Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на
тему Эмпирическое исследование познавательных процессов. Общепсихологический практикум часть 2.
Доклад-сообщение содержит 52 слайдов.
Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.
Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь
им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Цели практикума
Овладение навыками практической исследовательской деятельности
Формирование умения самостоятельного исследования (курсовая и дипломная работы)
Расширение знаний о психических явлениях (познавательные процессы)
Слайд 3
Описание слайда:
Источники (на портале вуза)
Основные учебные материалы:
Учебно-методическое пособие. ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Автор-составитель Н.Н.Шенцева
Слайды презентации и запись вебинара
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Задания для СРС к зачету
6 лабораторных работ (по каждой теме – одна работа). Трое испытуемых
Тестирование
Единый файл (титул, 6 лабораторных работ)
Формат: Word doc., Times New Roman, книжная стр
Слайд 6
Описание слайда:
Содержание ОПП-2
Глава I. Теоретическая . Что такое эмпирического исследование? ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Глава II. Практикум. Описание объекта и основные методы. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ (методики и рекомендации) по темам:
Ощущение
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Слайд 7
Описание слайда:
Глава 1: Основные вопросы
Что то такое эмпирическое исследование?
ЧТО мы исследуем? - объект и предмет
КАК проводят исследование? – процедура: методика эмпирического исследования (структура и алгоритм).
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Объект
психологии
Психика –
форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром, осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Слайд 10
Описание слайда:
Описание объекта психологического исследования
Психика (психические явления) в ее взаимодействии с материальным миром (причины и следствия психической активности).
Слайд 11
Описание слайда:
Формы проявления психики
«Явление" (фил.) - все чувственно (через ощущения)
воспринимаемое; «наблюдаемое проявление скрытого» (Анаксагор).
Психические явления - особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.
Объективные - доступны внешнему наблюдателю;
Субъективные - доступны только внутреннему наблюдателю.
Слайд 12
Описание слайда:
Классификация
психических явлений
Слайд 13
Описание слайда:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
целостные акты психической деятельности,
отличающиеся отражательно-когнитивной спецификой.
Степени психической познавательной деятельности:
1. Чувственное отражение (ощущения, восприятие), присуще как человеку, так и животным
2. Более высокая степень, только у человека: абстрактно-теоретическое отражение (некоторые виды памяти, абстрактное мышление и воображение).
Слайд 14
Описание слайда:
ВИДЫ
когнитивных процессов
Слайд 15
Описание слайда:
Соотношение объекта
и предмета
ОБЪЕКТ – то, что изучают.
Психология –изучение психики. Где еще изучают психику?
ПРЕДМЕТ – это свойства и стороны ОБЪЕКТА (что изучаем в объекте?)
Разграничение дисциплин – по предмету
Слайд 16
Описание слайда:
Методика
эмпирического исследования (как?)
Методика —
процедура получения результата (средство), позволяющая охарактеризовать ту или иную сторону (предмет) исследуемого объекта в соответствии с методом (способ) исследования
Слайд 17
Описание слайда:
Обязательные элементы
исследования (структура)
Название методики исследования, автор
Цель исследования (результат, к которому стремимся)
Объект (психическое явление)
Предмет (свойства объекта)
Материалы и оборудование (стимул и т.д.)
Процедура (поэтапное описание хода исследования/ инструкция испытуемым)
Испытуемые (без ФИО)
Результаты исследования (протокол первичных данных, обработка по ключу, анализ/интерпретация)
Выводы (завершение работы - итоги в соответствии с целью)
Слайд 18
Описание слайда:
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ
не все элементы (напр. нет ключа, шкалы уровней и т.п.) – результат не обоснован
нет первичных данных (напр, протокол, рисунки – продукт творчества) - нет доказательной базы
нет интерпретации (не присвоены ранги, уровни, не переведены в соответствии с ключом)- исследование не завершено, результат не получен
данные не в тех единицах (напр. %)- неверные результаты
избыточность текста (повторы ключей, инструкций) или задач (сравнение испытуемых и т.п.)
ПДО вместо ЭИ (отсылка к личным данным испытуемого; наблюдение за ними; рекомендации по оптимизации и коррекции)
Слайд 19
Описание слайда:
Где мы? План вебинара
Вопросы главы 1
Что такое ЭИ?
объект, предмет,
Как?(структура и алгоритм)
Глава 2 Практикум.
Лабораторная работа по теме №1 ОЩУЩЕНИЕ
Лабораторная работа по теме №2 - ВОСПРИЯТИЕ
Слайд 20
Описание слайда:
МЕТОДЫ исследования
познавательных процессов
Основные -
эксперимент и метод тестов (проба, испытание), реже – опросный метод
Что измеряют?
уровень развития (особенно важно у детей),
свойства (напр, ригидность мышления),
индивидуальные особенности (напр, ведущий тип запоминания) проявлений у человека и т.д.
Слайд 21
Описание слайда:
Тема 1. ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии (раздражение) на органы чувств (сенсорный уровень).
Первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.
Основное условие психического развития
Главная функция: (отражение) довести до ЦНС сведения о состоянии внешней и внутренней среды
Слайд 22
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ
( по локализации рецепторов)
(Ч. Шеррингтон)
Слайд 23
Описание слайда:
Основные свойства ощущений
Качество (модальность) — специфика, отличающая его от других видов ощущений (по органам чувств, напр, тактильные);
Длительность ощущения —время воздействия раздражителя;
Интенсивность - количественная характеристика (сила действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).
Пространственная локализация - сведения о локализации раздражителя в пространстве (например, откуда падает свет).
Количественные показатели: пороги чувствительности
Доступ к миру – пограничные пороги чувствительности:
абсолютный нижний– минимальная величина раздражения, вызывающая ощущение,
абсолютный верхний (или болевой) - максимальная величина раздражения.
Разностный порог (различения)
Слайд 27
Описание слайда:
Слайд 28
Описание слайда:
Эксперимент Лабораторная работа №1
Методика: «Специфика ощущений при тактильном распознавании предметов»
Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Объект: тактильные ощущения
Предмет?
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования: состоит из 2-х серий опытов и проводится индивидуально с каждым испытуемым.
Инструкция: испытуемым предлагается….
Испытуемые: №1 –жен, 29 лет; №2 – муж, 22 года; №3 –муж, 19 лет.
Слайд 29
Описание слайда:
Протокол исследования
Испытуемый №1 Дата:
Слайд 30
Описание слайда:
Тема 2. Восприятие
Восприятие (перцепция англ.) – перцептивный процесс обработки сенсорной информации; целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств, результатом которого является психический образ мира как совокупности предметов и событий.
Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия. Однако восприятие — не простая сумма ощущений, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Слайд 31
Описание слайда:
Специфика восприятия
качественно новая ступень развития психики –перцептивная: не сводится к сумме ощущений, участвуют опыт, эмоции и процессы более высокого уровня ( П и М )
целостность (образ, а не отдельный свойства);
объективация образа восприятия -вне тела (ощущения - внутри тела)
встречная активность (для построения и уточнения образа)
всегда субъективно (образ – порождение внутреннего мира человека, апперцепция)
ощущения «привязаны» к специфическим анализаторам, восприятия - взаимодействие сразу нескольких анализаторов
в образе восприятия отражаются свойства, для которых нет специальных анализаторов (например, величина, вес, форма и др).
Слайд 32
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ
По основной модальности
Слайд 33
Описание слайда:
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
целостность – достраивание отдельных свойств воспринимаемого объекта до целостного образа
предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело, а не набор несвязанных ощущений
константность – относительное постоянство восприятия образа независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);
апперцепция - зависимость восприятия от личности человека, его опыта
избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия (в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия).
осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;
обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.
направленность (внешняя и внутренняя).
Слайд 34
Описание слайда:
Предметность: выделение фигуры (предмета) из фона (окружающей среды)
Слайд 35
Описание слайда:
Слайд 36
Описание слайда:
Слайд 37
Описание слайда:
Лабораторная работа №2
Методика «Исследование восприятия времени»
Методика «Исследование познавательного контроля при восприятии» (тест Струпа)
Слайд 38
Описание слайда:
Методика «Исследование восприятия времени»
Цель исследования: установить (определить, выявить) точность восприятия времени.
Объект: восприятие
Предмет ?
Процедура: две серии
Испытуемые: 3 чел
Слайд 39
Описание слайда:
Серия 1. Оформление протокола
(первичные данные)
Слайд 40
Описание слайда:
Обработка и
интерпретация результатов
определить точность оценки времени (T) в % по формуле: T= (C1- C2): C1 х 100%, где С1 –фактическое время, С2- ошибка (в примере:(80 – 12): 80 х 100% = 85%)
2) установить точность восприятия времени в баллах по шкале:
Слайд 41
Описание слайда:
Представление результата
и анализ
Таблица 1
Результаты исследования точности восприятия времени испытуемыми
Слайд 42
Описание слайда:
2-я серия:
данные, результаты и анализ
Слайд 43
Описание слайда:
Выводы
Выводы отражают итоги исследования и завершают работу, соответствует предмету и цели.
Выводы. В результате проведенного исследования нами установлено, что испытуемый №1 отличается высоким уровнем точности восприятия времени, при этом он недооценивает время (1 сек = 125%). Для испытуемого №2 характерно……Субъективное время третьего испытуемого….
Слайд 44
Описание слайда:
Субъективное время
Слайд 45
Описание слайда:
Методика «Исследование познавательного контроля
при восприятии» (Тест Струпа)
Цель исследования: определить гибкость контроля зрительного восприятия.
Объект: восприятие
Предмет?
Материал и оборудование: три таблицы.
Процедура исследования: из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция. Время фиксируется.
Обработка результатов: показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.
Слайд 46
Описание слайда:
Опыт №1. «Как можно быстрее прочитайте слова в таблице, начали!» Время Т1
красный синий желтый зеленый синий зеленый красный желтый зеленый синий желтый зеленый желтый красный желтый красный синий зеленый красный желтый синий красный синий желтый зеленый синий зеленый красный желтый зеленый синий желтый зеленый желтый красный желтый красный синий зеленый красный синий
Слайд 47
Описание слайда:
Опыт №2 «Как можно быстрее назовите цвет этих фигур. Начали!» Время ответа испытуемого Т2.
Слайд 48
Описание слайда:
Опыт №3 сразу после второго опыта.
Инструкция: «Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Начали!» фиксируют время Т3.
Слайд 49
Описание слайда:
Обработка: определить
показатель интерференции
Чем больше разница времени выполнения между третьим и вторым опытами (Т3 – T2 ), тем больше интерференция (П ) и тем ниже самоконтроль (ригидность контроля восприятия);
чем меньше разница (Т3 – T2) и ближе «П» к 0, тем выше самоконтроль (гибкий контроль зрительного восприятия)
если П со знаком минус или П=0, то нарушена инструкция выполнения
Слайд 50
Описание слайда:
Анализ результатов
Слайд 51
Описание слайда:
Выводы
Выводы: в результате исследования свойств познавательного контроля при зрительном восприятии выявлено следующее. У первого испытуемого познавательный контроль ригидный (наибольший показатель интерференции); у второго – гибкий (наименьшая интерференция); у третьего -…..