🗊Презентация Грамматические основы и односоставные предложения

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №1Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №2Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №3Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №4Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №5Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №6Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №7Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №8Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №9Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №10Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №11Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №12Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №13Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №14Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №15Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №16Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Грамматические основы и односоставные предложения. Доклад-сообщение содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Грамматические основы и односоставные предложения
Описание слайда:
Грамматические основы и односоставные предложения

Слайд 2


Грамматические основы и односоставные предложения, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





По следам домашнего задания
К служебным частям речи относятся только союзы, частицы и предлоги. 
Посмотреть вниз (нет зависимого слова)/ вверх. – Посмотреть в низ / в верх (чего?) платья.
Никто иной не мог так виртуозно играть на скрипке. Не кто иной, как Вася, разбил эту вазу.
Некрашеный дубленый полушубок – причастия образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида без зависимых слов «красить», «дубить».
Описание слайда:
По следам домашнего задания К служебным частям речи относятся только союзы, частицы и предлоги. Посмотреть вниз (нет зависимого слова)/ вверх. – Посмотреть в низ / в верх (чего?) платья. Никто иной не мог так виртуозно играть на скрипке. Не кто иной, как Вася, разбил эту вазу. Некрашеный дубленый полушубок – причастия образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида без зависимых слов «красить», «дубить».

Слайд 4





Старик   знает, что, если останешься без движения, морозище обоймет – при стыке союзов смотрим, нет ли дальше слов «то» или «но», если нет, то ставим между союзами запятую: Старик   знает, что если останешься без движения, то морозище обоймет 
Старик   знает, что, если останешься без движения, морозище обоймет – при стыке союзов смотрим, нет ли дальше слов «то» или «но», если нет, то ставим между союзами запятую: Старик   знает, что если останешься без движения, то морозище обоймет 
 
И толь­ко в по­след­ние годы XX века стало ясно, что не по­след­нее слово при­над­ле­жит здесь линг­ви­стам, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся не толь­ко при­ми­тив­ной идео­гра­фи­ей пер­во­быт­ных племён, но и со­вре­мен­ной на­уч­ной идео­гра­фи­ей.
Описание слайда:
Старик   знает, что, если останешься без движения, морозище обоймет – при стыке союзов смотрим, нет ли дальше слов «то» или «но», если нет, то ставим между союзами запятую: Старик   знает, что если останешься без движения, то морозище обоймет Старик   знает, что, если останешься без движения, морозище обоймет – при стыке союзов смотрим, нет ли дальше слов «то» или «но», если нет, то ставим между союзами запятую: Старик   знает, что если останешься без движения, то морозище обоймет   И толь­ко в по­след­ние годы XX века стало ясно, что не по­след­нее слово при­над­ле­жит здесь линг­ви­стам, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся не толь­ко при­ми­тив­ной идео­гра­фи­ей пер­во­быт­ных племён, но и со­вре­мен­ной на­уч­ной идео­гра­фи­ей.

Слайд 5





По следам домашнего задания
Ведь живая раз­го­вор­ная речь со­хра­нит­ся и будет раз­ви­вать­ся и со­вер­шен­ство­вать­ся, по-преж­не­му будут тво­рить на своём род­ном языке поэты и про­за­и­ки.
Грамматическая основа не может быть словосочетанием.
Сложные формы одного слова (будущее время, составная сравнительная степень) не словосочетания. Например, будет развиваться, самая красивая. 
Чтобы найти управление, ищем в предложении существительное не в именительном падеже. Чтобы найти примыкание, ищем наречие, деепричастие, инфинитив.
Описание слайда:
По следам домашнего задания Ведь живая раз­го­вор­ная речь со­хра­нит­ся и будет раз­ви­вать­ся и со­вер­шен­ство­вать­ся, по-преж­не­му будут тво­рить на своём род­ном языке поэты и про­за­и­ки. Грамматическая основа не может быть словосочетанием. Сложные формы одного слова (будущее время, составная сравнительная степень) не словосочетания. Например, будет развиваться, самая красивая. Чтобы найти управление, ищем в предложении существительное не в именительном падеже. Чтобы найти примыкание, ищем наречие, деепричастие, инфинитив.

Слайд 6





Повторение ССП
Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5).
Описание слайда:
Повторение ССП Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5).

Слайд 7





Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5).
Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5).
1 и 2 – придаточные времени (союз когда);
4 – придаточное уступки (союз несмотря на то что).
Описание слайда:
Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5). Когда через два месяца я окончательно поправился(1)/ и няне можно было возвратиться назад в Петербург(2)/, родственница моя предложила ей за прожитые у нас полгода сто рублей награды (3)/, но, несмотря на то что няня тогда очень нуждалась в деньгах (4)/, она наотрез отказалась взять эти сто рублей (5). 1 и 2 – придаточные времени (союз когда); 4 – придаточное уступки (союз несмотря на то что).

Слайд 8





Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6).
Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6).
Описание слайда:
Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6). Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6).

Слайд 9





Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6).
Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6).
2 и 3 – придаточные определительные (союзное слово где);
4 – придаточное причины (союз ибо);
5 – придаточное определительное (союзное слово которым);
6 – придаточное меры и степени (союз что).
Описание слайда:
Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6). Я остановился в гостинице (1), где останавливаются все приезжие (2) и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей (3), ибо три инвалида(4), которым она поручена (5), так глупы или так пьяны(4), что от них никакого толка нельзя добиться (6). 2 и 3 – придаточные определительные (союзное слово где); 4 – придаточное причины (союз ибо); 5 – придаточное определительное (союзное слово которым); 6 – придаточное меры и степени (союз что).

Слайд 10





Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Завтра мы начнем учить физику. – Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из фазисного (начинать, продолжать и т.п.) или модального глагола + смыслового глагола в инфинитиве. СГС обозначает неделимое действие, совершаемое одним лицом.

2. Суровый царь велел своим подданным построить высокую стену и покрасить ее. – Царь велит, а строить будут подданные, поэтому сказуемое простое.
3. Эту веселую песню может запомнить любой. – Подлежащее может быть выражено любой частью в именительном падеже.
Описание слайда:
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Завтра мы начнем учить физику. – Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из фазисного (начинать, продолжать и т.п.) или модального глагола + смыслового глагола в инфинитиве. СГС обозначает неделимое действие, совершаемое одним лицом. 2. Суровый царь велел своим подданным построить высокую стену и покрасить ее. – Царь велит, а строить будут подданные, поэтому сказуемое простое. 3. Эту веселую песню может запомнить любой. – Подлежащее может быть выражено любой частью в именительном падеже.

Слайд 11





Амурский тигр – опасный хищник. – Устойчивые словосочетания – один член предложения.
Амурский тигр – опасный хищник. – Устойчивые словосочетания – один член предложения.
На празднике все танцующие удивили меня своим мастерством. – определительное или неопределенное местоимение + прилагательное/причастие – один член предложения. 
Два химика были поражены результатом опыта. – 1) количественное слово + существительное – один член предложения. 2) составное именное сказуемое (СИС). Незнаменательный глагол связка + имя сущ./прил./числит.
Жить – Родину любить. – подлежащее и сказуемое могут быть выражены инфинитивом.
Описание слайда:
Амурский тигр – опасный хищник. – Устойчивые словосочетания – один член предложения. Амурский тигр – опасный хищник. – Устойчивые словосочетания – один член предложения. На празднике все танцующие удивили меня своим мастерством. – определительное или неопределенное местоимение + прилагательное/причастие – один член предложения. Два химика были поражены результатом опыта. – 1) количественное слово + существительное – один член предложения. 2) составное именное сказуемое (СИС). Незнаменательный глагол связка + имя сущ./прил./числит. Жить – Родину любить. – подлежащее и сказуемое могут быть выражены инфинитивом.

Слайд 12





Далече грянуло ура. – подлежащим могут быть междометия и даже служебные части речи. 
Далече грянуло ура. – подлежащим могут быть междометия и даже служебные части речи. 
В комнате не было ни одного стула. – Односоставное безличное. Нет слова в именительное падеже.
Скрывать правду становилось с каждым днем все сложнее.
В тридцатиградусный мороз железная дорога требует особого внимания.  - Устойчивое словосочетание – один член предложения.
В поле вышли от мала до велика. – Фразеологизм вне зависимости от формы может быть подлежащим и сказуемым.
Описание слайда:
Далече грянуло ура. – подлежащим могут быть междометия и даже служебные части речи. Далече грянуло ура. – подлежащим могут быть междометия и даже служебные части речи. В комнате не было ни одного стула. – Односоставное безличное. Нет слова в именительное падеже. Скрывать правду становилось с каждым днем все сложнее. В тридцатиградусный мороз железная дорога требует особого внимания. - Устойчивое словосочетание – один член предложения. В поле вышли от мала до велика. – Фразеологизм вне зависимости от формы может быть подлежащим и сказуемым.

Слайд 13





Односоставное предложение
Такое предложение, в котором грамматическая основа представлена одним главным членом, и оно понятно без контекста (в отличие от неполного).
I. Назывное, или номинативное.
Есть только подлежащее. Категория времени отсутствует.
Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 
НО! На столе – книга. Это неполное предложение с опущенным сказуемым «лежит/находится». Определяем по обстоятельству «на столе».
Описание слайда:
Односоставное предложение Такое предложение, в котором грамматическая основа представлена одним главным членом, и оно понятно без контекста (в отличие от неполного). I. Назывное, или номинативное. Есть только подлежащее. Категория времени отсутствует. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. НО! На столе – книга. Это неполное предложение с опущенным сказуемым «лежит/находится». Определяем по обстоятельству «на столе».

Слайд 14





II. Односоставные со сказуемым.
II. Односоставные со сказуемым.
1. Определенно-личные.
Совершенно точно понятно, кто совершает действие.  Сказуемое выражено глаголом либо 1 или 2 лица, либо повелительного наклонения. В прошедшем времени или в условном наклонении не бывает (потому что нет лица).
Пойдешь в кино? – Пойду.
НО! Вчера ходила в парикмахерскую. Это неполное предложение, без контекста нам неясно, кто совершил действие (я, ты или она).
Описание слайда:
II. Односоставные со сказуемым. II. Односоставные со сказуемым. 1. Определенно-личные. Совершенно точно понятно, кто совершает действие. Сказуемое выражено глаголом либо 1 или 2 лица, либо повелительного наклонения. В прошедшем времени или в условном наклонении не бывает (потому что нет лица). Пойдешь в кино? – Пойду. НО! Вчера ходила в парикмахерскую. Это неполное предложение, без контекста нам неясно, кто совершил действие (я, ты или она).

Слайд 15





2. Обобщенно-личное предложение.
2. Обобщенно-личное предложение.
Действие может быть отнесено ко всем и каждому (то есть и к вам, и к далекому австралийцу).
Сказуемое выражено глаголом либо 2 лица ед.ч., либо 3 лица мн.числа (Форма пословицы). В прошедшем времени не бывает.
Что посеешь, то и пожнешь. Лес рубят – щепки летят. 
3. Неопределенно-личное предложение.
Неважно или неизвестно, кто совершил действие.
Сказуемое выражено глаголом либо 3 лица мн.числа, либо мн. числа прошедшего времени.
Этот телефон мне подарили. Тебе звонят из военкомата.
Описание слайда:
2. Обобщенно-личное предложение. 2. Обобщенно-личное предложение. Действие может быть отнесено ко всем и каждому (то есть и к вам, и к далекому австралийцу). Сказуемое выражено глаголом либо 2 лица ед.ч., либо 3 лица мн.числа (Форма пословицы). В прошедшем времени не бывает. Что посеешь, то и пожнешь. Лес рубят – щепки летят. 3. Неопределенно-личное предложение. Неважно или неизвестно, кто совершил действие. Сказуемое выражено глаголом либо 3 лица мн.числа, либо мн. числа прошедшего времени. Этот телефон мне подарили. Тебе звонят из военкомата.

Слайд 16





4. Безличное предложение.
4. Безличное предложение.
Действие совершается как бы само по себе. Состояние человека или окружающей среды.
Сказуемое выражено либо глаголом 3 лицом ед. числа или среднего рода прошедшего времени, либо словом категории состояний (=предикативное наречие), либо словом нет.
Меня тошнит. Смеркалось. На улице хорошо.
В комнате нет стульев
Описание слайда:
4. Безличное предложение. 4. Безличное предложение. Действие совершается как бы само по себе. Состояние человека или окружающей среды. Сказуемое выражено либо глаголом 3 лицом ед. числа или среднего рода прошедшего времени, либо словом категории состояний (=предикативное наречие), либо словом нет. Меня тошнит. Смеркалось. На улице хорошо. В комнате нет стульев

Слайд 17





Упражнение
1.  Сегодня вечером весны прибавится. 2. Люблю тебя, люблю тебя, земля. 3. Наверно, так и полагается весне являться каждый год. 4. По косогорам родины брожу. 5. Хорошо и тепло, как зимой у печки. 6. Пойдем, любимая моя, березкой полюбуемся. 7. Мне этой ночью не спится. 8. Щуришь очи поневоле от искристой белизны. 9. По радио сообщили о начале посевной кампании.
Описание слайда:
Упражнение 1. Сегодня вечером весны прибавится. 2. Люблю тебя, люблю тебя, земля. 3. Наверно, так и полагается весне являться каждый год. 4. По косогорам родины брожу. 5. Хорошо и тепло, как зимой у печки. 6. Пойдем, любимая моя, березкой полюбуемся. 7. Мне этой ночью не спится. 8. Щуришь очи поневоле от искристой белизны. 9. По радио сообщили о начале посевной кампании.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию