🗊Презентация Лексикология. Словообразование. Морфология

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №1Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №2Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №3Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №4Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №5Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №6Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №7Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №8Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №9Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №10Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №11Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №12Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №13Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №14Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №15Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №16Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №17Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №18Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №19Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №20Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №21Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №22Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №23Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №24Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №25Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №26Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №27Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №28Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №29Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №30

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лексикология. Словообразование. Морфология. Доклад-сообщение содержит 30 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Современный русский язык
Описание слайда:
Современный русский язык

Слайд 2





Лекция 2.
Лексикология.
Словообразование.
Морфология.
Описание слайда:
Лекция 2. Лексикология. Словообразование. Морфология.

Слайд 3





Литература
Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2006. 
Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
Описание слайда:
Литература Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2006. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.

Слайд 4





Лексикология
	Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или его лексику. Лексикология занимается изучением следующих проблем:
проблема слова как основной единицы языка (или проблема определения слова);
лексическое значение слова, структура лексического значения, типы лексических значений;
структура (стратификация) словарного состава языка;
функционирование слов;
пути пополнения и развития словарного состава;
лексика и внеязыковая действительность.
Описание слайда:
Лексикология Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или его лексику. Лексикология занимается изучением следующих проблем: проблема слова как основной единицы языка (или проблема определения слова); лексическое значение слова, структура лексического значения, типы лексических значений; структура (стратификация) словарного состава языка; функционирование слов; пути пополнения и развития словарного состава; лексика и внеязыковая действительность.

Слайд 5





Лексические нормы
слово должно употребляться в соответствии с его лексическим значением;
слово должно употребляться с учетом его стилистической принадлежности, эмоционально-оценочной окраски и вызываемых им ассоциаций;
слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.
Описание слайда:
Лексические нормы слово должно употребляться в соответствии с его лексическим значением; слово должно употребляться с учетом его стилистической принадлежности, эмоционально-оценочной окраски и вызываемых им ассоциаций; слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.

Слайд 6





Паронимы –
Паронимы –
Описание слайда:
Паронимы – Паронимы –

Слайд 7





Тавтология в узком смысле –
Тавтология в узком смысле –
Описание слайда:
Тавтология в узком смысле – Тавтология в узком смысле –

Слайд 8





Речевые недочеты
Алогизмы - противоречия в тексте, возникающие из-за употребления слова в несвойственном ему значении, сопоставление несопоставимых понятий: Декада борьбы за чистоту будет проходить с 6 по 10 апреля. Алогизмы часто возникают при пропуске каких-либо слов, понятий. 
Эвфемизм  - слово или выражение, смягчающее грубый прямой смысл речи. Например, Правление уделяло мало внимания охране общественной собственности (то есть безответственно относилось к охране собственности). Скажите, взяли ли вы эти деньги? (то есть украли ли?) Рассказывая об этом происшествии, он фантазирует (т. е. лжет). Работа предприятия была приостановлена (т. е. остановлена совсем).
Употребление слов-сорняков, многие из которых вносят в речь не предусмотренные самим говорящим оттенки смысла. Так, выражение как бы вносит в сообщение оттенок сомнения, неточности высказывания: Он как бы согласился с моим предложением. Автор знаменитой книги об ораторском мастерстве юриста П. С. Пороховщиков пишет о судебных ораторах: «У одного только и слышно: так сказать, в некотором роде, все ж таки… Другой между каждыми двумя предложениями восклицает: да! – хотя его никто ни о чем не спрашивает». Пороховщиков рассказывает, как один прокурор, обвиняя человека в непреднамеренном убийстве,  три раза употребил в паузах слово хорошо. «Невольно думалось, - пишет автор, - человека убили, что же тут хорошего».
Описание слайда:
Речевые недочеты Алогизмы - противоречия в тексте, возникающие из-за употребления слова в несвойственном ему значении, сопоставление несопоставимых понятий: Декада борьбы за чистоту будет проходить с 6 по 10 апреля. Алогизмы часто возникают при пропуске каких-либо слов, понятий. Эвфемизм - слово или выражение, смягчающее грубый прямой смысл речи. Например, Правление уделяло мало внимания охране общественной собственности (то есть безответственно относилось к охране собственности). Скажите, взяли ли вы эти деньги? (то есть украли ли?) Рассказывая об этом происшествии, он фантазирует (т. е. лжет). Работа предприятия была приостановлена (т. е. остановлена совсем). Употребление слов-сорняков, многие из которых вносят в речь не предусмотренные самим говорящим оттенки смысла. Так, выражение как бы вносит в сообщение оттенок сомнения, неточности высказывания: Он как бы согласился с моим предложением. Автор знаменитой книги об ораторском мастерстве юриста П. С. Пороховщиков пишет о судебных ораторах: «У одного только и слышно: так сказать, в некотором роде, все ж таки… Другой между каждыми двумя предложениями восклицает: да! – хотя его никто ни о чем не спрашивает». Пороховщиков рассказывает, как один прокурор, обвиняя человека в непреднамеренном убийстве, три раза употребил в паузах слово хорошо. «Невольно думалось, - пишет автор, - человека убили, что же тут хорошего».

Слайд 9





Речевые недочеты
Анахронизм – употребление слова без учета его исторической отнесенности. Например, И в ХIХ веке студенты вузов совершали преступления – вспомним Раскольникова. Чиновники в царской России получали маленькую зарплату. В пьесе Горького «На дне» главными героями являются бомжи.
Нарушение сочетаемости часто проявляется в контаминации – смешении элементов близких по значению словосочетаний: предпринять меры – из принять меры, предпринять шаги; уделить значение – из уделить внимание, придать значение; загладить ошибку – из исправить ошибку, загладить вину.
Описание слайда:
Речевые недочеты Анахронизм – употребление слова без учета его исторической отнесенности. Например, И в ХIХ веке студенты вузов совершали преступления – вспомним Раскольникова. Чиновники в царской России получали маленькую зарплату. В пьесе Горького «На дне» главными героями являются бомжи. Нарушение сочетаемости часто проявляется в контаминации – смешении элементов близких по значению словосочетаний: предпринять меры – из принять меры, предпринять шаги; уделить значение – из уделить внимание, придать значение; загладить ошибку – из исправить ошибку, загладить вину.

Слайд 10





Исконно русские слова и старославянизмы
Описание слайда:
Исконно русские слова и старославянизмы

Слайд 11





К лексическому уровню языка обычно относят и фразеологизмы – устойчивые словосочетания, смысл которых не выводится напрямую из значений составляющих их частей. Основанием для этого являются многие свойства фразеологизмов, роднящие их со словами: воспроизводимость (они не конструируются говорящим заново, а извлекаются из памяти как готовые единицы), обозначение единого понятия, непроницаемость (невозможность вставить внутрь фразеологизма дополнительные компоненты), функционирование в качестве одного члена предложения и т. д. Все требования к словоупотреблению, рассмотренные нами выше, относятся и к употреблению фразеологизмов.
Главная норма употребления фразеологизмов – сохранение их устойчивости. К формальной, внешней стороне фразеологизма, кроме его произношения, написания и формообразования, относится и лексический состав. Нельзя заменять компоненты фразеологизма другими словами (*пока суть да дело – вместо пока суд да дело), менять форму слов в составе фразеологизма (*обменяться опытами работы вместо обменяться опытом работы), вставлять во фразеологизм лишние слова (*Она никогда не пряталась за чужую широкую спину вместо Она никогда не пряталась за чужую спину) или, наоборот, пропускать необходимые компоненты (*С 2003 года вступили новые правила налогообложения вместо С 2003 года вступили в силу новые правила налогообложения ).
Значение фразеологизма не выводится напрямую из значения его составных частей. Оно обычно заключает в себе метафору. Надо следить, чтобы в контексте не происходило неуместное оживление, актуализация этой метафоры (*Эта собака никогда не придет с охоты с пустыми руками).
Описание слайда:
К лексическому уровню языка обычно относят и фразеологизмы – устойчивые словосочетания, смысл которых не выводится напрямую из значений составляющих их частей. Основанием для этого являются многие свойства фразеологизмов, роднящие их со словами: воспроизводимость (они не конструируются говорящим заново, а извлекаются из памяти как готовые единицы), обозначение единого понятия, непроницаемость (невозможность вставить внутрь фразеологизма дополнительные компоненты), функционирование в качестве одного члена предложения и т. д. Все требования к словоупотреблению, рассмотренные нами выше, относятся и к употреблению фразеологизмов. Главная норма употребления фразеологизмов – сохранение их устойчивости. К формальной, внешней стороне фразеологизма, кроме его произношения, написания и формообразования, относится и лексический состав. Нельзя заменять компоненты фразеологизма другими словами (*пока суть да дело – вместо пока суд да дело), менять форму слов в составе фразеологизма (*обменяться опытами работы вместо обменяться опытом работы), вставлять во фразеологизм лишние слова (*Она никогда не пряталась за чужую широкую спину вместо Она никогда не пряталась за чужую спину) или, наоборот, пропускать необходимые компоненты (*С 2003 года вступили новые правила налогообложения вместо С 2003 года вступили в силу новые правила налогообложения ). Значение фразеологизма не выводится напрямую из значения его составных частей. Оно обычно заключает в себе метафору. Надо следить, чтобы в контексте не происходило неуместное оживление, актуализация этой метафоры (*Эта собака никогда не придет с охоты с пустыми руками).

Слайд 12





Словообразование
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких значимых частей – морфем - они состоят) и способы образования производных слов.
Описание слайда:
Словообразование Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких значимых частей – морфем - они состоят) и способы образования производных слов.

Слайд 13


Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14


Лексикология. Словообразование. Морфология, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15





Морфология
Морфология – грамматическое учение о слове (В.В. Виноградов).
Морфология – раздел лингвистики, изучающий части речи и грамматические формы слов.
Описание слайда:
Морфология Морфология – грамматическое учение о слове (В.В. Виноградов). Морфология – раздел лингвистики, изучающий части речи и грамматические формы слов.

Слайд 16





Грамматические нормы
Трудности определения рода имен существительных.
Склонение имен собственных.
Трудности употребления имен прилагательных.

Трудности употребления имен числительных.
Трудности употребления местоимений.
Трудности употребления глаголов.
 
Описание слайда:
Грамматические нормы Трудности определения рода имен существительных. Склонение имен собственных. Трудности употребления имен прилагательных. Трудности употребления имен числительных. Трудности употребления местоимений. Трудности употребления глаголов.  

Слайд 17





Трудные случаи определения рода имен существительных
1. Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения в основном относятся к среднему роду (пианино, кашне). Исключение составляет слово кофе – муж. рода. 
2. Род некоторых несклоняемых неодушевленных заимствованных имен существительных определяется по сильной ассоциации с русским словом, обозначающим родовое понятие  (колибри – птица (жен. род), сирокко – ветер (муж. род)).
3. Род несклоняемых имен собственных определяется по общему понятию (Сухуми – город (муж. род), Арагви – река (жен. род)). 
4. Существительные, называющие животных и птиц, относятся обычно к мужскому роду, если говорящему неважно, самец это или самка (розовый какаду). Если очевидно, что в предложении речь имеет о самке, название может употребляться в женском роде (шимпанзе кормила детеныша).
5. Существительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду в соответствии с реальным полом обозначаемого лица (старая леди (жен. род), богатый рантье (муж. род)).
6. Ряд имен существительных может употребляться и в мужском, и в женском роде, в зависимости от пола лиц, которые называют эти существительные (он ужасный неряха – она ужасная неряха, мой визави – моя визави). Такие слова называют существительными общего рода. К ним относятся:
а) существительные 1 склонения (на –А, -Я), обозначающие лицо по характерному признаку: задира, малютка, сирота;
б) несклоняемые названия народностей: манси, саами, коми;
в) несклоняемые иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную (Дюма, Кюри);
г) уменьшительные имена, подходящие и для мужчины, и для женщины (Валя, Шура);
д) слова визави, протеже, инкогнито.
7. Названия лиц по профессии, роду занятий, изначально свойственных мужчинам, относятся к мужскому роду, но тяготеют к общему. Они могут обозначать и мужчину, и женщины, свободно сочетаются с глаголами мужского и женского рода, но с прилагательными – только мужского рода: врач пришел (пришла), опытный врач. 
8. Род слов, заканчивающихся на –Ь, следует запоминать: тюль, толь, рояль, шампунь, гель, аэрозоль, лебедь, табель – м. р., бандероль, вуаль, прорубь, мозоль, плешь, фальшь – ж. р. 
9. Род дефисных существительных обычно определяется по первой части: диван-кровать – м. р. Исключение составляют слова, первая часть которых не склоняется (плащ-палатка – ж. р.), и слова с первой оценочной частью (царь-рыба – ж. р.).
10. Прибавление к существительному уменьшительного суффикса –ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК- или увеличительного суффикса – ИЩ- не меняет рода слова: голосишко, голосище – м. р.
11. Род сложносокращенных имен существительных (аббревиатур) определяется по роду главного слова словосочетания (МВД – министерство внутренних дел (ср.род)). Если же аббревиатура склоняется, род определяется по типу склонения: ЗАГС, вуз – м. р.
12. Не имеют рода существительные, употребляемые только в форме множественного числа: очки, щи, сани.
Описание слайда:
Трудные случаи определения рода имен существительных 1. Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения в основном относятся к среднему роду (пианино, кашне). Исключение составляет слово кофе – муж. рода. 2. Род некоторых несклоняемых неодушевленных заимствованных имен существительных определяется по сильной ассоциации с русским словом, обозначающим родовое понятие (колибри – птица (жен. род), сирокко – ветер (муж. род)). 3. Род несклоняемых имен собственных определяется по общему понятию (Сухуми – город (муж. род), Арагви – река (жен. род)). 4. Существительные, называющие животных и птиц, относятся обычно к мужскому роду, если говорящему неважно, самец это или самка (розовый какаду). Если очевидно, что в предложении речь имеет о самке, название может употребляться в женском роде (шимпанзе кормила детеныша). 5. Существительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду в соответствии с реальным полом обозначаемого лица (старая леди (жен. род), богатый рантье (муж. род)). 6. Ряд имен существительных может употребляться и в мужском, и в женском роде, в зависимости от пола лиц, которые называют эти существительные (он ужасный неряха – она ужасная неряха, мой визави – моя визави). Такие слова называют существительными общего рода. К ним относятся: а) существительные 1 склонения (на –А, -Я), обозначающие лицо по характерному признаку: задира, малютка, сирота; б) несклоняемые названия народностей: манси, саами, коми; в) несклоняемые иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную (Дюма, Кюри); г) уменьшительные имена, подходящие и для мужчины, и для женщины (Валя, Шура); д) слова визави, протеже, инкогнито. 7. Названия лиц по профессии, роду занятий, изначально свойственных мужчинам, относятся к мужскому роду, но тяготеют к общему. Они могут обозначать и мужчину, и женщины, свободно сочетаются с глаголами мужского и женского рода, но с прилагательными – только мужского рода: врач пришел (пришла), опытный врач. 8. Род слов, заканчивающихся на –Ь, следует запоминать: тюль, толь, рояль, шампунь, гель, аэрозоль, лебедь, табель – м. р., бандероль, вуаль, прорубь, мозоль, плешь, фальшь – ж. р. 9. Род дефисных существительных обычно определяется по первой части: диван-кровать – м. р. Исключение составляют слова, первая часть которых не склоняется (плащ-палатка – ж. р.), и слова с первой оценочной частью (царь-рыба – ж. р.). 10. Прибавление к существительному уменьшительного суффикса –ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК- или увеличительного суффикса – ИЩ- не меняет рода слова: голосишко, голосище – м. р. 11. Род сложносокращенных имен существительных (аббревиатур) определяется по роду главного слова словосочетания (МВД – министерство внутренних дел (ср.род)). Если же аббревиатура склоняется, род определяется по типу склонения: ЗАГС, вуз – м. р. 12. Не имеют рода существительные, употребляемые только в форме множественного числа: очки, щи, сани.

Слайд 18





Склонение тюркских женских личных имен
Имена Айгуль, Гузель и т.п. в документах не склоняются!
Описание слайда:
Склонение тюркских женских личных имен Имена Айгуль, Гузель и т.п. в документах не склоняются!

Слайд 19





Склонение фамилий
мужских
Описание слайда:
Склонение фамилий мужских

Слайд 20





Склонение географических названий
в городе 
Уфа;
в селе 
Аксаково;
в городе 
Октябрьский
Описание слайда:
Склонение географических названий в городе Уфа; в селе Аксаково; в городе Октябрьский

Слайд 21





Заведующая детским садом З.Н. Морозова
Описание слайда:
Заведующая детским садом З.Н. Морозова

Слайд 22





Трудности употребления имен прилагательных
Качественные прилагательные образуют формы сравнительной и превосходной степени. Эти формы бывают простыми (умнее, сладчайший) и составными (более полезный, самый добрый). Смешение простой и составной формы прилагательного – грубая ошибка (более подробнее, самый важнейший). 
Нужно учитывать, что некоторые качественные прилагательные не образуют простых форм сравнительной и превосходной степени, а также кратких форм. Этому могут мешать определенные приставки и суффиксы (передовой, шальной, зверский), значение слов (вороной, чубарый – масти животных) или трудноопределимые факторы (чужой). В трудных случаях для проверки нужно обратиться к словарям.
Описание слайда:
Трудности употребления имен прилагательных Качественные прилагательные образуют формы сравнительной и превосходной степени. Эти формы бывают простыми (умнее, сладчайший) и составными (более полезный, самый добрый). Смешение простой и составной формы прилагательного – грубая ошибка (более подробнее, самый важнейший). Нужно учитывать, что некоторые качественные прилагательные не образуют простых форм сравнительной и превосходной степени, а также кратких форм. Этому могут мешать определенные приставки и суффиксы (передовой, шальной, зверский), значение слов (вороной, чубарый – масти животных) или трудноопределимые факторы (чужой). В трудных случаях для проверки нужно обратиться к словарям.

Слайд 23





Сочетаемость собирательных числительных
	Собирательные числительные могут сочетаться:
1. С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского и обоего пола (двое друзей, трое сирот).
2. С существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц, трое суток), а также с названиями парных предметов (двое перчаток, трое сапог).
3. С существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «люди»).
4. С существительными, называющими детенышей животных (трое неизвестных лиц подошли к нему в парке, двое детей, семеро козлят).
5. С личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо).
При неодушевленных существительных в косвенных падежах предпочтительно употребление не собирательного, а целого числительного (ср. трое друзей - троих друзей, но трое суток – трех суток, трое брюк – трех пар брюк). 
Формы оба, обоих, обоим, обоими сочетаются с существительными мужского, среднего, общего рода и с названиями мужчины и женщины вместе: оба брата, обоих окон, обоим сиротам, оба родителя. Формы обе, обеих, обеим, обеими сочетаются с существительными женского рода: обе сестры, обеих комнат. Числительного обои не существует!
Описание слайда:
Сочетаемость собирательных числительных Собирательные числительные могут сочетаться: 1. С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского и обоего пола (двое друзей, трое сирот). 2. С существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц, трое суток), а также с названиями парных предметов (двое перчаток, трое сапог). 3. С существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «люди»). 4. С существительными, называющими детенышей животных (трое неизвестных лиц подошли к нему в парке, двое детей, семеро козлят). 5. С личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо). При неодушевленных существительных в косвенных падежах предпочтительно употребление не собирательного, а целого числительного (ср. трое друзей - троих друзей, но трое суток – трех суток, трое брюк – трех пар брюк). Формы оба, обоих, обоим, обоими сочетаются с существительными мужского, среднего, общего рода и с названиями мужчины и женщины вместе: оба брата, обоих окон, обоим сиротам, оба родителя. Формы обе, обеих, обеим, обеими сочетаются с существительными женского рода: обе сестры, обеих комнат. Числительного обои не существует!

Слайд 24





Трудности употребления местоимений
Местоимения 3 лица он, она, оно, они после предлогов имеют в начале букву Н: возле нее, около них. 
После предлогов благодаря, вне, вопреки, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, подобно Н не употребляется: подобно ему, вопреки им.После сравнительной степени прилагательных и наречий Н не употребляется: быстрее ее, дальше их.
	Местоимения себя и свой не должны употребляться в контексте, допускающем их неоднозначное понимание: *Больной попросил сестру налить себе (надо: ему) воды.
	Местоимения он, она, оно, они не должны повторяться в предложении, если возможно неоднозначное их понимание: *Студенты на каникулы поехали в деревню к родителям, они их ждали с нетерпением.
	Лучше употреблять сочетания скучать, тосковать по вас (нас), а не скучать, тосковать по вам (нам).
Описание слайда:
Трудности употребления местоимений Местоимения 3 лица он, она, оно, они после предлогов имеют в начале букву Н: возле нее, около них. После предлогов благодаря, вне, вопреки, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, подобно Н не употребляется: подобно ему, вопреки им.После сравнительной степени прилагательных и наречий Н не употребляется: быстрее ее, дальше их. Местоимения себя и свой не должны употребляться в контексте, допускающем их неоднозначное понимание: *Больной попросил сестру налить себе (надо: ему) воды. Местоимения он, она, оно, они не должны повторяться в предложении, если возможно неоднозначное их понимание: *Студенты на каникулы поехали в деревню к родителям, они их ждали с нетерпением. Лучше употреблять сочетания скучать, тосковать по вас (нас), а не скучать, тосковать по вам (нам).

Слайд 25





Трудности употребления глаголов
Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пропылесосить и некоторые другие не образуют формы 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: одержу победу, воспользуюсь пылесосом.
	Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –И: напои, подои.
	Глагол поехать имеет форму повелительного наклонения поезжай.
	Глагол лечь имеет формы повелительного наклонения ляг, лягте.
Описание слайда:
Трудности употребления глаголов Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пропылесосить и некоторые другие не образуют формы 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: одержу победу, воспользуюсь пылесосом. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –И: напои, подои. Глагол поехать имеет форму повелительного наклонения поезжай. Глагол лечь имеет формы повелительного наклонения ляг, лягте.

Слайд 26





Основы и классы глаголов
Описание слайда:
Основы и классы глаголов

Слайд 27





* Разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть, чтить, брезжить.
* Глаголы архаического типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать.
* Глаголы с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-) относятся к первому спряжению, если непереходные, и ко второму спряжению, если переходные.
* Чтобы определить спряжение глагола с приставкой ВЫ-, надо отбросить приставку.
Описание слайда:
* Разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть, чтить, брезжить. * Глаголы архаического типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать. * Глаголы с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-) относятся к первому спряжению, если непереходные, и ко второму спряжению, если переходные. * Чтобы определить спряжение глагола с приставкой ВЫ-, надо отбросить приставку.

Слайд 28





Непостоянные признаки глагола
Описание слайда:
Непостоянные признаки глагола

Слайд 29





Образование причастий
Описание слайда:
Образование причастий

Слайд 30





Трудности употребления причастий и деепричастий
Причастные обороты.
Не существует причастий будущего времени и причастий условного наклонения (т. е. с частицей бы): * Каждому пожелавшему бы выступить будет предоставлено слово.* Абитуриент, напишущий сочинение на «отлично», освобождается от сдачи остальных экзаменов.
Не следует злоупотреблять причастиями с суффиксом –СЯ (-СЯ обозначает, что действие совершается само по себе): * Задача, решающаяся этим коллективом, весьма трудна.
Нельзя вставлять внутрь причастного оборота определяемое слово: *Пострадавшему населению от наводнения оказана помощь.
Деепричастные обороты.
Действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к лицу, названному подлежащим, но не к другому предмету: *  Лесник подгоняет лошадку, весело мордой крутя.
Деепричастия не употребляются в безличном предложении (в котором нет и  не может быть подлежащего): * Придя домой, мне стало грустно.
Деепричастие не должно относиться к краткому причастию: * Услышав угрозы, он испуган.
Описание слайда:
Трудности употребления причастий и деепричастий Причастные обороты. Не существует причастий будущего времени и причастий условного наклонения (т. е. с частицей бы): * Каждому пожелавшему бы выступить будет предоставлено слово.* Абитуриент, напишущий сочинение на «отлично», освобождается от сдачи остальных экзаменов. Не следует злоупотреблять причастиями с суффиксом –СЯ (-СЯ обозначает, что действие совершается само по себе): * Задача, решающаяся этим коллективом, весьма трудна. Нельзя вставлять внутрь причастного оборота определяемое слово: *Пострадавшему населению от наводнения оказана помощь. Деепричастные обороты. Действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к лицу, названному подлежащим, но не к другому предмету: * Лесник подгоняет лошадку, весело мордой крутя. Деепричастия не употребляются в безличном предложении (в котором нет и не может быть подлежащего): * Придя домой, мне стало грустно. Деепричастие не должно относиться к краткому причастию: * Услышав угрозы, он испуган.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию