🗊Презентация Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №1Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №2Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №3Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №4Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №5Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №6Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №7Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №8Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов, слайд №9

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика. Формообразующие морфемы. Способы образования слов. Доклад-сообщение содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





морфемика
Описание слайда:
морфемика

Слайд 2





Морфема — значимая часть слова. Почему?
Морфему называют значимой частью слова, потому что она имеет собственное значение и, соответственно, может менять значение слова, добавляясь к основе.
Например, суффикс -тель- означает «тот, кто что-то делает»: строитель — тот, кто строит; учитель — тот, кто учит; мечтатель — тот, кто мечтает, изобретатель — тот, кто изобретает. 
Основное значение слова содержится в корне, главной морфеме слова. Суффиксы и приставки лишь немного изменяют значение, которое задано в корне, или же дополняют его. 
Например, прилагательное тёмный значит «лишённый света», а слово темноватый (тёмный + -оват-) имеет значение «немного лишённый света», потому что суффикс -оват-/-еват- имеют значение «немного».
Описание слайда:
Морфема — значимая часть слова. Почему? Морфему называют значимой частью слова, потому что она имеет собственное значение и, соответственно, может менять значение слова, добавляясь к основе. Например, суффикс -тель- означает «тот, кто что-то делает»: строитель — тот, кто строит; учитель — тот, кто учит; мечтатель — тот, кто мечтает, изобретатель — тот, кто изобретает. Основное значение слова содержится в корне, главной морфеме слова. Суффиксы и приставки лишь немного изменяют значение, которое задано в корне, или же дополняют его. Например, прилагательное тёмный значит «лишённый света», а слово темноватый (тёмный + -оват-) имеет значение «немного лишённый света», потому что суффикс -оват-/-еват- имеют значение «немного».

Слайд 3





Формообразующие морфемы
Название формообразующих морфем говорит само за себя: они образуют форму слова. 
Главная формообразующая морфема — окончание. Окончание только и делает, что образует форму слова. Благодаря этому определить в слове окончание очень просто: нужно всего лишь изменить форму слова, ведь тогда изменится и окончание. Например, в слове стен-а окончание -а, потому что форма множественного числа — сте́н-ы (окончание -ы), форма предложного падежа — о стен-е и т.п.
И существительное, и прилагательное, и глагол — все эти части речи меняются по числам, поэтому при определении окончания рекомендовано сначала изменить форму числа. Например: снег□ — снег-а́, ламп-а — ламп-ы, гуля-ю — гуля-ем, хоч-у — хот-им и т.п.
Описание слайда:
Формообразующие морфемы Название формообразующих морфем говорит само за себя: они образуют форму слова. Главная формообразующая морфема — окончание. Окончание только и делает, что образует форму слова. Благодаря этому определить в слове окончание очень просто: нужно всего лишь изменить форму слова, ведь тогда изменится и окончание. Например, в слове стен-а окончание -а, потому что форма множественного числа — сте́н-ы (окончание -ы), форма предложного падежа — о стен-е и т.п. И существительное, и прилагательное, и глагол — все эти части речи меняются по числам, поэтому при определении окончания рекомендовано сначала изменить форму числа. Например: снег□ — снег-а́, ламп-а — ламп-ы, гуля-ю — гуля-ем, хоч-у — хот-им и т.п.

Слайд 4





Формообразующие морфемы
Но к формообразующим морфемам относится не только окончание. Вы уже знаете о том, что в русском языке есть как минимум 2 формообразующих суффикса. 
Информацию о них вы можете найти на стр. 150 и 153-154 в учебнике. Повторите, не ленитесь.
Описание слайда:
Формообразующие морфемы Но к формообразующим морфемам относится не только окончание. Вы уже знаете о том, что в русском языке есть как минимум 2 формообразующих суффикса. Информацию о них вы можете найти на стр. 150 и 153-154 в учебнике. Повторите, не ленитесь.

Слайд 5





Как определить корень в слове?
Нет ничего сложного в том, чтобы определить корень в слове: подбирайте однокоренные слова и смотрите на часть слова, которая остаётся неизменной в них.
Например, определим корень в слове выключатель. Подберём однокоренные слова: выключатель — выключить, отключить, включить, ключ. Неизменна во всех словах часть -ключ-, именно она и является корнем. 
Правда, внешний облик корня всё же может менять, ведь в нём могут происходить различные чередования, но пусть это не сбивает вас с толку. По поводу вариантов морфем вы можете ещё раз прочитать информацию из §8 главы 3 (стр. 170-171).
Описание слайда:
Как определить корень в слове? Нет ничего сложного в том, чтобы определить корень в слове: подбирайте однокоренные слова и смотрите на часть слова, которая остаётся неизменной в них. Например, определим корень в слове выключатель. Подберём однокоренные слова: выключатель — выключить, отключить, включить, ключ. Неизменна во всех словах часть -ключ-, именно она и является корнем. Правда, внешний облик корня всё же может менять, ведь в нём могут происходить различные чередования, но пусть это не сбивает вас с толку. По поводу вариантов морфем вы можете ещё раз прочитать информацию из §8 главы 3 (стр. 170-171).

Слайд 6





Как определить ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ в слове?
В первую очередь вам нужно определять морфемы в слове в правильном порядке:
Сначала определяем окончание, изменяя форму слова.
Затем — корень, подбирая однокоренные слова. 
А уже после этого думаем над приставками и суффиксами.
Чтобы верно определить приставки и суффиксы в слове, нужно понять, от какого слова оно образовано, то есть составить словообразовательную цепь.
Например: гидроусилитель ← гидро + усилитель (← усилить ← сила). Определять морфемы лучше начинать с последнего в цепочке слова, ведь на самом деле с него начинается образование конечного слова гидроусилитель.
Итак: сил-а → у-сил-и-ть → у-сил-и-тель□ + гидро → гидро-у-сил-и-тель□.
Описание слайда:
Как определить ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ в слове? В первую очередь вам нужно определять морфемы в слове в правильном порядке: Сначала определяем окончание, изменяя форму слова. Затем — корень, подбирая однокоренные слова. А уже после этого думаем над приставками и суффиксами. Чтобы верно определить приставки и суффиксы в слове, нужно понять, от какого слова оно образовано, то есть составить словообразовательную цепь. Например: гидроусилитель ← гидро + усилитель (← усилить ← сила). Определять морфемы лучше начинать с последнего в цепочке слова, ведь на самом деле с него начинается образование конечного слова гидроусилитель. Итак: сил-а → у-сил-и-ть → у-сил-и-тель□ + гидро → гидро-у-сил-и-тель□.

Слайд 7





Способы образования слов
Способ словообразования зависит от того, с помощью какой морфемы образовалось слово. 
Например, глагол помечтать образован от глагола мечтать с помощью приставки по, так что способ словообразования — приставочный. А вот существительное мечтатель образовано от глагола мечтать с помощью суффикса -тель-, так что способ словообразования — суффиксальный.
О способах словообразования вы можете прочитать в §9-11 (стр. 173-178). Но помните, что при сложении основ между корнями стоит особая морфема — интерфикс, а не соединительная гласная. Например: воздух(о)плаватель, мор(е)плаватель, тепл(о)воз, кукл(о)вод и т.п.
Описание слайда:
Способы образования слов Способ словообразования зависит от того, с помощью какой морфемы образовалось слово. Например, глагол помечтать образован от глагола мечтать с помощью приставки по, так что способ словообразования — приставочный. А вот существительное мечтатель образовано от глагола мечтать с помощью суффикса -тель-, так что способ словообразования — суффиксальный. О способах словообразования вы можете прочитать в §9-11 (стр. 173-178). Но помните, что при сложении основ между корнями стоит особая морфема — интерфикс, а не соединительная гласная. Например: воздух(о)плаватель, мор(е)плаватель, тепл(о)воз, кукл(о)вод и т.п.

Слайд 8





потренируйтесь 
Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов.
переехать
попытка
сахарозаменитель
Описание слайда:
потренируйтесь Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов. переехать попытка сахарозаменитель

Слайд 9





Проверьте себя
Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов.
пере-ех-а-ть ← ех-а-ть
по-пыт-к-а ← по-пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть
сахар-о-за-мен-и-тель□ ← сахар□ + за-мен-и-тель□ (← за-мен-и-ть ← мен-я-ть)
Описание слайда:
Проверьте себя Составьте словообразовательную цепь и сделайте полный морфемный разбор следующих слов. пере-ех-а-ть ← ех-а-ть по-пыт-к-а ← по-пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть-ся ← пыт-а-ть сахар-о-за-мен-и-тель□ ← сахар□ + за-мен-и-тель□ (← за-мен-и-ть ← мен-я-ть)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию