🗊Презентация Экономическая методология в прошлом и настоящем

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №1Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №2Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №3Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №4Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №5Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №6Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №7Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №8Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №9Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №10Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №11Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №12Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №13Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №14Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №15Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №16Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №17Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №18Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №19Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №20Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №21Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №22Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №23Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №24Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №25Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №26Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №27Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №28Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №29Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №30Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №31Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №32Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №33Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №34Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №35Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №36Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №37Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №38Экономическая методология в прошлом и настоящем, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экономическая методология в прошлом и настоящем. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методология экономической науки (Д/в)

Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом и настоящем.


Магистратура / Экономика
Описание слайда:
Методология экономической науки (Д/в) Введение в дисциплину. Экономическая методология в прошлом и настоящем. Магистратура / Экономика

Слайд 2





Контекстные / Специализированные навыки
Навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Профессиональные навыки (программирование на конкретном языке) 

Кроссконтекстные навыки
Навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде

Экзистенциальные навыки
Навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Описание слайда:
Контекстные / Специализированные навыки Навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Профессиональные навыки (программирование на конкретном языке) Кроссконтекстные навыки Навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде Экзистенциальные навыки Навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Слайд 3





"Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой для того, чтобы думать»
"Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой для того, чтобы думать»
«…экономическая наука – это не наука в том же смысле, в каком говорят об акустике как науке, скорее это наука в том смысле, в каком таковой считается «медицина» – сгусток плохо скоординированных и пересекающихся областей знания»
Описание слайда:
"Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой для того, чтобы думать» "Теория - это не расписание самолетов или автобусов... Теория служит...основой для того, чтобы думать» «…экономическая наука – это не наука в том же смысле, в каком говорят об акустике как науке, скорее это наука в том смысле, в каком таковой считается «медицина» – сгусток плохо скоординированных и пересекающихся областей знания»

Слайд 4





Вопросы для обсуждения:
1. Организация занятий. 
2. «Определяйте значение слов…»: (методология, экономическая методология, методы, функции)
3. Исследовательские программы (парадигмы)  в экономической науке.
Описание слайда:
Вопросы для обсуждения: 1. Организация занятий. 2. «Определяйте значение слов…»: (методология, экономическая методология, методы, функции) 3. Исследовательские программы (парадигмы) в экономической науке.

Слайд 5





 Ананьин О.И.  Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc
 Ананьин О.И.  Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc
Болдырев И.А.Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений //Журнал НЭА.2011.№ 9.
 Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учебное пособие. М., 2013.
+ статьи в научных журналах
Описание слайда:
 Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc  Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки. https://www.hse.ru/data/2011/01/25/1208941744/ФиМЭН.doc Болдырев И.А.Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений //Журнал НЭА.2011.№ 9. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учебное пособие. М., 2013. + статьи в научных журналах

Слайд 6





Методология (общенаучное понятие)
Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. 
греч. methodos - исследование + Logos – учение
Методология – это учение о структуре и функциях научного познания.
Термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных
Описание слайда:
Методология (общенаучное понятие) Методология - система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки. греч. methodos - исследование + Logos – учение Методология – это учение о структуре и функциях научного познания. Термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных

Слайд 7





Методология (общенаучное понятие): классификация
Вариант классификации методологий – это разделение их в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или иная методология (например,  методологию индуктивную, дедуктивную, «понимающую» (интерпретирующую), экспериментальную, моделирования, эволюционную и т. п.)
Разделение методологии по трем уровням ее общности:
   1) всеобщую; 2) общенаучную; 3) частнонаучную.
   Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.
   Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естественных, технических) играет философия.
Описание слайда:
Методология (общенаучное понятие): классификация Вариант классификации методологий – это разделение их в зависимости от типа метода, который использует как ключевой та или иная методология (например,  методологию индуктивную, дедуктивную, «понимающую» (интерпретирующую), экспериментальную, моделирования, эволюционную и т. п.) Разделение методологии по трем уровням ее общности:    1) всеобщую; 2) общенаучную; 3) частнонаучную.    Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.    Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естественных, технических) играет философия.

Слайд 8





Философский круг
Как заявил Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании Google:  «Каждые два дня мы создаем столько информации, сколько мы создавали со времен развития цивилизации до 2003 г.»
Описание слайда:
Философский круг Как заявил Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании Google: «Каждые два дня мы создаем столько информации, сколько мы создавали со времен развития цивилизации до 2003 г.»

Слайд 9





Святослав Медведев – директор Института мозга человека, академик РАН
Последние десятилетия – прорыв в области технического оснащения исследований
НО!!! Резко увеличилось количество научных статей, но нет кардинальных изменений в понимании работы мозга
 Некоторые законы были открыты «на кончике пера», то есть минимум фактических данных
Российская физиологическая школа: «светлое пятно» Павлова : от глубокого познания физиологии, а не только от эксперимента
Описание слайда:
Святослав Медведев – директор Института мозга человека, академик РАН Последние десятилетия – прорыв в области технического оснащения исследований НО!!! Резко увеличилось количество научных статей, но нет кардинальных изменений в понимании работы мозга Некоторые законы были открыты «на кончике пера», то есть минимум фактических данных Российская физиологическая школа: «светлое пятно» Павлова : от глубокого познания физиологии, а не только от эксперимента

Слайд 10





Базовые методологические концеп-ции в философии и науке XX в.
1) концепция научных революций и парадигм американского историка науки Томаса Куна (1922–1995); 
2) теория исследовательских программ английского ученого (эмигрировавшего в Великобританию из Венгрии) Имре Лакатоса (1922–1974); 
3) концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера (1902–1994) (родился в Австрии, большую часть жизни провел в Великобритании).
Описание слайда:
Базовые методологические концеп-ции в философии и науке XX в. 1) концепция научных революций и парадигм американского историка науки Томаса Куна (1922–1995); 2) теория исследовательских программ английского ученого (эмигрировавшего в Великобританию из Венгрии) Имре Лакатоса (1922–1974); 3) концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера (1902–1994) (родился в Австрии, большую часть жизни провел в Великобритании).

Слайд 11





1922–1996   Томас Кун,бакалавр физики
доктор философии
 Как и в производстве, в науке смена инструментов – крайняя мера, к которой прибегают лишь в случае действительной необходимости. Значение кризисов заключается именно в том, что они говорят о своевременности смены инструментов. 
Описание слайда:
1922–1996 Томас Кун,бакалавр физики доктор философии Как и в производстве, в науке смена инструментов – крайняя мера, к которой прибегают лишь в случае действительной необходимости. Значение кризисов заключается именно в том, что они говорят о своевременности смены инструментов. 

Слайд 12





Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна -1 
 «Структура научных революций» (1962)
Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции. 
это определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи. 
Научной революцией Т. Кун называет этап развития науки, когда одна парадигма меняется на другую.
 Периоды развития системы научного знания между «революциями» : «допарадигмальные» или периоды «нормальной науки».
Описание слайда:
Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна -1 «Структура научных революций» (1962) Парадигма – это нормы и образцы научного мышления, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции. это определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи. Научной революцией Т. Кун называет этап развития науки, когда одна парадигма меняется на другую. Периоды развития системы научного знания между «революциями» : «допарадигмальные» или периоды «нормальной науки».

Слайд 13





Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна -2
Допарадигмальный период развития - период соперничества различных школ и направлений в науке. В этот период еще не существует устоявшихся стереотипов и стилей научной мышления, в науке идут нескончаемые методологические дискуссии по поводу того, какую из предполагаемых исследовательских программ можно принять за парадигму.
«Нормальную науку» Т. Кун определяет как: 1) «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений» ;
 2) период развития науки, когда в ней господствует какая-то одна исследовательская программа, служащая парадигмой для всего данного научного сообщества.
Описание слайда:
Концепция научных революций и парадигм Томаса Куна -2 Допарадигмальный период развития - период соперничества различных школ и направлений в науке. В этот период еще не существует устоявшихся стереотипов и стилей научной мышления, в науке идут нескончаемые методологические дискуссии по поводу того, какую из предполагаемых исследовательских программ можно принять за парадигму. «Нормальную науку» Т. Кун определяет как: 1) «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений» ; 2) период развития науки, когда в ней господствует какая-то одна исследовательская программа, служащая парадигмой для всего данного научного сообщества.

Слайд 14





Имре Лакатос (1922-1974)
английский философ венгерского происхождения

Физика, математика, философия (Дебрецен)
аспирантура МГУ (вторая пол.1940-х)
ноябрь 1956 г. через Австрию бежит на Запад
С 1969 – Лондонская школа экономики
Автор теории и методологии научно-исследовательских программ
Описание слайда:
Имре Лакатос (1922-1974) английский философ венгерского происхождения Физика, математика, философия (Дебрецен) аспирантура МГУ (вторая пол.1940-х) ноябрь 1956 г. через Австрию бежит на Запад С 1969 – Лондонская школа экономики Автор теории и методологии научно-исследовательских программ

Слайд 15





Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 1 
«Доказательства и опровержения», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»
 «Научно-исследовательская программа» представляет собой некоторую совокупность теорий, развивающихся на базе единых исследовательских и методологических принципов. Структурно она включает в себя следующие элементы:
   а) «жесткое ядро» – фундаментальные принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность;
   б) «защитный пояс» – вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» программы.
Описание слайда:
Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 1 «Доказательства и опровержения», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»  «Научно-исследовательская программа» представляет собой некоторую совокупность теорий, развивающихся на базе единых исследовательских и методологических принципов. Структурно она включает в себя следующие элементы:    а) «жесткое ядро» – фундаментальные принципы всех теорий программы, помогающие сохранять ее целостность;    б) «защитный пояс» – вспомогательные гипотезы программы; он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» программы.

Слайд 16





Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 2
«История науки была и будет историей соперничества исследовательских программ (или, если угодно, «парадигм»); но она не была и не должна быть чередованием периодов нормальной науки: чем быстрее начинается соперничество, тем лучше для прогресса»
  «Зрелая наука» – это тот тип науки, где имеет место соперничество, конкуренция различных исследовательских программ;
 «Незрелая наука» - исследование осуществляется «по затасканному образцу проб и ошибок»
Описание слайда:
Теория исследовательских программ Имре Лакатоса - 2 «История науки была и будет историей соперничества исследовательских программ (или, если угодно, «парадигм»); но она не была и не должна быть чередованием периодов нормальной науки: чем быстрее начинается соперничество, тем лучше для прогресса»   «Зрелая наука» – это тот тип науки, где имеет место соперничество, конкуренция различных исследовательских программ; «Незрелая наука» - исследование осуществляется «по затасканному образцу проб и ошибок»

Слайд 17





Сэр Карл Раймунд По́ппер (1902-1994)
1918 – Венский университет, физика, математика
Музыку любил, занимался
1928 – диссертация по философии
1945 – британское подданство
Лондонская школа экономики

  Задача высшего образования – не в подготовке экспертов, а в формировании людей с настолько развитыми критическими способностями, чтобы они могли отличать экспертов от шарлатанов.
Описание слайда:
Сэр Карл Раймунд По́ппер (1902-1994) 1918 – Венский университет, физика, математика Музыку любил, занимался 1928 – диссертация по философии 1945 – британское подданство Лондонская школа экономики  Задача высшего образования – не в подготовке экспертов, а в формировании людей с настолько развитыми критическими способностями, чтобы они могли отличать экспертов от шарлатанов.

Слайд 18





Карл Поппер «Открытое общество и его враги»  (1945)
«Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“».
Описание слайда:
Карл Поппер «Открытое общество и его враги» (1945) «Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“».

Слайд 19





Карл Поппер  
«теория – это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для познания, объяснения и овладевания  им, мы стремимся  сделать ячейки сетей все более мелкими…»

Эйнштейн писал Попперу: «Я думаю (подобно Вам, между
   прочим), что теория не может быть получена из результатов наблюдений, но может быть только изобретена»
именно фальсифицируемость, а не верифицируемость отличает эмпирическую науку от метафизики.
Описание слайда:
Карл Поппер «теория – это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для познания, объяснения и овладевания им, мы стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими…» Эйнштейн писал Попперу: «Я думаю (подобно Вам, между прочим), что теория не может быть получена из результатов наблюдений, но может быть только изобретена» именно фальсифицируемость, а не верифицируемость отличает эмпирическую науку от метафизики.

Слайд 20





Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -1 
«Открытое общество и его враги» (1945), «Логика и рост научного знания»
Критицизм, критический рационализм - «Подвергай все критике»
Основные черты правильного критического метода: рациональность (доказуемость, обоснованность); диалектичность (стремление выявить противоречия); апелляция к научному знанию (сциентизм); дедуктивизм (опора на дедуктивные, а на не индуктивные суждения); стремление сделать любое знание хотя бы в принципе опровержимым (метод фальсификации или просто фальсификационизм).
Описание слайда:
Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -1 «Открытое общество и его враги» (1945), «Логика и рост научного знания» Критицизм, критический рационализм - «Подвергай все критике» Основные черты правильного критического метода: рациональность (доказуемость, обоснованность); диалектичность (стремление выявить противоречия); апелляция к научному знанию (сциентизм); дедуктивизм (опора на дедуктивные, а на не индуктивные суждения); стремление сделать любое знание хотя бы в принципе опровержимым (метод фальсификации или просто фальсификационизм).

Слайд 21





Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -2 
1.  Согласно Попперу, важно всегда отыскивать альтернативы уже имеющимся у нас гипотезам.
2. Затем сталкивать их между собой, выявлять и устранять ошибки. 
Ожидается, что полученная в результате информация будет больше той, что заключалась во всех гипотезах вместе взятых. 
Таким образом, суть метода состоит не столько в «критике» теории практикой, сколько в умозрительном открытии новых проблем и онтологических схем. 
!!! ведь из неудач можно извлекать полезные уроки, которые могут пригодиться потом для создания более совершенных теорий.
Описание слайда:
Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -2 1. Согласно Попперу, важно всегда отыскивать альтернативы уже имеющимся у нас гипотезам. 2. Затем сталкивать их между собой, выявлять и устранять ошибки. Ожидается, что полученная в результате информация будет больше той, что заключалась во всех гипотезах вместе взятых. Таким образом, суть метода состоит не столько в «критике» теории практикой, сколько в умозрительном открытии новых проблем и онтологических схем. !!! ведь из неудач можно извлекать полезные уроки, которые могут пригодиться потом для создания более совершенных теорий.

Слайд 22





Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -3 
Основная идея, лежащая в основе фальсификациониз-ма  – идея потенциальной проверяемости каждого научного высказывания (по соответствующим критериям научности и истинности) и идея потенциальной опровержимости его. 
Мы должны стремиться не к тому, чтобы подтвердить ту или иную теорию, а к тому, чтобы опровергнуть, отбросить ее.
«Когда я говорю о росте научного знания, я имею в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями»
Описание слайда:
Концепция критического рационализма и фальсификационизма сэра Карла Поппера -3 Основная идея, лежащая в основе фальсификациониз-ма  – идея потенциальной проверяемости каждого научного высказывания (по соответствующим критериям научности и истинности) и идея потенциальной опровержимости его. Мы должны стремиться не к тому, чтобы подтвердить ту или иную теорию, а к тому, чтобы опровергнуть, отбросить ее. «Когда я говорю о росте научного знания, я имею в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями»

Слайд 23





Экономическая методология 
«отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности» (Ананьин, 2005)
Методология – это систематическое описание и исследование 1) метода познания; 2) структуры и функций научного знания; 3) структуры отношений между научной теорией и реальностью.
Предмет  - различные экономические теории (как и в ИЭУ)
Описание слайда:
Экономическая методология «отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности» (Ананьин, 2005) Методология – это систематическое описание и исследование 1) метода познания; 2) структуры и функций научного знания; 3) структуры отношений между научной теорией и реальностью. Предмет - различные экономические теории (как и в ИЭУ)

Слайд 24





Предметная область Озаглавьте слайд!!!
Структура экономического знания и связь с реальностью
Оценка объективности экономической науки
Обсуждение идеологических и этических предпосылок экономической науки
Основные категории и историко-культурные контексты  экономической  науки
Междисциплинарные взаимодействия
Описание слайда:
Предметная область Озаглавьте слайд!!! Структура экономического знания и связь с реальностью Оценка объективности экономической науки Обсуждение идеологических и этических предпосылок экономической науки Основные категории и историко-культурные контексты экономической науки Междисциплинарные взаимодействия

Слайд 25





Функции экономической методологии
1. Осмыслить предмет «с высоты птичьего полета»!!!
2. Выработать язык, на котором можно вести диалог между школами и подходами.
3. Показывать, какого рода идейные (социально-философские)  притязания имеет наука.
4. Способствовать контактам экономистов  с представителями других дисциплин.
    Фундаментальные основы науки – споры (фрагмент)
Описание слайда:
Функции экономической методологии 1. Осмыслить предмет «с высоты птичьего полета»!!! 2. Выработать язык, на котором можно вести диалог между школами и подходами. 3. Показывать, какого рода идейные (социально-философские) притязания имеет наука. 4. Способствовать контактам экономистов с представителями других дисциплин. Фундаментальные основы науки – споры (фрагмент)

Слайд 26





Методы экономической науки
а) генетические (исторический метод в экономике, эволюционный метод в экономике);
   б) эмпирические (экономический эксперимент, экономическое наблюдение);
   в) математические (включая статистические);
   г) теоретические (аналитический метод в экономической науке, синтетический метод в экономической науке, индуктивно-вероятностный метод в экономическом исследовании, гипотетико-дедуктивный метод в экономическом исследовании, метод аналогии в экономике (включая моделирование))
Описание слайда:
Методы экономической науки а) генетические (исторический метод в экономике, эволюционный метод в экономике); б) эмпирические (экономический эксперимент, экономическое наблюдение); в) математические (включая статистические); г) теоретические (аналитический метод в экономической науке, синтетический метод в экономической науке, индуктивно-вероятностный метод в экономическом исследовании, гипотетико-дедуктивный метод в экономическом исследовании, метод аналогии в экономике (включая моделирование))

Слайд 27





Задания к фрагменту (обсуждение книги Некипелова  А.Д.) 
У методологов 3 основных источника информации:
Научные результаты
Методологическая рефлексия самих экономистов, которые размышляют и спорят о состоянии науки
Эмпирические исследования (контент-анализ научных статей, опросы и интервью с экономистами и т.д.)
Описание слайда:
Задания к фрагменту (обсуждение книги Некипелова А.Д.) У методологов 3 основных источника информации: Научные результаты Методологическая рефлексия самих экономистов, которые размышляют и спорят о состоянии науки Эмпирические исследования (контент-анализ научных статей, опросы и интервью с экономистами и т.д.)

Слайд 28





Место экономической науки в системе наук
1. Выделяют: логико-математические, естественнонаучные , инженерно-технические социально-гуманитарные науки.
2. Классификатор РАН РФ: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. 
Экономическая наука: э теория (сердцевина, ядро) + э. науки исторического  направления +экономические науки, нацеленные на управление народным хозяйством ( логистика, маркетинг, менеджмент, демографиюя, экономику труда …) + с финансами + прикладные (аудит..) + э методология
Описание слайда:
Место экономической науки в системе наук 1. Выделяют: логико-математические, естественнонаучные , инженерно-технические социально-гуманитарные науки. 2. Классификатор РАН РФ: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. Экономическая наука: э теория (сердцевина, ядро) + э. науки исторического направления +экономические науки, нацеленные на управление народным хозяйством ( логистика, маркетинг, менеджмент, демографиюя, экономику труда …) + с финансами + прикладные (аудит..) + э методология

Слайд 29





3 вопрос
Сколько парадигм было в истории экономической мысли?  -1
1. Английский экономист Д. Хаусман:1) дедуктивистское (Дж. Ст. Милль); 2) позитивистское (М. Блауг); 3) «предикционистское» (от англ. prediction – предсказание, прогноз) (М. Фридмен); 4) эклектическое (смешение) (Д. Макклоски) .
2. О.И. Ананьин: 1) парадигма классической политической экономии (изучается «мир богатства»): 2) историко-институционалистская парадигма (исследуются экономические институты и их история); 3) маржиналистская парадигма (объект изучения – мир хозяйствующих субъектов);4) эклектическая (основанная на неясной, «разнородной» методологии)
Описание слайда:
3 вопрос Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -1 1. Английский экономист Д. Хаусман:1) дедуктивистское (Дж. Ст. Милль); 2) позитивистское (М. Блауг); 3) «предикционистское» (от англ. prediction – предсказание, прогноз) (М. Фридмен); 4) эклектическое (смешение) (Д. Макклоски) . 2. О.И. Ананьин: 1) парадигма классической политической экономии (изучается «мир богатства»): 2) историко-институционалистская парадигма (исследуются экономические институты и их история); 3) маржиналистская парадигма (объект изучения – мир хозяйствующих субъектов);4) эклектическая (основанная на неясной, «разнородной» методологии)

Слайд 30





Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -2
3. И.П. Гурова (МГИМО): 1) теоретическая экономическая система либерализма (монетаризм, неоклассика и т. п.); 2) теоретическая экономическая система активизма (кейнсианство, историческая школа, институционализм и неоинституционализм); 3) теоретическая экономическая система тоталитаризма (марксистская политэкономия)
Описание слайда:
Сколько парадигм было в истории экономической мысли? -2 3. И.П. Гурова (МГИМО): 1) теоретическая экономическая система либерализма (монетаризм, неоклассика и т. п.); 2) теоретическая экономическая система активизма (кейнсианство, историческая школа, институционализм и неоинституционализм); 3) теоретическая экономическая система тоталитаризма (марксистская политэкономия)

Слайд 31





Проблемы научных революций
I. 1) смито-рикардианская (конец XVIII – начало XIX в.); 2) марксистская (конец XIX – начало XX в.); 3) маржиналистская (примерно тот же период); 4) кейнсианская (30—60-е гг. XX в.); 5) консервативно-монетаристская (80—90-е гг. XX в.). 
II.  Маржиналистская, кейнсианская, формалистическая.
Описание слайда:
Проблемы научных революций I. 1) смито-рикардианская (конец XVIII – начало XIX в.); 2) марксистская (конец XIX – начало XX в.); 3) маржиналистская (примерно тот же период); 4) кейнсианская (30—60-е гг. XX в.); 5) консервативно-монетаристская (80—90-е гг. XX в.). II. Маржиналистская, кейнсианская, формалистическая.

Слайд 32





Формирование двух базовых картин экономической реальности (онтологий – от греч. учение о сущем)
 Кристаллизация представлений об экономике как объекте теоретического познания шла по двум линиям: 
одна выстраивалась вокруг особого предмета - материального богатства (продуктовая онтология), 
другая - вокруг особого типа поведения людей, мотивированного исключительно их частными интересами (поведенческая онтология).
Описание слайда:
Формирование двух базовых картин экономической реальности (онтологий – от греч. учение о сущем) Кристаллизация представлений об экономике как объекте теоретического познания шла по двум линиям: одна выстраивалась вокруг особого предмета - материального богатства (продуктовая онтология), другая - вокруг особого типа поведения людей, мотивированного исключительно их частными интересами (поведенческая онтология).

Слайд 33





А. Смит: продуктовая и поведенческая онтологии
 Поведенческая: «невидимая рука» (рынок координирует действия людей, направляя частный интерес каждого его участника на поиск путей удовлетворения общественного спроса), то есть  между частными и общественными интересами нет антагонизма.
Продуктовая: экономика предстает как процесс непрерывного кругооборота некоторого однородного субстрата - общественного продукта, обеспечивающего материальную базу всей жизнедеятельности общества.
Именно образ кругооборота общественного продукта, а не анализ рыночной конкуренции, стал первой научной картиной экономической реальности.
Описание слайда:
А. Смит: продуктовая и поведенческая онтологии Поведенческая: «невидимая рука» (рынок координирует действия людей, направляя частный интерес каждого его участника на поиск путей удовлетворения общественного спроса), то есть между частными и общественными интересами нет антагонизма. Продуктовая: экономика предстает как процесс непрерывного кругооборота некоторого однородного субстрата - общественного продукта, обеспечивающего материальную базу всей жизнедеятельности общества. Именно образ кругооборота общественного продукта, а не анализ рыночной конкуренции, стал первой научной картиной экономической реальности.

Слайд 34





Две модели экономической науки (ключ к истории экономической мысли)
Экономическая политика меркантилизма + классическая механика (строгий каркас) = 2 разные модели науки : Стюарт и Смит 
КОЛЛИЗИЯ
Практичность   
(учет конкретики)                          
    Общность
(универсализм как критерий научности)
Описание слайда:
Две модели экономической науки (ключ к истории экономической мысли) Экономическая политика меркантилизма + классическая механика (строгий каркас) = 2 разные модели науки : Стюарт и Смит КОЛЛИЗИЯ Практичность (учет конкретики) Общность (универсализм как критерий научности)

Слайд 35





Джеймс Стюарт (1712-1780): «Принципы исследования политической экономии» (1767): подчинение практическому началу
Экономика по Стюарту представляла собой сочетание трех начал: 
природы человека, задающей универсальные принципы его поведения, прежде всего, приоритет собственных интересов
истории, определяющей изменчивость и разнообразие естественных, геополитических, культурных (включая «дух народа») условий, в которых эти принципы действуют; 
модели взаимодействия двух первых начал - фактически типа социального строя
Описание слайда:
Джеймс Стюарт (1712-1780): «Принципы исследования политической экономии» (1767): подчинение практическому началу Экономика по Стюарту представляла собой сочетание трех начал: природы человека, задающей универсальные принципы его поведения, прежде всего, приоритет собственных интересов истории, определяющей изменчивость и разнообразие естественных, геополитических, культурных (включая «дух народа») условий, в которых эти принципы действуют; модели взаимодействия двух первых начал - фактически типа социального строя

Слайд 36





Джеймс Стюарт
«Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из которых стремится первым прибыть в определенный порт. На каждом государь – его капитан. В их паруса дует один ветер; этот ветер – принцип собственного интереса... Естественные преимущества каждой нации – это разная мера качества плывущих судов, однако капитан, ведущий свой корабль с наибольшим умением и изобретательностью... при прочих равных условиях, несомненно, выйдет вперед и удержит свое преимущество»
Описание слайда:
Джеймс Стюарт «Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из которых стремится первым прибыть в определенный порт. На каждом государь – его капитан. В их паруса дует один ветер; этот ветер – принцип собственного интереса... Естественные преимущества каждой нации – это разная мера качества плывущих судов, однако капитан, ведущий свой корабль с наибольшим умением и изобретательностью... при прочих равных условиях, несомненно, выйдет вперед и удержит свое преимущество»

Слайд 37






Адам Смит «Человеческое общество, рассматриваемое с абстрактной и философской точки зрения, можно сравнить с огромной машиной, правильные и согласованные движения которой дают массу полезных результатов» 
Научный идеал – физика Ньютона
 Экономическая наука стала развиваться преимущественно как наука теоретическая, ориентированная на идеалы и нормы естествознания
Описание слайда:
Адам Смит «Человеческое общество, рассматриваемое с абстрактной и философской точки зрения, можно сравнить с огромной машиной, правильные и согласованные движения которой дают массу полезных результатов» Научный идеал – физика Ньютона Экономическая наука стала развиваться преимущественно как наука теоретическая, ориентированная на идеалы и нормы естествознания

Слайд 38





Два «канона» : «дилемма строгости и реалистичности» (Томас Майер)
Первый  канон основан на метафорах и моделях  из области естественных наук (равновесие, экономический человек)  - магистральная линия развития экономической науки
     «рикардианский грех» (Й.Шумпетер)
     Ceteris paribus – при прочих равных   ( затем учесть)  (Дж.С.Милль)
Второй основан на опыте, на множественности человеческой мотивации (есть слияние с этикой) – сопровождает развитие экономической науки на периферии , иногда – на первый план
Описание слайда:
Два «канона» : «дилемма строгости и реалистичности» (Томас Майер) Первый канон основан на метафорах и моделях из области естественных наук (равновесие, экономический человек) - магистральная линия развития экономической науки «рикардианский грех» (Й.Шумпетер) Ceteris paribus – при прочих равных ( затем учесть) (Дж.С.Милль) Второй основан на опыте, на множественности человеческой мотивации (есть слияние с этикой) – сопровождает развитие экономической науки на периферии , иногда – на первый план

Слайд 39





Как активизировать внимание
Описание слайда:
Как активизировать внимание



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию