🗊Презентация Категория вида. Специфическая славянская категория

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №1Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №2Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №3Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №4Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №5Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №6Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №7Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №8Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №9Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №10Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №11Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №12Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №13Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №14Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №15Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №16Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №17Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №18Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №19Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №20Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №21Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №22Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №23Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №24Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №25Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №26Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №27Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №28Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №29Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №30Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №31Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №32Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №33Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №34Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №35Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №36Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №37Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №38Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №39Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №40Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №41Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №42Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №43Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №44Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №45Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №46Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №47Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №48

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Категория вида. Специфическая славянская категория. Доклад-сообщение содержит 48 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Категория вида
специфическая славянская категория
Описание слайда:
Категория вида специфическая славянская категория

Слайд 2





Вид = аспект (аспектное значение)
предельность – непредельность, однократность – многократность, повторяемость, процессность, одновременность, последовательность д-ия как универсальные категории
При изучении глагольного вида учащиеся непроизвольно стремятся увязывать определенную видо-временную форму русского глагола с какой-либо временной формой английского глагола, ориентируясь на подмеченный определенный случай соответствия, например соответствия Past Indefinite формам прошедшего времени глаголов несовершенного вида, Present Perfect — формам прошедшего времени глаголов совершенного вида.
Описание слайда:
Вид = аспект (аспектное значение) предельность – непредельность, однократность – многократность, повторяемость, процессность, одновременность, последовательность д-ия как универсальные категории При изучении глагольного вида учащиеся непроизвольно стремятся увязывать определенную видо-временную форму русского глагола с какой-либо временной формой английского глагола, ориентируясь на подмеченный определенный случай соответствия, например соответствия Past Indefinite формам прошедшего времени глаголов несовершенного вида, Present Perfect — формам прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Слайд 3






Бросить (однократность) – бросать (повторяемость)
Писать 2 часа (процесс, длительность) – написать за 2 часа (процесс и результат, завершенность)
Непредельные глаголы (давать, говорить) – повторяемость; СВ (дать, сказать) – однократность
Описание слайда:
Бросить (однократность) – бросать (повторяемость) Писать 2 часа (процесс, длительность) – написать за 2 часа (процесс и результат, завершенность) Непредельные глаголы (давать, говорить) – повторяемость; СВ (дать, сказать) – однократность

Слайд 4






Видо-временные формы русских глаголов нельзя механически соотносить с временными формами английских глаголов. Одна видо-временная форма русского глагола может соответствовать различным временным формам английского глагола, а одна временная форма английского глагола может соответствовать формам глаголов совершенного и несовершенного вида.
Описание слайда:
Видо-временные формы русских глаголов нельзя механически соотносить с временными формами английских глаголов. Одна видо-временная форма русского глагола может соответствовать различным временным формам английского глагола, а одна временная форма английского глагола может соответствовать формам глаголов совершенного и несовершенного вида.

Слайд 5






Гадалина И.И. Глаголы в речевых ситуациях. Элементарный и базовый уровни. Учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2008. – 218 с. 
Щербакова О.М. Лёгкий путь к изучению русских глаголов  Quick guide to Russian verbs. Учебное пособие. — 3-е изд., М: ФЛИНТА, Наука, 2014. — 432 с.
Токина А.И. Учебные материалы по грамматике (русский глагол и его формы) Пб: СПбГУ, 2003. - 220 с.
Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Пособие для курсов русского языка Пб.: Златоуст, 2000. - 88 c. 
Куринина Г.П. Учим русские глаголы! М.: Изд-во РУДН, 2000. - 67 с.
Описание слайда:
Гадалина И.И. Глаголы в речевых ситуациях. Элементарный и базовый уровни. Учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2008. – 218 с. Щербакова О.М. Лёгкий путь к изучению русских глаголов Quick guide to Russian verbs. Учебное пособие. — 3-е изд., М: ФЛИНТА, Наука, 2014. — 432 с. Токина А.И. Учебные материалы по грамматике (русский глагол и его формы) Пб: СПбГУ, 2003. - 220 с. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Пособие для курсов русского языка Пб.: Златоуст, 2000. - 88 c. Куринина Г.П. Учим русские глаголы! М.: Изд-во РУДН, 2000. - 67 с.

Слайд 6





Действие выражается глаголами НсВ и СВ 
Юра дома? – Да, он готовится к занятиям. / Нет, он приготовился к занятиям и пошел в кино.
Что ты сейчас делаешь? Решаю задачи (отдыхаю, смотрю телевизор). Что будешь делать, когда отдохнешь?
Описание слайда:
Действие выражается глаголами НсВ и СВ Юра дома? – Да, он готовится к занятиям. / Нет, он приготовился к занятиям и пошел в кино. Что ты сейчас делаешь? Решаю задачи (отдыхаю, смотрю телевизор). Что будешь делать, когда отдохнешь?

Слайд 7





Изучение вида иностранцами предполагает два типа их деятельности: 

1) запоминание видовых пар глаголов и изучение морфологических признаков вида; 
2) знакомство с основными видовыми значениями и особенностями употребления глаголов НсВ и СВ.
Описание слайда:
Изучение вида иностранцами предполагает два типа их деятельности: 1) запоминание видовых пар глаголов и изучение морфологических признаков вида; 2) знакомство с основными видовыми значениями и особенностями употребления глаголов НсВ и СВ.

Слайд 8





1)
запоминание сложно лишь на первых порах, затем, постепенно знакомясь с морфологическими средствами выражения категории, они усваивают пары уже по аналогии. Основную трудность в этой теме составляет не образование, а употребление видов глаголов, что обусловлено лексико-грамматическим характером категории. Ее теория значима при изучении и других грамматических тем – время, наклонение, причастие, деепричастие.
Описание слайда:
1) запоминание сложно лишь на первых порах, затем, постепенно знакомясь с морфологическими средствами выражения категории, они усваивают пары уже по аналогии. Основную трудность в этой теме составляет не образование, а употребление видов глаголов, что обусловлено лексико-грамматическим характером категории. Ее теория значима при изучении и других грамматических тем – время, наклонение, причастие, деепричастие.

Слайд 9





Способы видообразования
Приставочный: читать – прочитать;
Суффиксальный (чередования): начинать – начать, изучать – изучить, бросать – бросить;
Супплетивный: брать – взять.
Описание слайда:
Способы видообразования Приставочный: читать – прочитать; Суффиксальный (чередования): начинать – начать, изучать – изучить, бросать – бросить; Супплетивный: брать – взять.

Слайд 10





Заучивать!
Писать – написать 
Читать – прочитать
Делать – сделать 
Строить – построить 
Начинать – начать 
Говорить – сказать 
Брать – взять
*искать – найти
Описание слайда:
Заучивать! Писать – написать Читать – прочитать Делать – сделать Строить – построить Начинать – начать Говорить – сказать Брать – взять *искать – найти

Слайд 11






Писать –
Читать –
Делать –
Строить –  
…				– начать 
…				– сказать 
…				– взять
…				– найти       
+ Образовать временные формы
Описание слайда:
Писать – Читать – Делать – Строить – … – начать … – сказать … – взять … – найти + Образовать временные формы

Слайд 12





Строго видовые пары!
Нецелесообразно сразу знакомить со всем многообразием приставок и суффиксов, участвующих в видообразовании, т.к. в этом случае неизбежен разрыв между грамматическими знаниями и речевой практикой (писать – написать + до-, пере-, с-, вы-…). Обобщение возможно лишь на этапе накопления достаточного запаса лексики.
Описание слайда:
Строго видовые пары! Нецелесообразно сразу знакомить со всем многообразием приставок и суффиксов, участвующих в видообразовании, т.к. в этом случае неизбежен разрыв между грамматическими знаниями и речевой практикой (писать – написать + до-, пере-, с-, вы-…). Обобщение возможно лишь на этапе накопления достаточного запаса лексики.

Слайд 13





Нет правил на выбор приставки
1) давать глаголы только парой и в единожды установленном порядке (НсВ – СВ);
2) первые пары должны иметь зримую, понятную семантику (строить – построить, готовить – приготовить);
3) начинать знакомить со значениями вида на формах прошедшего и настоящего времени, будущее вводить позже, чтобы не нарушить формируемое представление о разных типах действия в глаголах НсВ и СВ;
4)на первых порах это должна быть максимально лексическая теория, потом связать с категорией времени.
Описание слайда:
Нет правил на выбор приставки 1) давать глаголы только парой и в единожды установленном порядке (НсВ – СВ); 2) первые пары должны иметь зримую, понятную семантику (строить – построить, готовить – приготовить); 3) начинать знакомить со значениями вида на формах прошедшего и настоящего времени, будущее вводить позже, чтобы не нарушить формируемое представление о разных типах действия в глаголах НсВ и СВ; 4)на первых порах это должна быть максимально лексическая теория, потом связать с категорией времени.

Слайд 14





Вагнер
Начинаем с формально-грамматической характеристики категории вида и сообщаем следующие сведения. Русские глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида — это те глаголы, которые образуют настоящее время: читать — я читаю, писать — мы пишем. Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары, имеющие одно лексическое значение, которое выявляем путем перевода: писать — написать to write, решать — решить to decide. Далее говорим о трех способах образования видовых пар и по каждому способу приводим перечень глаголов, изученных к данному моменту.
Описание слайда:
Вагнер Начинаем с формально-грамматической характеристики категории вида и сообщаем следующие сведения. Русские глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида — это те глаголы, которые образуют настоящее время: читать — я читаю, писать — мы пишем. Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары, имеющие одно лексическое значение, которое выявляем путем перевода: писать — написать to write, решать — решить to decide. Далее говорим о трех способах образования видовых пар и по каждому способу приводим перечень глаголов, изученных к данному моменту.

Слайд 15





2. (значение): Действие (неопределенно-длительное)– обстоятельства действия

Читал – прочитал (понравилась…) 
писал – написал (отправил), 
готовился – приготовился 
Запел – выучил – потанцевал (СВ)
Описание слайда:
2. (значение): Действие (неопределенно-длительное)– обстоятельства действия Читал – прочитал (понравилась…) писал – написал (отправил), готовился – приготовился Запел – выучил – потанцевал (СВ)

Слайд 16





НсВ
1) общефактическое действие (я уже / еще не смотрела этот фильм / смотрю, буду смотреть)
2) повторяемость действия (я люблю этот фильм и готова смотреть его каждый день)
3) длительность действия (весь день она смотрела в окно и мечтала)
Описание слайда:
НсВ 1) общефактическое действие (я уже / еще не смотрела этот фильм / смотрю, буду смотреть) 2) повторяемость действия (я люблю этот фильм и готова смотреть его каждый день) 3) длительность действия (весь день она смотрела в окно и мечтала)

Слайд 17





I. Глаголы несовершенного вида
(Вагнер)
1) обозначают действие в его процессе, не ограниченное во времени или с указанием времени его совершения: Сегодня (вчера) утром 5 минут шел дождь. 
2)обозначают действие в его процессе, когда его длительность подчеркивается и конкретизируется лексическими показателями (словами и словосочетаниями) типа долго, весь день и др.: Мы долго гуляли в парке. 
3)обозначают обычное или повторяющееся действие. Повторяемость нередко обозначается лексически: наречиями и словосочетаниями обычно, всегда, иногда, часто, редко, никогда, каждый день и др.: Летом студенты играли в волейбол. Этот спортсмен хочет всегда выигрывать. 
4)только называют действие, не локализованное во времени (отсутствие временных показателей), не указывая на характер его совершения. Действие может быть конкретным, единичным, завершенным или длительным:— Что ты делал/а на почте? — Получал/а посылку. Я люблю танцевать. 
5)обозначают состояние субъекта: На стене висела большая карта. 
6) обозначают способность, признак, качество субъекта: Мой брат хорошо рисует/рисовал. 
7)в сочетании с другим глаголом обозначают длительное действие, происходящее одновременно с другим действием: Студенты внимательно слушали, когда преподаватель объяснял новое правило. Когда я писал/а письмо, мой друг позвал меня.
Описание слайда:
I. Глаголы несовершенного вида (Вагнер) 1) обозначают действие в его процессе, не ограниченное во времени или с указанием времени его совершения: Сегодня (вчера) утром 5 минут шел дождь. 2)обозначают действие в его процессе, когда его длительность подчеркивается и конкретизируется лексическими показателями (словами и словосочетаниями) типа долго, весь день и др.: Мы долго гуляли в парке. 3)обозначают обычное или повторяющееся действие. Повторяемость нередко обозначается лексически: наречиями и словосочетаниями обычно, всегда, иногда, часто, редко, никогда, каждый день и др.: Летом студенты играли в волейбол. Этот спортсмен хочет всегда выигрывать. 4)только называют действие, не локализованное во времени (отсутствие временных показателей), не указывая на характер его совершения. Действие может быть конкретным, единичным, завершенным или длительным:— Что ты делал/а на почте? — Получал/а посылку. Я люблю танцевать. 5)обозначают состояние субъекта: На стене висела большая карта. 6) обозначают способность, признак, качество субъекта: Мой брат хорошо рисует/рисовал. 7)в сочетании с другим глаголом обозначают длительное действие, происходящее одновременно с другим действием: Студенты внимательно слушали, когда преподаватель объяснял новое правило. Когда я писал/а письмо, мой друг позвал меня.

Слайд 18





Маркеры НВ
Всегда, часто, обычно,  редко, иногда, каждый день (час, месяц, год; утро, лето, неделю), 5 минут, целый час (месяц…), весь вечер, по утрам, субботам…
Что ты делаешь? Что будешь делать?
Что ты делал (вчера, сегодня. 2 часа назад)? 
Сколько времени (делал)?
Описание слайда:
Маркеры НВ Всегда, часто, обычно, редко, иногда, каждый день (час, месяц, год; утро, лето, неделю), 5 минут, целый час (месяц…), весь вечер, по утрам, субботам… Что ты делаешь? Что будешь делать? Что ты делал (вчера, сегодня. 2 часа назад)? Сколько времени (делал)?

Слайд 19





Грамматические этюды. Трудные разделы грамматики РЯ. М., 2009. Зад. 130

Она посылала посылку на почте.
1) что она делала утром? Получала посылку (общефакт.). 2) Она всегда получала посылки на почте и всегда во второй половине дня (повторяемость). 3)В этот раз она получала посылку долго – на почте было много народу (процесс, длительность)
Дополнить предлож., расширить контекст.
Описание слайда:
Грамматические этюды. Трудные разделы грамматики РЯ. М., 2009. Зад. 130 Она посылала посылку на почте. 1) что она делала утром? Получала посылку (общефакт.). 2) Она всегда получала посылки на почте и всегда во второй половине дня (повторяемость). 3)В этот раз она получала посылку долго – на почте было много народу (процесс, длительность) Дополнить предлож., расширить контекст.

Слайд 20






Нина Петровна рассказывала нам об этом.
На площади около памятника собирались люди.
У нас была ужасная гроза: гремел гром, сверкали молнии.
Здание Казанского вокзала строил архитектор Шехтель.
Пушкин писал не только стихи, но и прозу.
Описание слайда:
Нина Петровна рассказывала нам об этом. На площади около памятника собирались люди. У нас была ужасная гроза: гремел гром, сверкали молнии. Здание Казанского вокзала строил архитектор Шехтель. Пушкин писал не только стихи, но и прозу.

Слайд 21





НВ (НсВ) – СВ 
Факт действия / результат: опаздывал – опоздал; читал – прочитал  (буду писать – напишу) 
Открывал (ложился) – открыл (лег)
Многократность – однократность (буду звонить – позвоню)
Постоянное – непостоянное (Волга впадает в Каспийское море, медведь впадает / впал в спячку ) От добра добра не ищут
Описание слайда:
НВ (НсВ) – СВ Факт действия / результат: опаздывал – опоздал; читал – прочитал (буду писать – напишу) Открывал (ложился) – открыл (лег) Многократность – однократность (буду звонить – позвоню) Постоянное – непостоянное (Волга впадает в Каспийское море, медведь впадает / впал в спячку ) От добра добра не ищут

Слайд 22





II. Глаголы совершенного вида
(Вагнер)
1)обозначают завершенное конкретное единичное действие — взять, вспомнить, встретить: Вчера я получил/а письмо. Я открыл/а окно. Я хочу купить шляпу. 
2)указывают на завершенность действия, достижение его результата; (кончить +делать): выпить, вымыть, выучить, написать, съесть : Я выучил/а все новые слова. Он не смог выучить правило. Я долго писал письмо и наконец написал его. 
3)выражают начальный момент действия (начать + делать): пойти, поехать; заговорить, запеть, закричать, замолчать, заплакать; полюбить, захотеть: Мой друг пошел в театр. После занятий мы захотели пойти в буфет. 
4)обозначают однократное, мгновенное действие, выражаемое также наречием вдруг (глаголы однократного способа действия): увидеть, услышать; -ну-ть: прыгнуть, крикнуть: На улице мы (вдруг) увидели собаку. Кошка прыгнула на стул.
Описание слайда:
II. Глаголы совершенного вида (Вагнер) 1)обозначают завершенное конкретное единичное действие — взять, вспомнить, встретить: Вчера я получил/а письмо. Я открыл/а окно. Я хочу купить шляпу. 2)указывают на завершенность действия, достижение его результата; (кончить +делать): выпить, вымыть, выучить, написать, съесть : Я выучил/а все новые слова. Он не смог выучить правило. Я долго писал письмо и наконец написал его. 3)выражают начальный момент действия (начать + делать): пойти, поехать; заговорить, запеть, закричать, замолчать, заплакать; полюбить, захотеть: Мой друг пошел в театр. После занятий мы захотели пойти в буфет. 4)обозначают однократное, мгновенное действие, выражаемое также наречием вдруг (глаголы однократного способа действия): увидеть, услышать; -ну-ть: прыгнуть, крикнуть: На улице мы (вдруг) увидели собаку. Кошка прыгнула на стул.

Слайд 23






5) в сочетании с глаголом НВ обозначают одновременность действий: Когда он шел по улице, он встретил друга. В сочетании с глаголом СВ обозначают последовательность действий: Я взял/а книгу и положил/а ее в портфель.
Описание слайда:
5) в сочетании с глаголом НВ обозначают одновременность действий: Когда он шел по улице, он встретил друга. В сочетании с глаголом СВ обозначают последовательность действий: Я взял/а книгу и положил/а ее в портфель.

Слайд 24





Результат: зад. 53 = перфектное значение глаголов СВ: Я забыл твой адрес. Где ты так промок?
Найдите глаголы, где сохраняется результат д-ия
1. Услышав эту страшную новость, она побледнела. 2. Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор. 3. Зайдите ко мне с паспортом. – А я его потеряла. 4.На экраны страны вышел новый фильм. Его создал режиссер Михалков. 5. Он выпил залпом стакан водки и потерял сознание.
Описание слайда:
Результат: зад. 53 = перфектное значение глаголов СВ: Я забыл твой адрес. Где ты так промок? Найдите глаголы, где сохраняется результат д-ия 1. Услышав эту страшную новость, она побледнела. 2. Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор. 3. Зайдите ко мне с паспортом. – А я его потеряла. 4.На экраны страны вышел новый фильм. Его создал режиссер Михалков. 5. Он выпил залпом стакан водки и потерял сознание.

Слайд 25





Маркеры вида
НсВ: буду, начну, закончу, бросаю, отвыкаю, расхотеть, отучить … часто, обычно, по субботам, каждую субботу, весь день, ежедневно, целую неделю, час, постоянно, в часы отдыха, по 2 раза в месяц
СВ: забыл (забуду), удасться, успеть, вдруг,  наконец, окончательно, полностью, абсолютно ЗА /НА неделю
как обычно, как всегда, опять, снова, вторично … - СВ и НсВ
Описание слайда:
Маркеры вида НсВ: буду, начну, закончу, бросаю, отвыкаю, расхотеть, отучить … часто, обычно, по субботам, каждую субботу, весь день, ежедневно, целую неделю, час, постоянно, в часы отдыха, по 2 раза в месяц СВ: забыл (забуду), удасться, успеть, вдруг, наконец, окончательно, полностью, абсолютно ЗА /НА неделю как обычно, как всегда, опять, снова, вторично … - СВ и НсВ

Слайд 26





Закончите предложения
Каждый день я…
По вечерам он …
Обычно на лекции она …
Они всегда …
Каждую минуту сын …
Он начинает … 
Они опять … 
Анна вдруг …
Описание слайда:
Закончите предложения Каждый день я… По вечерам он … Обычно на лекции она … Они всегда … Каждую минуту сын … Он начинает … Они опять … Анна вдруг …

Слайд 27





Не надо – НсВ, надо – СВ и НВ
Надо закрыть окна / закрывать окна перед отъездом. – Не надо закрывать. Нужно взять сегодня зонт – обещали дождь / нужно всегда брать с собой зонт. – Не нужно брать. Следует купить / покупать продукты на рынке. – Не следует покупать.
Описание слайда:
Не надо – НсВ, надо – СВ и НВ Надо закрыть окна / закрывать окна перед отъездом. – Не надо закрывать. Нужно взять сегодня зонт – обещали дождь / нужно всегда брать с собой зонт. – Не нужно брать. Следует купить / покупать продукты на рынке. – Не следует покупать.

Слайд 28





Упр.
1. Нужно предложить ему эту идею.
2. Надо подружиться с новым соседом.
3. Надо запретить собаке лежать на диване.
4. Следует поменять деньги в банке.
5. Нужно узнать, где он был вчера.
6. Не надо изменять план работы.
//Позвони /не звони мне сегодня вечером.
Описание слайда:
Упр. 1. Нужно предложить ему эту идею. 2. Надо подружиться с новым соседом. 3. Надо запретить собаке лежать на диване. 4. Следует поменять деньги в банке. 5. Нужно узнать, где он был вчера. 6. Не надо изменять план работы. //Позвони /не звони мне сегодня вечером.

Слайд 29





+ НЕ
1. Оставьте ребёнка дома.
2. Задержись, пожалуйста, ненадолго.
3. Проводи её до дома.
4. Послушай его, он желает тебе добра.
5. Выпей холодной воды.
6. Разрешите ему уйти.
Описание слайда:
+ НЕ 1. Оставьте ребёнка дома. 2. Задержись, пожалуйста, ненадолго. 3. Проводи её до дома. 4. Послушай его, он желает тебе добра. 5. Выпей холодной воды. 6. Разрешите ему уйти.

Слайд 30





Нельзя курить / закрывать окна – 
нельзя закурить, закрыть окно  

1. В проекте ничего нельзя (изменять – изменить), это приказ директора. Всё кончено – к сожалению, ничего нельзя (изменять – изменить).
2. Дети, нельзя (красть – украсть) у отца сигареты. В банке надёжная охранная система – ничего нельзя (красть – украсть).
(не встречал – не встретил.  Газеты не приносили / не принесли?)
Описание слайда:
Нельзя курить / закрывать окна – нельзя закурить, закрыть окно 1. В проекте ничего нельзя (изменять – изменить), это приказ директора. Всё кончено – к сожалению, ничего нельзя (изменять – изменить). 2. Дети, нельзя (красть – украсть) у отца сигареты. В банке надёжная охранная система – ничего нельзя (красть – украсть). (не встречал – не встретил. Газеты не приносили / не принесли?)

Слайд 31






Советовать, заставлять, просить, предлагать, приказывать, убеждать + (сделать)СВ/ + НЕ делать (НсВ)
Описание слайда:
Советовать, заставлять, просить, предлагать, приказывать, убеждать + (сделать)СВ/ + НЕ делать (НсВ)

Слайд 32





Не советую / не стоит / не нужно…
Внучка хочет подарить бабушке красную сумку. Отец хочет купить сыну мороженое, а у него болит горло. Мама хочет решить задачу за Марину. Вера хочет узнать расписание самолетов по телефону. Рита собирается открыть окно, а бабушка кашляет. Ира собралась надеть плащ, а на улице еще снег.
Описание слайда:
Не советую / не стоит / не нужно… Внучка хочет подарить бабушке красную сумку. Отец хочет купить сыну мороженое, а у него болит горло. Мама хочет решить задачу за Марину. Вера хочет узнать расписание самолетов по телефону. Рита собирается открыть окно, а бабушка кашляет. Ира собралась надеть плащ, а на улице еще снег.

Слайд 33





Внимание к общей семантике глагола
Кто открывал окно? – Кто открыл? 
Нельзя курить – нельзя закурить
Почту не приносили – почту не принесли (что отрицается: действие или результат): Зачем взял? – Не брал. Кому сказал? – Никому не говорил. Давно получил. – Давно не получал.
Описание слайда:
Внимание к общей семантике глагола Кто открывал окно? – Кто открыл? Нельзя курить – нельзя закурить Почту не приносили – почту не принесли (что отрицается: действие или результат): Зачем взял? – Не брал. Кому сказал? – Никому не говорил. Давно получил. – Давно не получал.

Слайд 34





Не падай – не упади… 

Не (забывать – забыть) … свои вещи  автобусе. - … принести мне завтра словарь.
Не (ронять – уронить) … хлеб на пол. - … коробку, там стекло.
Описание слайда:
Не падай – не упади… Не (забывать – забыть) … свои вещи автобусе. - … принести мне завтра словарь. Не (ронять – уронить) … хлеб на пол. - … коробку, там стекло.

Слайд 35






НсВ: не надо, не нужно, не стоит, не имеет смысла, хватит, довольно, плохо, вредно, неприятно, смешно, скучно, неприлично…
Полезно, приятно, хорошо… + СВ (НсВ) 
Скучно жить зимой в деревне – Хорошо пожить в деревне. Стыдно не знать этого. Не стыдно узнать. Вредно пить. Полезно выпить, чтобы согреться.
Описание слайда:
НсВ: не надо, не нужно, не стоит, не имеет смысла, хватит, довольно, плохо, вредно, неприятно, смешно, скучно, неприлично… Полезно, приятно, хорошо… + СВ (НсВ) Скучно жить зимой в деревне – Хорошо пожить в деревне. Стыдно не знать этого. Не стыдно узнать. Вредно пить. Полезно выпить, чтобы согреться.

Слайд 36





Что определяет выбор глагола?
1. Семантика высказывания (писал – написал, открывал – открыл, впадает – впадет в спячку, не падай – не упади);
2. НЕ + НсВ – запрет, + СВ (дополн. ЛЗ);
3. Маркеры: фазовые глаголы, всегда, постоянно + НсВ, забыть, вдруг + СВ;
4. Формы однородных сказ. (иду и пою: одновременность; пришел и сказал: последовательность).
Описание слайда:
Что определяет выбор глагола? 1. Семантика высказывания (писал – написал, открывал – открыл, впадает – впадет в спячку, не падай – не упади); 2. НЕ + НсВ – запрет, + СВ (дополн. ЛЗ); 3. Маркеры: фазовые глаголы, всегда, постоянно + НсВ, забыть, вдруг + СВ; 4. Формы однородных сказ. (иду и пою: одновременность; пришел и сказал: последовательность).

Слайд 37





Где проблемы?
Наст. вр. – нет 
Прош., буд. (писал – написал, буду писать – напишу)
Императив: пиши – напиши, не пиши – не напиши…
Инфинитив:  надо писать / написать, НЕ надо писать (хорошо – плохо); буду, начинаю писать – забыл написать; хочу (на)писать
Описание слайда:
Где проблемы? Наст. вр. – нет Прош., буд. (писал – написал, буду писать – напишу) Императив: пиши – напиши, не пиши – не напиши… Инфинитив: надо писать / написать, НЕ надо писать (хорошо – плохо); буду, начинаю писать – забыл написать; хочу (на)писать

Слайд 38





особые случаи употребления времен и наклонений глагола
Всё, я побежала.  Шел бы ты отсюда. Позвони я ему вчера – и не было бы сегодняшних проблем. 
Сложность темы > хорошая проработанность в пособиях
Описание слайда:
особые случаи употребления времен и наклонений глагола Всё, я побежала. Шел бы ты отсюда. Позвони я ему вчера – и не было бы сегодняшних проблем. Сложность темы > хорошая проработанность в пособиях

Слайд 39





Пособия 
Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях М.: Русский язык , 2002. - 85 с.
Архипова Л.В., Губанова Т.В. Изучаем виды глагола. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 76 с.
Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке М.: Рус. яз., 1982. - 151 с.
Описание слайда:
Пособия Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях М.: Русский язык , 2002. - 85 с. Архипова Л.В., Губанова Т.В. Изучаем виды глагола. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. – 76 с. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке М.: Рус. яз., 1982. - 151 с.

Слайд 40


Категория вида. Специфическая славянская категория, слайд №40
Описание слайда:

Слайд 41





М.: Русский язык. Курсы, 2005. 176 с.
Пестрота (правил) видового употребления:
1) замена вида абсолютно невозможна, запомнить! (*буду / не надо написать);
2) значения аспектуальные, замена вида меняет содержание (обедал и читал, пообедал и прочитал);
3) модальные значения (возможно – невозможно, рекомендовано – нельзя: нельзя есть – съесть, не ешь – не съешь);
4) модусные значения (субъективные): 
- Я не могу заснуть. – Тебе дать снотворное? (рема; правило). – Не знаю. вообще-то это вредно. – Так давать или не давать?  (тема; выбор личный, тенденция).    Есть правила, а есть тенденции в выборе вида глагола!
Описание слайда:
М.: Русский язык. Курсы, 2005. 176 с. Пестрота (правил) видового употребления: 1) замена вида абсолютно невозможна, запомнить! (*буду / не надо написать); 2) значения аспектуальные, замена вида меняет содержание (обедал и читал, пообедал и прочитал); 3) модальные значения (возможно – невозможно, рекомендовано – нельзя: нельзя есть – съесть, не ешь – не съешь); 4) модусные значения (субъективные): - Я не могу заснуть. – Тебе дать снотворное? (рема; правило). – Не знаю. вообще-то это вредно. – Так давать или не давать? (тема; выбор личный, тенденция). Есть правила, а есть тенденции в выборе вида глагола!

Слайд 42





1 – 4 – универсальные видовые значения (1 – «нулевое»)
5 – частное, лексически обусловленное, не универсальное – только для результативных глаголов: долго решал и решил, но: долго звонил и *позвонил. 
5 частей в пособии. (! Предупреждает о переходности случаев)
Описание слайда:
1 – 4 – универсальные видовые значения (1 – «нулевое») 5 – частное, лексически обусловленное, не универсальное – только для результативных глаголов: долго решал и решил, но: долго звонил и *позвонил. 5 частей в пособии. (! Предупреждает о переходности случаев)

Слайд 43





1-я часть, правила
Правило 1 С фазовыми глаголами (начать/начинать,стать (в значении «начать»), продолжить/nродолжать, кончить/кончать, бросить/бросать (в значении «прекратить» ), закончить/заканчивать, окончить/оканчивать, перестать/переставать, прекратить/прекращать) употреб­ляются инфинитивы только НСВ. Он начал писать (НСВ) письмо; но невозможно: *Он начал написать (СВ) письмо.
Описание слайда:
1-я часть, правила Правило 1 С фазовыми глаголами (начать/начинать,стать (в значении «начать»), продолжить/nродолжать, кончить/кончать, бросить/бросать (в значении «прекратить» ), закончить/заканчивать, окончить/оканчивать, перестать/переставать, прекратить/прекращать) употреб­ляются инфинитивы только НСВ. Он начал писать (НСВ) письмо; но невозможно: *Он начал написать (СВ) письмо.

Слайд 44






Правило 2 С безличными словами, выражающими отрицательное отношение к какому-либо действию (не надо, не нужно, не стоит, не следует, не подобает, не рекомендуется, запрещается, запрещено, противопоказано, не к лицу), а также с некоторыми глаголами в личной форме с отрицательной частицей не, выражающими аналогичное значение (не советую/не советуем, не рекомендую/не рекомендуем), сочетаются только инфинитивы НСВ. Н а п р и м е р: Не надо опаздывать!(НСВ); но невозможно: *Ненадо опоздать! (СВ).
Кроме того, инфинитив СВ не сочетается со словом Зачем?, которое, будучи употреблено с инфинитивом, так­же обычно выражает отрицательное отношение к действию. Н ап р и м ер: Зачем спорить?(НСВ); но невозможно: *Зачем поспорить? (СВ) .
Описание слайда:
Правило 2 С безличными словами, выражающими отрицательное отношение к какому-либо действию (не надо, не нужно, не стоит, не следует, не подобает, не рекомендуется, запрещается, запрещено, противопоказано, не к лицу), а также с некоторыми глаголами в личной форме с отрицательной частицей не, выражающими аналогичное значение (не советую/не советуем, не рекомендую/не рекомендуем), сочетаются только инфинитивы НСВ. Н а п р и м е р: Не надо опаздывать!(НСВ); но невозможно: *Ненадо опоздать! (СВ). Кроме того, инфинитив СВ не сочетается со словом Зачем?, которое, будучи употреблено с инфинитивом, так­же обычно выражает отрицательное отношение к действию. Н ап р и м ер: Зачем спорить?(НСВ); но невозможно: *Зачем поспорить? (СВ) .

Слайд 45






Правило 3 С выражениями не надо и не нужно употребляются инфинитивы только НСВ (см. Правило 2) . Од­нако с выражениями надо не и нужно не обычно употребляются инфинитивы СВ. Инфинитивы СВ в этом случае употребляются для того, чтобы ещё раз напомнить о каком-то предстоящем событии, подчеркнуть его особую важность. Н а п р и м е р: На следующей неделе у него день рождения: надо не забыть (СВ) послать ему телеграмму!
Описание слайда:
Правило 3 С выражениями не надо и не нужно употребляются инфинитивы только НСВ (см. Правило 2) . Од­нако с выражениями надо не и нужно не обычно употребляются инфинитивы СВ. Инфинитивы СВ в этом случае употребляются для того, чтобы ещё раз напомнить о каком-то предстоящем событии, подчеркнуть его особую важность. Н а п р и м е р: На следующей неделе у него день рождения: надо не забыть (СВ) послать ему телеграмму!

Слайд 46






Правило 4. Как известно, глаголы СВ в форме инфи­нитива не сочетаются со словом Зачем? (см. Правило 2); однако в других формах их сочетание со словом Зачем ? вполне возможно. Н а п р и м е р, невозможно: *Зачем купить (СВ) такой дорогой автомобиль? (возможно только: Зачем покупать (НСВ) такой дорогой автомобиль?), зато равно возможно: Зачем он купuл (СВ) такой дорогой автомобиль? и Зачем он покупал (НСВ) такой дорогой авто­мобиль? ¹ (недавно \ давно)
Описание слайда:
Правило 4. Как известно, глаголы СВ в форме инфи­нитива не сочетаются со словом Зачем? (см. Правило 2); однако в других формах их сочетание со словом Зачем ? вполне возможно. Н а п р и м е р, невозможно: *Зачем купить (СВ) такой дорогой автомобиль? (возможно только: Зачем покупать (НСВ) такой дорогой автомобиль?), зато равно возможно: Зачем он купuл (СВ) такой дорогой автомобиль? и Зачем он покупал (НСВ) такой дорогой авто­мобиль? ¹ (недавно \ давно)

Слайд 47





12 правил
Рано / поздно (идти, звонить)
Привычка / манера (говорить, спать) ! пообещать и не выполнить! / желание, мечта,  стремление, способность, готовность (СВ / НсВ)
Описание слайда:
12 правил Рано / поздно (идти, звонить) Привычка / манера (говорить, спать) ! пообещать и не выполнить! / желание, мечта, стремление, способность, готовность (СВ / НсВ)

Слайд 48





Методическая мастерская, с. 42 – 65.
Описание слайда:
Методическая мастерская, с. 42 – 65.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию