Описание слайда:
Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то говорят о механической памяти. Механическая память всегда даёт простую копию того материала, который запоминается. Если же мнемическая деятельность направлена на то, чтобы понять, о чём говорится в тексте, на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями, то мы имеем дело со смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и некоторым преобразованием материала.
Если работа памяти основывается главным образом на многократном повторении, то говорят о механической памяти. Механическая память всегда даёт простую копию того материала, который запоминается. Если же мнемическая деятельность направлена на то, чтобы понять, о чём говорится в тексте, на выделение главного, установление связи с уже имеющимися знаниями, то мы имеем дело со смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и некоторым преобразованием материала.
При использовании смыслового способа работы, помимо работы над пониманием текста, его полезно повторить - и не один раз. При этом привлекается к работе механическая память, которая подчиняется смысловой и помогает выполнить цель - запомнить.
Бывает, что какой-то материал надо запомнить слово в слово, а не на основе содержания и даже не близко к тексту: имена исследователей, даты, определения и т.д. Тут уж, конечно, на первое место выступает механическая память. Однако она потребует много усилий, если мы не призовём на помощь смысловой способ работы, смысловую память. Например, перед заучиванием имен надо разобраться что и где он исследовал. Будем не просто повторять дату, а одновременно рисовать перед собой картину события (какой-то эпизод). Можно припомнить дату исследования, предшествующую этой, посчитать, какой разрыв между ними.