🗊Информационно-смысловой анализ текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Информационно-смысловой анализ текста, слайд №1Информационно-смысловой анализ текста, слайд №2Информационно-смысловой анализ текста, слайд №3Информационно-смысловой анализ текста, слайд №4Информационно-смысловой анализ текста, слайд №5Информационно-смысловой анализ текста, слайд №6Информационно-смысловой анализ текста, слайд №7Информационно-смысловой анализ текста, слайд №8Информационно-смысловой анализ текста, слайд №9Информационно-смысловой анализ текста, слайд №10Информационно-смысловой анализ текста, слайд №11Информационно-смысловой анализ текста, слайд №12Информационно-смысловой анализ текста, слайд №13Информационно-смысловой анализ текста, слайд №14Информационно-смысловой анализ текста, слайд №15Информационно-смысловой анализ текста, слайд №16Информационно-смысловой анализ текста, слайд №17Информационно-смысловой анализ текста, слайд №18Информационно-смысловой анализ текста, слайд №19Информационно-смысловой анализ текста, слайд №20Информационно-смысловой анализ текста, слайд №21Информационно-смысловой анализ текста, слайд №22Информационно-смысловой анализ текста, слайд №23Информационно-смысловой анализ текста, слайд №24Информационно-смысловой анализ текста, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Информационно-смысловой анализ текста. Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Информационно-смысловой анализ текста
Описание слайда:
Информационно-смысловой анализ текста

Слайд 2





Средства связи между предложениями в тексте
 Лексические (повтор слова, синонимы, однокоренные слова и т.д.).
 Морфологические (совпадение видо-временных форм, местоимения, частицы, вводные слова).
 Синтаксические (вопросно-ответная форма, параллелизм).
Описание слайда:
Средства связи между предложениями в тексте Лексические (повтор слова, синонимы, однокоренные слова и т.д.). Морфологические (совпадение видо-временных форм, местоимения, частицы, вводные слова). Синтаксические (вопросно-ответная форма, параллелизм).

Слайд 3





Виды связи между предложениями
Цепная:
 повтор ключевого слова;
 замена его синонимом, местоимением или однокоренным словом.
Описание слайда:
Виды связи между предложениями Цепная: повтор ключевого слова; замена его синонимом, местоимением или однокоренным словом.

Слайд 4





Цепная связь
 это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее.
Я увидел улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей.
Описание слайда:
Цепная связь это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Я увидел улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей.

Слайд 5





Параллельная связь
это такой вид связи, при которой предложения содержат перечисление, противопоставление связанных друг с другом действий, явлений.
Буря бушевала над Петербургом. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась черех гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы.
Описание слайда:
Параллельная связь это такой вид связи, при которой предложения содержат перечисление, противопоставление связанных друг с другом действий, явлений. Буря бушевала над Петербургом. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась черех гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы.

Слайд 6





В 7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и антонимов. 
В 7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и антонимов. 
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).
Описание слайда:
В 7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и антонимов. В 7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и антонимов. (17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин).

Слайд 7





В 7. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связано с предыдущим  с помощью только указательного местоимения.
В 7. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связано с предыдущим  с помощью только указательного местоимения.
(2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму. (3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор. (4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!
Описание слайда:
В 7. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью только указательного местоимения. В 7. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью только указательного местоимения. (2) — Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму. (3)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор. (4)Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно!

Слайд 8





Смысловые отношения между предложениями
1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации
Описание слайда:
Смысловые отношения между предложениями 1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации

Слайд 9





Смысловые отношения между предложениями
2. Временная соотнесенность частей информации
3. Сопоставление и противопоставление частей информации
Описание слайда:
Смысловые отношения между предложениями 2. Временная соотнесенность частей информации 3. Сопоставление и противопоставление частей информации

Слайд 10





Смысловые отношения между предложениями
4. Дополнение и уточнение данной информации
5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения
Описание слайда:
Смысловые отношения между предложениями 4. Дополнение и уточнение данной информации 5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения

Слайд 11





Смысловые отношения между предложениями
6. Порядок перечисления
7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
8. Ссылка  на предыдущую или последующую информацию
Описание слайда:
Смысловые отношения между предложениями 6. Порядок перечисления 7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации 8. Ссылка на предыдущую или последующую информацию

Слайд 12





ПРИМЕР 1. А 6. Какое предложение должно быть первым в тексте?
ПРИМЕР 1. А 6. Какое предложение должно быть первым в тексте?
В I в. до н.э. новые стеклодувные мастерские возникли в отдаленных римских провинциях.
Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.
 Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I в. до н.э. 
 Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый песок из Египта.
Описание слайда:
ПРИМЕР 1. А 6. Какое предложение должно быть первым в тексте? ПРИМЕР 1. А 6. Какое предложение должно быть первым в тексте? В I в. до н.э. новые стеклодувные мастерские возникли в отдаленных римских провинциях. Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов. Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I в. до н.э. Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый песок из Египта.

Слайд 13





(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!
(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!
Описание слайда:
(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы! (1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были застеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству рекомендовал защищать растения весной от плохой погоды с помощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!

Слайд 14





А 7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6?
А 7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6?
В отличие от него;
Поэтому;
И еще;
Так.
Описание слайда:
А 7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6? А 7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6? В отличие от него; Поэтому; И еще; Так.

Слайд 15





ПРИМЕР 2.
ПРИМЕР 2.
(1)... (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по  50-100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
Описание слайда:
ПРИМЕР 2. ПРИМЕР 2. (1)... (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)... цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

Слайд 16





А 6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
 Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.
 Витамин С участвует в синтезе белка соединительной ткани животных – коллагена.
 На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешевого доступного сырья – глюкозы.
 Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.
Описание слайда:
А 6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях. Витамин С участвует в синтезе белка соединительной ткани животных – коллагена. На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешевого доступного сырья – глюкозы. Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.

Слайд 17





Поиск основной информации (А 27)
Развитие существующих ядерных технологий делает наш мир все более опасным. Радиоэкологическое просвещение населения должно быть непременной частью всех образовательных программ. Это особо касается Уральского региона, где значительная часть людей живет в условиях повышенного фона ионизирующей радиации и на радиоактивно загрязненных территориях. Радиоэкологические знания позволят избежать тех негативных последствий, которые связаны с дополнительным облучением и поступлением радионуклеидов в организм с продуктами питания и водой.
Описание слайда:
Поиск основной информации (А 27) Развитие существующих ядерных технологий делает наш мир все более опасным. Радиоэкологическое просвещение населения должно быть непременной частью всех образовательных программ. Это особо касается Уральского региона, где значительная часть людей живет в условиях повышенного фона ионизирующей радиации и на радиоактивно загрязненных территориях. Радиоэкологические знания позволят избежать тех негативных последствий, которые связаны с дополнительным облучением и поступлением радионуклеидов в организм с продуктами питания и водой.

Слайд 18





В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
	1)     На Урале многие живут в условиях повышенного фона радиации и на радиоактивно загрязненных территориях.
	2)     Радиоэкологические знания позволят избежать негативных последствий. 	3)     Радиоэкологическое просвещение населения должно быть непременной частью всех образовательных программ, особенно в Уральском регионе.
	4)     Развитие существующих ядерных технологий делает наш мир все более опасным.
Описание слайда:
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)     На Урале многие живут в условиях повышенного фона радиации и на радиоактивно загрязненных территориях. 2)     Радиоэкологические знания позволят избежать негативных последствий. 3)     Радиоэкологическое просвещение населения должно быть непременной частью всех образовательных программ, особенно в Уральском регионе. 4)     Развитие существующих ядерных технологий делает наш мир все более опасным.

Слайд 19





Упражнения:
Упражнения:
1. Выявление основной мысли.
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон)
1) Человек должен, не думая о себе, отдавать все свои силы на благо других людей.
2) Целью жизни каждого человека является его собственное счастье.
3) Только делая добро людям, можно обрести и собственное счастье.
4) Счастье каждый понимает по-своему.
Описание слайда:
Упражнения: Упражнения: 1. Выявление основной мысли. «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон) 1) Человек должен, не думая о себе, отдавать все свои силы на благо других людей. 2) Целью жизни каждого человека является его собственное счастье. 3) Только делая добро людям, можно обрести и собственное счастье. 4) Счастье каждый понимает по-своему.

Слайд 20





2. Анализ аргументов.
2. Анализ аргументов.
Новое лекарственное средство очень эффективно, потому что…
 О нем много говорят по радио, телевидению.
 Проведены клинические испытания, результаты которых подтвердили эффективность нового препарата.
Это лекарство не может не быть эффективным.
 Это лекарство помогло одной моей знакомой.
Описание слайда:
2. Анализ аргументов. 2. Анализ аргументов. Новое лекарственное средство очень эффективно, потому что… О нем много говорят по радио, телевидению. Проведены клинические испытания, результаты которых подтвердили эффективность нового препарата. Это лекарство не может не быть эффективным. Это лекарство помогло одной моей знакомой.

Слайд 21





3. Построение аргументации.
3. Построение аргументации.
Расположите тезисы в логической последовательности, чтобы получилось предложение, выражающее основную мысль.
«Величайшие истины – самые простые» (Л. Толстой)
1) Простота, ясность формы свидетельствуют о ясности смысла какой-либо истины.
2) Сложные истины не всегда бывают великими.
3) Истины бывают сложными и простыми.
4) Настоящие истины отличаются своей безыскусностью.
Описание слайда:
3. Построение аргументации. 3. Построение аргументации. Расположите тезисы в логической последовательности, чтобы получилось предложение, выражающее основную мысль. «Величайшие истины – самые простые» (Л. Толстой) 1) Простота, ясность формы свидетельствуют о ясности смысла какой-либо истины. 2) Сложные истины не всегда бывают великими. 3) Истины бывают сложными и простыми. 4) Настоящие истины отличаются своей безыскусностью.

Слайд 22





4. Определение выводов.
4. Определение выводов.
Определите, что является следствием из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов следовательно, поэтому, значит. 
«Мир питается крупицами истины и большим количеством лжи» (Р. Роллан)
 Мир никогда не питается правдой.
 Неправда – основная «духовная пища» человечества.
 Ложь есть самая необходимая пища человечества.
Описание слайда:
4. Определение выводов. 4. Определение выводов. Определите, что является следствием из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов следовательно, поэтому, значит. «Мир питается крупицами истины и большим количеством лжи» (Р. Роллан) Мир никогда не питается правдой. Неправда – основная «духовная пища» человечества. Ложь есть самая необходимая пища человечества.

Слайд 23





5. Построение логически связного текста.  Постройте связный текст из приведенных ниже предложений.
5. Построение логически связного текста.  Постройте связный текст из приведенных ниже предложений.
«Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью» (В. Белинский).
1) Человек знает, о чем говорит.
2) Он не может быть косноязычным.
3) Важно не увлечься какой-либо идеей, но и разобраться в ее сущности.
4) Кто-то увлечен определенной идеей.
5) Кто-то может стать прекрасным оратором.
	А) 5, так как 4, и 3, но если 1, то 2;
	Б) 3, поэтому 1, и 2, но если 4, то 5;
	В) 1, поэтому 2, но 3, если 4, то 5.
Описание слайда:
5. Построение логически связного текста. Постройте связный текст из приведенных ниже предложений. 5. Построение логически связного текста. Постройте связный текст из приведенных ниже предложений. «Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью» (В. Белинский). 1) Человек знает, о чем говорит. 2) Он не может быть косноязычным. 3) Важно не увлечься какой-либо идеей, но и разобраться в ее сущности. 4) Кто-то увлечен определенной идеей. 5) Кто-то может стать прекрасным оратором. А) 5, так как 4, и 3, но если 1, то 2; Б) 3, поэтому 1, и 2, но если 4, то 5; В) 1, поэтому 2, но 3, если 4, то 5.

Слайд 24





В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А. Хищные птицы тоже обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой.
Б. Оказывается, природа позаботилась о том, чтобы необходимая для организма вода образовывалась в теле антилопы в процессе обмена веществ.
В. Известно, что для млекопитающих вода важнее пищи.
Г. Однако газели и антилопы, которые живут в пустыне, не пьют воды в течение всей жизни.
Описание слайда:
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? А. Хищные птицы тоже обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой. Б. Оказывается, природа позаботилась о том, чтобы необходимая для организма вода образовывалась в теле антилопы в процессе обмена веществ. В. Известно, что для млекопитающих вода важнее пищи. Г. Однако газели и антилопы, которые живут в пустыне, не пьют воды в течение всей жизни.

Слайд 25


Информационно-смысловой анализ текста, слайд №25
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию