🗊Презентация ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №1ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №2ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №3ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №4ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №5ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №6ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №7ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №8ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №9ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №10ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №11ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №12ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №13ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №14ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №15ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №16ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №17ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №18ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №19ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №20ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №21ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №22ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №23ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему
Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём следует писать;
умение определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме;
умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать;
умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»;
умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;
умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»
Описание слайда:
Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём следует писать; умение определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме; умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать; умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»; умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»; умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»

Слайд 3





1. Анализ формулировки темы сочинения
План анализа темы сочинения.
Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы.
Анализ языковой единицы, использованной  в формулировке темы.
Определение содержательного типа темы.
Обнаружение метафор в формулировке темы.
Определение ключевых слов темы и отношений между ними.
Определение объёма темы.
Описание слайда:
1. Анализ формулировки темы сочинения План анализа темы сочинения. Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы. Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы. Определение содержательного типа темы. Обнаружение метафор в формулировке темы. Определение ключевых слов темы и отношений между ними. Определение объёма темы.

Слайд 4





Первый этап анализа темы сочинения:
формулировка темы и её конкретизаторы
       Задача: осознать тему сочинения и наметить план работы.
Первый этап работы:
Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы:
 национальных,
временных,
жанровых, 
авторских и т.п.
Описание слайда:
Первый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и её конкретизаторы Задача: осознать тему сочинения и наметить план работы. Первый этап работы: Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы: национальных, временных, жанровых, авторских и т.п.

Слайд 5





Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума»)
Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума»)
Ограничители
по автору (А.Грибоедов);
по произведению («Горе от ума»);
по жанру (комедия)
Описание слайда:
Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума») Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума») Ограничители по автору (А.Грибоедов); по произведению («Горе от ума»); по жанру (комедия)

Слайд 6





Следует помнить
 Ограничители темы различны
 по содержанию;
по местоположению в формулировке темы (ограничитель может быть отделен либо не отделён от формулировки темы графическими средствами);
по способу выражения: явному, когда ограничитель назван в теме отдельным словом или словосочетанием, или скрытому, когда ограничитель лишь подразумевается.
     Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.
Описание слайда:
Следует помнить Ограничители темы различны по содержанию; по местоположению в формулировке темы (ограничитель может быть отделен либо не отделён от формулировки темы графическими средствами); по способу выражения: явному, когда ограничитель назван в теме отдельным словом или словосочетанием, или скрытому, когда ограничитель лишь подразумевается. Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.

Слайд 7





Второй этап анализа темы сочинения: формулировка темы и языковая единица, её выражающая
Какой языковой единицей представлена тема сочинения:
а) односоставным назывным предложением («Отцы и дети в русской литературе»)
б) односоставным глагольным предложением («Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак)
в) двусоставным предложением («Их воскресила любовь…» (По роману Ф.Достоевского).
2.      Если тема сформулирована предложением, оно может быть
 простым («Зачем нам помнить о войне?»
сложным («Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе» (Сенека)
Описание слайда:
Второй этап анализа темы сочинения: формулировка темы и языковая единица, её выражающая Какой языковой единицей представлена тема сочинения: а) односоставным назывным предложением («Отцы и дети в русской литературе») б) односоставным глагольным предложением («Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак) в) двусоставным предложением («Их воскресила любовь…» (По роману Ф.Достоевского). 2. Если тема сформулирована предложением, оно может быть простым («Зачем нам помнить о войне?» сложным («Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе» (Сенека)

Слайд 8





Следует помнить
      3. Предложение в формулировке темы может быть 
законченным («Правда – это истина во благо» (В.Даль);
незаконченным («Размышляя о сегодняшнем дне…»);
вопросительным («Человек выше сытости? (М.Горький);
повествовательным («Истинный друг познается в несчастье»); 
восклицательным («Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!» (А.Вознесенский)
невосклицательным ( «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает» (В. Ключевский)
побудительным («Войну – к позорному столбу!»
Описание слайда:
Следует помнить 3. Предложение в формулировке темы может быть законченным («Правда – это истина во благо» (В.Даль); незаконченным («Размышляя о сегодняшнем дне…»); вопросительным («Человек выше сытости? (М.Горький); повествовательным («Истинный друг познается в несчастье»); восклицательным («Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!» (А.Вознесенский) невосклицательным ( «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает» (В. Ключевский) побудительным («Войну – к позорному столбу!»

Слайд 9





Третий этап анализа темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения
         По данному параметру темы сочинений делятся на 
темы-предметы,
темы-признаки,
темы-суждения.
Описание слайда:
Третий этап анализа темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения По данному параметру темы сочинений делятся на темы-предметы, темы-признаки, темы-суждения.

Слайд 10


ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12





Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы
    Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль.
Пример.
«У истории нет корзины для хлама» (В.Гюго)


Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия.
История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.
            Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.
Описание слайда:
Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример. «У истории нет корзины для хлама» (В.Гюго) Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу. Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.

Слайд 13





Пятый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и ключевые слова
       Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий.
КС можно найти
По вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах).
Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. (В сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.
         В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания.

(СМ. Тематический словарь русского языка (под редакцией В.В.Морковкина), М.,2000)
Описание слайда:
Пятый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и ключевые слова Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий. КС можно найти По вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах). Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. (В сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь. В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания. (СМ. Тематический словарь русского языка (под редакцией В.В.Морковкина), М.,2000)

Слайд 14





Шестой этап анализа темы сочинения: формулировка и объём темы
               Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?)
Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина.
Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.)
Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.)
Пример.
«Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне).
Что обозначает многоточие в конце цитаты?
О какое бое идёт речь? Что понимается под этим?
Как связаны давность событий и память о них? и т.п.
Описание слайда:
Шестой этап анализа темы сочинения: формулировка и объём темы Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?) Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.) Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.) Пример. «Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне). Что обозначает многоточие в конце цитаты? О какое бое идёт речь? Что понимается под этим? Как связаны давность событий и память о них? и т.п.

Слайд 15





Основная мысль (идея) сочинения 
                  Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения.
        ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение)
Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены
Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему?
Пример: В теме «Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова» 
 герой лирики поэта является человеком  интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.

Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему?
Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы. 

Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что…
Пример: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери): чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.
Описание слайда:
Основная мысль (идея) сочинения Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения. ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение) Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? Пример: В теме «Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова» герой лирики поэта является человеком интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество. Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы. Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что… Пример: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери): чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

Слайд 16





Порядок работы над основной мыслью сочинения
Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы.
По вопросам определить отношения между основными понятиями.
3.    Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»
Описание слайда:
Порядок работы над основной мыслью сочинения Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»

Слайд 17





Вариант работы
Описание слайда:
Вариант работы

Слайд 18





Проверяем себя: определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений
      «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин).
Патриотизм – свойство настоящего человека.
Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком.
История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности.
Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины.
Описание слайда:
Проверяем себя: определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин). Патриотизм – свойство настоящего человека. Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком. История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности. Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины.

Слайд 19





Тезис
Тезис
Описание слайда:
Тезис Тезис

Слайд 20





Типы вступления
Описание слайда:
Типы вступления

Слайд 21





Заключительная часть сочинения
Заключение должно отвечать следующим требованиям:
содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
оно должно соответствовать теме сочинения.
Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту
   Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.
Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?»  Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.
Описание слайда:
Заключительная часть сочинения Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; оно должно соответствовать теме сочинения. Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст. Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

Слайд 22





Вариант заключения к сочинению
Тема: 
«Отцы и дети 
в русской классике»
Описание слайда:
Вариант заключения к сочинению Тема: «Отцы и дети в русской классике»

Слайд 23


ЕГЭ Этапы подготовки к сочинению на заданную тему, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Литература
     Материалы сайта www.fipi.ru
  Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» - Екатеринбург, 2004
Описание слайда:
Литература Материалы сайта www.fipi.ru Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» - Екатеринбург, 2004



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию