🗊Презентация Философия арабо-мусульманского средневековья

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №1Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №2Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №3Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №4Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №5Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №6Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №7Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №8Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №9Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №10Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №11Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №12Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №13Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №14Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №15Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №16Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №17Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №18Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №19Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №20Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №21Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №22Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №23Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №24Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №25Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №26Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №27Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №28Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №29Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №30Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №31Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №32Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №33Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №34Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №35Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №36Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №37Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №38Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №39Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №40Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №41Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №42Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №43Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №44Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №45Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №46Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №47Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №48

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философия арабо-мусульманского средневековья. Доклад-сообщение содержит 48 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философия арабо-мусульманского средневековья
Описание слайда:
Философия арабо-мусульманского средневековья

Слайд 2


Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ
На Востоке — Багдад, где халифы поддерживали развитие науки и искусства
Описание слайда:
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ На Востоке — Багдад, где халифы поддерживали развитие науки и искусства

Слайд 4






На Западе - испанская Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы.
Описание слайда:
На Западе - испанская Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы.

Слайд 5





АРАБСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ 

развитие наук
развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. 
Особенность:  астрономию у арабов сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т. д. 
Постепенно по отношению к специальным исследованиям преимущество приобретают религиозно-философские подходы.
Описание слайда:
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ развитие наук развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Особенность: астрономию у арабов сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т. д. Постепенно по отношению к специальным исследованиям преимущество приобретают религиозно-философские подходы.

Слайд 6






АРАБСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ 
Философия средневекового мусульманского Востока называется арабоязычной философией, так как её создателями наряду с арабами были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании). 
основные этапы 
7-9 вв. – период зарождения арабской философии;
9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии арабской философией.
Описание слайда:
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ Философия средневекового мусульманского Востока называется арабоязычной философией, так как её создателями наряду с арабами были персы, евреи, турки, испанцы, то есть все народы, входящие в состав Арабского халифата (от Туркестана до Испании). основные этапы 7-9 вв. – период зарождения арабской философии; 9-15 вв. – период усвоения древнегреческой философии арабской философией.

Слайд 7





арабская  или мусульманская философия?
«арабская философия» – не единственный, который употребляется в этом значении. 
Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т.п. 
в арабских странах и европейском востоковедении скорее ведут речь об «арабской философии», а в американской науке и исламском мире за пределами собственно арабских стран предпочитают термин «исламская философия».
Описание слайда:
арабская или мусульманская философия? «арабская философия» – не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т.п. в арабских странах и европейском востоковедении скорее ведут речь об «арабской философии», а в американской науке и исламском мире за пределами собственно арабских стран предпочитают термин «исламская философия».

Слайд 8





ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ 
АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.)
2.  Диалогический  и полемический характер 
3. Систематизм
4. Философия в арабо-мусульманской культуре имела больший простор для своего развития, нежели в условиях западного  Средневековья. 
5. Ислам не знает церковной организации, а следовательно, и утвержденной общеобязательной догматики.
Описание слайда:
ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.) 2.  Диалогический и полемический характер 3. Систематизм 4. Философия в арабо-мусульманской культуре имела больший простор для своего развития, нежели в условиях западного Средневековья. 5. Ислам не знает церковной организации, а следовательно, и утвержденной общеобязательной догматики.

Слайд 9


Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ 
ФИЛОСОФИИ
калам
исмаилизм (совокупность религиозных движений в  шиитская ветвь в исламе)
суфизм (исламский мистицизм). 
ишракизм (философия озарения, или иллюминативизм) одно из направлений арабо-мусульманской философии в суфизме.

Арабоязычный перипатетизм (аристотелизм)

За исключением перипатетизма, все они представляют собой явления более широкие, нежели философская мысль, поскольку включают обсуждение вопросов, выходящих за круг собственно философских, и обозначают мощные политические (как исмаилизм) или духовные (как суфизм) течения.
Описание слайда:
НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ калам исмаилизм (совокупность религиозных движений в  шиитская ветвь в исламе) суфизм (исламский мистицизм). ишракизм (философия озарения, или иллюминативизм) одно из направлений арабо-мусульманской философии в суфизме. Арабоязычный перипатетизм (аристотелизм) За исключением перипатетизма, все они представляют собой явления более широкие, нежели философская мысль, поскольку включают обсуждение вопросов, выходящих за круг собственно философских, и обозначают мощные политические (как исмаилизм) или духовные (как суфизм) течения.

Слайд 11





КАЛАМ
КАЛАМ (букв. - речь) – мусульманская религиозно-философская дисциплина, спекулятивная теология в исламе. 
Для калама характерно учение о постоянном обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира  богом
Школы в каламе – мутакаллимы и мутазилиты
Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама»  (дакик ал-калам, латиф ал-калам) –  вопросы онтологического и  натурфилософского характера. 
Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).
Описание слайда:
КАЛАМ КАЛАМ (букв. - речь) – мусульманская религиозно-философская дисциплина, спекулятивная теология в исламе. Для калама характерно учение о постоянном обновлении акциденций – идея т.н. «перманентного творения» мира богом Школы в каламе – мутакаллимы и мутазилиты Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама» (дакик ал-калам, латиф ал-калам) – вопросы онтологического и натурфилософского характера. Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).

Слайд 12





КАЛАМ
ШКОЛЫ МУТАЗИЛИТОВ (9-10 вв). 
МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем, которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам):
1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана);
2. Божественная справедливость (соотношение божественного предопределения и свободы воли человека); 
3. Статус верующего в мусульманской общине;
4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках;
5. Политико-религиозная доктрина.
Описание слайда:
КАЛАМ ШКОЛЫ МУТАЗИЛИТОВ (9-10 вв). МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем, которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам): 1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана); 2. Божественная справедливость (соотношение божественного предопределения и свободы воли человека); 3. Статус верующего в мусульманской общине; 4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках; 5. Политико-религиозная доктрина.

Слайд 13





СУФИЗМ
СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия). 
В суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой. 
Суфизм основан на постепенном приближении прозелита  посредством мистической любви к познанию Бога и к конечному слиянию с ним.
Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита  по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.  
стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мурида.
Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение  о халл – мгновенном озарении,  экстатическом состоянии суфия на пути к богу.
Описание слайда:
СУФИЗМ СУФИЗМ (от араб. – власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе (8 в., Ирак, Сирия). В суфизме сочетаются идеалистическая метафизика с аскетической практикой. Суфизм основан на постепенном приближении прозелита посредством мистической любви к познанию Бога и к конечному слиянию с ним. Значительную роль играет старец-наставник (муршид), ведущий прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом. стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мурида. Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу.

Слайд 14





восточный перипатетизм
(арабский аристотелизм)
Восточный перипатетизм - направление в арабской философии, развивающее идеи Аристотеля.
Представители вост. перипатетизма –
 аль-Кинди, 
аль-Фараби, 
ибн Сина, 
ибн Рушд и др.
Описание слайда:
восточный перипатетизм (арабский аристотелизм) Восточный перипатетизм - направление в арабской философии, развивающее идеи Аристотеля. Представители вост. перипатетизма – аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, ибн Рушд и др.

Слайд 15





Восточный аристотелизм
(араб. фальсафа, т.е. философия)
А в арабском языке доминирует процессуальный взгляд на мир.  Т.Е. Преобладает  не субстанция,  а процесс. 
Пример: По  фраза: "Я хочу сесть". А по-арабски смысл: «Я хочу сидение»)
 
Рациональный, логический стиль изложения (Акль)
Различие потенциального (имкан) и актуального существования (вуджуб)
Восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм.
Утверждение вечности материи
Описание слайда:
Восточный аристотелизм (араб. фальсафа, т.е. философия) А в арабском языке доминирует процессуальный взгляд на мир. Т.Е. Преобладает не субстанция, а процесс. Пример: По фраза: "Я хочу сесть". А по-арабски смысл: «Я хочу сидение») Рациональный, логический стиль изложения (Акль) Различие потенциального (имкан) и актуального существования (вуджуб) Восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм. Утверждение вечности материи

Слайд 16


Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17










Аль-Кинди (800 - ок. 879 гг.) 





Он сформулировал главные для всей арабо-мусульманской философии проблемы: 
1. обоснования рационально-аллегорического толкования «священных текстов»; 
2. возможности отождествления Бога с первопричиной; 
3.интерпретации творения как наделения вещей существованием, как разновидности причинно-следственных отношений и как процесса эманации; 
4. философского истолкования бессмертия души.
Описание слайда:
Аль-Кинди (800 - ок. 879 гг.) Он сформулировал главные для всей арабо-мусульманской философии проблемы: 1. обоснования рационально-аллегорического толкования «священных текстов»; 2. возможности отождествления Бога с первопричиной; 3.интерпретации творения как наделения вещей существованием, как разновидности причинно-следственных отношений и как процесса эманации; 4. философского истолкования бессмертия души.

Слайд 18





Аль-Кинди (800 - ок. 879)
В его учении, как правило, выделяют два аспекта: первый связан с поиском внутреннего смысла Корана и попыткой легализации философии в мусульманском обществе, а второй представляет собственно философское учение ал-Кинди, основанное на идеях Аристотеля, афинской школы неоплатоников (в частности, Прокла) и Иоанна Филопона. 

Сочинения:  Аль-Кинди. Философские трактаты. Перевод А. В. Сагадеева. — В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1961, с.41—132.
Описание слайда:
Аль-Кинди (800 - ок. 879) В его учении, как правило, выделяют два аспекта: первый связан с поиском внутреннего смысла Корана и попыткой легализации философии в мусульманском обществе, а второй представляет собственно философское учение ал-Кинди, основанное на идеях Аристотеля, афинской школы неоплатоников (в частности, Прокла) и Иоанна Филопона. Сочинения: Аль-Кинди. Философские трактаты. Перевод А. В. Сагадеева. — В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1961, с.41—132.

Слайд 19





Аль-Кинди (800 - ок. 879)

 Понимая философствование как «человеческую способность познания истинной природы вещей», ал- Кинди не представляет его без математических наук и наук о природе. 
Философия — это знание о субстанциях, о количестве и качестве, а также учение, включающее общие определения бытия, материи, формы, места, движения и времени.
Описание слайда:
Аль-Кинди (800 - ок. 879) Понимая философствование как «человеческую способность познания истинной природы вещей», ал- Кинди не представляет его без математических наук и наук о природе. Философия — это знание о субстанциях, о количестве и качестве, а также учение, включающее общие определения бытия, материи, формы, места, движения и времени.

Слайд 20





Аль-Кинди (800 - ок. 879)
Познание истинной природы вещей предполагает ответы на четыре вопроса: «Существует ли это?», «Что это такое?», «Какими качествами оно обладает?» и «Какова причина его существования?». 
По ал-Кинди, каждая вещь состоит из материи и формы. Материя — основная сущность. Она не уничтожается, является основой всего, сама ни на чем не основывается. 
Ступени познания связаны со соответствующими науками: логика и математика, естествознание, философия — высшая ступень познания.
Описание слайда:
Аль-Кинди (800 - ок. 879) Познание истинной природы вещей предполагает ответы на четыре вопроса: «Существует ли это?», «Что это такое?», «Какими качествами оно обладает?» и «Какова причина его существования?». По ал-Кинди, каждая вещь состоит из материи и формы. Материя — основная сущность. Она не уничтожается, является основой всего, сама ни на чем не основывается. Ступени познания связаны со соответствующими науками: логика и математика, естествознание, философия — высшая ступень познания.

Слайд 21





Аль-Кинди (800 - ок. 879)
Рассматривал материю в качестве главной сущности: 
«Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется  прочее, то сама она не упраздняется»
Описание слайда:
Аль-Кинди (800 - ок. 879) Рассматривал материю в качестве главной сущности: «Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется»

Слайд 22





Абу Наср  ал-Фараби (870—950)
Философ, ученый-энциклопедист, Основоположник восточной арабской философии. 
В круг его интересов входили философия и логика, политика и этика, музыка и астрономия 
Наиболее известные работы:
 «Книга букв» 
«Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Описание слайда:
Абу Наср ал-Фараби (870—950) Философ, ученый-энциклопедист, Основоположник восточной арабской философии. В круг его интересов входили философия и логика, политика и этика, музыка и астрономия Наиболее известные работы: «Книга букв» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Слайд 23





ал-Фараби (870—950)
Ал-Фараби первым попытался решить вопрос о соотношении философии и религии. 
согласно его мнению, философия и религия, возникают после овладения людьми «практическими искусствами» при стремлении понять причины окружающих вещей. 
Направленная на это человеческая мысль проходит в своем развитии ряд ступеней от менее достоверного знания к более достоверному. 
Эти ступени являются способами рассуждения, специфика которых соответствует риторике, софистике, диалектике и аподейктике. (убедительность)
Описание слайда:
ал-Фараби (870—950) Ал-Фараби первым попытался решить вопрос о соотношении философии и религии. согласно его мнению, философия и религия, возникают после овладения людьми «практическими искусствами» при стремлении понять причины окружающих вещей. Направленная на это человеческая мысль проходит в своем развитии ряд ступеней от менее достоверного знания к более достоверному. Эти ступени являются способами рассуждения, специфика которых соответствует риторике, софистике, диалектике и аподейктике. (убедительность)

Слайд 24





ал-Фараби (870—950)
Люди приобщаются к истине двумя путями: с помощью аподиктических рассуждений и посредством диалектических, риторических или поэтических речений. 
Первым путем поиска истины следуют «избранные», а вторым — «широкая публика». 
В эволюции познавательных способностей человека поэтические речения появляются после риторических и диалектических, что соответствует времени возникновения религии.
Описание слайда:
ал-Фараби (870—950) Люди приобщаются к истине двумя путями: с помощью аподиктических рассуждений и посредством диалектических, риторических или поэтических речений. Первым путем поиска истины следуют «избранные», а вторым — «широкая публика». В эволюции познавательных способностей человека поэтические речения появляются после риторических и диалектических, что соответствует времени возникновения религии.

Слайд 25





ал-Фараби (870—950)
Потребность в религии ал-Фараби связывает с появлением потребности в политической науке и праве. 
В идеале народом должны управлять философы-аподейктики, передавая «широкой публике» при помощи «истинной религии» в аллегорической форме философские истины. 
Основные задачи философии и религии ал-Фараби решал в контексте общих задач политической науки. 
Именно последняя, по ал-Фараби, пытается выявить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, сущность и пути достижения которого определяет философия.
Описание слайда:
ал-Фараби (870—950) Потребность в религии ал-Фараби связывает с появлением потребности в политической науке и праве. В идеале народом должны управлять философы-аподейктики, передавая «широкой публике» при помощи «истинной религии» в аллегорической форме философские истины. Основные задачи философии и религии ал-Фараби решал в контексте общих задач политической науки. Именно последняя, по ал-Фараби, пытается выявить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, сущность и пути достижения которого определяет философия.

Слайд 26





Абу Наср ал-Фараби (870—950)
Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего представителя Ф. Ибн-Сины (980 — 1037), всемирно известного под латинским именем Авицена.
Описание слайда:
Абу Наср ал-Фараби (870—950) Труды ал-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего представителя Ф. Ибн-Сины (980 — 1037), всемирно известного под латинским именем Авицена.

Слайд 27


Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28





Ибн Сина (980-1037 ).
В классификации наук Ибн-Сина соединяет теоретические науки с практическими (этика, домоводство, политика), с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной — с другой. 
Выделяет  теоретические науки первичные, «чистые», и вторичные, «прикладные» дисциплины,  и их субординацию и подчинение высшей науке — метафизике, которую Ибн-Сина делил на «универсальную» и «божественную». 
Первая изучала начала естественных наук, а вторая — исследовала принципы эманационного учения, служащего переходом к этике и другим практическим наукам.
К божественной метафизике относились знания, касавшиеся откровения и потусторонней жизни.
Описание слайда:
Ибн Сина (980-1037 ). В классификации наук Ибн-Сина соединяет теоретические науки с практическими (этика, домоводство, политика), с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной — с другой. Выделяет теоретические науки первичные, «чистые», и вторичные, «прикладные» дисциплины, и их субординацию и подчинение высшей науке — метафизике, которую Ибн-Сина делил на «универсальную» и «божественную». Первая изучала начала естественных наук, а вторая — исследовала принципы эманационного учения, служащего переходом к этике и другим практическим наукам. К божественной метафизике относились знания, касавшиеся откровения и потусторонней жизни.

Слайд 29





Ибн Сина (980-1037 ).
Решая вопрос о соотношении между философией, теологией и религией, Ибн-Сина следует ал- Фараби и доказывает, что:
 философия основывается на достоверных аподиктических суждениях, 
«спекулятивная теология» опирается на диалектику и софистику, 
а религия зиждется на риторических и поэтических рассуждениях.
Описание слайда:
Ибн Сина (980-1037 ). Решая вопрос о соотношении между философией, теологией и религией, Ибн-Сина следует ал- Фараби и доказывает, что: философия основывается на достоверных аподиктических суждениях, «спекулятивная теология» опирается на диалектику и софистику, а религия зиждется на риторических и поэтических рассуждениях.

Слайд 30





Ибн Сина (980-1037 ).
Универсалии, согласно Ибн-Сине, существуют до вещей (в божественном интеллекте), в вещах и после вещей (в человеческом разуме). 
Неприятие Ибн-Синой реального существования универсалий, аналогичных платоновским идеям, связано с отрицательным отношением Ибн-Сины к различению Платоном сущности и существования. Согласно Ибн-Сине, различие между последними является не реальным, а лишь логическим.
Описание слайда:
Ибн Сина (980-1037 ). Универсалии, согласно Ибн-Сине, существуют до вещей (в божественном интеллекте), в вещах и после вещей (в человеческом разуме). Неприятие Ибн-Синой реального существования универсалий, аналогичных платоновским идеям, связано с отрицательным отношением Ибн-Сины к различению Платоном сущности и существования. Согласно Ибн-Сине, различие между последними является не реальным, а лишь логическим.

Слайд 31





Ибн-Баджжа (1070—1138)
Инициатором перипатетической версии философии в мусульманской Испании (ал-Андалуз) был, известный под латинизированным именем Авемпас, или Авемпаце. 
К его наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание» («Рисалат ал-Вада»), в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, цели человеческой жизни. 
В произведении «Жизнеустроение уединенника» («Тадбир ал-му- таваххид») показывается, что философ или группа философов могут достичь счастья и обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели даже в обществе, далеком от совершенства. 
Причем достижение этого идеала мудрецами осуществляется не при помощи аскезы, отшельничества и экстаза (как это было у суфиев), а путем изучения мира и обретения тем самым свободы в нем.
Описание слайда:
Ибн-Баджжа (1070—1138) Инициатором перипатетической версии философии в мусульманской Испании (ал-Андалуз) был, известный под латинизированным именем Авемпас, или Авемпаце. К его наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание» («Рисалат ал-Вада»), в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, цели человеческой жизни. В произведении «Жизнеустроение уединенника» («Тадбир ал-му- таваххид») показывается, что философ или группа философов могут достичь счастья и обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели даже в обществе, далеком от совершенства. Причем достижение этого идеала мудрецами осуществляется не при помощи аскезы, отшельничества и экстаза (как это было у суфиев), а путем изучения мира и обретения тем самым свободы в нем.

Слайд 32





Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185)
Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Абдул-Ма́лик аль-Кайси, известный как Ибн Туфа́йль (ок.1110 — Марокко, 1185) — западноарабский философ, учёный и врач. В Европе был известен под латинизированным именем Abubacer.  
Родился в Вади-Аш. Работал врачом в Гранаде и секретарём эмира Танжера Абу Саида. В преклонном возрасте Ибн Туфайль становится визирем при дворе Альмохадов и одновременно занимает должность лекаря при халифе Абу Якубе Юсуфе ал-Мансуре (1163—1184). В 1169 году познакомился и подружился с Ибн Рушдом.
Описание слайда:
Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185) Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Абдул-Ма́лик аль-Кайси, известный как Ибн Туфа́йль (ок.1110 — Марокко, 1185) — западноарабский философ, учёный и врач. В Европе был известен под латинизированным именем Abubacer.   Родился в Вади-Аш. Работал врачом в Гранаде и секретарём эмира Танжера Абу Саида. В преклонном возрасте Ибн Туфайль становится визирем при дворе Альмохадов и одновременно занимает должность лекаря при халифе Абу Якубе Юсуфе ал-Мансуре (1163—1184). В 1169 году познакомился и подружился с Ибн Рушдом.

Слайд 33





Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185)
Единственное произведение Ибн Туфайля, сохранившееся до наших дней, — это «Повесть о Хайе, сыне Якзана касающаяся тайн восточной мудрости, извлеченных из зёрен сущности высказываний главы философов Абу Али Ибн Сины имамом, знающим и совершенным философом Абу Бакром Ибн Туфайлем»; 
Герой романа вырастает на необитаемом острове, где он появился на свет, самозародившись в «первичной глине». Выкармливает его газель, потерявшая детеныша; подрастая, он научается подчинять себе окружающую природу и отвлечённо мыслить, самостоятельно добывая всю сумму философских знаний человечества и достигая в конце экстатического единения с божеством.
Описание слайда:
Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185) Единственное произведение Ибн Туфайля, сохранившееся до наших дней, — это «Повесть о Хайе, сыне Якзана касающаяся тайн восточной мудрости, извлеченных из зёрен сущности высказываний главы философов Абу Али Ибн Сины имамом, знающим и совершенным философом Абу Бакром Ибн Туфайлем»; Герой романа вырастает на необитаемом острове, где он появился на свет, самозародившись в «первичной глине». Выкармливает его газель, потерявшая детеныша; подрастая, он научается подчинять себе окружающую природу и отвлечённо мыслить, самостоятельно добывая всю сумму философских знаний человечества и достигая в конце экстатического единения с божеством.

Слайд 34





Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185)
В теории антропогенеза и космогонии Ибн-Туфайла не нашлось места для Бога. Человек возникал из материи благодаря естественным процессам. Человек был своеобразным микрокосмосом, отражавшим единство и гармонию всего Сущего.
Это произведение, пользовалось большой популярностью как в эпоху Средневековья, так и в Новое время.
Ибн Туфейль. Повесть о Хайе, сыне Якзана. Перевод А. В. Сагадеева. М.: «Книга», 1988. — 400 с.
Описание слайда:
Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185) В теории антропогенеза и космогонии Ибн-Туфайла не нашлось места для Бога. Человек возникал из материи благодаря естественным процессам. Человек был своеобразным микрокосмосом, отражавшим единство и гармонию всего Сущего. Это произведение, пользовалось большой популярностью как в эпоху Средневековья, так и в Новое время. Ибн Туфейль. Повесть о Хайе, сыне Якзана. Перевод А. В. Сагадеева. М.: «Книга», 1988. — 400 с.

Слайд 35





Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185)
Ибн-Туфайл выдвигает идею «естественной религии», которая представляет собой рационально обоснованное убеждение в существовании истины, «философского бога». 
Естественная религия основана на разуме и не связана ни с какими предрассудками. 
Последние свойственны обычной религии, в которой доминируют вера и чувство. Последнее является источником стяжательства и других пороков человека. Ибн-Туфайл считал, что философы — подлинные искатели истины — обречены на социальную изоляцию. Они должны осознать свое социальное положение и даже не пытаться раскрыть свои убеждения «широкой публике».
Описание слайда:
Ибн Туфа́йль (ок.1110 — 1185) Ибн-Туфайл выдвигает идею «естественной религии», которая представляет собой рационально обоснованное убеждение в существовании истины, «философского бога». Естественная религия основана на разуме и не связана ни с какими предрассудками. Последние свойственны обычной религии, в которой доминируют вера и чувство. Последнее является источником стяжательства и других пороков человека. Ибн-Туфайл считал, что философы — подлинные искатели истины — обречены на социальную изоляцию. Они должны осознать свое социальное положение и даже не пытаться раскрыть свои убеждения «широкой публике».

Слайд 36





АЛЬ-ГАЗАЛИ  (1058-1111 гг.)
Скептическая мистика
Развитие арабской философии сравнимо с развитием христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое направление. Его представителем был интеллектуальный скептик, последователь суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059–1111), современник Ансельма, на поколений старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с аль-Газали взгляды.
Описание слайда:
АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) Скептическая мистика Развитие арабской философии сравнимо с развитием христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое направление. Его представителем был интеллектуальный скептик, последователь суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059–1111), современник Ансельма, на поколений старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с аль-Газали взгляды.

Слайд 37





АЛЬ-ГАЗАЛИ  (1058-1111 гг.)
Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение философов», «Намерение философов». 
Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда.  
Подверг критике восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его классическое изложение.
Описание слайда:
АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) Основные труды – «Избавляющий от заблуждения», «Самоопровержение философов», «Намерение философов». Встретил резкую критику со стороны Ибн-Рушда. Подверг критике восточный аристотелизм (аль-Фараби, Ибн-Сина). В то же время дал его классическое изложение.

Слайд 38





МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 
АЛЬ-ГАЗАЛИ
Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ  - это  
МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ. 
Развивал идею о невозможности рационального познания бога, поскольку Бог есть высшая истина. 
Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве  внутреннего опыта для каждого испытавшего его  индивида.
Описание слайда:
МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-ГАЗАЛИ Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ. Развивал идею о невозможности рационального познания бога, поскольку Бог есть высшая истина. Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивида.

Слайд 39





АЛЬ-ГАЗАЛИ  (1058-1111 гг.)
Свой скептический подход он демонстрировал в трактате «Опровержение философов»,
В этом трактате показывает вредное для веры влияние аристотелевских воззрении на науку и философию. Самые худшие заблуждениями философов –это отрицание сотворения мира Богом, его  всемогущество и справедливость божественного провидения.
Он отверг и принцип причинности, проявляющийся в мире естественным образом. 
Огонь не ожет быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным средством, но не причиной. 

В познании, согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом и откровение.
Описание слайда:
АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) Свой скептический подход он демонстрировал в трактате «Опровержение философов», В этом трактате показывает вредное для веры влияние аристотелевских воззрении на науку и философию. Самые худшие заблуждениями философов –это отрицание сотворения мира Богом, его всемогущество и справедливость божественного провидения. Он отверг и принцип причинности, проявляющийся в мире естественным образом. Огонь не ожет быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным средством, но не причиной. В познании, согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом и откровение.

Слайд 40





Ибн-Рушд (1126—1198)
Проблема происхождения мира и его отношения к Первосущему  у ал-Фараби и Ибн-Сины решалась на основе неоплатонической теории эманации с включением в нее элементов космологии Аристотеля.
Ибн-Рущд отвергает  эманационную теорию происхождения мира.
Не согласен Ибн-Рушд и с тем, что Первосущее действует по определенным законам и что его «провидение» простирается лишь на всеобщий ход мировых процессов, подобно тому как управляет государством правитель.
Описание слайда:
Ибн-Рушд (1126—1198) Проблема происхождения мира и его отношения к Первосущему у ал-Фараби и Ибн-Сины решалась на основе неоплатонической теории эманации с включением в нее элементов космологии Аристотеля. Ибн-Рущд отвергает эманационную теорию происхождения мира. Не согласен Ибн-Рушд и с тем, что Первосущее действует по определенным законам и что его «провидение» простирается лишь на всеобщий ход мировых процессов, подобно тому как управляет государством правитель.

Слайд 41





Ибн-Рушд (1126—1198)
Творчество всемирно известного представителя Ф. Абу ал-Валида Ибн-Рушда,(латинское имя Аверроэс) является вершиной рационализма средневековой философии Арабского Востока. Научное наследие Ибн-Рушда огромно. Оно включает самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знания. Большинство сочинений комментаторского жанра представляют собой толкования трудов Аристотеля.
Описание слайда:
Ибн-Рушд (1126—1198) Творчество всемирно известного представителя Ф. Абу ал-Валида Ибн-Рушда,(латинское имя Аверроэс) является вершиной рационализма средневековой философии Арабского Востока. Научное наследие Ибн-Рушда огромно. Оно включает самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знания. Большинство сочинений комментаторского жанра представляют собой толкования трудов Аристотеля.

Слайд 42


Философия арабо-мусульманского средневековья, слайд №42
Описание слайда:

Слайд 43





Ибн-Рушда о соотношении философии, теологии и религии 
Ибн- Рушд объявляет религию необходимой основой интеграции человеческого коллектива. Без нее невозможно понять и обрести нравственные добродетели.
 Она необходима потому, что направлена на поддержание в обществе определенных нравственных норм и добродетелей, являющихся основой развития научных знаний и обретения теоретических добродетелей. 
Философы должны принимать религию вместе со всеми предписываемыми ею обрядами, заботиться о ее основополагающих догматах, потому что в ней — залог не только благополучия, но и самого существования общества.
Описание слайда:
Ибн-Рушда о соотношении философии, теологии и религии Ибн- Рушд объявляет религию необходимой основой интеграции человеческого коллектива. Без нее невозможно понять и обрести нравственные добродетели. Она необходима потому, что направлена на поддержание в обществе определенных нравственных норм и добродетелей, являющихся основой развития научных знаний и обретения теоретических добродетелей. Философы должны принимать религию вместе со всеми предписываемыми ею обрядами, заботиться о ее основополагающих догматах, потому что в ней — залог не только благополучия, но и самого существования общества.

Слайд 44





Ибн-Рушд (1126—1198)
Эти широко распространенные  теории, согласно Ибн-Рушду, являются неверными, т.к. их приверженцы превращают Бога в вечного человека, а человека — в смертного Бога. 
Предшествовавшие философы, говорил Аверроэс, рассматривали разумную деятельность Бога по аналогии с разумной деятельностью человека и утверждали, что Первосущее оперирует только универсалиями.
Описание слайда:
Ибн-Рушд (1126—1198) Эти широко распространенные теории, согласно Ибн-Рушду, являются неверными, т.к. их приверженцы превращают Бога в вечного человека, а человека — в смертного Бога. Предшествовавшие философы, говорил Аверроэс, рассматривали разумную деятельность Бога по аналогии с разумной деятельностью человека и утверждали, что Первосущее оперирует только универсалиями.

Слайд 45





Ибн-Рушд:  Первосущее 
Согласно Ибн-Рушду, Первосущее тождественно вневременному мировому порядку, являющемуся источником существования и необходимого единства и взаимосвязи всех вещей мирового универсума. 
Если бы не было всеобщей взаимосвязи вещей, то не было бы и мира, из них состоящего. 
Эта концепция Первосущего, отождествляющая его с мировым порядком, а последний — с действием природных сил, не нуждалась ни в различении сущности и существования, ни в делении сущего на возможное и действительное, и была большим шагом вперед по пути утверждения автономии и самодеятельности мира.
Описание слайда:
Ибн-Рушд: Первосущее Согласно Ибн-Рушду, Первосущее тождественно вневременному мировому порядку, являющемуся источником существования и необходимого единства и взаимосвязи всех вещей мирового универсума. Если бы не было всеобщей взаимосвязи вещей, то не было бы и мира, из них состоящего. Эта концепция Первосущего, отождествляющая его с мировым порядком, а последний — с действием природных сил, не нуждалась ни в различении сущности и существования, ни в делении сущего на возможное и действительное, и была большим шагом вперед по пути утверждения автономии и самодеятельности мира.

Слайд 46





учение о душе Ибн Рушда
 
Ибн Рушд считал, что душа тесно связана с телом, бессмертие души и загробная жизнь — сказка. Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. 
Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни человеческих поколений, но индивидуальный разум смертен.
Описание слайда:
учение о душе Ибн Рушда Ибн Рушд считал, что душа тесно связана с телом, бессмертие души и загробная жизнь — сказка. Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни человеческих поколений, но индивидуальный разум смертен.

Слайд 47





Ибн-Рушд:  выводы
Современники говорили «Аристотель объяснил  природу, а Аверроэс -Аристотеля». 
    
Основные идеи:
Материя является вечной
Творец есть «все сущее»  
Концепция «двух истин»
Описание слайда:
Ибн-Рушд: выводы Современники говорили «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс -Аристотеля». Основные идеи: Материя является вечной Творец есть «все сущее» Концепция «двух истин»

Слайд 48





Ибн-Рушд:  выводы
Концепция «двух истин»
Высказанное им в трактате "Опровержение опровержения" разграничение  рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории  двойственной истины.
Описание слайда:
Ибн-Рушд: выводы Концепция «двух истин» Высказанное им в трактате "Опровержение опровержения" разграничение рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию