Описание слайда:
Буддистская мистика – расширение сознания адепта
1. Созерцание образов первоэлементов.
Сосредоточению на символах четырех первоэлементов.
Цель практики достигается тогда, когда остается лишь предельно сосредоточенное и однонаправленное сознание, а его объект исчезает, переставая восприниматься.
2. Созерцание объектов, вызывающих отвращение.
1) «Созерцание вздутого трупа благотоворно для того, кто испытывает физическое влечение к красивым формам»;
2) созерцание посиневшего трупа благотоворно для того, кто имеет пристрастие к красивой коже;
3) созерцание гноящегося трупа благотворно для того, кто испытывает вожделение к ароматам тела от цветов, духов и т.д.»
3. Созерцания-памятования. Осознание дыхания.
Мистик буддист стремится к изгнание поведенческих автоматизмов и к максимальному расширению сферы осознаваемого, постепенно включая в нее все новые и новые уровни подсознательного и бессознательного, идея тотальной осознанности, всей психофизической деятельности человека "здесь и теперь" является фундаментальной для буддийской йоги (вплоть до осознавания во сне факта сна)
Особую роль в буддизме играет осознавания процесса вдыхания и выдыхания (жизнь-смерть).
Полная осознанность поведения предполагает также осознавание различных
осознавание длины вдоха и выдоха ("делая длительный вдох, он осознает: "Я делаю длительный вдох"" – и т.д.).
Осознавая чувство радости, вдыхать и выдыхать, дышать, осознавая чувство наслаждения, осознавать дыхание в различных состояниях психики.
осознавание дыхания в ходе анализа природы сознания (а), порождения чувства блаженства (б), концентрации сознания и его сосредоточения (в) и освобождения его от аффективных состояний (г);
4. Практика формирования духовных качеств
Рассмотрим практику дружелюбие, сострадание, сорадование и уравновешенность созерцательного развития этих качеств на примере дружелюбия
йогин выделяет так называемый неподходящий тип личностей, по отношению которых, по крайней мере на первой стадии созерцания, не следует развивать дружелюбие. Это: 1) нелюбимые люди (поскольку развитие дружелюбия по отношению к ним требует уже определенной подготовки); 2) чрезмерно любимые друзья; 3) безразличные йогину люди; 4) люди, к которым он враждебен; 5) особы противоположного пола (во избежание появления чувства вожделения); 6) умершие. Затем определяется подходящий объект.
Сначала, йогин должен развить чувство дружелюбия к себе самому ("пусть я буду свободным от враждебности, свободным от несправедливости, свободным от тревоги, пусть я стану тем, кто сохраняет спокойствие") и только после распространять это отношение на других людей..: "Как я хочу быть счастливым, а не страдающим, хочу жить и не хочу умирать, так и другие существа тоже". Далее он размышляет о своем учителе или другом достойном человеке. "Пусть этот достойный человек будет свободен от зла". Постепенно йогин распространяет это отношение вначале на любимых им людей, потом на безразличных и наконец на нелюбимых и ранее ненавидимых. Различия между четырьмя типами объектов данного созерцания (я, любимые люди, безразличные люди, нелюбимые люди) стираются, и йогин достигает равностного дружелюбия: он любит ближних, как самого себя, и дальних, как ближних. Таким образом дружелюбие становится неограниченным.
Далее достигается состояние самадхи, В этом состоянии йогин узнает себя во всем, отождествляет себя со всеми без различия. Он относится ко всем, как к самому себе, не устанавливая различий между собой и "другими существами".
5. Созерцание на уровне мира не-форм (сфера бесконечного пространства, сфера безграничного сознания, сфера отсутствия чего бы то ни было, сфера ни восприятия, ни невосприятия).
Сосредоточения на образе бесконечного пространства. Развертывание сознания на уровне бесконечного сознания. Здесь сознание развертывается как таковое, вне каких-либо содержаний, что делает излишним наличие пространства психического опыта.