🗊Презентация Лексикология русского языка

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексикология русского языка, слайд №1Лексикология русского языка, слайд №2Лексикология русского языка, слайд №3Лексикология русского языка, слайд №4Лексикология русского языка, слайд №5Лексикология русского языка, слайд №6Лексикология русского языка, слайд №7Лексикология русского языка, слайд №8Лексикология русского языка, слайд №9Лексикология русского языка, слайд №10Лексикология русского языка, слайд №11Лексикология русского языка, слайд №12Лексикология русского языка, слайд №13Лексикология русского языка, слайд №14Лексикология русского языка, слайд №15Лексикология русского языка, слайд №16Лексикология русского языка, слайд №17Лексикология русского языка, слайд №18Лексикология русского языка, слайд №19Лексикология русского языка, слайд №20Лексикология русского языка, слайд №21Лексикология русского языка, слайд №22

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексикология русского языка. Доклад-сообщение содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лексикология русского языка
Белица Татьяна Ивановна
Описание слайда:
Лексикология русского языка Белица Татьяна Ивановна

Слайд 2





Лексикология 
(греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)
Описание слайда:
Лексикология (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)

Слайд 3





Краткий исторический очерк развития лексикологии в России
Описание слайда:
Краткий исторический очерк развития лексикологии в России

Слайд 4





Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и в особенности в плане содержания:
Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и в особенности в плане содержания:
Описание слайда:
Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и в особенности в плане содержания: Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и в особенности в плане содержания:

Слайд 5





Первые русские толковые словари (XIX век)
Описание слайда:
Первые русские толковые словари (XIX век)

Слайд 6





Подходы к объему лексикологии
В широком понимании в лексикологию включают и учение о словах, и учение об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов (В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев). 
В узком понимании лексикология занимается только словами. 
В этом случае фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.
Описание слайда:
Подходы к объему лексикологии В широком понимании в лексикологию включают и учение о словах, и учение об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов (В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев). В узком понимании лексикология занимается только словами. В этом случае фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.

Слайд 7





Характерные черты лексики как уровня языка
Описание слайда:
Характерные черты лексики как уровня языка

Слайд 8





Характерные черты лексики как уровня языка
В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления. 
В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» (вознестись, предрекать, мужи) или «низкому» стилю (очумелый, нестись, галиматья), могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).
Описание слайда:
Характерные черты лексики как уровня языка В лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления. В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» (вознестись, предрекать, мужи) или «низкому» стилю (очумелый, нестись, галиматья), могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).

Слайд 9





Лексикология
Описание слайда:
Лексикология

Слайд 10





Лексикология
Описание слайда:
Лексикология

Слайд 11





Разделы лексикологии
1. По основному аспекту изучения
Описание слайда:
Разделы лексикологии 1. По основному аспекту изучения

Слайд 12





Разделы лексикологии
Описание слайда:
Разделы лексикологии

Слайд 13





Разделы лексикологии
Описание слайда:
Разделы лексикологии

Слайд 14





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Фразеология – объектом изучения являются фразеологические единицы, значительная часть которых порождается в результате метафоризации слов. 
ФЕ выражают эмоции, эмотивные оценки, характеризуют людей и объекты по разным признакам: втаптывать в грязь (кого-то), рубить сплеча, (работать) спустя рукава и др. 
ФЕ отражает коллективный опыт народа, его ментальность, образное мышление, реалии культуры, истории и т. д. 
Хотя ФЕ по своей структуре являются словосочетаниями, проблематика фразеологии в большей степени связана с проблематикой лексикологии, чем синтаксиса. 
При изучении концептов русской культуры материалом анализа выступают и ЛЕ, и ФЕ как репрезентанты концептов. 
Некоторые лингвисты выделяют лексико-фразеологическую систему языка, объединяя в ней лексические и фразеологические единицы.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Фразеология – объектом изучения являются фразеологические единицы, значительная часть которых порождается в результате метафоризации слов. ФЕ выражают эмоции, эмотивные оценки, характеризуют людей и объекты по разным признакам: втаптывать в грязь (кого-то), рубить сплеча, (работать) спустя рукава и др. ФЕ отражает коллективный опыт народа, его ментальность, образное мышление, реалии культуры, истории и т. д. Хотя ФЕ по своей структуре являются словосочетаниями, проблематика фразеологии в большей степени связана с проблематикой лексикологии, чем синтаксиса. При изучении концептов русской культуры материалом анализа выступают и ЛЕ, и ФЕ как репрезентанты концептов. Некоторые лингвисты выделяют лексико-фразеологическую систему языка, объединяя в ней лексические и фразеологические единицы.

Слайд 15





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Морфемика – изучает слова с точки зрения их морфемного состава и морфемной структуры. 
Морфемы служат средством выражения компонентов ЛЗ слов и вносят свой «вклад» в значение каждого полнозначного слова.
При изучении семантики ЛЕ и их классификации лексикологи опираются на обобщенные значения морфем. 
Многие аффиксы выражают такие компоненты ЛЗ, как интенсивность (высокую степень проявления признака, чрезмерность признака), эмотивную оценку, тем самым участвуют в порождении экспрессивности, а также стилистически маркируют такие номинации:
 суффиксы -аст- (головастый, рукастый, рогастый, горластый, гривастый), -ёж- (галдёж, кутёж, нетерпёж, балдёж); п
префикс раз-/рас- в сочетании со связанной основой обозначает признак ‘разрушить, сломать, испортить что-л.’ (раздербанить, раскурочить, распатронить, распетрушить) и т. д.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Морфемика – изучает слова с точки зрения их морфемного состава и морфемной структуры. Морфемы служат средством выражения компонентов ЛЗ слов и вносят свой «вклад» в значение каждого полнозначного слова. При изучении семантики ЛЕ и их классификации лексикологи опираются на обобщенные значения морфем. Многие аффиксы выражают такие компоненты ЛЗ, как интенсивность (высокую степень проявления признака, чрезмерность признака), эмотивную оценку, тем самым участвуют в порождении экспрессивности, а также стилистически маркируют такие номинации: суффиксы -аст- (головастый, рукастый, рогастый, горластый, гривастый), -ёж- (галдёж, кутёж, нетерпёж, балдёж); п префикс раз-/рас- в сочетании со связанной основой обозначает признак ‘разрушить, сломать, испортить что-л.’ (раздербанить, раскурочить, распатронить, распетрушить) и т. д.

Слайд 16





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Словообразование (словопроизводство) – изучает слова с т.зр. способов их образования (деривации), строения производных слов, а также словообразовательную систему в целом. 
Словообразовательная метафора, в отличие от семантической метафоры,  образуется не путем переноса наименования с одного предмета на другой на основе образных ассоциаций, а в результате метафоризации значения производящего слова (первичной номинации) в процессе образования производного слова (вторичной номинации), например: ершистый ‘некто такой же колючий в споре, каким колючим является ёрш’
Лексическая (семантическая) деривация – образование вторичного ЛЗ на основе первичного ЛЗ в границах одной и той же лексемы, например: оперетта 1) ‘музыкально-драматическое произведение’, 2) ‘представление такого произведения на сцене’ (играть в оперетте) – метонимический перенос
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Словообразование (словопроизводство) – изучает слова с т.зр. способов их образования (деривации), строения производных слов, а также словообразовательную систему в целом. Словообразовательная метафора, в отличие от семантической метафоры, образуется не путем переноса наименования с одного предмета на другой на основе образных ассоциаций, а в результате метафоризации значения производящего слова (первичной номинации) в процессе образования производного слова (вторичной номинации), например: ершистый ‘некто такой же колючий в споре, каким колючим является ёрш’ Лексическая (семантическая) деривация – образование вторичного ЛЗ на основе первичного ЛЗ в границах одной и той же лексемы, например: оперетта 1) ‘музыкально-драматическое произведение’, 2) ‘представление такого произведения на сцене’ (играть в оперетте) – метонимический перенос

Слайд 17





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Ономастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’) 
Объект изучения - онимы, традиционный термин-синоним – собственные имена.
 Сформировалась на границе грамматики и лексикологии 
Разветвленная область русистики, наиболее развиты разделы антропонимики и топонимики, появляются новые разделы, отражающие новые реалии современной российской действительности. 
Традиционно ономастический материал широко включается в исследования по лексикологии и фразеологии. 
Тесно связана с лингвокультурологией, поскольку направлена на историю, среду бытования и культуру русского народа
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Ономастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’) Объект изучения - онимы, традиционный термин-синоним – собственные имена. Сформировалась на границе грамматики и лексикологии Разветвленная область русистики, наиболее развиты разделы антропонимики и топонимики, появляются новые разделы, отражающие новые реалии современной российской действительности. Традиционно ономастический материал широко включается в исследования по лексикологии и фразеологии. Тесно связана с лингвокультурологией, поскольку направлена на историю, среду бытования и культуру русского народа

Слайд 18





Связь лексикологии с другими дисциплинами

Терминоведение : объект изучения – термины, то есть слова и словосочетания, обозначающие понятия, которые относятся к определенной области знания: науке, технике, культуре, искусству, а также терминосистемы – упорядоченные множества терминов конкретной сферы. Одним из ее многочисленных разделов является лингвистическое терминоведение. 
Лингвостилистика (стилистика)  изучает слова и другие языковые единицы и категории как выразительные средства (тропы, приемы, фигуры речи), закономерности их функционирования в различных стилях литературного языка и в идиостилях писателей, общественных деятелей и т. д.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Терминоведение : объект изучения – термины, то есть слова и словосочетания, обозначающие понятия, которые относятся к определенной области знания: науке, технике, культуре, искусству, а также терминосистемы – упорядоченные множества терминов конкретной сферы. Одним из ее многочисленных разделов является лингвистическое терминоведение. Лингвостилистика (стилистика) изучает слова и другие языковые единицы и категории как выразительные средства (тропы, приемы, фигуры речи), закономерности их функционирования в различных стилях литературного языка и в идиостилях писателей, общественных деятелей и т. д.

Слайд 19





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Культура речи – теоретическая и прикладная дисциплина; изучает такие качества речи, которые в определенной ситуации обеспечивают наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей при соблюдении языковых норм и этики общения, ситуативных требований и эстетических установок
Важнейшие задачи – изучение объективных языковых норм  на всех уровнях языка и нормализация – описание, систематизация и упорядочение языковых норм, на основе которой строится языковая политика – целенаправленная деятельность языковедов, писателей, педагогов, связанная с воздействием на функционирование литературного языка и на его эволюцию, а также на развитие культуры речи говорящих на русском языке. 
Термин культура речи обозначает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать его богатейшие выразительные средства в разных средах общения и в соответствии с целями и содержанием речи.
	 
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Культура речи – теоретическая и прикладная дисциплина; изучает такие качества речи, которые в определенной ситуации обеспечивают наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей при соблюдении языковых норм и этики общения, ситуативных требований и эстетических установок Важнейшие задачи – изучение объективных языковых норм на всех уровнях языка и нормализация – описание, систематизация и упорядочение языковых норм, на основе которой строится языковая политика – целенаправленная деятельность языковедов, писателей, педагогов, связанная с воздействием на функционирование литературного языка и на его эволюцию, а также на развитие культуры речи говорящих на русском языке. Термин культура речи обозначает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать его богатейшие выразительные средства в разных средах общения и в соответствии с целями и содержанием речи.  

Слайд 20





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Когнитивная лингвистика – от когниция (лат. cognitio ‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека, связи языка с сознанием и мышлением.
Основная задача этой дисциплины – выявление, осмысление и описание тех ментальных структур, или единиц сознания, с помощью которых человек получает информацию о мире, хранит ее, перерабатывает знания и передает их от поколения к поколению. 
Объект изучения – концепты (лат. conceptus ‘мысль, понятие’), ментальные структуры, единицы сознания, в которых сосредоточены знания о мире и о коллективном и индивидуальном  опыте людей. В концепте сосредоточены все знания об определенном предмете, явлении действительности и общественной деятельности человека. 
Концепт – это всё, что мы знаем о данном предмете, а также связанные с ним наши эмоции, чувства, переживания, оценки, культурные ценности.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Когнитивная лингвистика – от когниция (лат. cognitio ‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека, связи языка с сознанием и мышлением. Основная задача этой дисциплины – выявление, осмысление и описание тех ментальных структур, или единиц сознания, с помощью которых человек получает информацию о мире, хранит ее, перерабатывает знания и передает их от поколения к поколению. Объект изучения – концепты (лат. conceptus ‘мысль, понятие’), ментальные структуры, единицы сознания, в которых сосредоточены знания о мире и о коллективном и индивидуальном опыте людей. В концепте сосредоточены все знания об определенном предмете, явлении действительности и общественной деятельности человека. Концепт – это всё, что мы знаем о данном предмете, а также связанные с ним наши эмоции, чувства, переживания, оценки, культурные ценности.

Слайд 21





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Лингвокультурология – новый раздел языкознания, развивающийся на стыке традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики и культурологии, психолингвистики; изучает взаимодействие языка, культуры и человека как носителя определенного языка и культуры. 
Основной постулат: этнический язык является сокровищницей культуры народа, говорящего на данном языке. 
Объект исследования – культурные концепты. В них воплощаются национально-культурные ценности, особенности ментальности данного этноса, национальное самосознание, события и факты его истории и т.д. Совокупность культурных концептов, которые связаны с определенным фрагментом русской национальной культуры, называется концептосферой.
Основные задачи – выявление национально-культурного содержания (компонента) в семантике ЛЕ, ФЕ, пословицах и поговорках, сравнениях, метафорах, то есть языковых единицах, которые являются репрезентантами концептов.
ВАЖНО:  изучение человека через призму его языка и общества в зеркале его культуры.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Лингвокультурология – новый раздел языкознания, развивающийся на стыке традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики и культурологии, психолингвистики; изучает взаимодействие языка, культуры и человека как носителя определенного языка и культуры. Основной постулат: этнический язык является сокровищницей культуры народа, говорящего на данном языке. Объект исследования – культурные концепты. В них воплощаются национально-культурные ценности, особенности ментальности данного этноса, национальное самосознание, события и факты его истории и т.д. Совокупность культурных концептов, которые связаны с определенным фрагментом русской национальной культуры, называется концептосферой. Основные задачи – выявление национально-культурного содержания (компонента) в семантике ЛЕ, ФЕ, пословицах и поговорках, сравнениях, метафорах, то есть языковых единицах, которые являются репрезентантами концептов. ВАЖНО: изучение человека через призму его языка и общества в зеркале его культуры.

Слайд 22





Связь лексикологии с другими дисциплинами
Психолингвистика – комплексная научная дисциплина, сформировалась на стыке психологии, лингвистики, теории речевой деятельности, когнитивистики. 
Изучает «процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка».
В лексикологии широко используются различные психолингвистические методы, в частности, психолингвистические экспрерименты.
Описание слайда:
Связь лексикологии с другими дисциплинами Психолингвистика – комплексная научная дисциплина, сформировалась на стыке психологии, лингвистики, теории речевой деятельности, когнитивистики. Изучает «процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка». В лексикологии широко используются различные психолингвистические методы, в частности, психолингвистические экспрерименты.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию