🗊Презентация Культура речи как учебная дисциплина

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Культура речи как учебная дисциплина, слайд №1Культура речи как учебная дисциплина, слайд №2Культура речи как учебная дисциплина, слайд №3Культура речи как учебная дисциплина, слайд №4Культура речи как учебная дисциплина, слайд №5Культура речи как учебная дисциплина, слайд №6Культура речи как учебная дисциплина, слайд №7Культура речи как учебная дисциплина, слайд №8Культура речи как учебная дисциплина, слайд №9Культура речи как учебная дисциплина, слайд №10Культура речи как учебная дисциплина, слайд №11Культура речи как учебная дисциплина, слайд №12Культура речи как учебная дисциплина, слайд №13Культура речи как учебная дисциплина, слайд №14Культура речи как учебная дисциплина, слайд №15Культура речи как учебная дисциплина, слайд №16Культура речи как учебная дисциплина, слайд №17Культура речи как учебная дисциплина, слайд №18Культура речи как учебная дисциплина, слайд №19Культура речи как учебная дисциплина, слайд №20Культура речи как учебная дисциплина, слайд №21

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура речи как учебная дисциплина. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ЗАНЯТИЕ № 1
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Описание слайда:
ЗАНЯТИЕ № 1 КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Слайд 2





СЛОВАРИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
СЛОВАРИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВАРЕЙ
Антропонимические словари: собственные имена людей.
Диалектные (областные) словари.
Грамматические словари: содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова (несклоняемые слова, разноспрягаемые, особенности управления и пр.).
Словари сочетаемости слов.
Идеографические (тематические группы слов), семантические (разделение единиц языка по функциям: указывающие, именующие, связующие и пр.) и ассоциативные словари.
Лингвострановедческие и культурологические словари: дают представление о национально-культурной специфике речевого общения.
Морфемные и словообразовательные словари.
Обратные словари: слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются не по левому, а по правому краю.
Объяснительные словари.
Орфографические словари.
Орфоэпические словари.
Описание слайда:
СЛОВАРИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ СЛОВАРИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВАРЕЙ Антропонимические словари: собственные имена людей. Диалектные (областные) словари. Грамматические словари: содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова (несклоняемые слова, разноспрягаемые, особенности управления и пр.). Словари сочетаемости слов. Идеографические (тематические группы слов), семантические (разделение единиц языка по функциям: указывающие, именующие, связующие и пр.) и ассоциативные словари. Лингвострановедческие и культурологические словари: дают представление о национально-культурной специфике речевого общения. Морфемные и словообразовательные словари. Обратные словари: слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются не по левому, а по правому краю. Объяснительные словари. Орфографические словари. Орфоэпические словари.

Слайд 3





Синонимические словари.
Синонимические словари.
Словари антонимов.
Словари лингвистических терминов.
Словари названий жителей.
Словари неологизмов.
Словари омонимов.
Словари паронимов.
Словари эпитетов, сравнений и метафор.
Словари сокращений.
Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга.
Словари языка писателей и отдельных произведений.
Словари-справочники трудностей русского языка.
Терминологические словари.
Толковые словари.
Описание слайда:
Синонимические словари. Синонимические словари. Словари антонимов. Словари лингвистических терминов. Словари названий жителей. Словари неологизмов. Словари омонимов. Словари паронимов. Словари эпитетов, сравнений и метафор. Словари сокращений. Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга. Словари языка писателей и отдельных произведений. Словари-справочники трудностей русского языка. Терминологические словари. Толковые словари.

Слайд 4


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №4
Описание слайда:

Слайд 5





ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

обдирать корень дир/дер: безударное дир перед суфф. а; 
обгореть корень гар/гор: гор без ударения; 
обегать приставка о.  Слово означает «бегая, побывать во многих местах, у многих», напр.: обегала буквально весь город с просьбой о помощи, всю Псковщину обегал; приставки о- и об- имеют много общих значений, в том числе значение «дей­ствие, которое распространяется на всю поверхность предмета, охватывает его кругом или же распростра­няется на ряд предметов», напр.: оклеить, окружить — обступить, обойти. У слова есть разговорный вариант оббегать.
Описание слайда:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ обдирать корень дир/дер: безударное дир перед суфф. а; обгореть корень гар/гор: гор без ударения; обегать приставка о. Слово означает «бегая, побывать во многих местах, у многих», напр.: обегала буквально весь город с просьбой о помощи, всю Псковщину обегал; приставки о- и об- имеют много общих значений, в том числе значение «дей­ствие, которое распространяется на всю поверхность предмета, охватывает его кругом или же распростра­няется на ряд предметов», напр.: оклеить, окружить — обступить, обойти. У слова есть разговорный вариант оббегать.

Слайд 6





2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Описание слайда:
2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 7





Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) − http://rusgram.narod.ru
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) − http://rusgram.narod.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно − http://www.gramma.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина  −  http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) −  http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) −  http://www.ropryal.ru
Словари.Ру  − ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка − http://www.slovari.ru
Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами −  http://www.ruscenter.ru
Описание слайда:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) − http://rusgram.narod.ru Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) − http://rusgram.narod.ru Русский язык: говорим и пишем правильно − http://www.gramma.ru Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина  −  http://pushkin.edu.ru Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) −  http://www.ruslang.ru Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) −  http://www.ropryal.ru Словари.Ру  − ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка − http://www.slovari.ru Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами −  http://www.ruscenter.ru

Слайд 8





ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА СЕМЕСТР
1.	 Культура речи как учебная дисциплина. Сущность и средства общения. Язык и речь. 
2.	 Национальный язык и его структура. Территориальная и социальная дифференциация национального языка. Литературный язык.
3.	 Сущность и виды языковых норм. Орфоэпические и лексические нормы.
4.	 Грамматические нормы русского языка. 
5.	 Система стилей русского языка. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль.
6.	 Научный стиль. Коммуникативные качества речи. 
7.	 Основы риторики.  Русский речевой этикет.
8.	Доказательство и рациональный спор.
Описание слайда:
ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА СЕМЕСТР 1. Культура речи как учебная дисциплина. Сущность и средства общения. Язык и речь. 2. Национальный язык и его структура. Территориальная и социальная дифференциация национального языка. Литературный язык. 3. Сущность и виды языковых норм. Орфоэпические и лексические нормы. 4. Грамматические нормы русского языка. 5. Система стилей русского языка. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. 6. Научный стиль. Коммуникативные качества речи. 7. Основы риторики. Русский речевой этикет. 8. Доказательство и рациональный спор.

Слайд 9


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





ЗЕЛЕНЫЕ И ЛЕСНЫЕ АРОМАТЫ, например бамбук, траву, сено, мох, утреннюю росу, выбирают сторонники здорового образа жизни и большие любители спорта и отдыха на природе. 
ЗЕЛЕНЫЕ И ЛЕСНЫЕ АРОМАТЫ, например бамбук, траву, сено, мох, утреннюю росу, выбирают сторонники здорового образа жизни и большие любители спорта и отдыха на природе. 
ВОСТОЧНЫЕ ЗАПАХИ ─ ваниль, амбру, специи, как правило, выбирают люди творческие, любящие искусство. Они традиционны в своих предпочтениях, ценят изысканность, уединение, комфорт.
ЦИТРУСОВЫЕ АРОМАТЫ (мандарин, лимон, грейпфрут) любят люди 
организованные, считающие залогом личного успеха во всех областях жизни жесткую дисциплину, четкую стратегию, выверенную тактику. Настоящие перфекционисты, они любят планировать все до мельчайших деталей.
ФРУКТОВЫЕ АРОМАТЫ, такие как черная смородина, малина, персик, арбуз, дыня выбирают романтичные натуры. Они очень коммуникабельны, любят шумные компании с легкостью заводят друзей. 
Описание слайда:
ЗЕЛЕНЫЕ И ЛЕСНЫЕ АРОМАТЫ, например бамбук, траву, сено, мох, утреннюю росу, выбирают сторонники здорового образа жизни и большие любители спорта и отдыха на природе.  ЗЕЛЕНЫЕ И ЛЕСНЫЕ АРОМАТЫ, например бамбук, траву, сено, мох, утреннюю росу, выбирают сторонники здорового образа жизни и большие любители спорта и отдыха на природе.  ВОСТОЧНЫЕ ЗАПАХИ ─ ваниль, амбру, специи, как правило, выбирают люди творческие, любящие искусство. Они традиционны в своих предпочтениях, ценят изысканность, уединение, комфорт. ЦИТРУСОВЫЕ АРОМАТЫ (мандарин, лимон, грейпфрут) любят люди  организованные, считающие залогом личного успеха во всех областях жизни жесткую дисциплину, четкую стратегию, выверенную тактику. Настоящие перфекционисты, они любят планировать все до мельчайших деталей. ФРУКТОВЫЕ АРОМАТЫ, такие как черная смородина, малина, персик, арбуз, дыня выбирают романтичные натуры. Они очень коммуникабельны, любят шумные компании с легкостью заводят друзей. 

Слайд 12





РАЗЛИЧИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
Описание слайда:
РАЗЛИЧИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Слайд 13





   ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ
Описание слайда:
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Слайд 14





ВИДЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ЯЗЫКА И РЕЧИ
Описание слайда:
ВИДЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Слайд 15


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





В ЧЕМ НАДБИОЛОГИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ)?
В ЧЕМ НАДБИОЛОГИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ)?
А) Языковое общение людей биологически несущественно (нерелевантно), т.е. эволюция не создала специального органа речи и в этой функции используются органы, первоначальное назначение которых было иным.  

Б) Языковое общение людей тесно связано с познавательными процессами. Если отдельный знак-сообщение животного (лай, рычание, пение птиц, мычание, клекот, шипение и т.д.) возникает как реакция особи на случившееся событие (т.е. реализуется функция ВНИМАНИЯ – первая сигнальная система), то в познавательной деятельности человека наблюдается иная картина: на основе языка функционируют ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ (вторая сигнальная система). Исключительна роль языка в процессе мышления, т.к. формирование мысли представляет собой слитный речемыслительный процесс.  

В) Языковое общение людей, в отличие от коммуникативного поведения животных, характеризуется исключительным богатством содержания. Как говорил известный ученый-лингвист А. Мартине, «Язык – это способность сказать все». В ЯЗЫКАХ ОБЕЗЬЯНЬИХ СТАД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОКОЛО 30 ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ 30 СТАНДАРТНЫМ СИТУАЦИЯМ.

Г) С содержательным богатством человеческого языка связано его строение (уровни языка): из звуков складываются части слов (морфемы), из морфем – слова, из слов – предложения. Это делает речь членораздельной. В терминах лингвистики можно сказать, что в коммуникации животных отдельное сообщение – это одновременно и «слово», и «предложение».
Описание слайда:
В ЧЕМ НАДБИОЛОГИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ)? В ЧЕМ НАДБИОЛОГИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ)? А) Языковое общение людей биологически несущественно (нерелевантно), т.е. эволюция не создала специального органа речи и в этой функции используются органы, первоначальное назначение которых было иным. Б) Языковое общение людей тесно связано с познавательными процессами. Если отдельный знак-сообщение животного (лай, рычание, пение птиц, мычание, клекот, шипение и т.д.) возникает как реакция особи на случившееся событие (т.е. реализуется функция ВНИМАНИЯ – первая сигнальная система), то в познавательной деятельности человека наблюдается иная картина: на основе языка функционируют ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ (вторая сигнальная система). Исключительна роль языка в процессе мышления, т.к. формирование мысли представляет собой слитный речемыслительный процесс. В) Языковое общение людей, в отличие от коммуникативного поведения животных, характеризуется исключительным богатством содержания. Как говорил известный ученый-лингвист А. Мартине, «Язык – это способность сказать все». В ЯЗЫКАХ ОБЕЗЬЯНЬИХ СТАД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОКОЛО 30 ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ 30 СТАНДАРТНЫМ СИТУАЦИЯМ. Г) С содержательным богатством человеческого языка связано его строение (уровни языка): из звуков складываются части слов (морфемы), из морфем – слова, из слов – предложения. Это делает речь членораздельной. В терминах лингвистики можно сказать, что в коммуникации животных отдельное сообщение – это одновременно и «слово», и «предложение».

Слайд 18





РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ
1. ФАЗА МОТИВАЦИИ: ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРИТЬ? 
2. ФАЗА ИНТЕНЦИИ: ЧТО ИМЕННО ГОВОРИТЬ? – Создается общий смысл высказывания: ругать, хвалить, спросить, обещать, сообщить и т.п.
3. ФАЗА ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ: «содержательное ядро» будущего высказывания, т.е. его «предикативный центр» (структурная схема: «Едет»).
4. ФАЗА ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ – заполнение схемы и согласование ее частей.
5. ФАЗА АРТИКУЛЯЦИИ.
Описание слайда:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ 1. ФАЗА МОТИВАЦИИ: ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРИТЬ? 2. ФАЗА ИНТЕНЦИИ: ЧТО ИМЕННО ГОВОРИТЬ? – Создается общий смысл высказывания: ругать, хвалить, спросить, обещать, сообщить и т.п. 3. ФАЗА ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ: «содержательное ядро» будущего высказывания, т.е. его «предикативный центр» (структурная схема: «Едет»). 4. ФАЗА ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ – заполнение схемы и согласование ее частей. 5. ФАЗА АРТИКУЛЯЦИИ.

Слайд 19





2. ВОСПРИЯТИЕ (ПОНИМАНИЕ) РЕЧИ
2. ВОСПРИЯТИЕ (ПОНИМАНИЕ) РЕЧИ
УРОВЕНЬ СЛОВ (например, песня на иностранном языке).
УРОВЕНЬ ГРАММАТИКИ: сравните – «Собака укусила ребенка»/ «Ребенок укушен собакой».
УРОВЕНЬ РЕФЕРЕНЦИИ, т.е. соотнесение высказывания с реальной ситуацией: «Дочь твоей матери, но не твоя сестра. Кто это?»; «Оля светлее Сони, но темнее Кати. Кто из них самая темная, а кто - самая светлая?»
УРОВЕНЬ СМЫСЛА: ради чего вам что-то говорят? «Уже четыре часа».
Описание слайда:
2. ВОСПРИЯТИЕ (ПОНИМАНИЕ) РЕЧИ 2. ВОСПРИЯТИЕ (ПОНИМАНИЕ) РЕЧИ УРОВЕНЬ СЛОВ (например, песня на иностранном языке). УРОВЕНЬ ГРАММАТИКИ: сравните – «Собака укусила ребенка»/ «Ребенок укушен собакой». УРОВЕНЬ РЕФЕРЕНЦИИ, т.е. соотнесение высказывания с реальной ситуацией: «Дочь твоей матери, но не твоя сестра. Кто это?»; «Оля светлее Сони, но темнее Кати. Кто из них самая темная, а кто - самая светлая?» УРОВЕНЬ СМЫСЛА: ради чего вам что-то говорят? «Уже четыре часа».

Слайд 20


Культура речи как учебная дисциплина, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





Коммуникативная функция – с помощью языка информация передается в пространстве и во времени.
Коммуникативная функция – с помощью языка информация передается в пространстве и во времени.
Познавательная функция - участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей.
Регулятивная функция – побуждение к деятельности.
Экспрессивная функция – выражение чувств и эмоций.
Фатическая функция – установление контакта.
Метаязыковая функция – пояснение языковых единиц.
Эстетическая функция – создание прекрасного (художественные тексты).
Магическая функция – воздействие на сверхъестественных существ (заговоры, молитвы, клятвы и пр.).
Описание слайда:
Коммуникативная функция – с помощью языка информация передается в пространстве и во времени. Коммуникативная функция – с помощью языка информация передается в пространстве и во времени. Познавательная функция - участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Регулятивная функция – побуждение к деятельности. Экспрессивная функция – выражение чувств и эмоций. Фатическая функция – установление контакта. Метаязыковая функция – пояснение языковых единиц. Эстетическая функция – создание прекрасного (художественные тексты). Магическая функция – воздействие на сверхъестественных существ (заговоры, молитвы, клятвы и пр.).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию