.
	Читаем внимательно предложения. Обычно искомыми словами могут быть существительные, перешедшие из прилагательных или причастий, а также существительные (с предлогом и без) , перешедшие в наречия. Находим такое слово в предложении 3 – это дежурные. В этом предложении оно является существительным: (кто?) дежурные ничего не смогли сделать. Ср: (какие?) дежурные ученики ничего не смогли сделать. Следовательно, это слово перешло в разряд существительных из прилагательного.
		Из предложений 7-9 выпишите слово, которое образовано бессуффиксным способом.
		…(7) Задолго до рассвета он прискакал на луг около Татарского. (8) Ниже хутора, где Дон был мельче, разделся и пустился вплавь. (9) Стараясь согреться, он быстро загребал правой рукой.
		Бессуффиксным способом образовано слово рассвет. Оно обозначает результат действия, обозначенного глаголом рассветать.
Описание слайда:
Читаем внимательно предложения. Обычно искомыми словами могут быть существительные, перешедшие из прилагательных или причастий, а также существительные (с предлогом и без) , перешедшие в наречия. Находим такое слово в предложении 3 – это дежурные. В этом предложении оно является существительным: (кто?) дежурные ничего не смогли сделать. Ср: (какие?) дежурные ученики ничего не смогли сделать. Следовательно, это слово перешло в разряд существительных из прилагательного. Читаем внимательно предложения. Обычно искомыми словами могут быть существительные, перешедшие из прилагательных или причастий, а также существительные (с предлогом и без) , перешедшие в наречия. Находим такое слово в предложении 3 – это дежурные. В этом предложении оно является существительным: (кто?) дежурные ничего не смогли сделать. Ср: (какие?) дежурные ученики ничего не смогли сделать. Следовательно, это слово перешло в разряд существительных из прилагательного. Из предложений 7-9 выпишите слово, которое образовано бессуффиксным способом. …(7) Задолго до рассвета он прискакал на луг около Татарского. (8) Ниже хутора, где Дон был мельче, разделся и пустился вплавь. (9) Стараясь согреться, он быстро загребал правой рукой. Бессуффиксным способом образовано слово рассвет. Оно обозначает результат действия, обозначенного глаголом рассветать.

Слайд 9





	Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
	Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
		(1) Каждый собирает грибы по-своему. (2) Есть охотники за боровиками. (3) Есть любители груздей, а есть любители лисичек. (4) Чем больше разных грибов, тем веселее нести корзину.
		Таким словом является по-своему, образованное с помощью приставки по- и суффикса -ему.
Описание слайда:
Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из предложений 1-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1) Каждый собирает грибы по-своему. (2) Есть охотники за боровиками. (3) Есть любители груздей, а есть любители лисичек. (4) Чем больше разных грибов, тем веселее нести корзину. Таким словом является по-своему, образованное с помощью приставки по- и суффикса -ему.

Слайд 10





Комментарии
№ 1.
	(19) Сколько чистой поэзии в окружающей природе – полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесов, позднее воспетых Паустовским!
	(20) Всё это вместе воспитывало душу поэта – будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле – и послужило основой его поэтического таланта.
	
B 1. укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (предложение 19-20).
Описание слайда:
Комментарии № 1. (19) Сколько чистой поэзии в окружающей природе – полноводной реке, высоких песчаных косогорах, уходящих за горизонт знаменитых Мещёрских лесов, позднее воспетых Паустовским! (20) Всё это вместе воспитывало душу поэта – будило воображение, фантазию, развивало и обостряло чувства, закладывало представления о добре и зле – и послужило основой его поэтического таланта. B 1. укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (предложение 19-20).

Слайд 11





№ 2.
№ 2.
	(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?
B 1. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
Описание слайда:
№ 2. № 2. (5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? B 1. Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.

Слайд 12





№ 3.
№ 3.
	(16) Вспоминаю один разговор с учёным, который настолько хотел быть защитником новой науки, что старался принизить значение всех открытий древних. (17) Между тем каждый молодой представитель науки должен быть открыт ко всему полезному, тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками.
B 1. Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (предложение16-17).
Описание слайда:
№ 3. № 3. (16) Вспоминаю один разговор с учёным, который настолько хотел быть защитником новой науки, что старался принизить значение всех открытий древних. (17) Между тем каждый молодой представитель науки должен быть открыт ко всему полезному, тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. B 1. Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (предложение16-17).

Слайд 13





№ 4.
№ 4.
	(13) По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворовал. (14) Такие утраты невосполнимы. (15) Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика.
B 1. Из предложения 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Описание слайда:
№ 4. № 4. (13) По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворовал. (14) Такие утраты невосполнимы. (15) Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. B 1. Из предложения 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 14





№ 5.
№ 5.
	(24) Твёрдость в главном сочеталось у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясность, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
B 1. Из предложения 24-26 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Описание слайда:
№ 5. № 5. (24) Твёрдость в главном сочеталось у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясность, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой. B 1. Из предложения 24-26 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 15





№ 6.
№ 6.
	(2) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз.
B 1. Из предложения 2 выпишите слово, образованное  приставочно-суффиксальным способом.
Описание слайда:
№ 6. № 6. (2) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. B 1. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию