🗊Презентация Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №1Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №2Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №3Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №4Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №5Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №6Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №7Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №8Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №9Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №10Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №11Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №12Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №13Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №14Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №15Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №16Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №17Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №18Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №19Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №20Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №21Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №22Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №23Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №24Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №25Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №26Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ). Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Анализ 
изобразительно-выразительных средств языка в тексте.
 Задание 24 ЕГЭ 
по русскому языку.
Описание слайда:
Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. Задание 24 ЕГЭ по русскому языку.

Слайд 2





Теория.
Описание слайда:
Теория.

Слайд 3





Средства выразительности.
Средства выразительности.
Описание слайда:
Средства выразительности. Средства выразительности.

Слайд 4





Фонетические средства
Аллитерация – приём, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. («Задремали звёзды золотые…» С. Есенин.)
Ассонанс – приём, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков. («Одну молитву чудную твержу я…» М. Лермонтов).
Описание слайда:
Фонетические средства Аллитерация – приём, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. («Задремали звёзды золотые…» С. Есенин.) Ассонанс – приём, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков. («Одну молитву чудную твержу я…» М. Лермонтов).

Слайд 5





Лексические средства (специальные, тропы)
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. Метафору можно пересказать при помощи слов «как» или «похож». («синий плат небес», С. Есенин.)
Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы или понятия. («Тополя тревожно прошуршали, нежные их посетили сны…» А. Ахматова.)
Сравнение – изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия или явления с другим. В отличие от метафоры при сравнении называются оба сопоставляемых предмета, а также часто используются сравнительные союзы как, точно, как будто, словно и другие. («Он был похож на вечер ясный…» М. Ю. Лермонтов) 
Эпитет - образное определение предмета изображения, выделяющее в нём одно из свойств. В его основе – скрытое сравнение. («седой туман», И. Бунин)
Описание слайда:
Лексические средства (специальные, тропы) Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. Метафору можно пересказать при помощи слов «как» или «похож». («синий плат небес», С. Есенин.) Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы или понятия. («Тополя тревожно прошуршали, нежные их посетили сны…» А. Ахматова.) Сравнение – изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия или явления с другим. В отличие от метафоры при сравнении называются оба сопоставляемых предмета, а также часто используются сравнительные союзы как, точно, как будто, словно и другие. («Он был похож на вечер ясный…» М. Ю. Лермонтов) Эпитет - образное определение предмета изображения, выделяющее в нём одно из свойств. В его основе – скрытое сравнение. («седой туман», И. Бунин)

Слайд 6








Аллегория – (иносказание) – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображённого понятия или явления, вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Под изображаемыми в аллегорических произведениях существами, явлениями, предметами всегда разумеются другие лица, факты, вещи. (надежда – якорь, хитрость – лиса).
Описание слайда:
Аллегория – (иносказание) – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Черты и признаки этого образа, соответствуя основным чертам иносказательно изображённого понятия или явления, вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Под изображаемыми в аллегорических произведениях существами, явлениями, предметами всегда разумеются другие лица, факты, вещи. (надежда – якорь, хитрость – лиса).

Слайд 7





Лексические средства (неспециальные)
Описание слайда:
Лексические средства (неспециальные)

Слайд 8





Синтаксические средства (специальные, фигуры)
Повтор – стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо отрезка текста с целью привлечь к нему особое внимание. («Молоды вы ещё, очень молоды!»- вздохнул Иван Игнатьевич». В. Тендряков)
Анафора – повторение одного и того же слова или группы слов  в начале каждого параллельного ряда. («Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий…», А. Пушкин)
Эпифора – повторение одного и того же слова или группы слов в конце смежных строк, строф или фраз. («Деточка, все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь», В. Маяковский )
Описание слайда:
Синтаксические средства (специальные, фигуры) Повтор – стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо отрезка текста с целью привлечь к нему особое внимание. («Молоды вы ещё, очень молоды!»- вздохнул Иван Игнатьевич». В. Тендряков) Анафора – повторение одного и того же слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда. («Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий…», А. Пушкин) Эпифора – повторение одного и того же слова или группы слов в конце смежных строк, строф или фраз. («Деточка, все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь», В. Маяковский )

Слайд 9






Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. («Офицер – из пистолета. Тёркин – в мягкое штыком», А. Твардовский.) Эллиптическое предложение – неполное предложение. 
Антитеза –  противопоставление контрастных понятий, образов. («Плачет и смеётся песня лиховая»)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. («С кем мне поделиться / той грустной радостью, что я остался жив?» С. Есенин)
Градация – приём, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления или ослабления признака. («Не жалею, не зову, не плачу…», С. Есенин)
Описание слайда:
Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. («Офицер – из пистолета. Тёркин – в мягкое штыком», А. Твардовский.) Эллиптическое предложение – неполное предложение. Антитеза – противопоставление контрастных понятий, образов. («Плачет и смеётся песня лиховая») Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. («С кем мне поделиться / той грустной радостью, что я остался жив?» С. Есенин) Градация – приём, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления или ослабления признака. («Не жалею, не зову, не плачу…», С. Есенин)

Слайд 10






Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.  (Сказуемое находится перед подлежащим, согласованное  определение стоит после определяемого слова, дополнение и обстоятельство стоят перед словом, к которому относятся).  («Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням». А. Пушкин)
Парцелляция – расчленение единой синтаксической конструкции предложения на несколько интонационно-смысловых единиц. В месте расчленения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. («Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.» Р. Рождественский)
Описание слайда:
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. (Сказуемое находится перед подлежащим, согласованное определение стоит после определяемого слова, дополнение и обстоятельство стоят перед словом, к которому относятся). («Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням». А. Пушкин) Парцелляция – расчленение единой синтаксической конструкции предложения на несколько интонационно-смысловых единиц. В месте расчленения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. («Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.» Р. Рождественский)

Слайд 11





Синтаксические средства (неспециальные)
Синтаксическая структура предложения 
и знаки препинания.
1) грамматические признаки предложения:
простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложнённое или осложнённое (содержащее ряды однородных членов, обособленные и уточняющие члены, обращения и вводные слова);
2) тип предложения по цели высказывания:
 повествовательное, вопросительное, побудительное;
3) характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: 
невосклицательное или восклицательное.
Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания  художественного образа.
Описание слайда:
Синтаксические средства (неспециальные) Синтаксическая структура предложения и знаки препинания. 1) грамматические признаки предложения: простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложнённое или осложнённое (содержащее ряды однородных членов, обособленные и уточняющие члены, обращения и вводные слова); 2) тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; 3) характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное или восклицательное. Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания художественного образа.

Слайд 12


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





1.В каком случае дано неправильное определение тропа?
1.В каком случае дано неправильное определение тропа?
Метафора – это изобразительный приём, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства признаков.
Олицетворение – это  изобразительный приём, основанный на переносе признаков или понятий на живое существо.
Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления с другим.
Литота - это изобразительный приём, основанный на преуменьшении каких-либо признаков предмета, лица или явления.
Описание слайда:
1.В каком случае дано неправильное определение тропа? 1.В каком случае дано неправильное определение тропа? Метафора – это изобразительный приём, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства признаков. Олицетворение – это изобразительный приём, основанный на переносе признаков или понятий на живое существо. Сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления с другим. Литота - это изобразительный приём, основанный на преуменьшении каких-либо признаков предмета, лица или явления.

Слайд 14





2.В каком случае дано неправильное определение фигуры?
2.В каком случае дано неправильное определение фигуры?
Антитеза – это изобразительный приём, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Анафора - это изобразительный приём, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
Инверсия - это изобразительный приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Градация - это изобразительный приём, основанный на последовательном расположении языковых единиц в порядке усиления или ослабления признака.
Описание слайда:
2.В каком случае дано неправильное определение фигуры? 2.В каком случае дано неправильное определение фигуры? Антитеза – это изобразительный приём, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Анафора - это изобразительный приём, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. Инверсия - это изобразительный приём, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Градация - это изобразительный приём, основанный на последовательном расположении языковых единиц в порядке усиления или ослабления признака.

Слайд 15





3.В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства. 
3.В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства. 
Парцелляция – тождественное или сходное построение смежных частей текста.
Оксюморон – это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Литота – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака, предмета, явления или действия.
Перифраз – это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
Описание слайда:
3.В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства. 3.В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства. Парцелляция – тождественное или сходное построение смежных частей текста. Оксюморон – это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. Литота – это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака, предмета, явления или действия. Перифраз – это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Слайд 16





Тренировка на употребление торопов и фигур.
Описание слайда:
Тренировка на употребление торопов и фигур.

Слайд 17


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





 (1) Алепино – деревенька на землях владимирских, где леса уступают пространство пашне, где издавна кормились не привозным хлебом – сами снабжали им лесные соседние княжества, трудились засучив рукава. (2) А ниже – речка, за нею – жёлтый разлив одуванчиков по лугам, коричневая пашня, гребешок леса на горизонте. (3) Красна Земля! (4) Это место для поселения выбрали люди очень давно. 
 (1) Алепино – деревенька на землях владимирских, где леса уступают пространство пашне, где издавна кормились не привозным хлебом – сами снабжали им лесные соседние княжества, трудились засучив рукава. (2) А ниже – речка, за нею – жёлтый разлив одуванчиков по лугам, коричневая пашня, гребешок леса на горизонте. (3) Красна Земля! (4) Это место для поселения выбрали люди очень давно. 
  (5) Сегодня чарующей красоты место известно тем, что тут родился россиянин, поэтическим словом и сыновней любовью прославивший свою малую родину. (6) Имя его – Владимир Солоухин. (7) Уже семь лет нет с нами владимирского «окающего» Володимира, человека, при жизни получившего титул «истинно русского писателя». (8) Помянем же его добрым словом. 
 (9) Первой книжкой Владимира была, кажется, «Дождь в степи». (10) Но стал он всенародно известным после удивительной, всех покорившей повести «Владимирские просёлки». (11) Это бессмертное в нашей словесности произведение. (12) Ходок по просёлкам показал себя человеком, нежно  любящим землю, на которой родился, и внимательным наблюдателем всего, что на ней растёт, зеленеет, издаёт звуки и запахи, дышит, творит. (13) Рассказано обо всём удивительно просто, но так, что каждое сердце откликнется на его слово: «А я? А край, где я вырос? Что знаю, что помню о нём?» 
 (14) Много хорошего написал Солоухин позже, и всё ценно, значительно. (15) Но «Просёлки» дали новый мощный росток в нашей литературе, пробудили интерес к познанью родного края, в конечном счёте к познанью того, что пишем мы с большой буквы – к познанью Родины. (16) Многие краеведы ныне могут сказать: «Все мы ходили владимирскими просёлками».   (17) В чём же особенность солоухинской прозы? (18) В ней всегда просматривается тонкое чувство и глубокие знания родной природы. (19) Ничто не ускользало от внимания очарованного странника: ни синий сорняк-василёк на ржаном поле, ни «наивный одуванчик» в лугах, ни гриб, поднявший на шляпке прошлогодние палые листья, ни шмель на цветке, ни норка мыши, ни паучок, летящий на серебристой нити…   (20) Перехвалить Солоухина в его знаниях и поэтическом восприятии природы невозможно, он выше всяких похвал. (21) Но откуда же все эти знания, это пониманье законов, красоты и тайн всего сущего? (22) Кто-то из великих сказал: «Хотите понять поэта – побывайте на его родине». (23) И это полностью относится к постиженью самобытного таланта сына земли владимирской. (24) Побывать в Алепине так же интересно, как в Спасском-Лутовинове, как в Ясной Поляне. 
                                                                                                                                                 (По В. Пескову)
Описание слайда:
(1) Алепино – деревенька на землях владимирских, где леса уступают пространство пашне, где издавна кормились не привозным хлебом – сами снабжали им лесные соседние княжества, трудились засучив рукава. (2) А ниже – речка, за нею – жёлтый разлив одуванчиков по лугам, коричневая пашня, гребешок леса на горизонте. (3) Красна Земля! (4) Это место для поселения выбрали люди очень давно. (1) Алепино – деревенька на землях владимирских, где леса уступают пространство пашне, где издавна кормились не привозным хлебом – сами снабжали им лесные соседние княжества, трудились засучив рукава. (2) А ниже – речка, за нею – жёлтый разлив одуванчиков по лугам, коричневая пашня, гребешок леса на горизонте. (3) Красна Земля! (4) Это место для поселения выбрали люди очень давно. (5) Сегодня чарующей красоты место известно тем, что тут родился россиянин, поэтическим словом и сыновней любовью прославивший свою малую родину. (6) Имя его – Владимир Солоухин. (7) Уже семь лет нет с нами владимирского «окающего» Володимира, человека, при жизни получившего титул «истинно русского писателя». (8) Помянем же его добрым словом. (9) Первой книжкой Владимира была, кажется, «Дождь в степи». (10) Но стал он всенародно известным после удивительной, всех покорившей повести «Владимирские просёлки». (11) Это бессмертное в нашей словесности произведение. (12) Ходок по просёлкам показал себя человеком, нежно любящим землю, на которой родился, и внимательным наблюдателем всего, что на ней растёт, зеленеет, издаёт звуки и запахи, дышит, творит. (13) Рассказано обо всём удивительно просто, но так, что каждое сердце откликнется на его слово: «А я? А край, где я вырос? Что знаю, что помню о нём?» (14) Много хорошего написал Солоухин позже, и всё ценно, значительно. (15) Но «Просёлки» дали новый мощный росток в нашей литературе, пробудили интерес к познанью родного края, в конечном счёте к познанью того, что пишем мы с большой буквы – к познанью Родины. (16) Многие краеведы ныне могут сказать: «Все мы ходили владимирскими просёлками». (17) В чём же особенность солоухинской прозы? (18) В ней всегда просматривается тонкое чувство и глубокие знания родной природы. (19) Ничто не ускользало от внимания очарованного странника: ни синий сорняк-василёк на ржаном поле, ни «наивный одуванчик» в лугах, ни гриб, поднявший на шляпке прошлогодние палые листья, ни шмель на цветке, ни норка мыши, ни паучок, летящий на серебристой нити… (20) Перехвалить Солоухина в его знаниях и поэтическом восприятии природы невозможно, он выше всяких похвал. (21) Но откуда же все эти знания, это пониманье законов, красоты и тайн всего сущего? (22) Кто-то из великих сказал: «Хотите понять поэта – побывайте на его родине». (23) И это полностью относится к постиженью самобытного таланта сына земли владимирской. (24) Побывать в Алепине так же интересно, как в Спасском-Лутовинове, как в Ясной Поляне. (По В. Пескову)

Слайд 26





«Текст изобилует авторскими комментариями. Отношение автора к замечательному писателю передаётся использованием ____ («ходок по просёлкам», «владимирского «окающего» Володимира», предложения 7, 12).  Речь самого Пескова богата  тропами, например, ______«жёлтый разлив одуванчиков» (предложение 2). Усиливает впечатление использование  такого синтаксического средства, как  ___ (предложение 19). Привлекает внимание читателя  _____ (предложение 17)».

 Список терминов.
Эпитет.
Устаревшая лексика.
Ряды однородных членов.
Сравнительный оборот.
Метафора.
Гипербола.
Контекстные синонимы.
Парцелляция.
Фразеологизм.
Риторический вопрос.
Описание слайда:
«Текст изобилует авторскими комментариями. Отношение автора к замечательному писателю передаётся использованием ____ («ходок по просёлкам», «владимирского «окающего» Володимира», предложения 7, 12). Речь самого Пескова богата тропами, например, ______«жёлтый разлив одуванчиков» (предложение 2). Усиливает впечатление использование такого синтаксического средства, как ___ (предложение 19). Привлекает внимание читателя _____ (предложение 17)».  Список терминов. Эпитет. Устаревшая лексика. Ряды однородных членов. Сравнительный оборот. Метафора. Гипербола. Контекстные синонимы. Парцелляция. Фразеологизм. Риторический вопрос.

Слайд 27


Анализ изобразительно-выразительных средств языка в тексте. (Задание 24, ЕГЭ), слайд №27
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию