🗊Презентация Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №1Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №2Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №3Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №4Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №5Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №6Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №7Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №8Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №9Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №10Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №11Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №12Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №13Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №14Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №15Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №16Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №17Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №18Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №19Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №20Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №21Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №22Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №23Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №24Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №25Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №26Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №27Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №28Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №29Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №30Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №31Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №32Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №33Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №34Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №35Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №36Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №37Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №38Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №39Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №40Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №41Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №42Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?, слайд №43

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?. Доклад-сообщение содержит 43 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1







Что необходимо для успеха 
на олимпиаде по русскому языку? 
 
  Иметь сформированный навык грамотного письма.
  Знать современную орфографическую норму и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
  Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение         твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
  Знать речевые нормы русского языка и понимать их обусловленность языковой системой.
  Иметь элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. 
  Иметь осведомленность в историческом развитии лексического значения слова.
  Знать русскую фразеологию и уметь анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
  Знать семантическую систему современного русского литературного языка.
  Владеть навыками синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа (в качестве материала для анализа подбираются слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой).
  Знать морфологическую систему русского языка и иметь навыки морфологического анализа слова.
  Знать синтаксическую систему русского языка и уметь анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
  Знать историю русского алфавита.
  Владеть приемами лингвостилистического анализа художественного, публицистического, научного, официально-делового, разговорного текстов.
  Уметь писать творческие работы (сочинения-рассуждения, лингвистические этюды и др.).
  Владеть навыками публичной речи.
Описание слайда:
Что необходимо для успеха на олимпиаде по русскому языку?   Иметь сформированный навык грамотного письма. Знать современную орфографическую норму и уметь обосновать ее с исторической точки зрения. Владеть орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Знать речевые нормы русского языка и понимать их обусловленность языковой системой. Иметь элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. Иметь осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. Знать русскую фразеологию и уметь анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте. Знать семантическую систему современного русского литературного языка. Владеть навыками синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа (в качестве материала для анализа подбираются слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой). Знать морфологическую систему русского языка и иметь навыки морфологического анализа слова. Знать синтаксическую систему русского языка и уметь анализировать синтаксические явления повышенной сложности. Знать историю русского алфавита. Владеть приемами лингвостилистического анализа художественного, публицистического, научного, официально-делового, разговорного текстов. Уметь писать творческие работы (сочинения-рассуждения, лингвистические этюды и др.). Владеть навыками публичной речи.

Слайд 2






ФОНЕТИКА

1. Какая фонетическая особенность русского литературного языка создает языковую игру и обеспечивает точность рифмы в шуточном стихотворении Д.Минаева?
                      Не ходи, как все разини,
                      Без подарка ты к Розине,
                      Но, ей делая визиты,
                      Каждый раз цветы вези ты.
Описание слайда:
ФОНЕТИКА 1. Какая фонетическая особенность русского литературного языка создает языковую игру и обеспечивает точность рифмы в шуточном стихотворении Д.Минаева? Не ходи, как все разини, Без подарка ты к Розине, Но, ей делая визиты, Каждый раз цветы вези ты.

Слайд 3





ОТВЕТ
    В основе точной рифмы лежит изменение безударных гласных, свойственное литературному произношению: в первом предударном слоге полностью совпадают или мало различаются в произношении гласные [А] и [О], [Е] и [И] (слово разини совпадает со словом Розины, слова вези и ты фонетически сливаются в одно слово и каламбурно рифмуются с визиты).
Описание слайда:
ОТВЕТ В основе точной рифмы лежит изменение безударных гласных, свойственное литературному произношению: в первом предударном слоге полностью совпадают или мало различаются в произношении гласные [А] и [О], [Е] и [И] (слово разини совпадает со словом Розины, слова вези и ты фонетически сливаются в одно слово и каламбурно рифмуются с визиты).

Слайд 4






    2. Затранскрибируйте выделенное слово в строках А.С.Пушкина. Объясните произношение гласных звуков в этом слове. Подберите к нему фонетический омоним (омофон) и укажите лексическое значение омонима.
                 
                 Их села и нивы за буйный набег
                 Обрек он мечам и пожарам.
Описание слайда:
2. Затранскрибируйте выделенное слово в строках А.С.Пушкина. Объясните произношение гласных звуков в этом слове. Подберите к нему фонетический омоним (омофон) и укажите лексическое значение омонима. Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам.

Слайд 5





Ответ
    [абр’э́к] В данном слове на месте начального О орфоэпическая норма требует произношения звука [а]. Произношение звука [э] во втором слоге является фонетической особенностью поэтического языка 18 – начала 19 века. Слово-омофон – абрек, имеющее значение «горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России». Слово является историзмом.
Описание слайда:
Ответ [абр’э́к] В данном слове на месте начального О орфоэпическая норма требует произношения звука [а]. Произношение звука [э] во втором слоге является фонетической особенностью поэтического языка 18 – начала 19 века. Слово-омофон – абрек, имеющее значение «горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации в период присоединения Кавказа к России». Слово является историзмом.

Слайд 6






3. Какая общая диалектная особенность произношения отражается в следующих стихотворных строках? Каким народным говорам (севернорусским или южнорусским) свойственна эта фонетическая черта? Уроженцами каких областей были авторы этих строк?
1)  То потрясающие звуки,
     То замирающие вдруг,
     Как бы последний ропот муки,
     В них отозвавшийся, потух. (Ф.И.Тютчев)
 
2) Затуманились лощины,
    Серебром покрылся мох,
    Через прясла и овины
    Кажет месяц белый рог. (С.Есенин)
 
 3)  О, раскройте глаза свои шире,
      Нараспашку вниманье и слух, –
      Это ж самое дивное в мире,
      Чем вас жизнь одаряет вокруг. (Н.Асеев).
 
Описание слайда:
3. Какая общая диалектная особенность произношения отражается в следующих стихотворных строках? Каким народным говорам (севернорусским или южнорусским) свойственна эта фонетическая черта? Уроженцами каких областей были авторы этих строк? 1)  То потрясающие звуки,   То замирающие вдруг,   Как бы последний ропот муки,   В них отозвавшийся, потух. (Ф.И.Тютчев)   2) Затуманились лощины,   Серебром покрылся мох,  Через прясла и овины Кажет месяц белый рог. (С.Есенин)    3)  О, раскройте глаза свои шире, Нараспашку вниманье и слух, – Это ж самое дивное в мире, Чем вас жизнь одаряет вокруг. (Н.Асеев).  

Слайд 7





ОТВЕТ
    В стихотворных строках отразилось свойственное южнорусским говорам произношение на месте литературного взрывного [г] особого звонкого щелевого звука, который на конце слова оглушается и произносится как [х]. Поэтому, будучи уроженцами южных областей (Ф.И.Тютчев – Брянской, С.А.Есенин – Рязанской, Н.Асеев – Курской), поэты рифмуют слова потух – вдру[х], мох – ро[х], слух – вокру[х].
Описание слайда:
ОТВЕТ В стихотворных строках отразилось свойственное южнорусским говорам произношение на месте литературного взрывного [г] особого звонкого щелевого звука, который на конце слова оглушается и произносится как [х]. Поэтому, будучи уроженцами южных областей (Ф.И.Тютчев – Брянской, С.А.Есенин – Рязанской, Н.Асеев – Курской), поэты рифмуют слова потух – вдру[х], мох – ро[х], слух – вокру[х].

Слайд 8






4. Охарактеризуйте особенности произношения, отраженные в следующих текстах 19 века. Какие из них совершенно несвойственны современному русскому языку? В отношении каких особенностей наблюдается колебание современной орфоэпической нормы?
 
1)   Вставай же, Русь! Уж близок час!
       Вставай Христовой службы ради!
       Уж не пора ль, перекрестясь,
       Ударить в колокол в Царьграде.  (Ф.И.Тютчев)
 
2)   Отца и матери Елецкий
      Лишился в годы те, когда
      Обыкновенно жизни светской 
      Нам наступает череда.  Е.Баратынский)
 
3)   Вы отгадаете, конечно,
      Кто этот гость нежданный был.
      Немного, может быть, поспешно
     Любовник смелый поступил.    (М.Ю.Лермонтов)
Описание слайда:
4. Охарактеризуйте особенности произношения, отраженные в следующих текстах 19 века. Какие из них совершенно несвойственны современному русскому языку? В отношении каких особенностей наблюдается колебание современной орфоэпической нормы?   1)   Вставай же, Русь! Уж близок час! Вставай Христовой службы ради! Уж не пора ль, перекрестясь, Ударить в колокол в Царьграде. (Ф.И.Тютчев)   2)   Отца и матери Елецкий Лишился в годы те, когда Обыкновенно жизни светской Нам наступает череда. Е.Баратынский)   3)   Вы отгадаете, конечно, Кто этот гость нежданный был. Немного, может быть, поспешно Любовник смелый поступил. (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 9





ОТВЕТ
В 1) отражено твердое произношение возвратного суффикса –сь (старая московская норма): час – перекрестя[с]. В настоящее время под влиянием письма широкое распространение получило мягкое произношение данного суффикса и твердое произношение встречается крайне редко.
Во 2) отразилось старое, твердое произношение заднеязычных к, г, х в формах имен прилагательных именительного падежа единственного числа мужского рода. Согласно старой московской норме, окончание –ий произносилось как –ой, точнее, с редуцированным звуком [ъй]: Елецк[къй] – светс[къй]. В настоящее время нормативным считается мягкое произношение заднеязычных – [к’ий],  [г’ий],  [х’ий].
В 3) отражается старое московское произношение сочетания [ч’н] как [шн]: коне[шн]о – поспе[шн]о. Согласно современной орфоэпической норме, в одних словах произносится  [ч’н]: мрачный, ночной; в других только [шн]: конечно, яичница; в третьих возможны оба варианта – порядочный, копеечный.
Описание слайда:
ОТВЕТ В 1) отражено твердое произношение возвратного суффикса –сь (старая московская норма): час – перекрестя[с]. В настоящее время под влиянием письма широкое распространение получило мягкое произношение данного суффикса и твердое произношение встречается крайне редко. Во 2) отразилось старое, твердое произношение заднеязычных к, г, х в формах имен прилагательных именительного падежа единственного числа мужского рода. Согласно старой московской норме, окончание –ий произносилось как –ой, точнее, с редуцированным звуком [ъй]: Елецк[къй] – светс[къй]. В настоящее время нормативным считается мягкое произношение заднеязычных – [к’ий], [г’ий], [х’ий]. В 3) отражается старое московское произношение сочетания [ч’н] как [шн]: коне[шн]о – поспе[шн]о. Согласно современной орфоэпической норме, в одних словах произносится  [ч’н]: мрачный, ночной; в других только [шн]: конечно, яичница; в третьих возможны оба варианта – порядочный, копеечный.

Слайд 10






ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

1. Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?
Описание слайда:
ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ 1. Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Слайд 11





ОТВЕТ
1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я. 
2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.
Описание слайда:
ОТВЕТ 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я. 2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Слайд 12






2. В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла». Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?
Описание слайда:
2. В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла». Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?

Слайд 13





ОТВЕТ
Правописание приставок на з-/с-.
Запрет на употребление утроенных букв на письме: *рас-ссо[р’]-и-ть-ся, *одесс-ск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а –  *ванн-н(ый) > ванн(ый).
Описание слайда:
ОТВЕТ Правописание приставок на з-/с-. Запрет на употребление утроенных букв на письме: *рас-ссо[р’]-и-ть-ся, *одесс-ск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а – *ванн-н(ый) > ванн(ый).

Слайд 14






3. Какая особенность дореформенной (1917/18г.) орфографии иллюстрируется Н.И.Гречем в одном из заданий его «Начальной русской грамматики»? Какое орфографическое явление возникло после реформы?
    Я былъ вчера у самаго добраго человѣка. Его самого я не засталъ дома.
Описание слайда:
3. Какая особенность дореформенной (1917/18г.) орфографии иллюстрируется Н.И.Гречем в одном из заданий его «Начальной русской грамматики»? Какое орфографическое явление возникло после реформы? Я былъ вчера у самаго добраго человѣка. Его самого я не засталъ дома.

Слайд 15





ОТВЕТ
    В соответствии с дореформенной орфографией (1917–1918 гг.) окончания -аго, 
    -яго употребляются в формах прилагательных, причастий и некоторых местоимений, если на них не падает ударение: «у сАмаго сИняго моря», но «на себя самогО». Это правило и иллюстрирует Н.И.Греч в одном из заданий «Начальной русской грамматики».
 
Описание слайда:
ОТВЕТ В соответствии с дореформенной орфографией (1917–1918 гг.) окончания -аго, -яго употребляются в формах прилагательных, причастий и некоторых местоимений, если на них не падает ударение: «у сАмаго сИняго моря», но «на себя самогО». Это правило и иллюстрирует Н.И.Греч в одном из заданий «Начальной русской грамматики».  

Слайд 16






СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 1. Согласны ли вы с данными утверждениями? Почему? Приведите доказательства. 
       
       А) Морфемы могут быть синонимичными.
       Б) Морфемы могут быть антонимичными.
       В) Морфемы могут быть омонимичными.
Описание слайда:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  1. Согласны ли вы с данными утверждениями? Почему? Приведите доказательства.        А) Морфемы могут быть синонимичными.        Б) Морфемы могут быть антонимичными.        В) Морфемы могут быть омонимичными.

Слайд 17





ОТВЕТ
А) Морфемы могут быть синонимичными (взреветь – зареветь, убожество – убогость). 
Б) Морфемы могут быть антонимичными (приехать – уехать). 
В) Морфемы могут быть омонимичными (учитель – выключатель).
Описание слайда:
ОТВЕТ А) Морфемы могут быть синонимичными (взреветь – зареветь, убожество – убогость). Б) Морфемы могут быть антонимичными (приехать – уехать). В) Морфемы могут быть омонимичными (учитель – выключатель).

Слайд 18






2. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
    Стрелок, кипяток, обломок, лоскуток, желток, белок, ездок, моток, ходок, обрезок, пинок, игрок, кивок, дичок, ветерок, кленок, отпечаток, язычок, бросок, уголок.
Описание слайда:
2. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением. Стрелок, кипяток, обломок, лоскуток, желток, белок, ездок, моток, ходок, обрезок, пинок, игрок, кивок, дичок, ветерок, кленок, отпечаток, язычок, бросок, уголок.

Слайд 19





ОТВЕТ
1) Производные от имен сущ. со значением уменьшительности: лоскуток, ветерок, язычок, уголок, кленок. 
 2) Производные от имен прил. со значением «носитель признака»: желток, белок, дичок. 
 3) Производные от глаголов со значением краткого однократного действия: пинок, кивок, бросок. 
 4) Производные от глаголов со значением действующего лица: стрелок, ездок, ходок, игрок. 
  5) Производные от глаголов с результативным значением (предмет как результат действия): кипяток, обломок, моток, обрезок, отпечаток.
Описание слайда:
ОТВЕТ 1) Производные от имен сущ. со значением уменьшительности: лоскуток, ветерок, язычок, уголок, кленок.  2) Производные от имен прил. со значением «носитель признака»: желток, белок, дичок.  3) Производные от глаголов со значением краткого однократного действия: пинок, кивок, бросок.  4) Производные от глаголов со значением действующего лица: стрелок, ездок, ходок, игрок.   5) Производные от глаголов с результативным значением (предмет как результат действия): кипяток, обломок, моток, обрезок, отпечаток.

Слайд 20






3. Постройте словообразовательную цепочку из данных слов, располагая их в порядке последовательной производности друг от друга. Первым звеном цепочки должно быть непроизводное слово. Отметьте слова, которые не войдут в построенную вами цепочку.
    Дико, дичать, дикарь, одичалый, одичать, дикий, одичалость.
Описание слайда:
3. Постройте словообразовательную цепочку из данных слов, располагая их в порядке последовательной производности друг от друга. Первым звеном цепочки должно быть непроизводное слово. Отметьте слова, которые не войдут в построенную вами цепочку. Дико, дичать, дикарь, одичалый, одичать, дикий, одичалость.

Слайд 21





ОТВЕТ
    Дикий – дичать – одичать – одичалый – одичалость. 
    Не входят в словообразовательную цепочку существительное дикарь и наречие дико, которые образованы непосредственно от прилагательного дикий, т.е. находятся в равноправных отношениях с остальными производными от этого прилагательного словами.
Описание слайда:
ОТВЕТ Дикий – дичать – одичать – одичалый – одичалость. Не входят в словообразовательную цепочку существительное дикарь и наречие дико, которые образованы непосредственно от прилагательного дикий, т.е. находятся в равноправных отношениях с остальными производными от этого прилагательного словами.

Слайд 22






    4. Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными:

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
Описание слайда:
4. Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными: Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Слайд 23





ОТВЕТ
    Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень  -перст- (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).
Описание слайда:
ОТВЕТ Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень -перст- (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т.п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).

Слайд 24






   5. Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите,  выкупите.
Описание слайда:
5. Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.

Слайд 25





ОТВЕТ
   Каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:
   
вы-полн-ите и вы-полн-и-те; 
   вы-лет-ите и вы-лет-и-те; 
   вы-куп-ите и вы-куп-и-те.
Описание слайда:
ОТВЕТ Каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким: вы-полн-ите и вы-полн-и-те; вы-лет-ите и вы-лет-и-те; вы-куп-ите и вы-куп-и-те.

Слайд 26






6. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: 
    лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, 
   случай, лучше.
Описание слайда:
6. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

Слайд 27





ОТВЕТ
   а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук- со значением изгиба, кривизны; 
  б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч- со значением испускания света (ср. лат. lux); 
  в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч- со значением метко бросать, попадать, получать; 
  г) луковица – восходит к корню лук- со значением ‘растение’.
Описание слайда:
ОТВЕТ а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук- со значением изгиба, кривизны; б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч- со значением испускания света (ср. лат. lux); в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч- со значением метко бросать, попадать, получать; г) луковица – восходит к корню лук- со значением ‘растение’.

Слайд 28





МОРФОЛОГИЯ

 
1. Назовите отличительные признаки качественных прилагательных. Какие из этих признаков отражены в стихотворных отрывках И.А.Бунина?
1) Глушь стала ниже и светлее,
    В кустах свалялася трава,
    И, под дождем осенним тлея,
    Чернеет темная листва.
                  2)  А в поле ветер. День холодный
                       Угрюм и свеж – и целый день
                       Скитаюсь я в степи свободной,
                       Вдали от сел и деревень.
Описание слайда:
МОРФОЛОГИЯ   1. Назовите отличительные признаки качественных прилагательных. Какие из этих признаков отражены в стихотворных отрывках И.А.Бунина? 1) Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. 2)  А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень.

Слайд 29





ОТВЕТ
Качественные прилагательные называют качества и свойства предметов и лиц (указывают на форму, размер, физические характеристики, психологические и интеллектуальные качества и т.п.). В отличие от относительных, качественные прилагательные обладают следующими признаками: 1) имеют степени сравнения; 2) образуют краткие формы; 3) образуют прилагательные со значением интенсивности признака (голубенький, злющий); 4) образуют отвлеченные существительные (синий – синева, гордый – гордость); 5) образуют качественные наречия (нежно, весело); 6) сочетаются с наречиями меры и степени (очень, весьма, необыкновенно красивый); 7) имеют лексические антонимы (тяжелый – легкий). Не каждое качественное прилагательное имеет полный набор перечисленных отличительных признаков, но наличие хотя бы нескольких из них позволяет отграничить этот разряд от прилагательных относительных и притяжательных.
В приведенных текстах наблюдаются следующие признаки качественных прилагательных: наличие степеней сравнения (ниже и светлее), краткой формы (угрюм и свеж).
Описание слайда:
ОТВЕТ Качественные прилагательные называют качества и свойства предметов и лиц (указывают на форму, размер, физические характеристики, психологические и интеллектуальные качества и т.п.). В отличие от относительных, качественные прилагательные обладают следующими признаками: 1) имеют степени сравнения; 2) образуют краткие формы; 3) образуют прилагательные со значением интенсивности признака (голубенький, злющий); 4) образуют отвлеченные существительные (синий – синева, гордый – гордость); 5) образуют качественные наречия (нежно, весело); 6) сочетаются с наречиями меры и степени (очень, весьма, необыкновенно красивый); 7) имеют лексические антонимы (тяжелый – легкий). Не каждое качественное прилагательное имеет полный набор перечисленных отличительных признаков, но наличие хотя бы нескольких из них позволяет отграничить этот разряд от прилагательных относительных и притяжательных. В приведенных текстах наблюдаются следующие признаки качественных прилагательных: наличие степеней сравнения (ниже и светлее), краткой формы (угрюм и свеж).

Слайд 30






2. В «Опровержениях на критики» (1830 г.) А.С.Пушкин писал: «Критики заметили в моих стихах пять грамматических ошибок (и справедливо)». Одна из этих ошибок была допущена в первом издании поэмы «Руслан и Людмила» (1820 г.): Уж утро хладное сияло на теме полунощных гор. Что это за ошибка и как она была исправлена автором в следующем издании поэмы?
Описание слайда:
2. В «Опровержениях на критики» (1830 г.) А.С.Пушкин писал: «Критики заметили в моих стихах пять грамматических ошибок (и справедливо)». Одна из этих ошибок была допущена в первом издании поэмы «Руслан и Людмила» (1820 г.): Уж утро хладное сияло на теме полунощных гор. Что это за ошибка и как она была исправлена автором в следующем издании поэмы?

Слайд 31





ОТВЕТ
   В изданиях поэмы «Руслан и Людмила» начиная с 1828 года приводится правильный вариант грамматической формы существительного темя: 
 Уж утро хладное сияло
    На темени полнощных гор.
Описание слайда:
ОТВЕТ В изданиях поэмы «Руслан и Людмила» начиная с 1828 года приводится правильный вариант грамматической формы существительного темя: Уж утро хладное сияло На темени полнощных гор.

Слайд 32






3. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (А.С.Пушкин) 
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов)
3) Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн)
4) О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. (К.Батюшков)
5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише. (В.Каверин) 
6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В.Астафьев)
Описание слайда:
3. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют. 1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (А.С.Пушкин) 2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов) 3) Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн) 4) О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. (К.Батюшков) 5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише. (В.Каверин) 6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В.Астафьев)

Слайд 33





ОТВЕТ
1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 
2) ярче – прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее – наречия в роли обстоятельства; 
3) поровнее – прилагательное в роли несогласованного определения; 
4) сильней – имя прилагательное, сказуемое; 
5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств; 
6) душнее, тише, дремучей – слова категории состояния в роли главного члена безличного предложения.
Описание слайда:
ОТВЕТ 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее – наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – прилагательное в роли несогласованного определения; 4) сильней – имя прилагательное, сказуемое; 5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств; 6) душнее, тише, дремучей – слова категории состояния в роли главного члена безличного предложения.

Слайд 34






4. Определите частеречную принадлежность выделенных словоформ, укажите их главные морфологические признаки и стилистическую функцию.
1) Да вдруг не разобрал, верно, спросонья, где край, да кувырк с воза под колесо (Н.С.Лесков) 
2) Приближаюсь к болонке, беру деликатно за шиворот и шварк ее за окошко. (Ф.М.Достоевский).
3)  Вдруг топот!.. Кровь ее застыла.
     Вот ближе! Скачут… и на двор
     Евгений! «Ах!» – и легче тени
     Татьяна прыг в другие сени…
4) Но вдруг сугроб зашевелился,
     И кто ж из-под него явился?
    Большой, взъерошенный медведь;
    Татьяна ах! А он реветь…
Описание слайда:
4. Определите частеречную принадлежность выделенных словоформ, укажите их главные морфологические признаки и стилистическую функцию. 1) Да вдруг не разобрал, верно, спросонья, где край, да кувырк с воза под колесо (Н.С.Лесков) 2) Приближаюсь к болонке, беру деликатно за шиворот и шварк ее за окошко. (Ф.М.Достоевский). 3)  Вдруг топот!.. Кровь ее застыла. Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени… 4) Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! А он реветь…

Слайд 35





ОТВЕТ
Глагольные формы кувырк и шварк (некоторые лингвисты относят их числу глагольных междометий) образуются только от глаголов совершенного вида, обозначающих мгновенные действия (кувыркнуться, шваркнуться). Эти глаголы сохраняют значение вида (совершенный) и значение времени (прошедшее), поэтому их называют также особыми формами прошедшего времени. В отличие от обычной формы прошедшего времени, они не изменяются ни по родам, ни по числам. В предложении, выступая в роли сказуемого, они способны, как и все глаголы, управлять именем существительным или местоимением. Данные формы, экспрессивно обозначая краткие, мгновенные действия, используются преимущественно в разговорной речи.
В третьем примере «Ах!» – междометие.
В четвертом ах! – краткая глагольная форма прошедшего времени (глагольное междометие).
Описание слайда:
ОТВЕТ Глагольные формы кувырк и шварк (некоторые лингвисты относят их числу глагольных междометий) образуются только от глаголов совершенного вида, обозначающих мгновенные действия (кувыркнуться, шваркнуться). Эти глаголы сохраняют значение вида (совершенный) и значение времени (прошедшее), поэтому их называют также особыми формами прошедшего времени. В отличие от обычной формы прошедшего времени, они не изменяются ни по родам, ни по числам. В предложении, выступая в роли сказуемого, они способны, как и все глаголы, управлять именем существительным или местоимением. Данные формы, экспрессивно обозначая краткие, мгновенные действия, используются преимущественно в разговорной речи. В третьем примере «Ах!» – междометие. В четвертом ах! – краткая глагольная форма прошедшего времени (глагольное междометие).

Слайд 36






5. Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий.  Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.
Описание слайда:
5. Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

Слайд 37





ОТВЕТ
Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду. 
В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.
Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.
Описание слайда:
ОТВЕТ Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.

Слайд 38






6. Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?
 Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. 
(А. Барто)
Описание слайда:
6. Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу? Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. (А. Барто)

Слайд 39





ОТВЕТ
    Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам  проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т.п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.
Описание слайда:
ОТВЕТ Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т.п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.

Слайд 40






7. Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?
Описание слайда:
7. Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

Слайд 41





ОТВЕТ
    Слово дружище – мужского рода, что  определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище! 
   С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. 
   Это существительное в современном русском языке употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)
Описание слайда:
ОТВЕТ Слово дружище – мужского рода, что определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище! С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)

Слайд 42






8. Какие два однокоренных глагола, имея формы 1-го лица мн. числа буд. вр., в то же время не имеют формы 1-го лица ед. числа будущего времени? 
   Замените их синонимичными словосочетаниями. 
   От какого слова эти глаголы образовались и как они связаны по смыслу?
Описание слайда:
8. Какие два однокоренных глагола, имея формы 1-го лица мн. числа буд. вр., в то же время не имеют формы 1-го лица ед. числа будущего времени? Замените их синонимичными словосочетаниями. От какого слова эти глаголы образовались и как они связаны по смыслу?

Слайд 43





ОТВЕТ
     Это глаголы победить и убедить. В 1 лице единственного числа их следует заменять синонимичными словосочетаниями, например: одержу победу и смогу (постараюсь) убедить. Эти глаголы являются родственными, поскольку в них выделяется один и тот же корень – -бед-. Они образованы приставочным способом от глагола бѣдити ‘убеждать’, который в свою очередь образовался от существительного бѣда, имевшего в древнерусском языке, помимо современного значения, также значение ‘принуждение’. Глагол убедить – видовая пара к глаголу бѣдити, а глагол победить обозначал ‘преодолеть, разорить, потребовать’. Таким образом, победить – значит убедить.
Описание слайда:
ОТВЕТ Это глаголы победить и убедить. В 1 лице единственного числа их следует заменять синонимичными словосочетаниями, например: одержу победу и смогу (постараюсь) убедить. Эти глаголы являются родственными, поскольку в них выделяется один и тот же корень – -бед-. Они образованы приставочным способом от глагола бѣдити ‘убеждать’, который в свою очередь образовался от существительного бѣда, имевшего в древнерусском языке, помимо современного значения, также значение ‘принуждение’. Глагол убедить – видовая пара к глаголу бѣдити, а глагол победить обозначал ‘преодолеть, разорить, потребовать’. Таким образом, победить – значит убедить.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию