🗊Презентация Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №1Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №2Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №3Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №4Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №5Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №6Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №7Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №8Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №9Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №10Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №11Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №12Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №13Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №14Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра). Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Петровой Татьяны Аркадьевны
учителя русского языка и литературы
Описание слайда:
Петровой Татьяны Аркадьевны учителя русского языка и литературы

Слайд 2






Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка
(урок-игра).
Цели урока:
1.	Познакомить учеников с удивительным сказочным языком;
2.	Показать, какими художественными приёмами и средствами создаётся «сказочная обрядность»;
3.	Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
1.	Газета «Загадки  страны Сказочного Языка»;
2.	Выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами;
3.	Книжная выставка.
Описание слайда:
Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка (урок-игра). Цели урока: 1. Познакомить учеников с удивительным сказочным языком; 2. Показать, какими художественными приёмами и средствами создаётся «сказочная обрядность»; 3. Развивать творческие способности учащихся. Оборудование: 1. Газета «Загадки страны Сказочного Языка»; 2. Выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами; 3. Книжная выставка.

Слайд 3


Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка (урок-игра), слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





2. В сказках встречаются слова, которые теперь не употребляются или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова. Например:	Ведать – знать
				Посулить – обещать
2. В сказках встречаются слова, которые теперь не употребляются или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова. Например:	Ведать – знать
				Посулить – обещать
					Дол – равнина
				Промеж – между 
Снарядили старик со старухой всех троих сыновей в путь-дорогу.
-Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился.
-Спасибо, - говорит. – С мечами нам куда сподручнее биться будет.
	Снарядили – собрали 
            Чуете – чувствовать
            Сгодился – готов 
            Сподручнее – удобнее
Описание слайда:
2. В сказках встречаются слова, которые теперь не употребляются или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова. Например: Ведать – знать Посулить – обещать 2. В сказках встречаются слова, которые теперь не употребляются или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова. Например: Ведать – знать Посулить – обещать Дол – равнина Промеж – между Снарядили старик со старухой всех троих сыновей в путь-дорогу. -Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился. -Спасибо, - говорит. – С мечами нам куда сподручнее биться будет. Снарядили – собрали Чуете – чувствовать Сгодился – готов Сподручнее – удобнее

Слайд 5





3.(*) Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
3.(*) Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. 
	(парадное)
Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. 
	(красивые)

Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в землю раскинул, ветками красное солнце закрыл. 
	(яркое)




(*) – символ домашнего задания
Описание слайда:
3.(*) Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? 3.(*) Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. (парадное) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. (красивые) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в землю раскинул, ветками красное солнце закрыл. (яркое) (*) – символ домашнего задания

Слайд 6





Второй этап лингвистической экспедиции 
«В гостях у Кота в сапогах»
    1.В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями. (эпитетами)
	
	Найти постоянные эпитеты в следующих предложениях.

А возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны.
Тугие луки
Взяла Василиса Премудрая Ивана – царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
Столы дубовые, скатерти узорчатые
Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди.
Белые лебеди
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?
	Добрый молодец
Описание слайда:
Второй этап лингвистической экспедиции «В гостях у Кота в сапогах» 1.В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями. (эпитетами) Найти постоянные эпитеты в следующих предложениях. А возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Тугие луки Взяла Василиса Премудрая Ивана – царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые. Столы дубовые, скатерти узорчатые Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Белые лебеди Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Добрый молодец

Слайд 7





2. К выделенным словам найдите синонимы в предложениях правого столбика 

1.	Или услышал от своего отца слово неласковое?
	Недоброе
2.	Как мне не печалиться, - ответил Иван – царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла ему к завтрему каравай.
	Не кручиниться
3.	…испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрашен каравай узорами мудреными.
	Хитрые узоры
4.	…две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал.
	Изгрыз
Описание слайда:
2. К выделенным словам найдите синонимы в предложениях правого столбика 1. Или услышал от своего отца слово неласковое? Недоброе 2. Как мне не печалиться, - ответил Иван – царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла ему к завтрему каравай. Не кручиниться 3. …испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрашен каравай узорами мудреными. Хитрые узоры 4. …две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал. Изгрыз

Слайд 8





3.     Найти противоположные по смыслу слова
3.     Найти противоположные по смыслу слова
1.	Долго ли коротко ли ехали – увидели яблоньку.
	Долго ли коротко ли
2.	Много ли мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.
	Много ли мало ли
3.	Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, долго ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
	Долго ли, коротко ли… …близко ли, долго ли…
4.	Эх, Иван – царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушачью кожу снял? Не ты ёё надел, не тебе ёё снимать было!
	Не ты ёё надел, не тебе ёё снимать было
5.	Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
	Волей или неволей
Описание слайда:
3. Найти противоположные по смыслу слова 3. Найти противоположные по смыслу слова 1. Долго ли коротко ли ехали – увидели яблоньку. Долго ли коротко ли 2. Много ли мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела. Много ли мало ли 3. Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, долго ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Долго ли, коротко ли… …близко ли, долго ли… 4. Эх, Иван – царевич, - говорит старичок, - зачем же ты лягушачью кожу снял? Не ты ёё надел, не тебе ёё снимать было! Не ты ёё надел, не тебе ёё снимать было 5. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? Волей или неволей

Слайд 9





     Третий этап лингвистической экспедиции 
               «Загадки старой бабушки Яги»
Описание слайда:
Третий этап лингвистической экспедиции «Загадки старой бабушки Яги»

Слайд 10





Литературная викторина
(для болельщиков)
1.	Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: 
По щучьему веленью, по моему хотенью… 	
	(Емеля)
Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики 
	(Бастинда)
Кара – барас! 
	(Мойдодыр)
Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг 
	(Женя, «Цветик – семицветик»)
2.       В кого превращались или были заколдованы:
Князь Гвидон 
	(Комар, муха, шмель)
Великан – людоед из сказки Ш.Перро 
	(Лев, мышь)
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х.Андерсена 
	(Лебеди)
Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца 
	(Старик)
Описание слайда:
Литературная викторина (для болельщиков) 1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля) Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики (Бастинда) Кара – барас! (Мойдодыр) Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг (Женя, «Цветик – семицветик») 2. В кого превращались или были заколдованы: Князь Гвидон (Комар, муха, шмель) Великан – людоед из сказки Ш.Перро (Лев, мышь) Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х.Андерсена (Лебеди) Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца (Старик)

Слайд 11





3. Что бы вы попросили у…
3. Что бы вы попросили у…
Буратино? 
	(Золотой ключик)
Золушки? 
	(Туфельку)
Алладина? 
	(Волшебную лампу)
4. На чем или на ком совершили путешествие:
Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя? 
	(На стрекозе)
За медом Винни – Пух? 
	(На воздушном шарике)
Из норы крота в теплые края Дюймовочка? 
	(На ласточке)
5. Кто из литературных персонажей были друзьями:
Малыша? 
	(Карлсон)
Винни – Пуха? 
	(Пятачок, Кролик, Иа - Иа)
Крокодила Гены? 
	(Чебурашка, Галя)
Описание слайда:
3. Что бы вы попросили у… 3. Что бы вы попросили у… Буратино? (Золотой ключик) Золушки? (Туфельку) Алладина? (Волшебную лампу) 4. На чем или на ком совершили путешествие: Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя? (На стрекозе) За медом Винни – Пух? (На воздушном шарике) Из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке) 5. Кто из литературных персонажей были друзьями: Малыша? (Карлсон) Винни – Пуха? (Пятачок, Кролик, Иа - Иа) Крокодила Гены? (Чебурашка, Галя)

Слайд 12





2. В сказках часто встречаются 
преувеличение (гиперболы).
Найдите их в сказке «Мудрая жена»
В сказке царь дает дураку следующие задания:
1.	Коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост – одна мостина серебряная, а другая – золотая.
	…ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост…
2.	Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели птицы райские, да мяукали котики морские.
	…за единую ночь…
3.	Ну, братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу – покойнику и спроси, где его деньги запрятаны.
	…сходи на тот свет к моему отцу – покойнику…
Описание слайда:
2. В сказках часто встречаются преувеличение (гиперболы). Найдите их в сказке «Мудрая жена» В сказке царь дает дураку следующие задания: 1. Коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост – одна мостина серебряная, а другая – золотая. …ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост… 2. Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели птицы райские, да мяукали котики морские. …за единую ночь… 3. Ну, братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу – покойнику и спроси, где его деньги запрятаны. …сходи на тот свет к моему отцу – покойнику…

Слайд 13





(*)Четвертый этап лингвистической экспедиции. 
Творческое задание. 
«Старая сказка на новый лад»
Описание слайда:
(*)Четвертый этап лингвистической экспедиции. Творческое задание. «Старая сказка на новый лад»

Слайд 14





Подведение итогов.
Описание слайда:
Подведение итогов.

Слайд 15





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.	Тумина Л.Е. «Из опыта работы кружка по развитию связной речи», М.: «РЯШ», 2003;
2. 	Тумина Л.Е. «Учимся сочинять сказки», М.: «РЯШ», 2003;
3.	Водолазькая С.В. «Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005;
4.	Сухин И.Г. «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все», М.: «Новая школа», 2004;
5.	Подгаецкая И.М. «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», М.: «Просвещение», 2005;
6.	Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке», СПб: «Просвещение», 2002.
Описание слайда:
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Тумина Л.Е. «Из опыта работы кружка по развитию связной речи», М.: «РЯШ», 2003; 2. Тумина Л.Е. «Учимся сочинять сказки», М.: «РЯШ», 2003; 3. Водолазькая С.В. «Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005; 4. Сухин И.Г. «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все», М.: «Новая школа», 2004; 5. Подгаецкая И.М. «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», М.: «Просвещение», 2005; 6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке», СПб: «Просвещение», 2002.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию