🗊Презентация Коренные жители России – шорская народность

Нажмите для полного просмотра!
Коренные жители России – шорская народность, слайд №1Коренные жители России – шорская народность, слайд №2Коренные жители России – шорская народность, слайд №3Коренные жители России – шорская народность, слайд №4Коренные жители России – шорская народность, слайд №5Коренные жители России – шорская народность, слайд №6Коренные жители России – шорская народность, слайд №7Коренные жители России – шорская народность, слайд №8Коренные жители России – шорская народность, слайд №9Коренные жители России – шорская народность, слайд №10Коренные жители России – шорская народность, слайд №11Коренные жители России – шорская народность, слайд №12Коренные жители России – шорская народность, слайд №13Коренные жители России – шорская народность, слайд №14Коренные жители России – шорская народность, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Коренные жители России – шорская народность. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Коренные жители  России –ШОРСКАЯ НАРОДНОСТЬ 
Выполнил: ученик 9 «А» класса Белоусов Марк.
Описание слайда:
Коренные жители России –ШОРСКАЯ НАРОДНОСТЬ Выполнил: ученик 9 «А» класса Белоусов Марк.

Слайд 2





Малые народы России
Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» — «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае.
Шорцев ранее называли кондомские татары, мрасские татары, томско-кузнецкие татары,
	кузнецкие татары, черневые татары, шоры.
Описание слайда:
Малые народы России Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» — «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае. Шорцев ранее называли кондомские татары, мрасские татары, томско-кузнецкие татары, кузнецкие татары, черневые татары, шоры.

Слайд 3





   В настоящее время шорцы являются одним из малочисленных этносов на территории Сибири. Действительно, численность шорцев в Российской Федерации, начиная с 1926 г. колебалась от 12,6 до 16 тыс. чел., по данным за 2003 год в Кемеровской области проживает 11,5 тыс. чел. шорского населения, общая же численность составляет 16,8 тыс. чел. Шорская нация действительно малочисленна, если сравнивать с общей численностью населения Кузбасса – 2 826 300 чел.
Описание слайда:
   В настоящее время шорцы являются одним из малочисленных этносов на территории Сибири. Действительно, численность шорцев в Российской Федерации, начиная с 1926 г. колебалась от 12,6 до 16 тыс. чел., по данным за 2003 год в Кемеровской области проживает 11,5 тыс. чел. шорского населения, общая же численность составляет 16,8 тыс. чел. Шорская нация действительно малочисленна, если сравнивать с общей численностью населения Кузбасса – 2 826 300 чел.

Слайд 4





Традиционные занятия ШОРЦЕВ
     Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом.
Описание слайда:
Традиционные занятия ШОРЦЕВ Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом.

Слайд 5





     По своей религии шорцы были шаманистами. 
     По своей религии шорцы были шаманистами.
Описание слайда:
По своей религии шорцы были шаманистами. По своей религии шорцы были шаманистами.

Слайд 6





НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
 Обычная одежда шорца — рубаха (кунек) или с прямым или косым воротом застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, штан) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда — халат (шабур), подпоясываемый кушаком. Воротник у халата — стойка, рукав — с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя, рукава были прямые.  Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.
Описание слайда:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Обычная одежда шорца — рубаха (кунек) или с прямым или косым воротом застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, штан) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда — халат (шабур), подпоясываемый кушаком. Воротник у халата — стойка, рукав — с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя, рукава были прямые. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.

Слайд 7





       
       
Женская одежда, за исключением рубахи-платья, почти одинакова с мужской, отличалась  лишь украшением.   Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой.  Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго-западе — шерстяные чулки и кушаки.
Описание слайда:
Женская одежда, за исключением рубахи-платья, почти одинакова с мужской, отличалась лишь украшением. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой. Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго-западе — шерстяные чулки и кушаки.

Слайд 8





РЕЛИГИЯ И ФОЛЬКЛОР
В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульген — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).
Описание слайда:
РЕЛИГИЯ И ФОЛЬКЛОР В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, — на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом — солнце, а на девятом живёт сам Ульген — доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала).

Слайд 9





Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «кай-комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.
Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «кай-комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.
Описание слайда:
Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «кай-комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос. Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «кай-комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.

Слайд 10





ПРАЗДНИКИ ШОРЦЕВ
Чыл пажи — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.
Мултык — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. 
Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству,
Описание слайда:
ПРАЗДНИКИ ШОРЦЕВ Чыл пажи — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия. Мултык — праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству,

Слайд 11





ШОРЦЫ В НАШЕ ВРЕМЯ
Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.
В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения.
Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.
Описание слайда:
ШОРЦЫ В НАШЕ ВРЕМЯ Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения. Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.

Слайд 12





ЧИСЛЕННОСТЬ ШОРЦОВ В РОССИИ
Кемеровская область:
город Таштагол 1528
город Междуреченск 1523
город Новокузнецк 1508
город Мыски 1495
пгт Шерегеш 1109
посёлок Ключевой 232
посёлок Усть-Кабырза 231
посёлок Ортон 196
посёлок Чувашка 164
город Осинники 150
пгт Спасск 133
посёлок Бородино 130
посёлок Малиновка 128
город Кемерово 115
посёлок Усть-Анзас 115
Республика Хакасия:
город Абакан 263
село Балыкса 160
пгт Бискамжа 1
Описание слайда:
ЧИСЛЕННОСТЬ ШОРЦОВ В РОССИИ Кемеровская область: город Таштагол 1528 город Междуреченск 1523 город Новокузнецк 1508 город Мыски 1495 пгт Шерегеш 1109 посёлок Ключевой 232 посёлок Усть-Кабырза 231 посёлок Ортон 196 посёлок Чувашка 164 город Осинники 150 пгт Спасск 133 посёлок Бородино 130 посёлок Малиновка 128 город Кемерово 115 посёлок Усть-Анзас 115 Республика Хакасия: город Абакан 263 село Балыкса 160 пгт Бискамжа 1

Слайд 13





ИЗВЕСТНЫЕ ШОРЦЫ
Фёдор Степанович Чиспияков (1906—1978)
        Шорский писатель, поэт и просветитель, один из основоположников шорской литературы, фамилия происходит от шорского слова «чиспияк» — «маленький господин тайги», от нарицательных чыс — «тайга, лес» и пияк — «маленький господин».
Фёдор Степанович Чиспияков родился в 1906 году в улусе Косой Порог (ныне в черте города Междуреченска Кемеровской области). Учился в церковно-приходской школе. После Октябрьской революции работал учителем в Горной Шории. В 1925—1931 годах учился в ленинградском Институте народов Севера. Стал первым шорцем, получившим высшее образование. Потом обучался в аспирантуре в Москве. По возвращении на родину стал работать в органах просвещения Горношорского района.
Первая книга Чиспиякова (сборник стихов «Шолбан») вышла в 1934 году. В 1940-е годы написал повесть «В долинах Мрас-су», рассказы «Чулеш», «Таныш» и другие произведения. Перевёл на шорский язык ряд произведений русской литературы (например «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Является автором ряда школьных учебников.
 
Описание слайда:
ИЗВЕСТНЫЕ ШОРЦЫ Фёдор Степанович Чиспияков (1906—1978)   Шорский писатель, поэт и просветитель, один из основоположников шорской литературы, фамилия происходит от шорского слова «чиспияк» — «маленький господин тайги», от нарицательных чыс — «тайга, лес» и пияк — «маленький господин». Фёдор Степанович Чиспияков родился в 1906 году в улусе Косой Порог (ныне в черте города Междуреченска Кемеровской области). Учился в церковно-приходской школе. После Октябрьской революции работал учителем в Горной Шории. В 1925—1931 годах учился в ленинградском Институте народов Севера. Стал первым шорцем, получившим высшее образование. Потом обучался в аспирантуре в Москве. По возвращении на родину стал работать в органах просвещения Горношорского района. Первая книга Чиспиякова (сборник стихов «Шолбан») вышла в 1934 году. В 1940-е годы написал повесть «В долинах Мрас-су», рассказы «Чулеш», «Таныш» и другие произведения. Перевёл на шорский язык ряд произведений русской литературы (например «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Является автором ряда школьных учебников.  

Слайд 14





Юрий Арбачаков (22 октября 1966)
Юрий Арбачаков (22 октября 1966)
Родился  Усть-Кезес Кемеровской области в семье шорцев. Начал заниматься боксом в возрасте 13 лет под руководством Юрия Айларова. В 1989 году выиграл чемпионат СССР, был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Всего на любительском уровне провёл 186 боёв, в 165 из них победил.
В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (ВБС, WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу.
После завершения спортивной карьеры вернулся в Россию. В 2011 году избран президентом Профессиональной боксёрской ассоциации России. С 1993 года в Кемерове проводится Всероссийский боксёрский турнир на призы Юрия Арбачакова.
Описание слайда:
Юрий Арбачаков (22 октября 1966) Юрий Арбачаков (22 октября 1966) Родился  Усть-Кезес Кемеровской области в семье шорцев. Начал заниматься боксом в возрасте 13 лет под руководством Юрия Айларова. В 1989 году выиграл чемпионат СССР, был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Всего на любительском уровне провёл 186 боёв, в 165 из них победил. В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (ВБС, WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу. После завершения спортивной карьеры вернулся в Россию. В 2011 году избран президентом Профессиональной боксёрской ассоциации России. С 1993 года в Кемерове проводится Всероссийский боксёрский турнир на призы Юрия Арбачакова.

Слайд 15





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию