🗊Презентация Культура речи. Коммуникативные качества речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №1Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №2Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №3Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №4Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №5Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №6Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №7Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №8Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №9Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №10Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №11Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №12Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №13Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №14Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №15Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №16Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №17Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №18Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №19Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №20Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №21Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №22Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Культура речи. Коммуникативные качества речи. Доклад-сообщение содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Культура речи. 

План:
Понятие «культура речи». Культура речи как часть культуры в целом.
2.    Коммуникативные качества речи.
Описание слайда:
Культура речи. План: Понятие «культура речи». Культура речи как часть культуры в целом. 2. Коммуникативные качества речи.

Слайд 2





Под культурой речи понимается:
владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;
соблюдение этики общения.
Описание слайда:
Под культурой речи понимается: владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение этики общения.

Слайд 3






Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Описание слайда:
Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Слайд 4





Культура речи как часть культуры в целом
							 обладает теми же свойствами,
признаками
							и подчиняется законам культуры
Описание слайда:
Культура речи как часть культуры в целом обладает теми же свойствами, признаками и подчиняется законам культуры

Слайд 5





Аспекты культуры речи
Нормативный	      Этический	                   Коммуникативный
Описание слайда:
Аспекты культуры речи Нормативный Этический Коммуникативный

Слайд 6





Критерии оценки культуры речи
         По каким же критериям нужно оценивать культуру речи? Критерии оценки речи начали складываться в недрах риторики как достоинства речи. 
Достоинство (по словарю Даля) – отличное качество или превосходство. 
Значит, речь должна быть качественной,  т.е. обладающей необходимыми свойствами, которые делают её привлекательной для читателей или слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве автора. Такие свойства принято называть коммуникативными.
Описание слайда:
Критерии оценки культуры речи По каким же критериям нужно оценивать культуру речи? Критерии оценки речи начали складываться в недрах риторики как достоинства речи. Достоинство (по словарю Даля) – отличное качество или превосходство. Значит, речь должна быть качественной, т.е. обладающей необходимыми свойствами, которые делают её привлекательной для читателей или слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве автора. Такие свойства принято называть коммуникативными.

Слайд 7





2. Коммуникативные качества речи
 В 80-е гг. XXв. учёный-языковед Б.Н.Головин систематизировал коммуникативные качества речи по тем условным составляющим, которые её питают:
                                  РЕЧЬ
         
        
          язык                    мышление                      сознание                    действительность
       правильность               точность                   выразительность                   ясность
       богатство                       логичность              индивидуальность                чистота
                                             лаконичность                                                                уместность
             
 Коммуникативные качества речи помогают организовать общение и сделать его эффективным.
        Рассмотрим каждое из этих качеств в отдельности.
Описание слайда:
2. Коммуникативные качества речи В 80-е гг. XXв. учёный-языковед Б.Н.Головин систематизировал коммуникативные качества речи по тем условным составляющим, которые её питают:   РЕЧЬ язык мышление сознание действительность правильность точность выразительность ясность богатство логичность индивидуальность чистота лаконичность уместность Коммуникативные качества речи помогают организовать общение и сделать его эффективным. Рассмотрим каждое из этих качеств в отдельности.

Слайд 8


Культура речи. Коммуникативные качества речи, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





 Правильность речи 
            Правильность, т. е. соблюдение норм литературного языка. 
Правильность выполняет важную роль в общении: создаёт образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. 
Какая норма нарушена и как правильно? 
Она одела на себя – надела; 
этот цветок красиве΄е – краси΄вее; 
ложи сюда – клади; 
сэссия – сессия, 
оплачивать за проезд – оплачивать проезд; 
согласно приказа ректора – согласно приказу; 
встретившись с ним, все сомнения рассеялись – встретившись с ним, я перестал сомневаться; 
все свои документы я утратил – я потерял документы.
Описание слайда:
Правильность речи Правильность, т. е. соблюдение норм литературного языка. Правильность выполняет важную роль в общении: создаёт образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом. Какая норма нарушена и как правильно? Она одела на себя – надела; этот цветок красиве΄е – краси΄вее; ложи сюда – клади; сэссия – сессия, оплачивать за проезд – оплачивать проезд; согласно приказа ректора – согласно приказу; встретившись с ним, все сомнения рассеялись – встретившись с ним, я перестал сомневаться; все свои документы я утратил – я потерял документы.

Слайд 10





Богатство речи
            Богатство, т.е. разнообразие, качество, свидетельствующее о высоком уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств.  
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство – это:
 историзмы (городовой, барщина); 
архаизмы (отрок, сей, ланиты); 
неологизмы (мобильник); 
исконно русские слова (ожерелье); 
заимствованные (башмак), 
интернационализмы (класс); 
синонимы (известный, знаменитый, выдающийся), 
антонимы (абстрактный – конкретный), 
паронимы (невежа – невежда), 
омонимы (наречие, марки, полька), 
фразеологизмы (держать язык за зубами), 
пословицы и поговорки (не имей сто рублей, а имей сто друзей).
Описание слайда:
Богатство речи Богатство, т.е. разнообразие, качество, свидетельствующее о высоком уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство – это: историзмы (городовой, барщина); архаизмы (отрок, сей, ланиты); неологизмы (мобильник); исконно русские слова (ожерелье); заимствованные (башмак), интернационализмы (класс); синонимы (известный, знаменитый, выдающийся), антонимы (абстрактный – конкретный), паронимы (невежа – невежда), омонимы (наречие, марки, полька), фразеологизмы (держать язык за зубами), пословицы и поговорки (не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Слайд 11





Точность речи
Точность, т.е. соответствие высказывания замыслу автора.
Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемого слова (понятийная точность).
Описание слайда:
Точность речи Точность, т.е. соответствие высказывания замыслу автора. Точность как качество грамотной речи предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемого слова (понятийная точность).

Слайд 12





Логическая точность
Умению ясно мыслить учит логика (греч. logos – слово, смысл). Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о таких вещах, как:
Понятие – форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит самые характерные признаки предмета, явления. Понятие есть каркас образа, оно позволяет отличать предмет, явление от других  предметов и явлений. В языке понятие выражено словом.
Суждение – связующее звено понятий. В языке суждение выражено простыми предложениями отрицательного или утвердительного характера. (Дождь идет \ Дождь не идет). Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире связи многогранны и очень сложны, поэтому подниматься на новую ступень мышления.
Умозаключение – связывает два или несколько суждений (Осень наступила,  пошли дожди).
Описание слайда:
Логическая точность Умению ясно мыслить учит логика (греч. logos – слово, смысл). Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о таких вещах, как: Понятие – форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит самые характерные признаки предмета, явления. Понятие есть каркас образа, оно позволяет отличать предмет, явление от других предметов и явлений. В языке понятие выражено словом. Суждение – связующее звено понятий. В языке суждение выражено простыми предложениями отрицательного или утвердительного характера. (Дождь идет \ Дождь не идет). Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире связи многогранны и очень сложны, поэтому подниматься на новую ступень мышления. Умозаключение – связывает два или несколько суждений (Осень наступила, пошли дожди).

Слайд 13





Предметная точность
опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям
 «Всего во Франции 75% населения  объявляют себя католиками, 1,9% - протестантами, 0,6% - евреями».
Описание слайда:
Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям «Всего во Франции 75% населения объявляют себя католиками, 1,9% - протестантами, 0,6% - евреями».

Слайд 14





Понятийная точность
Хорошей речи необходима и понятийная точность, выражающаяся в употреблении именно этого слова для передачи всего богатства смысла.
Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности:
 А) употребление слова в несвойственном ему значении («Глава фирмы пристально следит за чистотой в офисе»);
Б) употребление различного рода омонимов, порождающих двусмысленность текста («Депутаты городского собрания приняли закон об упразднении транспортных судов»);
В) употребление плеоназмов – включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов («Студенты активно готовятся к летней сессии, к экзаменам»);
Г) употребление паронимов, сходных по звучанию, но разных по смыслу слов («Абонемент находится вне зоны покрытия, надеемся на ваше понимание»).
 
Описание слайда:
Понятийная точность Хорошей речи необходима и понятийная точность, выражающаяся в употреблении именно этого слова для передачи всего богатства смысла. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности: А) употребление слова в несвойственном ему значении («Глава фирмы пристально следит за чистотой в офисе»); Б) употребление различного рода омонимов, порождающих двусмысленность текста («Депутаты городского собрания приняли закон об упразднении транспортных судов»); В) употребление плеоназмов – включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов («Студенты активно готовятся к летней сессии, к экзаменам»); Г) употребление паронимов, сходных по звучанию, но разных по смыслу слов («Абонемент находится вне зоны покрытия, надеемся на ваше понимание»).  

Слайд 15





Логичность речи
Культура речи под логичностью понимает непротиворечивость, структурную стройность и связность высказывания. 
При построении предложения необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок, а не обратный. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. 
Характерные черты:
Сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми («голубой помидор, меховая вода»).
Логические связи в предложении: Тема (исходные данные высказывания) в повествовательном предложении с сообщением новой информации должна предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику).
Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.
Описание слайда:
Логичность речи Культура речи под логичностью понимает непротиворечивость, структурную стройность и связность высказывания. При построении предложения необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок, а не обратный. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Характерные черты: Сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми («голубой помидор, меховая вода»). Логические связи в предложении: Тема (исходные данные высказывания) в повествовательном предложении с сообщением новой информации должна предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику). Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

Слайд 16






На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов:
а) грамматического управления (директор чего-либо, оплатить что-либо, беспокоится о чем-либо и т.д.)
б) лексического повтора (девушка шла по улице, девушке было тоскливо и одиноко)
в) синонимии (закат играл багряными, золотисто-алыми, где-то даже пУрпурными красками)
г) анафорического местоимения (указывающего на предыдущее слово, отсылающего к ранее сказанному) (Котенок долго искал свою миску, когда ОН ее нашел, радости не было предела).
Описание слайда:
На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: а) грамматического управления (директор чего-либо, оплатить что-либо, беспокоится о чем-либо и т.д.) б) лексического повтора (девушка шла по улице, девушке было тоскливо и одиноко) в) синонимии (закат играл багряными, золотисто-алыми, где-то даже пУрпурными красками) г) анафорического местоимения (указывающего на предыдущее слово, отсылающего к ранее сказанному) (Котенок долго искал свою миску, когда ОН ее нашел, радости не было предела).

Слайд 17





Лаконичность речи
            Лаконичность, т.е. краткость и содержательность. Лаконичность достигается отсутствием слов, не несущих информации. 
Причинами нарушения лаконичности являются:
тавтология – содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в дублировании целого или его части (явление проявляется, рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь); 
плеоназм – избыточность выразительных средств, используемых для передачи лексического или грамматического смысла высказывания (главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, поселился жить в гостинице, пинать ногами, толпа народа).
Описание слайда:
Лаконичность речи Лаконичность, т.е. краткость и содержательность. Лаконичность достигается отсутствием слов, не несущих информации. Причинами нарушения лаконичности являются: тавтология – содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в дублировании целого или его части (явление проявляется, рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь); плеоназм – избыточность выразительных средств, используемых для передачи лексического или грамматического смысла высказывания (главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, поселился жить в гостинице, пинать ногами, толпа народа).

Слайд 18





Уместность речи
             Уместность, т.е.  соотнесённость языковых средств с содержанием речи, с обстановкой и со статусом оратора. 
Если правильность строится на всех нормах, начиная с акцентологической и до лексической, то уместность опирается на стилистическую норму. (Неуместно, например, блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки или говоря об экономическом кризисе; неуместно, сообщая о том, что девушка в пьяном виде зарезала мать, говорить, что это произошло в один прекрасный день; неуместно, находясь в официальной обстановке, употреблять жаргонизмы и просторечные выражения).
Описание слайда:
Уместность речи Уместность, т.е. соотнесённость языковых средств с содержанием речи, с обстановкой и со статусом оратора. Если правильность строится на всех нормах, начиная с акцентологической и до лексической, то уместность опирается на стилистическую норму. (Неуместно, например, блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки или говоря об экономическом кризисе; неуместно, сообщая о том, что девушка в пьяном виде зарезала мать, говорить, что это произошло в один прекрасный день; неуместно, находясь в официальной обстановке, употреблять жаргонизмы и просторечные выражения).

Слайд 19





Ясность речи
        Ясность, т. е доступность, понятность. 
На ясность как на главное достоинство речи указывал ещё Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». 
Причины неясности речи следующие:
а) низкая культура мышления, неглубокое знание материала;
б) многословие (в прошлом году вступил в строй действующих предприятий автомобильный завод);
в) неправильный порядок слов (при попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками).
Описание слайда:
Ясность речи Ясность, т. е доступность, понятность. На ясность как на главное достоинство речи указывал ещё Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Причины неясности речи следующие: а) низкая культура мышления, неглубокое знание материала; б) многословие (в прошлом году вступил в строй действующих предприятий автомобильный завод); в) неправильный порядок слов (при попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками).

Слайд 20





Чистота речи
Чистота речи — это отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности.
Чуждыми элементами считают:
1) территориальные диалекты – слова, присущие народному говору.
2) варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения («Соболев – настоящий полиглот. Он и поет, и танцует, и декламирует»). 
3) жаргонизмы – слова и выражения, применяемые в узких группах.
4) канцеляризмы – слово или конструкция, употребляемые в официально-деловом стиле речи («Городские власти должны срочно поставить вопрос о воспитании  населения в духе улучшения  отношения к проведению мероприятий по озеленению города»).
5) слова-паразиты 
6) вульгаризмы – слова и выражения, оскорбляющие нравственные чувства человека.
Описание слайда:
Чистота речи Чистота речи — это отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности. Чуждыми элементами считают: 1) территориальные диалекты – слова, присущие народному говору. 2) варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения («Соболев – настоящий полиглот. Он и поет, и танцует, и декламирует»). 3) жаргонизмы – слова и выражения, применяемые в узких группах. 4) канцеляризмы – слово или конструкция, употребляемые в официально-деловом стиле речи («Городские власти должны срочно поставить вопрос о воспитании населения в духе улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города»). 5) слова-паразиты 6) вульгаризмы – слова и выражения, оскорбляющие нравственные чувства человека.

Слайд 21





Выразительность речи
       Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес читателя или слушающего. Красивая, правильно построенная речь всегда богата оттенками, она выразительна, вызывает отклик, создает определенное настроение.
Такими средствами, например, являются фигуры и тропы (тропы – эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония и др.; фигуры – риторический вопрос, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, инверсия и др.) (В сто сорок солнц закат пылал – гипербола; горит костёр рябины красной – метафора).
Описание слайда:
Выразительность речи Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес читателя или слушающего. Красивая, правильно построенная речь всегда богата оттенками, она выразительна, вызывает отклик, создает определенное настроение. Такими средствами, например, являются фигуры и тропы (тропы – эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония и др.; фигуры – риторический вопрос, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, инверсия и др.) (В сто сорок солнц закат пылал – гипербола; горит костёр рябины красной – метафора).

Слайд 22





Индивидуальность речи
     Индивидуальность – т.е. самобытность, умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы – это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Отсутствие индивидуальности в речи вызвано прежде всего плохой подготовленностью, поверхностными знаниями, недостаточным запасом слов.
Описание слайда:
Индивидуальность речи Индивидуальность – т.е. самобытность, умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы – это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Отсутствие индивидуальности в речи вызвано прежде всего плохой подготовленностью, поверхностными знаниями, недостаточным запасом слов.

Слайд 23






Почему культура речи является частью  культуры в целом?
Описание слайда:
Почему культура речи является частью культуры в целом?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию