🗊Презентация Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №1Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №2Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №3Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №4Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №5Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №6Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №7Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №8Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №9Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №10Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №11Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №12Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №13Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №14Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №15Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №16Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №17Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №18Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №19Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №20Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №21Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №22Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №23Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №24Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Описание слайда:
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Слайд 2





КРОССВОРД
Вопросы:
1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 
2. Словарный запас одного человека. 
3. Слова, имеющие несколько лексических значений.
4. Слова, имеющие одно лексическое значение.
5. Антоним к слову «тьма».
6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.
7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
8. Слова с противоположными значениями.
9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. 						ответы
Описание слайда:
КРОССВОРД Вопросы: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Словарный запас одного человека. 3. Слова, имеющие несколько лексических значений. 4. Слова, имеющие одно лексическое значение. 5. Антоним к слову «тьма». 6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению. 7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 8. Слова с противоположными значениями. 9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы

Слайд 3





КРОССВОРД
Описание слайда:
КРОССВОРД

Слайд 4





	Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не  праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
	Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не  праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
				Александр Иванович Куприн
Описание слайда:
Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Слайд 5


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





соблюдение лексических норм достигается в результате:
Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
Знания лексической сочетаемости слов.
Учета многозначности либо омонимии слов.
Учета расслоения лексики на:
- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словарный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
Описание слайда:
соблюдение лексических норм достигается в результате: Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением. Знания лексической сочетаемости слов. Учета многозначности либо омонимии слов. Учета расслоения лексики на: - общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; - активно употребляемую и пассивный словарный запас; - нейтральную и стилистически окрашенную.

Слайд 7


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.           					              

СЛОВАРЬ
Описание слайда:
Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов 1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. СЛОВАРЬ

Слайд 10





СЛОВАРЬ
СЛОВАРЬ

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. 

КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. 

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.
								       ЗАДАНИЕ
Описание слайда:
СЛОВАРЬ СЛОВАРЬ БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п. СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. ЗАДАНИЕ

Слайд 11





Выберите из слов в скобках необходимые 
(с учетом лексической сочетаемости слов)
 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть  (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Описание слайда:
Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов) 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Слайд 12





проверка
1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление,  отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 
2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ
Описание слайда:
проверка 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

Слайд 13





выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Описание слайда:
выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Слайд 14





проверка
1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
 
2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.
Описание слайда:
проверка 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Слайд 15





Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры.
ПЛЕОНАЗМ
Описание слайда:
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 7)Все гости получили памятные сувениры. ПЛЕОНАЗМ

Слайд 16





Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1) Писатель писал роман в послевоенные годы.      
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически. 
4)Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.
ТАВТОЛОГИЯ
Описание слайда:
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами 1) Писатель писал роман в послевоенные годы. 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3)Герои-подпольщики вели себя героически. 4)Илюша говорил, что случился этот случай зимой. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Активисты активно участвуют в работе. ТАВТОЛОГИЯ

Слайд 17





Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.	Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 
2.	Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.	Изменение лексической сочетаемости фразеологизма
Описание слайда:
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов 1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Слайд 18





Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след ...
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся 
 	как ...
Описание слайда:
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего. а его и след ... У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

Слайд 19


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ
СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ
Описание слайда:
СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ

Слайд 23


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки
1 вариант
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
2 вариант
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.
3. Наши воины свершили много геройских подвигов. 
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.
Описание слайда:
Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки 1 вариант 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Школьный стадион прислонился к старому парку. 3. В зале ожидания находилось много командировочных. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 2 вариант 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи. 3. Наши воины свершили много геройских подвигов. 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Слайд 25
















Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека
Описание слайда:
Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию