🗊Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и

Категория: Обществознание
Нажмите для полного просмотра!
Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №1Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №2Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №3Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №4Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №5Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №6Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №7Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №8Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №9Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №10Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №11Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №12Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №13Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №14Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №15Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №16Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №17Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №18Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №19Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №20Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №21Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №22Лекция 3. Человек как личность  План:  1. Человек как предмет психологии.  2. Подходы к изучению личности. Теории личности.  3. Личность и, слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и. Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 3. Человек как личность
План:
1. Человек как предмет психологии.
2. Подходы к изучению личности. Теории личности.
3. Личность и индивидуальность.
Описание слайда:
Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и индивидуальность.

Слайд 2





1. Человек как предмет психологии.
   Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен       Б. Г. Ананьевым. 
   Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. 
    Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и   по-новому взглянуть на самого человека.
Описание слайда:
1. Человек как предмет психологии. Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Слайд 3





Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Описание слайда:
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Слайд 4





Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Описание слайда:
Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 5





Человек как индивид обладает определенными свойствами. 
Человек как индивид обладает определенными свойствами. 
Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), 
а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности  (особенности сложения тела),    
нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. 
Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Описание слайда:
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Слайд 6





Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». 
   Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 
   Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
    Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.
Описание слайда:
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.

Слайд 7





Структура понятия - «личность»                  (по Б. Г. Ананьеву)
Описание слайда:
Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 8





Структура понятия «индивидуальность»    (по Б. Г. Ананьеву)
Описание слайда:
Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву)

Слайд 9





2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 
   Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
Описание слайда:
2. Подходы к изучению личности. Теории личности. Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Слайд 10





Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в.
Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. 
Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. 
Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.
Описание слайда:
Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.

Слайд 11





Второй период исследований начался с XX в.
Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.
Описание слайда:
Второй период исследований начался с XX в. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Слайд 12





Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. 
   Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.
    По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.
Описание слайда:
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации. По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Слайд 13





К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.  
Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Описание слайда:
К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Слайд 14





Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. 
   С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные.
    
    К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. 
    
    В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Описание слайда:
Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Слайд 15





Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. 
Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. 
К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
 Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
Описание слайда:
Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Слайд 16





Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. 
Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. 
Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. 
Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Описание слайда:
Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Слайд 17





Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. 
Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Описание слайда:
Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Слайд 18





3. Личность и индивидуальность. 
Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. 
Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. 
Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.
Описание слайда:
3. Личность и индивидуальность. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.

Слайд 19





   Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д.  и которые делают его общественным существом. 
   Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д.  и которые делают его общественным существом. 
   
    Это позволяет сделать вывод: понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Описание слайда:
Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Это позволяет сделать вывод: понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Слайд 20






Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. 
Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Описание слайда:
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Слайд 21





Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 
1) разумность, 
2) ответственность, 
3) свободу, 
4) личное достоинство, 
5) индивидуальность.
Описание слайда:
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Слайд 22





Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 2007.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Изд-во «ВАРНА», 2008.
5. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 448 с.          
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.
Описание слайда:
Литература: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. — 592 с. 2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 2008. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 2007. 4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Изд-во «ВАРНА», 2008. 5. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 448 с. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

Слайд 23






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию