🗊Презентация Диспозиция. Специфика диспозиции

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №1Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №2Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №3Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №4Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №5Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №6Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №7Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №8Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №9Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №10Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №11Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №12Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №13Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №14Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Диспозиция. Специфика диспозиции. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Диспозиция
Описание слайда:
Диспозиция

Слайд 2





1. Что такое диспозиция?
Диспозиция (лат. dispositio – расположить) — второй этап работы над речью. 
В случае если на первом этапе — на этапе инвенции — оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует его, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе оратор располагает собранный материал в том порядке, в котором он будет представлен в тексте.  В идеале работа на этом этапе должна закончиться составлением подробного плана-конспекта͵ в котором будет четко представлена последовательность утверждений и аргументов, а также прочих элементов речи.
Описание слайда:
1. Что такое диспозиция? Диспозиция (лат. dispositio – расположить) — второй этап работы над речью. В случае если на первом этапе — на этапе инвенции — оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует его, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе оратор располагает собранный материал в том порядке, в котором он будет представлен в тексте.  В идеале работа на этом этапе должна закончиться составлением подробного плана-конспекта͵ в котором будет четко представлена последовательность утверждений и аргументов, а также прочих элементов речи.

Слайд 3





2. Как понять специфику диспозиции?
Описание слайда:
2. Как понять специфику диспозиции?

Слайд 4





3. Какова структура речи? 
Диспозиция как отдел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Сразу же возникает вопрос, что считать частью: отдельный аргумент, отдельную фразу, какое-то рассуждение, абзац и т. п.? Как членить речь? Попробуем пойти в данном за древними авторами, поняв их в современных нам категориях.
Описание слайда:
3. Какова структура речи? Диспозиция как отдел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Сразу же возникает вопрос, что считать частью: отдельный аргумент, отдельную фразу, какое-то рассуждение, абзац и т. п.? Как членить речь? Попробуем пойти в данном за древними авторами, поняв их в современных нам категориях.

Слайд 5





4. Как членили речь древние риторики?
Описание слайда:
4. Как членили речь древние риторики?

Слайд 6





5. Что значат жанры для диспозиции? 
К примеру, мы что-то обещаем (жанр обещания), кого-то порицаем (жанр порицания), что-то обосновываем (жанр обоснования), кому-то угрожаем (жанр угрозы). Все, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-нибудь, вот и предлагается членить речь на такие целевые блоки — речевые акты, или первичные функциональные жанры.
Граница жанров — это граница смены наших установок: здесь, именно в данном месте нашей речи мы перестали угрожать и начали обещать. Такое деление выглядит вполне здравым. Оно позволяет обучающемуся совершенствоваться в каждом из названных жанров (можно, к примеру, попрактиковаться в обещаниях или угрозах), а кроме того, оно вооружает его «кубиками», комбинация которых и есть диспозиция речи. В этом случае оратор рассуждает приблизительно так: вначале я испугаю, потом посочувствую, потом пообещаю, и благодаря этому добьюсь того, что мне нужно. Не правда ли, это напоминает то, как мы обычно планируем свою речь?
Описание слайда:
5. Что значат жанры для диспозиции? К примеру, мы что-то обещаем (жанр обещания), кого-то порицаем (жанр порицания), что-то обосновываем (жанр обоснования), кому-то угрожаем (жанр угрозы). Все, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-нибудь, вот и предлагается членить речь на такие целевые блоки — речевые акты, или первичные функциональные жанры. Граница жанров — это граница смены наших установок: здесь, именно в данном месте нашей речи мы перестали угрожать и начали обещать. Такое деление выглядит вполне здравым. Оно позволяет обучающемуся совершенствоваться в каждом из названных жанров (можно, к примеру, попрактиковаться в обещаниях или угрозах), а кроме того, оно вооружает его «кубиками», комбинация которых и есть диспозиция речи. В этом случае оратор рассуждает приблизительно так: вначале я испугаю, потом посочувствую, потом пообещаю, и благодаря этому добьюсь того, что мне нужно. Не правда ли, это напоминает то, как мы обычно планируем свою речь?

Слайд 7





6. Выделение микрожанров как классический подход к диспозиции.
Выделение микрожанров речи необычно только с точки зрения использования терминологии. В действительности некоторые риторы прошлого предложили крайне разработанные классификации таких жанров, которые они называли «фигурами». 
Хотя «фигура» — это термин, описывающий особенность выражения мысли и соотносящийся с третьим этапом подготовки речи, крайне важно иметь в виду, что использование этого термина не было последовательным на протяжении веков. Именно в связи с этим среди фигур мысли в собственном смысле этого слова появлялись такие, как «клятва», «обращение», «уступка», «сомнение», «описание места», «описание времени» и т. д. Что это, как не микрожанры, о которых идет речь?
Описание слайда:
6. Выделение микрожанров как классический подход к диспозиции. Выделение микрожанров речи необычно только с точки зрения использования терминологии. В действительности некоторые риторы прошлого предложили крайне разработанные классификации таких жанров, которые они называли «фигурами». Хотя «фигура» — это термин, описывающий особенность выражения мысли и соотносящийся с третьим этапом подготовки речи, крайне важно иметь в виду, что использование этого термина не было последовательным на протяжении веков. Именно в связи с этим среди фигур мысли в собственном смысле этого слова появлялись такие, как «клятва», «обращение», «уступка», «сомнение», «описание места», «описание времени» и т. д. Что это, как не микрожанры, о которых идет речь?

Слайд 8





7. Что есть речевая композиция?
Итак, будем и мы считать композицией речи последовательность микрожанров, из которых она состоит. Отметим, однако, что древние риторы, хотя и выделяли отдельные микрожанры, в разделе «диспозиция» работали с более крупными функциональными единицами — с жанрами, выводимыми из их места в самой речи.  Они выделяли: 
обращение (зачин)
именование темы (вступление)
повествование (историю вопроса)
описание (положение дел на момент речи)
доказательство (основная аргументация)
опровержение (рассмотрение контрдоводов)
воззвание (обращение к чувствам слушателя)
 заключение.
Описание слайда:
7. Что есть речевая композиция? Итак, будем и мы считать композицией речи последовательность микрожанров, из которых она состоит. Отметим, однако, что древние риторы, хотя и выделяли отдельные микрожанры, в разделе «диспозиция» работали с более крупными функциональными единицами — с жанрами, выводимыми из их места в самой речи.  Они выделяли: обращение (зачин) именование темы (вступление) повествование (историю вопроса) описание (положение дел на момент речи) доказательство (основная аргументация) опровержение (рассмотрение контрдоводов) воззвание (обращение к чувствам слушателя) заключение.

Слайд 9





8. Чем отличаются жанровые разновидности?
Существуют первичные микрожанры (обещание, угрозы и прочее), к их комбинации в конечном счете сводится речь. Существуют более крупные жанры (вступление, заключение и т. д.), и речь должна быть рассмотрена как их последовательность. Наконец существуют и макрожанры — сами речи. Ведь мы можем, к примеру, готовить обвинительную речь (один жанр) или речь в защиту кого-либо (другой жанр).
Описание слайда:
8. Чем отличаются жанровые разновидности? Существуют первичные микрожанры (обещание, угрозы и прочее), к их комбинации в конечном счете сводится речь. Существуют более крупные жанры (вступление, заключение и т. д.), и речь должна быть рассмотрена как их последовательность. Наконец существуют и макрожанры — сами речи. Ведь мы можем, к примеру, готовить обвинительную речь (один жанр) или речь в защиту кого-либо (другой жанр).

Слайд 10





9. Как взаимодействуют макрожанры с микрожанрами?
1) призывать слушателей присоединиться к предлагаемой им отрицательной оценке чего-либо:
2) указывать им на негативные последствия отказа принять эту оценку:
Описание слайда:
9. Как взаимодействуют макрожанры с микрожанрами? 1) призывать слушателей присоединиться к предлагаемой им отрицательной оценке чего-либо: 2) указывать им на негативные последствия отказа принять эту оценку:

Слайд 11





10. Что должен использовать оратор?
Описание слайда:
10. Что должен использовать оратор?

Слайд 12





11. Композиция как конструирование речей из блоков.
Описание слайда:
11. Композиция как конструирование речей из блоков.

Слайд 13





12. Какие центральные категории для такого раздела, как диспозиция?
Описание слайда:
12. Какие центральные категории для такого раздела, как диспозиция?

Слайд 14





13. Каковы принципы следования жанрам?
Почему бы не перемежать доказательство с повествованием? 
Почему бы не вводить элементы воззвания в доказательство? 
Почему бы не сочетать в одном фрагменте обращение и именование темы? 
И почему нельзя менять компоненты местами?
Описание слайда:
13. Каковы принципы следования жанрам? Почему бы не перемежать доказательство с повествованием? Почему бы не вводить элементы воззвания в доказательство? Почему бы не сочетать в одном фрагменте обращение и именование темы? И почему нельзя менять компоненты местами?

Слайд 15


Диспозиция. Специфика диспозиции, слайд №15
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию