🗊Презентация Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №1Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №2Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №3Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №4Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №5Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №6Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №7Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №8Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №9Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №10Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №11Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №12Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №13Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №14Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №15Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №16Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №17Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №18Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №19

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфемика
и словообразование (дериватология). 
Введение в курс.
Описание слайда:
Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс.

Слайд 2





План:

1.Морфемика как самостоятельный раздел языкознания. Морфема как главный объект морфемики (план выражения, план содержания).

2.Морфонология как самостоятельный раздел языкознания. Основные единицы морфонологии – морфонема и субморф. Круг проблем морфонологии.

3.Словообразование как самостоятельный раздел языкознания. Единицы словообразовательной системы.
Описание слайда:
План: 1.Морфемика как самостоятельный раздел языкознания. Морфема как главный объект морфемики (план выражения, план содержания). 2.Морфонология как самостоятельный раздел языкознания. Основные единицы морфонологии – морфонема и субморф. Круг проблем морфонологии. 3.Словообразование как самостоятельный раздел языкознания. Единицы словообразовательной системы.

Слайд 3





Литература:
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С. 119-121.
2. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975.
3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Общее языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1976. – С. 273-288.
4. Грамматика современного русского литературного языка.–М.,1970.
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование.-М.,1973. 
6. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М., 1977.
7. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование.-М.,1984. 
8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1997.
9. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. –3-е изд. – М., 1999.
10. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. 
11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.
Описание слайда:
Литература: 1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1. – С. 119-121. 2. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. 3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Общее языкознание. Хрестоматия. – Минск, 1976. – С. 273-288. 4. Грамматика современного русского литературного языка.–М.,1970. 5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование.-М.,1973. 6. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. – М., 1977. 7. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование.-М.,1984. 8. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1997. 9. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. –3-е изд. – М., 1999. 10. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. 11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.

Слайд 4





Цель лекции – выяснить, почему  три     самостоя- тельных   раздела  языко-знания – морфемика,
Цель лекции – выяснить, почему  три     самостоя- тельных   раздела  языко-знания – морфемика,
   морфонология и  словообразование –  рассматриваются в структуре  одного  
   учебного курса.
Описание слайда:
Цель лекции – выяснить, почему три самостоя- тельных раздела языко-знания – морфемика, Цель лекции – выяснить, почему три самостоя- тельных раздела языко-знания – морфемика, морфонология и словообразование – рассматриваются в структуре одного учебного курса.

Слайд 5





Вопрос 1.
 
Морфемика как самостоятельный раздел языкознания. Центральный объект изучения – морфема (план выражения, план содержания).
Описание слайда:
Вопрос 1. Морфемика как самостоятельный раздел языкознания. Центральный объект изучения – морфема (план выражения, план содержания).

Слайд 6





План содержания морфемы
Сравните:
Бабушка подарила годовалой внучке голубой столик с устойчивым стульчиком.
Он приобрел стол красного дерева на шесть персон. О цене этого столика можно было только догадываться.
Описание слайда:
План содержания морфемы Сравните: Бабушка подарила годовалой внучке голубой столик с устойчивым стульчиком. Он приобрел стол красного дерева на шесть персон. О цене этого столика можно было только догадываться.

Слайд 7





       берег                     свет
       береж-ок             свет’-и(ть)
без-бреж-н(ый)          свеч-ени[j-(э)]
                                  о-свещ-ени[j-э)].
Описание слайда:
берег свет береж-ок свет’-и(ть) без-бреж-н(ый) свеч-ени[j-(э)] о-свещ-ени[j-э)].

Слайд 8






              ЯЗЫКОВЫЕ    ЕДИНИЦЫ	

    НЕЛИНЕЙНЫЕ	                       ЛИНЕЙНЫЕ	

         СЛОВО                                      СЛОВОФОРМЫ	

           бросок		          ед.ч.                        мн.ч.
                               	 И.п. бросок-˜           броск-и         
                              	 Р.п. броск-а               броск-ов
                               	 Д.п. броск-у               броск-ам
                              	 В.п. бросок-˜            броск-и
                              	Т.п. броск-ом              броск-ами
                              	 П.п. (о) броск-е         (о) броск-ах
	
       МОРФЕМА	                    МОРФЫ	
                    
      корневая                         	 корневые
           брос-                    	брос-ок, брос’-и(ть), брош-у,
                                        	вы-брас-ыва(ть) 
    суффиксальная           	 суффиксальные
          -ок-                         	 брос-ок, брос-к-а, брос-оч-ек
Описание слайда:
ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ НЕЛИНЕЙНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ СЛОВО СЛОВОФОРМЫ бросок ед.ч. мн.ч. И.п. бросок-˜ броск-и Р.п. броск-а броск-ов Д.п. броск-у броск-ам В.п. бросок-˜ броск-и Т.п. броск-ом броск-ами П.п. (о) броск-е (о) броск-ах МОРФЕМА МОРФЫ корневая корневые брос- брос-ок, брос’-и(ть), брош-у, вы-брас-ыва(ть) суффиксальная суффиксальные -ок- брос-ок, брос-к-а, брос-оч-ек

Слайд 9


Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





Вариантные флексии 

-ой и -ою:   весн-ой – весн-ою,

       		       бедн-ой – бедн-ою
 
Вариантные суффиксы 

-ёхонек  / -ёшенек: 

красн-ёхонек  -  красн-ёшенек
Описание слайда:
Вариантные флексии -ой и -ою: весн-ой – весн-ою, бедн-ой – бедн-ою Вариантные суффиксы -ёхонек / -ёшенек: красн-ёхонек - красн-ёшенек

Слайд 11





Основные типы слов, в которых выделяется                                                             

        нулевой формообразующий суффикс:
           
 - суффикс повелительного наклонения глагола: 
           сядь-Ø- ˜ (ср. ид-и- те)
          
 - суффикс прошедшего времени глагола :
           вытек-Ø- ˜ (ср. вытек-л- а)
           
 - суффикс формы инфинитива
            течь-Ø, печь-Ø (ср. пе-ть)
Описание слайда:
Основные типы слов, в которых выделяется нулевой формообразующий суффикс: - суффикс повелительного наклонения глагола: сядь-Ø- ˜ (ср. ид-и- те) - суффикс прошедшего времени глагола : вытек-Ø- ˜ (ср. вытек-л- а) - суффикс формы инфинитива течь-Ø, печь-Ø (ср. пе-ть)

Слайд 12





Нулевой словообразующий суффикс могут иметь:
 - отглагольные существительные (со значением отвлеченного действия):  бег-Ø-˜ (от бегать), подогрев-Ø-˜ (от подогревать), похвал-Ø-а (от похвалить);
- отглагольные существительные (со значением лица по действию): задир-Ø-а (от задираться);
- отадъективные существительные (со значением отвлеченного признака):  синь-Ø-˜ (от синий), чернь-Ø-˜ (от черный), 
Нулевой словообразующий суффикс могут иметь:
 - отглагольные существительные (со значением отвлеченного действия):  бег-Ø-˜ (от бегать), подогрев-Ø-˜ (от подогревать), похвал-Ø-а (от похвалить);
- отглагольные существительные (со значением лица по действию): задир-Ø-а (от задираться);
- отадъективные существительные (со значением отвлеченного признака):  синь-Ø-˜ (от синий), чернь-Ø-˜ (от черный), 
     ширь-Ø-˜ (от широкий);
- отадъективные существительные (со значением лица по признаку): универсал-Ø-˜ (от универсальный);
- прилагательные, образованные от существительных с предлогом (со значе-нием  'не имеющий…'): бескрыл-Ø-ый (от без крыльев),
      безрук-Ø-ий (от без рук);     
 - порядковые числительные: восьмидесят-Ø-ый (от восемьдесят), сот-Ø-ый (от сто), пят-Ø-ый (от пять);
 - прилагательные, образованные на базе словосочетаний:                      
 ширококрыл-Ø-ый (от широкие крылья).
Описание слайда:
Нулевой словообразующий суффикс могут иметь: - отглагольные существительные (со значением отвлеченного действия): бег-Ø-˜ (от бегать), подогрев-Ø-˜ (от подогревать), похвал-Ø-а (от похвалить); - отглагольные существительные (со значением лица по действию): задир-Ø-а (от задираться); - отадъективные существительные (со значением отвлеченного признака): синь-Ø-˜ (от синий), чернь-Ø-˜ (от черный), Нулевой словообразующий суффикс могут иметь: - отглагольные существительные (со значением отвлеченного действия): бег-Ø-˜ (от бегать), подогрев-Ø-˜ (от подогревать), похвал-Ø-а (от похвалить); - отглагольные существительные (со значением лица по действию): задир-Ø-а (от задираться); - отадъективные существительные (со значением отвлеченного признака): синь-Ø-˜ (от синий), чернь-Ø-˜ (от черный), ширь-Ø-˜ (от широкий); - отадъективные существительные (со значением лица по признаку): универсал-Ø-˜ (от универсальный); - прилагательные, образованные от существительных с предлогом (со значе-нием 'не имеющий…'): бескрыл-Ø-ый (от без крыльев), безрук-Ø-ий (от без рук); - порядковые числительные: восьмидесят-Ø-ый (от восемьдесят), сот-Ø-ый (от сто), пят-Ø-ый (от пять); - прилагательные, образованные на базе словосочетаний: ширококрыл-Ø-ый (от широкие крылья).

Слайд 13





Вопрос 2.  

Морфонология как самостоятельный  раздел  языкознания. Основные единицы морфонологии  –  морфонема  и субморф.
Описание слайда:
Вопрос 2. Морфонология как самостоятельный раздел языкознания. Основные единицы морфонологии – морфонема и субморф.

Слайд 14





В словоформах
брос-ок, брос’-и(ть), брош-у, вы-брасыва(ть) 

2 корневых морфонемы:   1. {с – с' – ш};  2. {о – а}                                 

В словоформах    брос-ок, брос-оч-ек, брос-к-а                                                                                                  

2 суффиксальных морфонемы:  1. {о - Ø};    2. {к – ч'}                                      

В словоформах благородный, облагородить,  
                 облагороженный,  облагораживать                                                                                        

2 корневых морфонемы: 1. {д – д' – ж}; 2. {о – а}                                  

В словоформах подданный, по[д’д’]етый, 
                           по[т]писанный                           

1 префиксальная морфонема {д – д' – т}
Описание слайда:
В словоформах брос-ок, брос’-и(ть), брош-у, вы-брасыва(ть) 2 корневых морфонемы: 1. {с – с' – ш}; 2. {о – а} В словоформах брос-ок, брос-оч-ек, брос-к-а 2 суффиксальных морфонемы: 1. {о - Ø}; 2. {к – ч'} В словоформах благородный, облагородить, облагороженный, облагораживать 2 корневых морфонемы: 1. {д – д' – ж}; 2. {о – а} В словоформах подданный, по[д’д’]етый, по[т]писанный 1 префиксальная морфонема {д – д' – т}

Слайд 15





На какие морфемы членится основа в словах?                                                                        

1)  огурец, немец тарелка, 

потолок, жаворонок, ресница            

2)  молодец, купец, книжка, 

стрелок, ежонок, игольница
Описание слайда:
На какие морфемы членится основа в словах? 1) огурец, немец тарелка, потолок, жаворонок, ресница 2) молодец, купец, книжка, стрелок, ежонок, игольница

Слайд 16





Вопрос 3. 
Словообразование как самостоятельный раздел языкознания.
Описание слайда:
Вопрос 3. Словообразование как самостоятельный раздел языкознания.

Слайд 17





 Какие слова являются объектом словообразовательного анализа?                                                                                                

свет,     светить, 
свечение, освещение
Описание слайда:
Какие слова являются объектом словообразовательного анализа? свет, светить, свечение, освещение

Слайд 18





                            Классификация 
      единиц словообразовательной системы

а) элементарные (производящие и форманты –    
                                 гитар-а      +       ист); 

б) простые      (производные  -   гитарист); 

в) комплексные 
                 словообразовательные типы 
                 (гитарист, пианист, флейтист, арфист, баянист) 
                 
                 словообразовательные категории 
                 (гитарист, скрипач, барабанщик, дударь, ударник) 
                 
                 словообразовательные гнезда          
                 
                 словообразовательные цепочки 
                 
                 словообразовательные парадигмы
Описание слайда:
Классификация единиц словообразовательной системы а) элементарные (производящие и форманты – гитар-а + ист); б) простые (производные - гитарист); в) комплексные словообразовательные типы (гитарист, пианист, флейтист, арфист, баянист) словообразовательные категории (гитарист, скрипач, барабанщик, дударь, ударник) словообразовательные гнезда словообразовательные цепочки словообразовательные парадигмы

Слайд 19


Морфемика и словообразование (дериватология). Введение в курс, слайд №19
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию