🗊Презентация Метафора и метонимия

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Метафора и метонимия, слайд №1Метафора и метонимия, слайд №2Метафора и метонимия, слайд №3Метафора и метонимия, слайд №4Метафора и метонимия, слайд №5Метафора и метонимия, слайд №6Метафора и метонимия, слайд №7Метафора и метонимия, слайд №8Метафора и метонимия, слайд №9Метафора и метонимия, слайд №10Метафора и метонимия, слайд №11Метафора и метонимия, слайд №12Метафора и метонимия, слайд №13Метафора и метонимия, слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Метафора и метонимия. Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Метафора и метонимия
Описание слайда:
Метафора и метонимия

Слайд 2





Определения метафоры
В ней [метафоре — прим. СП] заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира … необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Метафора — это вызов природе. Источник метафоры — сознательная ошибка в таксономии объектов.
Н.Д. Арутюнова.
Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. <…> Тем самым понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и, следовательно, язык также упорядочивается метафорически. 
Д. Лакофф, М. Джонсон.
От наших представлений о сознании зависит наша концепция мира, а от нее в свою очередь зависит наша мораль, наша политика, наше искусство. Получается, что все огромное здание Вселенной, преисполненной жизни, покоится на крохотном и воздушном тельце метафоры. 
Х. Ортега-и-Гассет.
Описание слайда:
Определения метафоры В ней [метафоре — прим. СП] заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира … необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Метафора — это вызов природе. Источник метафоры — сознательная ошибка в таксономии объектов. Н.Д. Арутюнова. Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. <…> Тем самым понятие упорядочивается метафорически, соответствующая деятельность упорядочивается метафорически, и, следовательно, язык также упорядочивается метафорически. Д. Лакофф, М. Джонсон. От наших представлений о сознании зависит наша концепция мира, а от нее в свою очередь зависит наша мораль, наша политика, наше искусство. Получается, что все огромное здание Вселенной, преисполненной жизни, покоится на крохотном и воздушном тельце метафоры. Х. Ортега-и-Гассет.

Слайд 3






	-	метафора как осмысление одного предмета в категориях другого;
	-	метафора как часть не только художественного языка, но и человеческого языка вообще;
	-	метафора как структурирующее наши представления о мире;
	-	метафора как выражение, возникающее и осмысляемое творчески.
Описание слайда:
- метафора как осмысление одного предмета в категориях другого; - метафора как часть не только художественного языка, но и человеческого языка вообще; - метафора как структурирующее наши представления о мире; - метафора как выражение, возникающее и осмысляемое творчески.

Слайд 4





Возможное определение метафоры
«Метафора — это некий языковой концепт, осмысляющий один предмет в категориях другого, существующий в человеческом языке объективно и повсеместно, а также творчески истолковывающий для человека все явления и события мира».
Как Вы считаете, достаточно ли этого определения для метафоры? Проясняет ли оно для Вас все признаки и функции этого явления? Не хотели бы Вы что-то добавить в это определение?
Описание слайда:
Возможное определение метафоры «Метафора — это некий языковой концепт, осмысляющий один предмет в категориях другого, существующий в человеческом языке объективно и повсеместно, а также творчески истолковывающий для человека все явления и события мира». Как Вы считаете, достаточно ли этого определения для метафоры? Проясняет ли оно для Вас все признаки и функции этого явления? Не хотели бы Вы что-то добавить в это определение?

Слайд 5





Определения метонимии
Р. Якобсон о метонимии: 
«Смысловое подобие связывает символы метаязыка с символами соответствующего языка-объекта. Сходство связывает метафорическое обозначение с заменяемым обозначением. Поэтому, строя метаязык для интерпретации тропов, исследователь располагает большим числом однородных средств для описания метафоры, тогда как метонимия, основанная на другом принципе, с трудом поддается интерпретации. Вследствие этого мы не можем указать для теории метонимии ничего сравнимого с богатой литературой по метафоре. <…> Преимущественное внимание в гуманитарных науках к метафоре по сравнению с метонимией объясняется не только научным арсеналом исследователей, но и самим объектом наблюдения. Поскольку в поэзии внимание сосредоточено на знаке, а в прозе (в большей степени ориентированной на практику) — главным образом на референте, тропы и фигуры изучались в основном как поэтические приемы выразительности».
Описание слайда:
Определения метонимии Р. Якобсон о метонимии: «Смысловое подобие связывает символы метаязыка с символами соответствующего языка-объекта. Сходство связывает метафорическое обозначение с заменяемым обозначением. Поэтому, строя метаязык для интерпретации тропов, исследователь располагает большим числом однородных средств для описания метафоры, тогда как метонимия, основанная на другом принципе, с трудом поддается интерпретации. Вследствие этого мы не можем указать для теории метонимии ничего сравнимого с богатой литературой по метафоре. <…> Преимущественное внимание в гуманитарных науках к метафоре по сравнению с метонимией объясняется не только научным арсеналом исследователей, но и самим объектом наблюдения. Поскольку в поэзии внимание сосредоточено на знаке, а в прозе (в большей степени ориентированной на практику) — главным образом на референте, тропы и фигуры изучались в основном как поэтические приемы выразительности».

Слайд 6






Метонимия обращает внимание на индивидуализирующую черту, позволяя адресату речи идентифицировать объект, выделить его из области наблюдаемого, отличить от других соприсутствующих с ним предметов, метафора же дает сущностную характеристику объекта. 
Н.Д. Арутюнова.
Метонимия — замена одного имени другим — остается процессом семиотическим, быть может даже, феноменом субституции par excellence в области знаков. Метафора — предицирование необычного признака — это процесс семантический (как понимал его Бенвенист), возможно даже, феномен генетический par excellence в области речи. 
П. Рикер.
Описание слайда:
Метонимия обращает внимание на индивидуализирующую черту, позволяя адресату речи идентифицировать объект, выделить его из области наблюдаемого, отличить от других соприсутствующих с ним предметов, метафора же дает сущностную характеристику объекта. Н.Д. Арутюнова. Метонимия — замена одного имени другим — остается процессом семиотическим, быть может даже, феноменом субституции par excellence в области знаков. Метафора — предицирование необычного признака — это процесс семантический (как понимал его Бенвенист), возможно даже, феномен генетический par excellence в области речи. П. Рикер.

Слайд 7






	-	метонимия, в отличие от метафоры, не создает новое значение на базе двух разных, но — сближает последние; 
	-	метонимия, как и метафора, также является частью не только художественного, но и человеческого языка вообще;
	-	метонимия, как и метафора, обладает выраженным творческим началом.
Возможное определение метонимии на основе имеющихся данных —невозможно. А значит: и то определение метафоры, которое мы дали (однозначно: недостаточное), — неверно. 
Вывод: была допущена методологическая ошибка, и теперь нужно вернуться к самому началу пути.
Описание слайда:
- метонимия, в отличие от метафоры, не создает новое значение на базе двух разных, но — сближает последние; - метонимия, как и метафора, также является частью не только художественного, но и человеческого языка вообще; - метонимия, как и метафора, обладает выраженным творческим началом. Возможное определение метонимии на основе имеющихся данных —невозможно. А значит: и то определение метафоры, которое мы дали (однозначно: недостаточное), — неверно. Вывод: была допущена методологическая ошибка, и теперь нужно вернуться к самому началу пути.

Слайд 8





Языковые примеры
Метафоры:
-	«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» (Пушкин).
-	«Закатилось солнце русской поэзии» (Жуковский).
-	«Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» (Маяковский).
Описание слайда:
Языковые примеры Метафоры: - «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» (Пушкин). - «Закатилось солнце русской поэзии» (Жуковский). - «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» (Маяковский).

Слайд 9





Главный функциональный признак
«Главный функциональный признак метафоры и метонимии состоит в производстве нового значения или в «усложнении» семантики, уже существующей. Метафора и метонимия порождают уникальные единицы смысла, универсальные почти для любого контекста».
И следовательно: сказать что-либо о метафоре или метонимии — значит сказать нечто об их значении, а не об орфографии, фонетике, интонации или грамматике. Метафора и метонимия — суть явления семантические.
Описание слайда:
Главный функциональный признак «Главный функциональный признак метафоры и метонимии состоит в производстве нового значения или в «усложнении» семантики, уже существующей. Метафора и метонимия порождают уникальные единицы смысла, универсальные почти для любого контекста». И следовательно: сказать что-либо о метафоре или метонимии — значит сказать нечто об их значении, а не об орфографии, фонетике, интонации или грамматике. Метафора и метонимия — суть явления семантические.

Слайд 10





Принципы построения
«Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» (Маяковский).
Метафора: новая семантика (семантема) = A + B.
Описание слайда:
Принципы построения «Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту» (Маяковский). Метафора: новая семантика (семантема) = A + B.

Слайд 11





Новые определения
«Метафора — это выражение, состоящее из двух семантических объектов (главного и вспомогательного), которые связываются своими значениями жесткой логической связью, и потому производят новое, абсолютно уникальное значение, отдельную единицу смысла».
Описание слайда:
Новые определения «Метафора — это выражение, состоящее из двух семантических объектов (главного и вспомогательного), которые связываются своими значениями жесткой логической связью, и потому производят новое, абсолютно уникальное значение, отдельную единицу смысла».

Слайд 12






«Сложа весла»
Лодка колотится в сонной груди, 
Ивы навязали, целуют в ключицы, 
В локти, в уключины — о погоди, 
Это ведь может со всяким случиться! 
Этим ведь в песне тешатся все. 
Это ведь значит — пепел сиреневый, 
Роскошь крошеной ромашки в росе, 
Губы и губы на звезды выменивать! 
Это ведь значит — обнять небосвод, 
Руки сплести вкруг Геракла громадного, 
Это ведь значит — века напролет 
Ночи на щелканье славок проматывать!
Описание слайда:
«Сложа весла» Лодка колотится в сонной груди, Ивы навязали, целуют в ключицы, В локти, в уключины — о погоди, Это ведь может со всяким случиться! Этим ведь в песне тешатся все. Это ведь значит — пепел сиреневый, Роскошь крошеной ромашки в росе, Губы и губы на звезды выменивать! Это ведь значит — обнять небосвод, Руки сплести вкруг Геракла громадного, Это ведь значит — века напролет Ночи на щелканье славок проматывать!

Слайд 13






«Сложа весла»
Лодка колотится в сонной груди, 
Ивы навязали, целуют в ключицы, 
В локти, в уключины — о погоди, 
Это ведь может со всяким случиться! 
Этим ведь в песне тешатся все. 
Это ведь значит — пепел сиреневый, 
Роскошь крошеной ромашки в росе, 
Губы и губы на звезды выменивать! 
Это ведь значит — обнять небосвод, 
Руки сплести вкруг Геракла громадного, 
Это ведь значит — века напролет 
Ночи на щелканье славок проматывать!
Описание слайда:
«Сложа весла» Лодка колотится в сонной груди, Ивы навязали, целуют в ключицы, В локти, в уключины — о погоди, Это ведь может со всяким случиться! Этим ведь в песне тешатся все. Это ведь значит — пепел сиреневый, Роскошь крошеной ромашки в росе, Губы и губы на звезды выменивать! Это ведь значит — обнять небосвод, Руки сплести вкруг Геракла громадного, Это ведь значит — века напролет Ночи на щелканье славок проматывать!

Слайд 14






«Духовные скрепы» = объект А («духовные») и объект В («скрепы). 
Значение метафоры: «некоторые духовные ценности, которые скрепляют общество так же крепко, как скрепы скрепляют части механизмов». 
Побочные смыслы: «общество как механизм», «общество как объединение духовно близких людей», «общество как дух» и т.д.
Вопросы о производители метафоры: облик субъекта (власти), который произвел подобную метафору — ? Как этот субъект видит общество? Почему он описывает общество через метафору?
Описание слайда:
«Духовные скрепы» = объект А («духовные») и объект В («скрепы). Значение метафоры: «некоторые духовные ценности, которые скрепляют общество так же крепко, как скрепы скрепляют части механизмов». Побочные смыслы: «общество как механизм», «общество как объединение духовно близких людей», «общество как дух» и т.д. Вопросы о производители метафоры: облик субъекта (власти), который произвел подобную метафору — ? Как этот субъект видит общество? Почему он описывает общество через метафору?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию