🗊Презентация Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №1Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №2Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №3Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №4Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №5Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №6Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №7Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №8Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №9Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №10Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №11Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №12Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №13Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №14Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №15Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №16Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №17Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №18Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №19Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №20Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №21Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №22Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №23Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №24Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №25Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №26Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №27Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №28Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №29Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №30Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №31Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №32Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №33Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №34Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №35Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №36Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №37Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №38Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №39Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №40Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №41Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №42Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №43Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №44Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №45Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №46Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №47Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №48Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №49Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №50Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №51Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №52Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №53Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №54Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №55Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №56Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №57Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №58Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №59Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №60Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №61Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №62

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум. Доклад-сообщение содержит 62 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Изобразительно-выразительные средства языка
Повторение, обобщение, практикум
Описание слайда:
Изобразительно-выразительные средства языка Повторение, обобщение, практикум

Слайд 2







         Выразительность русской речи 
Выразительные средства русской фонетики.
Выразительные средства словообразования.
Выразительные средства лексики и фразеологии. 
Выразительные средства грамматики. 
Анализ средств выразительности.
Описание слайда:
Выразительность русской речи Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.

Слайд 3





Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.
Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.
В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Необходимо: 
знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; 
находить их в исходном тексте; 
правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.
Описание слайда:
Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. В предлагаемом фрагменте рецензии рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Необходимо: знать, что же такое языковые средства художественной выразительности; находить их в исходном тексте; правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.

Слайд 4





ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
                         Ложь бывает доброй  или злой,
                     Сердобольной или беспощадной, 
                     Ложь бывает ловкой и  нескладной,
                     Осмотрительной и безоглядной,
                      Упоительной и безотрадной.
Описание слайда:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.

Слайд 5





   Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.
   Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.
Описание слайда:
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.

Слайд 6





Многозначные слова — это слова, имеющие много значений.
Многозначные слова — это слова, имеющие много значений.
Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева.
Омонимы  — это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению.
Планировать — составлять план.
Планировать — постепенно, плавно снижаться в
Засыпать — погружаться в сон. 
Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего
Описание слайда:
Многозначные слова — это слова, имеющие много значений. Многозначные слова — это слова, имеющие много значений. Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать — составлять план. Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

Слайд 7





Просторечная лексика — сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. 
Просторечная лексика — сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. 
 Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать 
(в значении смеяться).
Канцеляризм  — слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. 
«Входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Описание слайда:
Просторечная лексика — сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Просторечная лексика — сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм — слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Слайд 8





Устаревшие слова
Историзмы  – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. 
Арбалет, граммофон, кулак, барщина.
Архаизмы  – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии.
     Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Описание слайда:
Устаревшие слова Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы – устаревшие слова, взамен которых существуют другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

Слайд 9





Новые слова
Неологизмы  – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.
      Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.  
Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных  людей.
    У В.В. Маяковского: мандолинить,  молоткастый.
Такие неологизмы называют окказионализмами.
Описание слайда:
Новые слова Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. У В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый. Такие неологизмы называют окказионализмами.

Слайд 10





Диалектизмы - это слова,
Диалектизмы - это слова,
употребляемые сравнительно
ограниченным числом людей, 
связанных территориальной
общностью.
Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…
Описание слайда:
Диалектизмы - это слова, Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

Слайд 11





Заимствованная
Заимствованная
лексика  -  это слова,
 заимствованные и других 
языков в
результате языковых
контактов.
Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.
Описание слайда:
Заимствованная Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Слайд 12





  Термин  -  слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
  Термин  -  слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
   Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей  профессией.
Описание слайда:
Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Термин - слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм – слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

Слайд 13





Жаргонизмы  – слова
Жаргонизмы  – слова
ограниченного употребления,
созданные с целью языкового
обособления людьми,
объединенными
определёнными интересами,
родом занятий, привычками.

Общага – общежитие, халява – всё, что  бесплатно, облом – неудача.
Описание слайда:
Жаргонизмы – слова Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, облом – неудача.

Слайд 14





Фразеологизмы  –
Фразеологизмы  –
    устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка.
 Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…
Описание слайда:
Фразеологизмы – Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

Слайд 15





Другие термины лексических средств  выразительности
Другие термины лексических средств  выразительности
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная  (в т.ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
 оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор.
Описание слайда:
Другие термины лексических средств выразительности Другие термины лексических средств выразительности лексический повтор; разговорная лексика; сниженная разговорная лексика; книжная (в т.ч. экспрессивная) лексика; общественно-политическая лексика; оценочная лексика; экспрессивный лексический повтор.

Слайд 16





Фонетические средства речевой выразительности
Описание слайда:
Фонетические средства речевой выразительности

Слайд 17





Звукоподражание – 
Звукоподражание – 
	это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Описание слайда:
Звукоподражание – Звукоподражание – это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Слайд 18





Ассонанс - 
Ассонанс - 
	– приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Быстро лечу я по рельсам чугунным.Думаю думу свою (Н.А.Некрасов).
Описание слайда:
Ассонанс - Ассонанс - – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным.Думаю думу свою (Н.А.Некрасов).

Слайд 19





Аллитерация – 
Аллитерация – 
(от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. 
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Описание слайда:
Аллитерация – Аллитерация – (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).

Слайд 20





Благозвучие –
Благозвучие –
	отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.
Описание слайда:
Благозвучие – Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

Слайд 21





Поэтические тропы и фигуры
Описание слайда:
Поэтические тропы и фигуры

Слайд 22


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №27
Описание слайда:

Слайд 28


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36


Изобразительно-выразительные средства языка. Повторение, обобщение, практикум, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





Стилистические фигуры – фигуры речи
Формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.
Описание слайда:
Стилистические фигуры – фигуры речи Формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.

Слайд 38





Антитеза
Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. 
Выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. 
Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. 
   Ты богат, я очень беден; 
Ты прозаик, я поэт...
                                                              (А.С. Пушкин)
Описание слайда:
Антитеза Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

Слайд 39





Оксюморон
Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого 
В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях
   И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин).
    Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью…
(Н. С. Лесков).
Описание слайда:
Оксюморон Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого В поэтическом тексте соединяются взаимопроницаемые противоположности, давая художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой (А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью… (Н. С. Лесков).

Слайд 40





Градация
    Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. 
При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. 
    (Ф.М. Достоевский).
Описание слайда:
Градация Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский).

Слайд 41





Аллюзия
    Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. 
    Я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.
Описание слайда:
Аллюзия Соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. Я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.

Слайд 42





Синтаксические средства выразительности: параллелизм
    Однородное синтаксическое построение предложений или их частей
Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и, молния, и слезы...
                                                         (А.А. Фет).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: параллелизм Однородное синтаксическое построение предложений или их частей Жизнь без тревог — прекрасный светлый день, Тревожная — весны младые грезы. Там — солнца луч и в зной оливы сень, А здесь — и гром, и, молния, и слезы... (А.А. Фет).

Слайд 43





Синтаксические средства выразительности: 
анафора
повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) 
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
                              (М.Ю. Лермонтов).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: анафора повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов).

Слайд 44





Синтаксические средства выразительности: 
эпифора
повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). 
Милый друг, и в этом тихом доме 
Лихорадка бьет меня. 
Не найти мне места в тихом доме 
Возле мирного огня!
                                  (А.А.Блок).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: эпифора повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок).

Слайд 45





Синтаксические средства выразительности: 
риторический вопрос
    Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. 
Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: риторический вопрос Фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)

Слайд 46





Синтаксические средства выразительности: 
 риторическое обращение
    Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
 (А.С.Пушкин).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.С.Пушкин).

Слайд 47





Синтаксические средства выразительности: 
 бессоюзие
    Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга
               Швед, русский — колет, рубит, режет.
                   Бой барабанный, клики, скрежет.
                  Гром пушек, топот, ржанье, стон,
                  И смерть и ад со всех сторон.
                                                           (А.С. Пушкин)
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: бессоюзие Фигура, основанная на намеренном пропуске союзов. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

Слайд 48





Синтаксические средства выразительности: 
 многосоюзие
    Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
                      Зато и внук, и правнук, и праправнук
                      Растут во мне, пока я сам расту... 
                                                       (П.Г. Антокольский).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: многосоюзие Фигура, основанная на сознательном повторении союзов. Речь замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский).

Слайд 49





Синтаксические средства выразительности: 
 инверсия
    Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. 
Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.С.Пушкин).

Слайд 50





Синтаксические средства выразительности: 
 подхват
Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: 
Придет оно, большое, как глоток,
 — Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: подхват Подчеркнутое повторение конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

Слайд 51





Синтаксические средства выразительности: 
 эллипсис
    Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое:
— Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).
Описание слайда:
Синтаксические средства выразительности: эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: — Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского (Л.Н.Толстой).

Слайд 52





Другие синтаксические средства  выразительности
Другие синтаксические средства  выразительности
восклицательные предложения;
диалог, скрытый диалог;
вопросно-ответная форма изложения;
ряды однородных членов;
цитирование;
вводные слова и конструкции.
Описание слайда:
Другие синтаксические средства выразительности Другие синтаксические средства выразительности восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции.

Слайд 53





Тренируемся
1.Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств.
    1) экспрессивный повтор;
    2) ряды однородных членов; 
    3) развернутые сравнения;
    4) газетно-публицистическая фразеология;
    5) разговорные синтаксические конструкции.
    (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире.
    (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
    (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(В. Непомнящий).
 Ответ: 1, 2, 4, 5.
Описание слайда:
Тренируемся 1.Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий). Ответ: 1, 2, 4, 5.

Слайд 54





2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности.
2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности.
    1) риторическое обращение;
    2) экспрессивный повтор;
    3) сравнительный оборот;
    4) синтаксический параллелизм;
    5) антитеза.
    (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
    (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству.
(По А. Кондратову)
Ответы: 2, 4, 5.
Описание слайда:
2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову) Ответы: 2, 4, 5.

Слайд 55





        (1)Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет.
        (1)Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет.
      (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
     (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
     (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
      (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие?
(По В. Солоухину)
Описание слайда:
(1)Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (1)Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь проти­воядие? (По В. Солоухину)

Слайд 56







В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
     «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
Список терминов:
1)  эпитет
2)  литота
3)  вводные слова и вставные конструкции
4)  ирония
5)  развёрнутая метафора
6)  парцелляция
7)  вопросно-ответная форма изложения .
8) Диалектизм
9) однородные члены предложения

                                                                                                                         Ответ:5.9,3,1
Описание слайда:
В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество — это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет 2) литота 3) вводные слова и вставные конструкции 4) ирония 5) развёрнутая метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения . 8) Диалектизм 9) однородные члены предложения Ответ:5.9,3,1

Слайд 57





    (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? 
    (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? 
     (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. 
     (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... 
     (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… 
     (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. 
     (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. 
(По В. Ганичеву)
Описание слайда:
(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

Слайд 58





B8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
B8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
«В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». 
Список терминов: 
сравнительный оборот
 ряд однородных членов 
фразеологизмы
 инверсия
 олицетворение 
парцелляция 
эпитеты 
литота 
вопросительные предложения
Описание слайда:
B8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. B8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложе-нии 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот ряд однородных членов фразеологизмы инверсия олицетворение парцелляция эпитеты литота вопросительные предложения

Слайд 59





Текст №1
Текст №1
Крик
      (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая  розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная  осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло  и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно,  прекрасно!..
           (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме,  над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.
            (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там,  на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы,  эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11 )Крик женщины то затихал  наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так  страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение  великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого  своего существования.
      (По Ю. Бондареву)
Описание слайда:
Текст №1 Текст №1 Крик (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11 )Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

Слайд 60





В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
     «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой'бабьего лета», использует (…) {«мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»).
      В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»
Список терминов:
1)      парцелляция
2)     риторическое восклицание
3)     эмоциональный повтор
4)     метафора
5)     многосоюзие
6)     эпитеты
7)     олицетворение
8)     анафора
9)     риторический вопрос
Ответ:6,4,7,9,5
Описание слайда:
В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой'бабьего лета», использует (…) {«мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция 2) риторическое восклицание 3) эмоциональный повтор 4) метафора 5) многосоюзие 6) эпитеты 7) олицетворение 8) анафора 9) риторический вопрос Ответ:6,4,7,9,5

Слайд 61









Бессилие
(1 )Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зерка­лам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно...
{5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устрем­лен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гу­ляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.
(7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натрениро­ванные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспых­нув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!»
(9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка пока­чивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозму­тимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11 )Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равно­душно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием дру­гого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» — и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться.
(12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал реши­тельностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, мор­щась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»
Описание слайда:
Бессилие (1 )Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зерка­лам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно... {5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устрем­лен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гу­ляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек. (7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натрениро­ванные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспых­нув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!» (9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка пока­чивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозму­тимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11 )Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равно­душно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием дру­гого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» — и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться. (12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал реши­тельностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, мор­щась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»

Слайд 62








В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. 
     «Автор выражает свою оценку с помощью ярких (..) («твёрдый, жёсткий взгляд», «унизительное бессилие», «бесцветным голосом», «глупой силой»), (..) (предложение 11), (..) («мускулы... неумолимые в своей самонадеянности»). Состояние оскорблённого человека передано (..) «вспыхнув... гневом»...»
Список терминов:
1)      эпифора
2)      эпитеты
3)      противопоставление
4)      метафора
5)      парцелляция
6)      перифраз
7)      синтаксический параллелизм
8)     сравнительный оборот
9)      олицетворение
Ответ: 2,6,9,4
Описание слайда:
В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор выражает свою оценку с помощью ярких (..) («твёрдый, жёсткий взгляд», «унизительное бессилие», «бесцветным голосом», «глупой силой»), (..) (предложение 11), (..) («мускулы... неумолимые в своей самонадеянности»). Состояние оскорблённого человека передано (..) «вспыхнув... гневом»...» Список терминов: 1) эпифора 2) эпитеты 3) противопоставление 4) метафора 5) парцелляция 6) перифраз 7) синтаксический параллелизм 8) сравнительный оборот 9) олицетворение Ответ: 2,6,9,4



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию