🗊Презентация Культура речи как научная дисциплина

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Культура речи как научная дисциплина, слайд №1Культура речи как научная дисциплина, слайд №2Культура речи как научная дисциплина, слайд №3Культура речи как научная дисциплина, слайд №4Культура речи как научная дисциплина, слайд №5Культура речи как научная дисциплина, слайд №6Культура речи как научная дисциплина, слайд №7Культура речи как научная дисциплина, слайд №8Культура речи как научная дисциплина, слайд №9Культура речи как научная дисциплина, слайд №10Культура речи как научная дисциплина, слайд №11Культура речи как научная дисциплина, слайд №12Культура речи как научная дисциплина, слайд №13Культура речи как научная дисциплина, слайд №14Культура речи как научная дисциплина, слайд №15Культура речи как научная дисциплина, слайд №16Культура речи как научная дисциплина, слайд №17Культура речи как научная дисциплина, слайд №18Культура речи как научная дисциплина, слайд №19Культура речи как научная дисциплина, слайд №20Культура речи как научная дисциплина, слайд №21Культура речи как научная дисциплина, слайд №22Культура речи как научная дисциплина, слайд №23Культура речи как научная дисциплина, слайд №24Культура речи как научная дисциплина, слайд №25Культура речи как научная дисциплина, слайд №26Культура речи как научная дисциплина, слайд №27Культура речи как научная дисциплина, слайд №28Культура речи как научная дисциплина, слайд №29Культура речи как научная дисциплина, слайд №30Культура речи как научная дисциплина, слайд №31Культура речи как научная дисциплина, слайд №32Культура речи как научная дисциплина, слайд №33Культура речи как научная дисциплина, слайд №34Культура речи как научная дисциплина, слайд №35Культура речи как научная дисциплина, слайд №36Культура речи как научная дисциплина, слайд №37

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура речи как научная дисциплина. Доклад-сообщение содержит 37 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Культура речи как научная дисциплина
Описание слайда:
Культура речи как научная дисциплина

Слайд 2





План лекции
Соотношение понятий «язык», «речь», «речевая деятельность», «культура речи». 
Предмет, задачи культуры речи, связь с другими дисциплинами.
Основные аспекты культуры речи.
Типы речевой культуры в русском языке.
Описание слайда:
План лекции Соотношение понятий «язык», «речь», «речевая деятельность», «культура речи». Предмет, задачи культуры речи, связь с другими дисциплинами. Основные аспекты культуры речи. Типы речевой культуры в русском языке.

Слайд 3





1. Термин «язык» имеет 2 значения:
1) язык вообще: определенный класс знаковых систем; 
2) к.-б. конкретный язык: реальная, знаковая система, используемая для общения в определенном социуме.
Описание слайда:
1. Термин «язык» имеет 2 значения: 1) язык вообще: определенный класс знаковых систем; 2) к.-б. конкретный язык: реальная, знаковая система, используемая для общения в определенном социуме.

Слайд 4





Речь
– это процесс использования языка. В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. 
 Понятия язык – речь соотносятся как общее и частное: язык выражается в речи, а речь является формой воплощения и реализации языка.
Описание слайда:
Речь – это процесс использования языка. В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Понятия язык – речь соотносятся как общее и частное: язык выражается в речи, а речь является формой воплощения и реализации языка.

Слайд 5





Критерии соотношения языка/ речи
1. Структура
2. Характер представленности
3. Принадлежность индивиду/ обществу
4. Организация единиц
5. Зависимость/ независимость от условий общения
Описание слайда:
Критерии соотношения языка/ речи 1. Структура 2. Характер представленности 3. Принадлежность индивиду/ обществу 4. Организация единиц 5. Зависимость/ независимость от условий общения

Слайд 6





Соотношение языка/ речи
Описание слайда:
Соотношение языка/ речи

Слайд 7





Речевая деятельность
Когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. 
Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. 
Речевая деятельность представлена четырьмя видами: говорением, слушанием, письмом, чтением.
Описание слайда:
Речевая деятельность Когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевая деятельность представлена четырьмя видами: говорением, слушанием, письмом, чтением.

Слайд 8





Наиболее древние виды речевой деятельности
– говорение и слушание, которые возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность возникла гораздо позднее (к. IV – н. III вв. до н.э., Египет, Месопотамия).
Описание слайда:
Наиболее древние виды речевой деятельности – говорение и слушание, которые возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность возникла гораздо позднее (к. IV – н. III вв. до н.э., Египет, Месопотамия).

Слайд 9





Язык является объектом специального научного исследования
-  лингвистики,  которая изучает его как упорядоченную систему.
Система (от греч. systema – целое, составленное из частей) – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.
Описание слайда:
Язык является объектом специального научного исследования - лингвистики, которая изучает его как упорядоченную систему. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей) – объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Слайд 10





Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации: 

Фонема - неделимая и относительно незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, пот - бот – мот - кот. Различаются звуками п, б, м, к.  
Т.о., основная функция фонемы – смыслоразличительная (сигнификативная).
Описание слайда:
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации: Фонема - неделимая и относительно незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, пот - бот – мот - кот. Различаются звуками п, б, м, к. Т.о., основная функция фонемы – смыслоразличительная (сигнификативная).

Слайд 11





Морфема
– минимальная значимая единица (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемы имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут, Например, в слове москвичка. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком.
Описание слайда:
Морфема – минимальная значимая единица (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемы имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут, Например, в слове москвичка. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком.

Слайд 12





Лексема
–  важнейшая единица языка, служит для наименования предметов, процессов, признаков. Слово – минимальная номинативная единица языка, состоящая из морфем. Слово способно входить в модель предложения, в состав высказывания (коммуникативная функция).
Описание слайда:
Лексема – важнейшая единица языка, служит для наименования предметов, процессов, признаков. Слово – минимальная номинативная единица языка, состоящая из морфем. Слово способно входить в модель предложения, в состав высказывания (коммуникативная функция).

Слайд 13





Словосочетание, предложение
Словосочетание - соединение двух и более слов, между которыми существует грамматическая связь (есть главное и зависимое слово). Например, бартерная сделка, баланс интересов, заведомо ложный.
Предложение – наиболее сложная единица языка, которая содержит сообщение о чем-либо, побуждение или вопрос. Важнейший признак - смысловая оформленность и законченность.
Описание слайда:
Словосочетание, предложение Словосочетание - соединение двух и более слов, между которыми существует грамматическая связь (есть главное и зависимое слово). Например, бартерная сделка, баланс интересов, заведомо ложный. Предложение – наиболее сложная единица языка, которая содержит сообщение о чем-либо, побуждение или вопрос. Важнейший признак - смысловая оформленность и законченность.

Слайд 14





Уровни языковой системы
Однородные единицы объединяются в уровни языка – ярусы (подсистемы) общей языковой системы, каждый из которых обладает своим набором единиц и правил их функционирования (см. схему).
Описание слайда:
Уровни языковой системы Однородные единицы объединяются в уровни языка – ярусы (подсистемы) общей языковой системы, каждый из которых обладает своим набором единиц и правил их функционирования (см. схему).

Слайд 15


Культура речи как научная дисциплина, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Язык полифункционален
Функция языка - назначение, цель языковой единицы в процессе общения. 
Три основные функции языка: 
1) познавательная (когнитивная) – язык участвует в формировании мышления индивида и общества; 
2) коммуникативная – язык служит средством общения, позволяет индивиду выражать свои мысли, а другому их воспринимать; 
3) аккумулятивная –  язык помогает сохранять и передавать информацию, фиксируя жизнь народа, нации, историю носителей данного языка. 
Язык также выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции говорящих, их оценки) и функцию воздействия (суггестивную).
Описание слайда:
Язык полифункционален Функция языка - назначение, цель языковой единицы в процессе общения. Три основные функции языка: 1) познавательная (когнитивная) – язык участвует в формировании мышления индивида и общества; 2) коммуникативная – язык служит средством общения, позволяет индивиду выражать свои мысли, а другому их воспринимать; 3) аккумулятивная – язык помогает сохранять и передавать информацию, фиксируя жизнь народа, нации, историю носителей данного языка. Язык также выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции говорящих, их оценки) и функцию воздействия (суггестивную).

Слайд 17





Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
 – совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности. 
Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык».
Описание слайда:
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности. Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык».

Слайд 18





2. Культура речи 
 - особая область лингвистических знаний, речеведческая дисциплина;
владение нормами литературного языка в устной и письменной разновидности, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в конкретной ситуации общения и при соблюдении этики обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.
Описание слайда:
2. Культура речи - особая область лингвистических знаний, речеведческая дисциплина; владение нормами литературного языка в устной и письменной разновидности, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в конкретной ситуации общения и при соблюдении этики обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.

Слайд 19





Прообразы культуры речи
 Риторика
Описание слайда:
Прообразы культуры речи Риторика

Слайд 20





Риторика (V в. до н.э.) 
 была единственной отраслью человеческого знания, которая ведала закономерностями, нормами и наиболее эффективными приемами общения.
Описание слайда:
Риторика (V в. до н.э.) была единственной отраслью человеческого знания, которая ведала закономерностями, нормами и наиболее эффективными приемами общения.

Слайд 21





Стилистика
развивалась в Древней Греции и Древнем Риме в рамках риторики. 
Стиль речи понимался как самостоятельное средство убеждения, иногда более важное, чем сама мысль.
Описание слайда:
Стилистика развивалась в Древней Греции и Древнем Риме в рамках риторики. Стиль речи понимался как самостоятельное средство убеждения, иногда более важное, чем сама мысль.

Слайд 22





Общий объект изучения
 стилистики и культуры речи – речь, процесс функционирования языковой системы.
Описание слайда:
Общий объект изучения стилистики и культуры речи – речь, процесс функционирования языковой системы.

Слайд 23





Спецификой культуры речи как особой дисциплины является:
1. Проблема литературной нормы;
2. Регулятивный аспект (поддержка и защита русского языка от неблагоприятных влияний).
Описание слайда:
Спецификой культуры речи как особой дисциплины является: 1. Проблема литературной нормы; 2. Регулятивный аспект (поддержка и защита русского языка от неблагоприятных влияний).

Слайд 24





Связь с другими дисциплинами
Описание слайда:
Связь с другими дисциплинами

Слайд 25





3. Культура речи предполагает
1) правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка (нормативный аспект);
2) выбор необходимых для данной цели языковых средств (коммуникативный аспект);
3) знание и применение правил языкового поведения в определенных ситуациях (этический аспект).
Описание слайда:
3. Культура речи предполагает 1) правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка (нормативный аспект); 2) выбор необходимых для данной цели языковых средств (коммуникативный аспект); 3) знание и применение правил языкового поведения в определенных ситуациях (этический аспект).

Слайд 26





Нормативный аспект языка
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, поэтому языковая норма –  центральное понятие речевой культуры.
Описание слайда:
Нормативный аспект языка Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, поэтому языковая норма – центральное понятие речевой культуры.

Слайд 27





Этический аспект
Исследование культуры речи в этическом аспекте связано с обсуждением вопросов речевого поведения языковой личности (норм речевого этикета), а также влияния на речевой портрет носителя литературного языка иных культурных традиций (элементов субстандартов).
Описание слайда:
Этический аспект Исследование культуры речи в этическом аспекте связано с обсуждением вопросов речевого поведения языковой личности (норм речевого этикета), а также влияния на речевой портрет носителя литературного языка иных культурных традиций (элементов субстандартов).

Слайд 28





Коммуникативный аспект
Коммуникативный аспект культуры речи изучает развитие и описание в литературном языке (как разговорном, так и книжном) особых качеств, требуемых его специальными функциями – коммуникативных качеств речи.
Описание слайда:
Коммуникативный аспект Коммуникативный аспект культуры речи изучает развитие и описание в литературном языке (как разговорном, так и книжном) особых качеств, требуемых его специальными функциями – коммуникативных качеств речи.

Слайд 29





Коммуникативные качества речи
- качества «хорошей» речи:
 правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, ясность, доступность, уместность.
Описание слайда:
Коммуникативные качества речи - качества «хорошей» речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, ясность, доступность, уместность.

Слайд 30





4. В любой национальной культуре выделяются
1) Внутринациональные типы речевой культуры, связанные со сферой действия литературного языка:
элитарный,
 среднелитературный, 
литературно-разговорный 
фамильярно–разговорный
Описание слайда:
4. В любой национальной культуре выделяются 1) Внутринациональные типы речевой культуры, связанные со сферой действия литературного языка: элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный фамильярно–разговорный

Слайд 31





Элитарный тип предполагает
полное владение всеми возможностями языка: 
Умение использовать нужный в данной ситуации функциональный стиль, 
Разграничение норм устной и письменной речи
Использование всех богатств языка (синонимы, образные выражения, интонационный рисунок)
Отсутствие орфоэпических и орфографических ошибок, 
Мотивированное использование иностранных слов
Соблюдение этических норм общения, 
Соблюдение принципа целесообразности (всегда и всё использовать в своей речи целесообразно)
Описание слайда:
Элитарный тип предполагает полное владение всеми возможностями языка: Умение использовать нужный в данной ситуации функциональный стиль, Разграничение норм устной и письменной речи Использование всех богатств языка (синонимы, образные выражения, интонационный рисунок) Отсутствие орфоэпических и орфографических ошибок, Мотивированное использование иностранных слов Соблюдение этических норм общения, Соблюдение принципа целесообразности (всегда и всё использовать в своей речи целесообразно)

Слайд 32





Среднелитературный тип речевой культуры
— это несостоявшийся элитарный - не полностью освоены  нормы литературного языка, нормы поведения и общекультурные ценности: 
отступление от любого типа норм (речевые и поведенческие ошибки) закономерны и образуют систему: ложит, квАртал, средствА
Стирание уместного использования этикетных элементов (Привет, Пока в официальной речи)
Использование двух функциональных стилей – специального (характерного для профессии) и разговорного
Описание слайда:
Среднелитературный тип речевой культуры — это несостоявшийся элитарный - не полностью освоены нормы литературного языка, нормы поведения и общекультурные ценности: отступление от любого типа норм (речевые и поведенческие ошибки) закономерны и образуют систему: ложит, квАртал, средствА Стирание уместного использования этикетных элементов (Привет, Пока в официальной речи) Использование двух функциональных стилей – специального (характерного для профессии) и разговорного

Слайд 33





Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы
характеризуются владением только одним функциональным стилем — разговорным, который используется в любой обстановке. Различаются эти типы степенью сниженности речи:
 в фамильярно-разговорном типе даже в официальной обстановке используются жаргонизмы и обсценная лексика.
Описание слайда:
Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы характеризуются владением только одним функциональным стилем — разговорным, который используется в любой обстановке. Различаются эти типы степенью сниженности речи: в фамильярно-разговорном типе даже в официальной обстановке используются жаргонизмы и обсценная лексика.

Слайд 34





2) Внутринациональные типы речевой культуры за пределами литературного языка:
народно-речевой (сохранился у сельского населения, говорящего на диалекте) 
 просторечный (характерен для малообразованных горожан)
арготический (используется для сокрытия информации: «лагерная феня»)
Описание слайда:
2) Внутринациональные типы речевой культуры за пределами литературного языка: народно-речевой (сохранился у сельского населения, говорящего на диалекте) просторечный (характерен для малообразованных горожан) арготический (используется для сокрытия информации: «лагерная феня»)

Слайд 35





Просторечный тип
Основная черта – невладение литературным языком:
Резкие отклонения от норм литературного зыка: звОнит, шОфер, хочем, теперича, броется, ширше, ехай 
Слова-паразиты значит, короче, конкретно
Описание слайда:
Просторечный тип Основная черта – невладение литературным языком: Резкие отклонения от норм литературного зыка: звОнит, шОфер, хочем, теперича, броется, ширше, ехай Слова-паразиты значит, короче, конкретно

Слайд 36





Ущербность  неэлитарных типов культуры
Разговорная беспомощность
Грубость речи
Ты-общение
Лексическая и синтаксическая небрежность
Отсутствие функционально-стилевого и стилистического варьирования
Описание слайда:
Ущербность неэлитарных типов культуры Разговорная беспомощность Грубость речи Ты-общение Лексическая и синтаксическая небрежность Отсутствие функционально-стилевого и стилистического варьирования

Слайд 37





Рекомендуемая литература:

Головин Б.Н. Основы культуры речи. –  М., 1980.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
Ефимов А.И. Стилистика русского языка. –  М., 1969.
Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971.
Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. –  М., 1993.
Культура русской речи. –  М., 2000.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. –  М., 2000.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002.
 Русский язык и культура речи / Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. –  Кемерово, 2002.
Описание слайда:
Рекомендуемая литература: Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. – М., 1969. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. Культура русской речи. – М., 2000. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. Русский язык и культура речи / Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию